27.Концепции происхождения
воспитания. Характер воспитания
в первобытном обществе. Ряд концепций ученых о происхождении
воспитания создан под влиянием эволюционных
представлений о развитии человека, что
ведет к игнорированию социальной сущности
воспитания, к биологизации воспитательного
процесса.Сторонники таких концепций
(например, Ш. Летурно, А. Эспинас) отождествляют
инстинктивные действия животных с воспитательной
практикой первобытных людей и приходят
к выводу о том, что единственная основа
воспитания — инстинктивное стремление
людей к продолжению рода и закон естественного
отбора.Среди ученых распространено также
мнение, сформировавшееся в конце XIX—начале
XX века, о том, что основой воспитания является
инстинктивное стремление детей активно
подражать старшим (эту теорию развивал,
например, американский автор П. Монро).
Советская история педагогики, объясняя
происхождение воспитания, опирается
на учение классиков о развитии общества
и человека как природного и социального
существа. Основным условием возникновения
воспитания была трудовая деятельность
первобытных людей и сформировавшиеся
при этом общественные отношения. .Сначала
это происходило в процессе трудовой деятельности,
всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем
воспитание становится особой сферой
деятельности и сознания человека.В первобытном
обществе ребенок воспитывался и обучался
в процессе своей жизнедеятельности, участия
в делах взрослых, в повседневном общении
с ними. Мальчики участвовали вместе со
взрослыми мужчинами в охоте и рыбной
ловле, в изготовлении оружия; девочки
под руководством женщин собирали и выращивали
урожай, готовили пищу,делали посуду и
одежду.На последних этапах развития матриархата
появились первые учреждения для жизни
и воспитания подрастающих людей—дома
молодежи, отдельные для мальчиков и девочек,
где под руководством старейшин рода они
готовились к жизни, труду, «посвящениям».На
стадии патриархальной родовой общины
появились скотоводство, земледелие, ремесло.
В связи с развитием производительных
сил и расширением трудового опыта людей
усложнялось и воспитание, которое приобрело
более многосторонний и планомерный характер.
Дети приучались к уходу за животными,
земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость
в более организованном воспитании, родовая
община поручала воспитание подрастающего
поколения наиболее опытным людям. Наряду
с вооружением детей трудовыми умениями
и навыками они знакомили их с правилами
зародившегося религиозного культа, преданиями,
обучали письму. Сказания, игры и танцы,
музыка и песни, все народное устное творчество
играло огромную роль в воспитании нравов,
поведения, определенных черт характера.
В результате дальнейшего развития появились
зачатки военного воспитания: мальчики
учились стрелять из лука, пользоваться
копьем, ездить верхом и т. д. В возрастных
группах появилась четкая внутренняя
организация, выделились вожаки, усложнилась
программа «посвящений», к которым готовили
молодежь специально выделенные старейшины
рода. Стало уделяться больше внимания
усвоению начатков знаний, а с появлением
письменности и письму.В условиях родового
строя воспитание начало выделяться как
особая форма общественной деятельности.С
появлением частной собственности, рабства
и моногамной семьи наступило разложение
первобытного общества. Возник индивидуальный
брак. Семья стала одним из важнейших общественных
явлений, основной экономической ячейкой
общества, к ней перешли от родовой общины
функции воспитания детей. Дети являлись
непременными участниками общинных праздников,
включавших в себя обрядовые игры, пляски,
пение, жертвоприношения. Родовая община
поручала старшим, умудренным опытом людям
знакомить молодое поколение с обрядами,
традициями и историей рода, с религиозными
верованиями, воспитывать у младших почитание
старших и умерших. Большое место в воспитании
нравов и поведения детей занимало устное
народное творчество: предания, песни
и др.Переходу юношей и девушек в полноправные
члены рода предшествовала специальная
подготовка под руководством самых авторитетных
и мудрых людей. Она заканчивалась посвящением,
состоявшим из публичных испытаний, в
которых проверялась готовность молодежи
к выполнению обязанностей взрослого
члена родового общества. |
28.Воспитание в
Странах Древнего Востока. В странах древнего Востока
специальные учреждения (школы) все более
становились привилегией господствующих
групп населения.
В глубокой древности зародилась и укрепилась
школа в Индии. В продолжение тысячелетий
там сохранила свое существование т. н.
общинная школа, создаваемая общинами
простых земледельцев. Наряду с ней большое
значение имели школы в городах, при храмах
для знатных и богатых.
Развивались школы и в Малой Азии и Африке
(Египет). В ряде государств здесь существовало
земледелие, связанное с искусственным
орошением, с использованием таких природных
явлений, как периодические разливы рек.
Люди вели наблюдения за природными явлениями,
учились предсказывать наводнения, накапливали
опыт по постройке плотин и разного рода
сооружений. Появились зачатки наук: астрономии,
геометрии, арифметики, медицины; стали
создаваться для построек простейшие.
Все эти сведения сосредоточивались в
руках господствующих групп населения,
зачастую облекались мистикой и таинственностью.
Кроме замкнутых жреческих или придворных
школ, возникали и школы для потребностей
управления государством и хозяйством
— это школы писцов, школы служащих и т.
д. Постепенно менялся в некоторых странах
и способ письма. Так, например, в Египте
в жреческих школах обучали сложному иероглифическому
(«священному») письму, а в школах для писцов
было использовано упрощенное (иератическое)
письмо.
При обучении письму и счету использовались
некоторые облегчающие обучение приемы,
например счет на разноцветных камешках,
упрощенные приемы расчета и т. д. У всех
народов был широко распространен счет
на пальцах.
В Древнем Китае, существовали низшие
и высшие школы. В высших школах дети привилегированных
учились читать и писать сложным иероглифическим
способом, изучали философию и мораль
произведения писателей и поэтов. Там
сообщались и некоторые сведения по астрономии.Дисциплина,
особенно в школах для писцов, была суровой,
телесные наказания широко применялись.
Большинство детей простых людей и рабов
не получали подготовки в школах; основные
знания и навыки, связанные с трудом и
нормами поведения, сообщали им родители
и окружающие.
В странах древнего Востока специальные
учреждения (школы) все более становились
привилегией господствующих групп населения.В
глубокой древности зародилась и укрепилась
школа в Индии. В продолжение тысячелетий
там сохранила свое существование так
называемая общинная школа, создаваемая
общинами простых земледельцев. Наряду
с ней большое значение имели школы в городах,
при храмах для знатных и богатых.
Развивались школы и в Малой Азии и Африке
(Египет). В ряде государств здесь существовало
земледелие, связанное с искусственным
орошением, с использованием таких природных
явлений, как периодические разливы рек.Люди
вели наблюдения за природными явлениями,
учились предсказывать наводнения, накапливали
опыт по постройке плотин и разного рода
сооружений. Появились зачатки наук: астрономии,
геометрии, арифметики, медицины; стали
создаваться для построек простейшие
машины. Все эти сведения сосредоточивались
в руках господствующих групп населения,
зачастую облекались мистикой и таинственностью.
Кроме замкнутых жреческих или придворных школ, возникали и школы
для потребностей управления государством
и хозяйством — это школы писцов, школы служащих и т.
д. Постепенно менялся в некоторых странах
и способ письмао.При обучении письму
и счету использовались некоторые облегчающие
обучение приемы, например счет на разноцветных
камешках, упрощенные приемы расчета и
т. д. У всех народов был широко распространен
счет на пальцах. |
29.Воспитание и
педагогическая мысль Древней
Греции. Школа. Др.Греция состояла из небольших
рабовладельческих гос-в (полисов). Наиболее
влиятельными из них были Лакония (гл.город-
Спарта) и Аттика (гл.город- Афины),где сложились
особые системы воспитания,которые обслуживали
только детей рабовладельцев.В Спарте
вос-ие осуществляло гос-во, оно преследовало
задачу готовить из детей спартиатов воинов,
будущих рабовладельцев.С 7 л мальчики,
жившие до этого времени дома, помещались
в вос-ые учреждения, (агеллы), где вос-сь
и обучались до 18 л. Руководителем их назначался
известный властям человек—педоном. Особое
внимание обращалось на физ. вос-ие подростков,много
внимания уделялось военно-гимнастическим
упражнениям. К физ. вос-ию присоединялись
музыка, пение и религиозные танцы, носившие
боевой, воинственный характер.Нравственное
и пол. вос-ие давалось во время специальных
бесед гос.руководителей с молодежью.
Детей приучали к четкости и краткости
ответов («лаконическая речь»).Юноши 18—20
лет переводились в группу эфебов и несли
военную службу. Большое внимание было
обращено на военное и физическое воспитание
девушек. Когда мужчины уходя на войну,
оставляли город и жилища, вооруженные
женщины несли охрану и держали в повиновении
рабов.
В Афинах дети до 7 л вос-сь дома,затем мальчики
начинали посещать школу. Девочки получали
дальнейшее вос-ие в семье, приучаясь к
домашнему хозяйству.Первоначально дети
(с 7 до 13—14 л) обучались в школах грамматиста
и кифариста. Занятия вели учителя-дидаскалы
(«дидаско»—я учу, позже: «дидактика»
— теория обучения). В школу мальчиков
сопровождал один из рабов, называвшийся
педагогом (от слов «пайс» — ребенок, «агогейн»—вести).В
школе грамматиста обучали читать, писать
и считать.В школе кифариста давалось
литературное образование и эстетическое
вос-ие.В 13—14 л мальчики переходили в учебное
заведение, называвшееся палестрой (школа
борьбы). Здесь в продолжение 2-3лет они
занимались системой физ. упр-ий( пятиборье).
С ними велись беседы по полит. и нравст.вопросам.
Физ.вос-ем и беседами в палестре руководили
наиболее известные граждане.Наиболее
обеспеченная часть молодежи поступала
далее в гимнасии (позже — гимназии), где
изучала философию, политику, литературу,
для того чтобы подготовиться к участию
в управлении государством, и продолжала
заниматься гимнастикой.Затем юноши с
18 до 20 л переходили в эфебию, где продолжалось
их военное и политическое вос-ие. Педагогическая мысль. В публичных выступлениях и
трудах древнегреческих ученых и философов
Сократа, Платона, Аристотеля и Демокрита
содержатся ценные мысли о воспитании
и обучении.
Целью воспитания, по мнению Сократа, должно
быть не изучение природы вещей, а познание
самого себя, совершенствование нравственности.
Воспитание, по мнению Платона, д. б. организовано
государством и соответствовать интересам
господствующих групп — философов и воинов.
В своей пед. системе Платон стремился
объединить в единую систему удовлетворявшие
его идеям черты спартанского и афинского
воспитания.Игре как средству воспитания
малолетних детей Платон придавал большое
значение.Все воспитание в системе Платона
построено на глубоком презрении к физ.
труду. Дети рабов к образованию не допускаются.Платон
высказал ряд важных мыслей о дошкольном
воспитании, о последовательной государственной
системе воспитания, выдвинул требование
о воспитании через положительный пример
и др.
По Аристотелю, существуют 3 вида души:
растительная; животная; разумная. 3 видам
души, по Аристотелю, соответствуют 3 стороны
воспитания: физическое, нравственное
и умственное. Цель воспитания, по его
мнению, состоит в развитии высших сторон
души — разумной и волевой.
Вершиной древнегреческой философии являются
взгляды Демокрита. Он много внимания
уделяет в своих трудах вопросам воспитания,
обращается к законам природы, к подлинному
знанию, которое разрушает суеверие и
страх. Одним из первых Демокрит выдвинул
вопрос о природосообразности воспитания.
Демокрит подчеркивал огромную роль труда
в воспитании. Он предостерегал от дурного
примера и считал очень важным упражнения
в нравственных поступках. Демокрит будил
критическое отношение к рабовладельческим
устоям, звал к настоящему познанию природы,
к соединению воспитания с трудом. |