Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:45, шпаргалка

Краткое описание

краткие ответы по гос экзамену по "Педагогике"

Вложенные файлы: 1 файл

gos_po_pedagogike.doc

— 639.00 Кб (Скачать файл)
  1. Основные требования к современному уроку. Планирование и подготовка к уроку

Требования  к уроку

Урок - форма организации учебной деятельности в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся (класс, по твердому расписанию, используя разные методы для достижения поставленных им дидактических задач).

Современный урок - четко организованная форма воспитательно-образовательной работы, включающая разнообразные коллективные и индивидуальные занятия под руководством педагога с целью сознательного, активного, прочного усвоения учебного материала, развития творческого мышления.

Современные требования: 1. Повышение научно-технического уровня урока, т.е. усовершенствование. Использование современных научно- технических средств обучения (это вызывает интерес). Например: компьютерное обучение, демонстрация оборудования. 2. Развитие познавательной активности учащихся в ходе урока: мобилизация учебной деятельности; создать деловую обстановку; ученик не должен быть пассивен, он должен участвовать на уроке. Способы: игра; упражнения; беседа; творческие задания. 3. Поэлементное усвоение знаний (т.к. материал очень большой, его необходимо разбить на блоки, которые будет взаимосвязаны, в логической последовательности). 4. Поисковый путь усвоения знаний (использование на уроке элементы исследования, поиска, нахождения ответа; поисковый путь обучения находит свое проявление в такой структуре урока, когда новые знания усваиваются на основе наблюдения, опыта, т.е. на основе школьного эксперимента). 5. Активизация процесса закрепления знаний (т.е. развитие самостоятельности школьников). Приемы: опрос темы, заданной на самостоятельное обучение; рефераты, доклады; выступления; сравнение. 6. Многообразие видов деятельности на уроке (частая смена деятельности, активности школьников на уроке). Этим самым, мы способствуем к развитию сознательного усвоения знаний. Урок должен быть разнообразным, чтобы интерес не угасал. 7. Целевая установка урока и его общая организационная четкость; разнообразие способов орагинизационного построения и проведения уроков; рациональное использование учебно-наглядных пособий и технических средств. 8. Соблюдение принципов обучения: четкая постановка задач и их последовательное решение; оптимальный отбор содержания, выбор форм учебной работы, методов, приемов и средств, направленных на развитие познавательной активности и самостоятельности приобретение знаний под руководством учителя.

Каждый урок - это законченный  отрезок учебной работы. Подготовка учителя к уроку складывается из двух органически связанных между собой этапов: планирование системы уроков по теме и конкретизация этого планирования применительно к каждому уроку, продумывание и составление планов отделельных уроков.

Тематическое  планирование предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебно-воспитательного процесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы. В эту систему, в зависимости от основной дидактической цели, могут войти как уроки различного типа и вида, так и другие формы организации внеклассной и внеурочной работы учащихся. Успех тематического планирования зависит главным образом от того, насколько четко учитель представляет себе, что должны учащиеся усвоить, с чем познакомится. Поэтому тематическое планирование начинается с тщательного: изучения учителем учебной программы по предмету, образовательных стандартов, выделения основных воспитательных целей и целей развития учащихся в рамках изучения предмета в целом и в ракурсе решения дидактических задач по данной теме. Поскольку результаты воспитания и развития учащихся проявляются не сразу после проведения того или иного урока, планировать эти задачи надо на более длительный период, т.е. по курсу в целом (что определено программой), и по целой теме или разделу. Пример: 1. Название темы 2.Формирование новых понятий и способов действий 3.Применение (формирование умений и навыков) 4.Домашнее задание.

В основу приведенной  схемы тематического планирования М.И. Махмутов положил дидактическую структуру урока, компоненты которой содержат элементы знаний (понятия) и способов действий, типы самостоятельных работ, т.е. содержание и способы обучения. Приступая к планированию системы уроков по очередной теме, учитель должен ясно представлять, какими опорными ЗУН уже овладели учащиеся, какие виды преемственных связей (внутрипредметные, межпредметные) могут и должны на их основе актуализироваться. Из этого можно разработать конкретные программы работы учащихся по данной теме. В этих программах учитель четко намечает, какими основными ЗУН по их применению должен овладеть учащийся при изучении материала данной темы. В программе перечисляются основные понятия и закономерности, которые вводятся по данной теме (или изучаются неизвестные признаки ранее введенных понятий), важнейшие сведения об изучаемых явлениях, процессах, событиях и т.д.; характеризуюся типы задач, которые учащиеся должны научится решать, а также предлагаемые приращения в знаниях, умениях и навыках учащхся, которые должны произойти в результате изучения темы. Одновременно учитель планирует формирование у учащихся умений учебно-исследовательной деятельности, намечает основные задачи воспитания ответственного отношения учащихся к изучаемому содержанию темы, к тем видам деятельности, который предстоит школьникам выполнять в ходе изучения данной темы.

Планирование  урока (поурочное планирование.) Непосредственная подготовка учителя к уроку - это планирование урока, конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельно взятому уроку, продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как определены основное содержание и направленность урока.

План урока В нем отражается тема урока и класс, в котором он проводится, цель урока с конкретизацией его дидактических задач, краткое содержание материала, изучаемого на уроке, определяется форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач.

Подготовка к уроку 1. Отбор фактического материала, выяснение новых достижений науки по проблеме; подбор методических приемов, отбор пособий 2. Выделение глав, основные идеи, основные проблемы, отбор основных методов (в зависимости от класса, темы и т.д.). 3. Анализ результатов занятий. 4. Окончательное определение типа и структуры урока. 5. Подбор материалов и методов к отдельным частям урока. 6. Определение содержания работы с отдельными учащимися (индивидуальные задания, кого спросить и т.д.). 7. Подготовка раздаточного материала и пособий к уроку.8.  Составление плана урока.

Составляется  план на основе тематического плана, содержания программы,  а также уровня подготовки учеников.

В планировании урока  и разработке технологии его проведения выделяются две взаимосвязанные  части: 1) обдумывание цели урока, каждого его шага; 2) запись в специальной тетради в той или иной форме плана урока. Цель урока - определиться исходя из содержания материала программы, материальной базы школы и характера той деятельности учащихся с учебным материалом, который можно организовать в данной учебной ситуации. После определения основного содержания и направленности собственной деятельности и деятельности учащихся на уроке учитель отбирает необходимый и достаточный материал. Оцененивает возможности учащихся и свои собственные, готовит себя психологически к возможным изменениям занятия в связи с меняющимися условиями на уроке, с введением в содержание урока дополнительной информации. Подготовка учителя к уроку охватывает, не только тщательный анализ учебного материала, его структурирование в соответствии с этапами его изучения, но и возможные вопросы, ответы, суждения самих учащихся в ходе работы с этим материалом - его восприятия, осмысления и т.п. После такого тщательного анализа, обдумывания композиции урока учитель осуществлянт запись плана-конспекта урока.

 

  1. Анализ урока. Типы анализа. Самооценка урока

Качество и эффективность  урока во многом зависит от умения учителя анализировать свои и  чужие успехи и ошибки. Таким образом  важным элементом педагогического творчества является анализ и самооценка своего урока. Анализ собственной работы – одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки учителя к вдумчивому разбору своих действий и тех последствий и результатов, к которым они привели, или могут привести. Анализ полезно проводить сразу после состоявшегося урока и до начала следующего, т.е. когда подготовлен в своей основе конспект урока. В этом случае учитель продумывает, все ли им учтено при подготовке к уроку с учетом результатов предыдущего урока. Самооценка базируется на анализе уже проведенного урока, когда учитель еще раз анализирует намеченный им план, смотрит что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно.

Схема самоанализа урока, предложенная  Т. А. Ильиной: 1. Общая структура урока; 2. Реализация основной дидактической цели урока; 3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения; 4.Воспитание в процессе урока; 5. Соблюдение основных принципов дидактики; 6. Выбор методов обучения; 7. Работа учителя на уроке; 8. Работа учащихся на уроке; 9. Гигиенические условия урока; 10. Некоторые специальные задачи.

Конечно, целенаправленное изучение собственного опыта или  опыта других учителей может проводится не по всем параметрам, а по 2-3 из перечисленных. Это зависит от того, что является главным для учителя на данный момент его работы.

Типы  анализа урока: -

Краткий анализ проводится с целью общей оценки качества урока: оцениваются цели урока, их реализация, содержание материала, методы, средства, использованные учителем, мотивы учения, результаты обучения и воспитания на уроке.

Аспектный анализ применяется руководителем школы для глубокого освещения одной стороны учебно-воспитательного процесса, осуществляемого на уроке. (дидактического, психологического, воспитательного, методического, организационного). Анализу могут быть подвергнуты и более частные стороны урока, например, отдельные способы активизации познавательной деятельности учащихся, приемы воспитательного воздействия, содержание учебного материала и т. д.

Полный анализ - это система аспектных анализов урока. Проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса на уроке.

Поэтапный анализ – анализируются основные этапы урока в зависимости от их последовательности. Проводится с целью оценки результатов и анализа отдельных этапов (цели урока, изучение нового материала, закрепление, повторение, задание на дом).

Структурный анализ - дает возможность подвергнуть анализу взаимосвязи всех элементов урока, их обусловленность и зависимость от поставленных целей урока. Структурный анализ направлен на выявление доминирующего элемента урока, выявление структур отдельных элементов в зависимости от его задач, определение целесообразности составляющих элементов урока, их последовательности.

Комплексный анализ 3-5 уроков по одной теме или системы посещаемых уроков. Дается анализ развития содердания, методов, организационных форм процесса обучения школьников на уроке. Это всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов обучения. Выявляется, как осуществляется учителем процесс индивидуализации и дифференциации обучения, как идет реализация воспитательной функции.

Выбор типа зависит от целей анализа.

 

  1. Организация современной лекции по психологии

Лекция – это форма организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, системное и последовательное изложение преподавателем учебного материала.

Цель лекции - организация целенаправленной деятельности студентов по овладению программным материалом учебных дисцеплин.

Функции лекции: 1. Информирование - изложение системы знаний. 2. Ориентеровачная - обеспечивание основы, для усвоения програмного материала через внутрипредметные и межпредметные связи. 3.Мотивационная –предполагает формирование познавательных интересов предметов, и  содержание будующей профессиональной деятельности. 4.Воспитательная функция предполагает сознательное отношение к обучению, развитию интереса и активизации деятельности.

Классификация видов лекции. I. По целевому назначению. 1.Лекции составляющие вводные курсы (например, введение в профессию). 2.Лекции составляющие общий систематический курс (напр, общая психология). 3.Лекции составляющие обзорные курсы. 4. Лекции составляющие специальные курсы (напр, социальная психология у социальных психологов). 

II. По форме обучения. 1.Установочные лекции. 2.Эпизодические, разовые лекции- для работы по определенным направлениям. 3.Обзорные лекции.

III. По формам организации: 1.Информационная лекция- передача учебного материала путем трансляции (доминирующая позиция лектора) 2.Проблемная лекция - от преподавателя к студентам (и наоборот), движение от аудитории –вопрос информационного характера. 3.Лекция-визуализация- (использование интерактивной доскуссии). 4.Лекции с опорным конспектированием (напр, студентам до лекции дается материал для ознакомления, вспоминания, а уже на лекции преподавателю демонстрируют свое отношение к этому материалу). 5.Лекции вдвоем (лекцию читают два преподавателя).

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"