Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:45, шпаргалка

Краткое описание

краткие ответы по гос экзамену по "Педагогике"

Вложенные файлы: 1 файл

gos_po_pedagogike.doc

— 639.00 Кб (Скачать файл)

Полный анализ урока. В практике управления чаще применяется такой вид анализа урока, в котором объединяется несколько аспектов. Полный анализ урока - это система аспектных анализов урока. Проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса на уроке.

Поэтапный анализ урока Анализу подвергаются основные этапы урока в зависимости от их последовательности. Проводится с целью оценки результатов и анализа отдельных этапов (цели урока, изучение нового материала, закрепление, повторение, задание на дом).

Структурный анализ направлен на выявление доминирующего элемента урока, выявление структур отдельных элементов в зависимости от его задач, определение целесообразности составленных элементов урока, их последлвательности.

Период  развития (пути и средства повышения продуктивности, эффективности), который делится на 2 части: 1) рост внутреннего потенциала (Педагогическое мастерство - это системная совокупность качеств и свойств личности педагога, которые приобретаются в процессе профессионального становления в виде педагогических умений. Это комплксное свойство личности, обеспечивающее высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности. Педагогическое мастерство включает: гуманистическую направленноть личности, профессиональные знания предмета и его преподавания; Интеллектуальный уровень; Широкий кругозор; Педагогическая техника (умение управлять собой, взаимодействовать) - знания педагогики и психологии. Умение строить отношения и т.д. 2) Средства роста, повышения квалификации: -участие в семинарах, -открытые занятия, -участие в конференциях, -самообразование, -саморазвитие, -курсы повыш квалификации, -публикации.

 

  1. Внеурочные формы учебной работы с различными группами обучающихся

Внеурочные формы  работы –это различные виды деятельности учащихся воспитательного и образовательного характера, организованные и проводимые школой во внеурочное время.

Задачи 1) формирование интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умений по предмету 2) организация свободного времени учащихся с целью общего развития, нравственно-этическое воспитание.

Требование: 1) органичная связь урочной и неурочной работы 2) добровольный характер участия 3) обязательное выполнение взятых поручений 4) цленаправленность и регулярность 5) массовый охват различными видами деятельности, но отсутствие строгово учета знания, отсутствие регламентации большая самостоятельность и инициатва учещихся.

Выделяются следующие формы внеурочной работы: по способу подачи языкового материала - устные и письменные (стенная газета, стенды); по частоте проведения - систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников - индивидуальные, групповые, массовые. Каждая из указанных форм внеурочной работы имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого материала, характером участия школьников в работе. Следует подчеркнуть, что разделение этих видов внеклассной работы из-за тесной связи между собой в значительной мере условно.

Формы организации: 1) Массовые формы внеурочной работы- КВНы, недели знаний по какому-либо предмету, тематические вечера, научно-практические конференции, выставки творческих работ, встречи с интересными людьми, связанными с этим предметом. К массовой работе привлекаются большое количество учащихся -  несколько классов, вся школа. Цель -формирование и совершенствование познаватнльной деятельности. Требования: яркость, занимательность.

2) Групповая работа осуществляется на факультативных занятиях, в кружках, клубах (практические занятия, познавательные игры). Цель -формирование и совершенствование умений и навыков. Требования - периодичность, постоянный состав групп, отчет перед другими классами в занимательной форме.

3) Индивидуальная работа и зависимости от интересов учащихся обычно связана с углубленным изучением теоретических вопросов, решением задач повышенной сложности, выполнением экспериментов (чтение книг и журналов, подготовка рефератов).Цель - углубление знаний, формированиие творческих способностей. Требования - высокий уровень исследования, творческая деятельность.

При проведении любого занятия  с группой учащихся или организации  массовых форм работы одним из важнейших  этапов является индивидуальная работа с отдельными школьниками. С другой стороны, индивидуальная внеурочная работа с отдельными школьниками обычно является продолжением или составной частью его занятий в кружке или факультативе, участие в массовом внеурочном мероприятии по предмету.

Формы внекласной учебной работы: 1) экскурсия- форма, при которой учещиеся усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними (производственная, естественно-научная, историческая- литературная, краиведческие). Условия эффективности: наглядность, связь с жизнью, профориентация. 2) факультативы- проводятся параллельно с изучением обязательных предметов в форме урока, экскурсии, семинара, дискуссии и т. д. Факультативные занятия представляют собой сверхпрограииныые занятия, право выбора которых остается за учащимися, Задачи: а) удовлетворять запросы учащихся в углубленном изучении отдельных учебных предметов; б) развивать учебно-познавательные интересы и способствовать повышению познавательной активности; в) способствовать развитию творческих способностей и индивидуальности учащегося. Кроме этого есть предметные кружки, научное общества, практикумы, консультации, конференции. Все перечисленные и другие индивидуальные, групповые и массовые виды внеурочной работы по предмету тесно связаны между собой. При планировании внеурочной работы необходимо учитывать частоту проведения, а также методику подготовки тех или иных видов мероприятий

 

  1. Дидактические стратегии управления формированием познавательной деятельностью в курсе психологии

 

Виды  опережающего обучения:

1. Проектный (проективный)  – операционализация усваемого  содержания знаний. Регламентация  деятельности ученика учителем.

2. Рефлексивный – предполагает  выделение и осознание самого субъекта познания и обобщение способов его собственной познавательной деятельности.

Таксономия учебных  задач.

Учебная задача – проект будущего учебного действия, реализуемого в определенных условиях.

Таксономия – классификация  учебных задач по критерию требования задачи к когнитивному составу проектируемой учебной деятельности.

Дидактические стратегии  – набор управляющих воздействий, обеспечивающих адекватное усвоение материала.

Реализация каждого  вида опережающего управления осуществляется с помощью набора учебных задач.

Вид опережающего управления

Учебные задачи

Дидактические стратегии

Тип проблемной ситуации

Пректный

1. предполагающие воспроизведение  знаний – на повторение и  актуализацию усвоенного содержания (назвать, воспроизвести, актуализировать,  вспомнить, узнать)

Стратегия репродуктивного  обучения

Перцептивно-мнемический

1+2+5 (задачи)

2. предполагающие простые  мыслит. операции – описание, систематизация  фактов (перечислить,описать,проанализировать,сравнить,обобщить,классифицировать)

3. предполагающие сложн.  мыслит. операции – формир. собств. позиции обучающихся по отношению к исслед. проблемам, задачи на ориентацию и объяснение (объяснить, доказать, аргументировать,  проинтерпретировать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия продуктивного  обучения

 

 

 

 

Продуктивно-эвристический

3+4+5+2

4. предполаг. обобщение  знаний и сочинение- порождение опред. Речевых  высказываний для выражения продуктивного мыслит-го акта (написать, разобрать,  сочинить)

 

5. предполаг. продуктивное  мышление- направлены на решение  проблем практич. Характера (применить  на практике, осуществить  поиск  решения проблемы, разработать и осуществить на практике)

Рефлексивный

6. обеспечивающие переход  к осознанному использованию  собственных приемов построения  алгоритмов, эвристик, способов анализа  открытых задач (осуществить выбор  стратегии совместного или индивидуального решения проблемы, способом межличностного взаимодействия в ходе совмест. деят-ти, осуществить выбор типа научного текста, средств переработки инфы)

Продуктивно-рефлексивный

6+4+5


Стратегии обучения (В.Я  Ляудис):

1. Стратегия репродуктивного  обучения – использует задачи 1, 2 групп. Применяется на начальных этапах обучения. Ориентируется на обязательный минимум усвоения учебного материала.

2. Стратегия продуктивного  обучения. Задачи 3-6 групп. Применяется  на промежуточных и заключительных  этапах. Ориентирована на возможность нахождения нестандартных творческих решений.

3. Оптимальная дидактическая  стратегия. Ориентирована на адекватное  сочетание задач из различных  групп и применяется с учетом  уровня усвоения. Для определения  оптимальной стратегии необходимо выделить тип проблемной ситуации как критерий применения всего диапазона учебных задач с учетом логики процесса усвоения.

Типы проблемной ситуации:

1. Перцептивно-мнемический  тип – ознакомление, наблюдение  и освоение непосредственно практических моделирующих действий с целью построения репродуцируемых представлений (н-р, Осуществить наблюдение и анализ эмпирических проявлений личности, используя шкалу противопоставлений)

2. Продуктивно-эвристический  тип – освоение простых и  сложных эвристических программ с целью нахождения нового неизвестного ранее решения (н-р, Осуществить сопоставление теорий памяти, используя для интерпретации различные основания)

3. Продуктивно-рефлексивный  – обобщение и систематизация  ранее построенных способов познавательной деятельности и способствовать самоорганизации системы способов познавательной деятельности в данном предметном содержании (н-р, Составить характеристику личности)

 

  1. Мотивы учения школьников, их влияние на результаты обучения. Пути и методы их формирования

Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Мотивы - главные движущие силы дидактического процесса, конкретные побуждения, причины.

А.К. Маркова выделяет 2 группы психологических характеристик учебных мотивов: 1.содержательные качества мотивов связаны с характером самой учебной деятельности и к ним относятся: осознанность, самостоятельность возникновения или проявления, обобщенность, действенность, степень расспространения на несколько учебных предметов, формы учебных заданий 2. динамические качества связаны с психофизиологическими особенностями ребенка и проявляются в устойчивости мотива, его силе и выраженности, эмоциональной окраске.

Принято выделять 3 вида источников активности (внутренние; внешние; личные) и следующие функции учебных мотивов: побуждающую, направляющую и регулирующую.

Классификаця  мотивов по разным критериям.

I. А.К. Марковой. Она основывается на классификации Л.И. Божович и выделяет аналогичные группы учебных мотивов (познават, социал), дифференцируя каждую из них.

К уровням познавательной мотивации относятся: 1)широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями), 2)учебно -познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний, и затем на построение специальной программы самосовершенствования). К уровням Социальные мотивы: 1) широкие социальные (долг и ответственность; понимание социальной значимости учения), 2)узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), 3)мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми).

II. Мотивы могут быть внешние (исходят от педагогов, родителей, общества и приобретают форму требований) и внутренние мотивы могут быть осознанные (школьник может рассказать причину обучения), и неосознанные (не причина, а лишь смутные ощущения).

III. Мотивы могут быть реальные (осознаваемые), мнимые (надуманные).

Мотивом можно определить отношение шкоьника к учению, степень  его активности, самостоятельности.

Мотив зависит от разных факторов: возраста, воспитания, времени, окружающей среды и т.д.

Существует  взаимосвязь следующих категорий: потребность, мотив, ценность. Потребность - состояние субъекта, испытываемое им нужда в чем-либо. Она может осознаваться и неосознаваться. Мотив –а)побуждение к деятельности для удовлетворения потребности, б)причины, лежащие в основе выбора действия, поступка. Интерес –один из мотивов, форма проявления познавательной потребности. Интерес возникает с привлекательностью обучения, либо деятельностью. Ценность – общественная или личная значимость явления, события, действия.

Изменение мотивов учебной деятельности: 1. Младший школьник –стремление почувствовать себя взрослым, новизна, стремление к атрибутам, возникновению трудностей, самоутверждение, труд, который оценится. 2. Подросток –на первом месте- среда общения, меняется область увлечений, взаимоотношения с педагогом, субъективное непонимание смысла учения. 3.Старшеклассник –дифференциация предметов на нужные и ненужные, теоретические и практические.

Группы мотивов: 1.Социальные мотивы –быть образованным, полезным для общества. 2.Мотивы общения. 3.Моральные –должествование, ответственность, стыд. 4.Мотивы самовоспитания –кругозор, воля, усидчивость. 5.Мотив престижа –занять высокое положение. сделать карьеру. 6. Познавательные –интерес к новому.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"