Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:45, шпаргалка
краткие ответы по гос экзамену по "Педагогике"
Надо помогать
ребенку в его самосовершенство
В своей работе А. И. Кочетов определяет параметры самовоспитания: а) направленность, т.е. мотивы работы над собой. б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное). в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное). г) эффективность в формировании личности (выполняет функции: главные и вспомогательные).
Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение противоречий, и привести в действие такие факторы как: самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.
Коллектив – организованная форма объединения людей на основе какой-либо определенной целенаправленной деятельности. Коллектив – это группа людей, имеющих общи цели, для достижения которых организуют общую деятельность и выступают в взаимозависимых отношениях. Коллектив имеет большое влияние на формирование личности. В общей работе у человека развивается чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочувствия.
Коллектив в педагогике это объединение учеников, отличающихся признаками: 1)Общая общественно значимая цель 2)Общая совместная деятельность 3) сплоченность, взаимопонимание, защищенность, “чувство локтя”, причастность, взаимопомощь, взаимоответсвенность, доброжелательность, бескорыстие. 4)Общий выборный руководящий орган. 5) Разумное сочетание личных и общественных инициатив.
Ученический коллектив это группа учеников, объединенная общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающиеся сплоченностью, общей ответственностью. Теория коллектива была разраб А.С.Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма его жизни, остановка - смерть. Макаренко изучал коллектив, дал определение, на практике описал, как влияет коллектив на воспитание, формирование личности, описал признаки коллектива.
Определил этапы его развития (деление на этапы условно, нет четких границ, т.к. у каждого коллектива свой темп развития): 1 стадия: становление коллектива. Характерезуется недостаточной организованностью, разобщенностью учеников, они лишь формально объединены. У всех них разный социальный опыт работы в коллективе и для низ руководитель очень важен, для того, чтобы сплотить коллектив. В заключение стадии выделяется актив, общая цель, общая деятельность и общая организация. 2 стадия: усиливается влияние актива; стабилизируется структура коллектива: установление дисциплины (оформляются нормы поведения, круг требований) теперь педагог его использует в целях индивидуального развития каждого ученика, личности; разрешаются различные противоречия: между коллективом и отдельными учениками, или отдельными группировками. 3 стадия: расцвет коллектива: наступает взаимозависимость, т.е. предъявляются более высокие требования к себе, чем к товарищам. Формируется целостная, нравственная личность. Общий опыт, одинаковые оценки события. 4этап - коллектив характеризуется наличием всех признаков. Возможен дополнительный признак - каждый член коллектива предъявляет требование к себе самому, как если бы это было требование коллектива. Все члены коллектива занимаются самовоспитанием
Три модели отношений между личностью и коллективом. 1) Личность подчиняется коллективу. 2) гармонизация отношений .3) личность подчиняет коллектив. (лидерство)
Значение коллектива: 1.Личность получает удовлетворительную жизнедеятельность 2. Коллектив – элемент воспитания, к которому надо стремиться 3. Легче приучить соблюдать правила в коллективе.
А.С. Макаренко – о перспективах – это практическая цель, способная увлечь и сплотить коллектив. Перспектива бывает: близкая, средняя, далекая.
Близкая перспектива: быстрая реализация своей деятельности с получением результата (поход в цирк, кинотеатр, игра, соревнование). Высший уровень – радость от ожидания, осуществления. Средняя перспектива: более отдаленный срок реализации, опыт коллектива уже имеется. Нужны усилия, определенные затраты (отдых с классом). Она выдвигается, когда уже оформлен коллектив. Далекая перспектива: отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий (успешное окончание школы). Непрерывная смена перспектив – обязательное условие прогрессивного движения коллектива.
А.С. Макаренко – принцип параллельного действия - это требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через коллектив. Каждый член коллектива оказывается под параллельным воздействием трех сил: воспитатель, актива и всего коллектива. Воспитатель – непосредственно и опосредованно через актив и коллектив. Постепенно с укреплением коллектива непосредственное воздействие воспитателя снижается, а воздействие коллектива повышается. Этот принцип применим уже на второй стадии коллектива. Макаренко советовал этим принципом пользоваться очень осторожно, т.к. коллектив может наказать провинившихся очень сурово.
Долгие годы
авторитет Макаренко был
Обучение-это целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно- познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно- эстетических взглядов и убеждений (Е.С.Рапацевич.)
Функция – внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения функциями процесса обучения являются его свойствами и обуславливают комплексную реализацию всех его компонентов, направленных на творческое саморазвитие личности учащегося.
Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную. Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование у школьников знаний, умений и навыков, опыта репродуктивной познавательной деятельности. Согласно образовательной функции знания в процессе изучения становятся достоянием личности школьника, входят в структуру ее познавательного опыта, в способность мобилизовывать прежние знания для решения оригинальных задач, поиска дополнительной информации и добывания новых знаний. Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого.Отечественной психологической школой и педагогическими исследованиями установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности. Один из важнейших законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Разв фун-я обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработано и организовано так, чтобы включать учащегося в активную и сознательную разнообразную деятельность, которая развивала бы у него сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы. Развивающая функция обучения наиболее успешно реализуется в ряде специальных технологий или методических систем, преследующих именно цели развития личности. В отечественной дидактике для этого имеется специальный термин «развивающее обучение».
Современная организация обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика, в первую очередь умственное: обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации и пр.; обучение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов; обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее. Воспитательная фун-я. Процесс обучения носит также и воспитывающий характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, также как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение. Воспитывающим фактором обучения является, прежде всего, содержание образования. Вторым фактором воспитания в процессе обучения, является характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, Учитель должен отбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного потенциала, во-вторых, так строить процесс обучения, чтобы стимулировать личностное восприятие учебной информации учениками, вызывать их активное оценочное отношение к изучаемому, формировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность.
Следует также иметь в виду, что не только воспитание зависит от обучения, но и наоборот: без определенного уровня воспитанности, желания ученика учиться, наличия элементарных навыков поведения и общения, принятия учащимися этических норм общества невозможно обучение.
Для реализации воспитательной функции обучения учитель должен: 1) анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного потенциала. 2)так строить процесс обучения и общения, чтобы стимулировать личностное восприятие учебной информации учащимися, вызывать их активное оценочное отношение к изучаемому, формировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность. Необходимо создать условия для благоприятного формирования школьников, оставив им право, свободу и самостоятельность в анализе действительности и выборе системы взглядов.
Связь между образовательной, развивающей и воспитательной функциями обучения. Они находятся в сложно переплетающихся связях, взаимообусловленности: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно условием активизации первопричины. В этом выражается диалектический характер их единства.
Функции обучения реализуются на практике, во-первых, комплексом задач урока, включающих в себя задачи образования, воспитания и развития школьников; во-вторых, таким содержанием деятельности учителя и учащихся, которое бы обеспечило реализацию всех трех видов задач с учетом того, что на каждом этапе урока какие-то из них будут решаться в большей или меньшей мере; в-третьих, единство этих функций осуществляется сочетанием разнообразных методов, форм и средств обучения; в-четвертых, в процессе контроля и самоконтроля за ходом обучения и при анализе его результатов одновременно оцениваются ход осуществления всех трех функций, а не одной из них (Ю.К. Бабанский).
Этим определяется ряд требований к обучению, выполнение которых, согласно современной дидактике, делает его более успешным и качественно новым.
Содержание образования - сист науч ЗУНов (знания, умения и навыки), а также мировоззренческих и нравствено-эстетических идей, которыми необходимо овладевать учащимся в процессе обучения. Содержание образования - педагогически адаптированная система ЗУНов, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, которое обеспечивает развитие личности. Источник содержания образования – социальный опыт человечества, закрепленный в материальной и духовной культуре. Каждая эпоха наполняет культуру новым, только ей свойственным содержанием, отвечающим потребностям и задачам общества.
Понятие содержание образования включает несколько компонентов:
1.когнит опыт личности –система знаний
о природе, технике и т. д. 2.опыт практической
деятельности. 3.опыт развития творчества
- поиск решений новых проблем. 4.опыт отношений
личности –мотивационно-ценностно-
Содержание образования
является одним из факторов экономического
и социального прогресса
Содержание образования
должно обеспечивать: А) адекватный мировому
уровень общей и