Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:45, шпаргалка
краткие ответы по гос экзамену по "Педагогике"
Структура лекции: 1)Вступление (10-15мин) а) Формулировка темы, новизна и степень изученности.б) Изложение плана лекции, включая наименование вопросов. в) характеристика лекции по данной проблеме. г) ретроспектива напоминания на установление внатри предметных связей. 2).Основная часть (50-60).- Изложение материала в соответствии с предложенным планом. 3)Подвидение общих итогов лекции (10-15 мин) -обобщение материала.- формулирование выводов.
Критерии оценки содержания лекции.
Первая группа. Критерии оценки содержания лекции: соответствие темы и содержания тематическому плану и учебной программе.- научность и точность используемой терминалогии.- соотношение содержания лекции с содержанием учебника.
Вторая группа. Критерии оценки методики чтения лекции: Структурирование лекции, методические аспекты лекции.- Рациональное сочитание методов.- логичность, доказательность, оргументированность изложения материала.- использование записей на доске, раздача наглядного материала. использование приемов закрепления.- подведение итогов на прошлых этапах и на заключительном.
Третья группа. Критерии оценки организации лекции: время (четкость начала и окончания лекции)- Посещаемость лекции студентами.
Четвертая группа. Соотношение аудитории современным нормам и требованиям.
Пятая группа. Критерии оценки руководства работы студентов на лекции: осуществление контроля за ведением конспекта лекции.- просмотр конспектов до, вовремя и после занятий; использование поддержания внимания и снития усталости студентов; разрешение задавать вопросы лектору.
Шестая группа. Критерии оценки лекторских данных преподавателя: Внешний вид.- манера поведения, умение держаться перед аудиторией.- Речевые данные и дикция.- Эмоциональность. Стиль использования опорных материалов.
Седьмая группа. Критерии оценки результативности: Степень реализации плана лекции; Информационно-познавательная ценность лекции; Воспитательное воздействие.
Практические занятия (лабораторные занятия) - заключаются в выполнении студентом под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретической основы предмета, приобретения навыков творческой деятельности и овладение методами практической работы.
Классификации: I. По целевому назначению: ознакомительные (закрепление и конкретизация изученного материала); Аналитические (получение новой информаци на основе сформулированных методов. Напр, один испытуемый, а другой экспериментатор); Творческие лабораторные занятия (получ новую информацию, путем самостоятельно бранных подходов решения задач). II. По формам организации: тренинг; занятие с решением типовых задач; занятие с решением ситуативных задач; занятие по моделированию реальных задач.
Структура: 1) вводная часть (15-20 мин формулировка темы, изложение теоретических основ работы, требования к результатам, пробное выполнение задания под руководством преподавателя) 2) Основная (самостоятельное выполнение задания учеником 30-40 мин, текущий контроль, устранение трудностей) 3)Заключительная (20-25 мин, подведение итогов, оценка результатов, выдача рекомендаций, сбор отчетов).
Критерии оценки: 1гр Критерии оценки содерж занятия (соответствие темы и содержания) 2гр Критерии методики проведения (наличие демонстративных приемов выполнения задания) 3гр Критерии организации (осуществление текущего контроля, оценка выполнения работы, оперативности) 4гр Критерии педагогических данных 5гр Критерии результативности (оценка степени сформированности у студентов необходимых умений и навыков.
Все формы практических занятий (семинары-практикумы, лабораторные и собственно практические занятия) служат тому, чбобы студенты отрабатывали на них практические действия по психологическому анализу и оценке действий и поступков (поведения) людей в разнообразных ситуациях, складывающихся в реальной действительности. Для студентов пед вузов - это главным образом педагогические ситуациии: особенности взаимодействия учителя и учеников, совместные или индивидуальные действия коллег, поведение учащихся в учебной и внеучебной обстановке, взаимоотношения детей и родителей и мн др. Студенты других гуманитарных вузов, изучающих психологию, будут работать вне образовательной системы - в учреждениях и на предприятиях в качестве практических психологов или руководителей коллективов и будут сталкиваться на практике с разнообразными ситуациями
Все формы практических занятий по психологии имеют целью научить студентов применению теоретических знаний на практике. Таким образом на занятиях моделируются фрагменты их будующей деятельности в виде учебных ситуационных задач, при решении которых студент отрабатывает различные действия по применению соответветствующих психологических знаний. Собственно практические занятия проводятся в стенах самого учебного заведения или в местах практики студентов и имеют целью обучить их решению специфических задач по профилю своей специальности. Это могут быть задачи по разрешению психологического конфликта в ученическом коллективе класса - для школьного психолога; задачи по распознаванию нервно-психических расстройств по представленным симптомам и примерного диагноза - для медицинских психологов; и т. д.
Лабораторные занятия помогают студентам выявлять те или иные психические явления, особенности социально-психологических механизмов взаимоотношений людей в группе и т. п. Основное предназначение лабораторных занятий - обучение студентов исследовательскому подходу к изучению психологии как науки.
Семинары-практикумы, на которых студенты обсуждают различные варианты решения практических ситуационных задач, выдвигая в качестве аргументов психологические положения. Оценка правильности решения вырабатывается коллективно под руководством преподавателя.
Семинары-дискуссии посвящаются обычно обсуждению различных методик психологического исследования применительно к нуждам практики, в процессе чего студенты уясняют для себя приемы и методы изучения психологических особенностей конкретных людей (детей и взрослых), с которыми им придется работать. При опробовании тестов студенты могут заняться самопознанием.
Таковы основные формы групповых занятий, каждая из которых несет свои специфические функции, формируя у студентов умение приложить к практике знание теории психологии.
Разработка учебных задач для практических занятий, осоновываясь на принцыпах 1) это принципп «от теории - к практике, когда подбираются вопросы и задачи из числа теоретических проблем и предлагается студентам самим найти соответствующие примеры в практической жизни (в быту, в учебной, трудовой, общественно-политической, спортивной и другой деятельности). Решая такие задачи, студент лучше усваивает теорию, а правильно ответив, демонстрирует уровень своего понимания проблемы.2) «от жизни - к теории». В этом случае в задачах предлагаются различные практические ситуации, которые студент должен проанализировать с точки зрения известной теории.
Семинар – это форма организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение теоретических вопросов под руководством преподавателя.
Семинарские занятия в школе и вузе играют важную роль как в теоретической подготовке школьника, так и в практической.
Цель семинарского занятия – способствовать углубленному усвоению учащимися наиболее сложных вопросов учебного курса, побудить их к коллективному творческому обсуждению, овладению научными методами анализа явлений и процессов, активизировать самостоятельное изучение первоисточников, научной и методической литрературы, формировать навыки самообразования.
Классификация: I. По целевому назначению: просеминар (Цель – ознакомить студентов со спецификоой самостоятельной работы, формирование навыков работы с научной литературой) собственно семинар (Цель – углубленное изучение отдельных, наиболее важных тем), Специализированный семинар (Цель – углубленное изучение проблемы, имеющей практическую направленность. например, проводятся на базе практики). II. По форме проведения: развертываетя беседа на оснеовании плана; устный опрос по плану семинара; прослушивание и обсуждение докладов студентов; семинар-дискуссия; семинар-тематическая конференция.
Структура семинара: 1) Вступительное слово преподавателя (тема, цели, задачи 5-10 мин) 2) Основная часть (60-70 мин выступления студентов и обсуждение) 3) Заключительное слово преподавателя (10-15 мин подведение итогов, оценка достижений, оценка деятельности студентов, установка на следующий семинар)
Критерии оценки: 1гр. Критерии оценки качества (оценка содержания семинара, наличие дискуссионных вопросов; профессиональная направленность – связь с профессией подготовки) 2гр. Критерии оценки методики преподавания семинара. (приемы закрепления полученной информации, использованных методов контроля) 3гр. Крит оценки организации семинарского занятия (наличие подготовленности студентов.) 4гр Критерии руководства (побуждение студентов к высказыванию, наличие мировоззрения и микрозаключения до и после каждого вопроса) 5гр. Критерии педагогических данных (стиль, внешний вид) 6гр. Критерии результативности (степень выполненности поставленной целей и стпень соответствия результатов необходимым требованиям).
Семинарским занятиям должна предшествовать специальная консультация, на которой сообщается тема, план, список литературы, даются методические указания о целесообразной последовательности в подготовке, технике учебного труда. Эффективности семинарского занятия споствуют подготовка рефератов и практических заданий. Важен грамотно поставленный вопрос, целесообразна проблемная постановка вопроса, возбуждающая у школьников интерес и потребность найти научное объяснение рассматриваемым явлениям.
Методика семинарского занятия должна соответствовать уровню развития учящихся, характеру изучаемого материала. Важно регулировать активность аудитории, дать возможность проявить себя каждому, целесообразноо использовать дифференцированный подход, стимулирующий участие в работе учащихся разных уровней развития мышления.
Все формы практических занятий (семинары-практикумы, лабораторные и собственно практические занятия) служат тому, чбобы студенты отрабатывали на них практические действия по психологическому анализу и оценке действий и поступков (поведения) людей в разнообразных ситуациях, складывающихся в реальной действительности. Для студентов пед вузов - это главным образом педагогические ситуациии: особенности взаимодействия учителя и учеников, совместные или индивидуальные действия коллег, поведение учащихся в учебной и внеучебной обстановке, взаимоотношения детей и родителей и мн др. Студенты других гуманитарных вузов, изучающих психологию, будут работать вне образовательной системы - в учреждениях и на предприятиях в качестве практических психологов или руководителей коллективов и будут сталкиваться на практике с разнообразными ситуациями
Все формы практических занятий по психологии имеют целью научить студентов применению теоретических знаний на практике. Таким образом на занятиях моделируются фрагменты их будующей деятельности в виде учебных ситуационных задач, при решении которых студент отрабатывает различные действия по применению соответветствующих психологических знаний.
К основным формам практических занятий могут быть отнесены следующие: Семинары-практикумы, на которых студент обсуждает различные варианты решения практических ситуативных задач, выдвигая в качестве аргументов психологические положения. Оценка правильности решения вырабатывается коллективно под руководством преподавателя. Семинары-дискуссии посвящаются обычно обсуждению различных методик психологического исследования применительно к нуждам практики, в процессе чего студенты уясняют для себя приемы и методы изучения психологических особенностей конкретных людей (детей и взрослых), с которыми им придется работать.
Самоорганизация деятельности педагога складывается из Периода функционирования (подготовка, реализация, анализ профессиональной деятельности), который можно разделить на следующие этапы: - прогнозирование, планирование, подготовка; - организация, проведение; - анализ и самоанализ. Подготовка учителя к уроку складывается из 2х органически связанных между собой этапов: планирование системы уроков по теме и конкретизация этого планирования применительно к каждому уроку, продумывание и составление планов отдельных уроков. Оценивает возможности учащихся и свои собственные, готовит себя психологически к возможным изменениям занятия в связи с меняющимися условиями на уроке, с введением в содержание урока дополнительной информации. Подготовка учителя к уроку охватывает, не только тщательный анализ учебного материала, его структурирование в соответствии с этапами его изучения, но и возможные вопросы, ответы, суждения самих учащихся в ходе работы с этим материалом - его восприятия, осмысливания и т.п. После такого тщательного анализа, обдумывания композиции урока учитель осуществлят запись плана-конспекта урока.
Анализ урока может быть кратким, аспектным, полным, поэтапным, структурным, комплексным.
Краткий анализ проводится с целью общей оценки качества урока: оцениваются цели урока, их реализация, содержание материала, методы, средства, используемые учителем, мотивы учения, результаты обучения и воспитания на уроке.
Аспектный анализ урока применяется для глубокого освещения одной стороны учебно-воспитательного процесса, осуществляемого на уроке. Аспектный анализ предполагает разбор и оценку таких аспектов урока: дидактического, психологического, воспитательного методическогого, организационного.