33. Школа и педагогическая
мысль Западной Европы в эпоху
средневековья. Церковные школы.ёВ центрах церковного управления
были соборные, или кафедральные, школы.
Эти школы в ряде мест делились на внутренние
школы и внешние школы для детей.Монастырские
и соборные школы, имели особые помещения,
предназначенные для учения; определенные
сроки обучения не устанавливались. Учителями
были духовные лица, получившие навыки
учебной работы.При ряде приходских церквей
велось преподавание в приходских школах.
В школах обучались только мальчики. Приходские
школы помещались в каком-либо церковном
помещении или на квартире того служителя
культа, который брал на себя обучение
детей. Обучали в них чтению молитв на
латинском языке и церковному пению, реже
учили письму. В приходской школе учение
продолжалось несколько лет: наряду с
детьми учились и юноши и даже взрослые
люди, решившие постигнуть «книжную мудрость».
Учитель не щадил своих учеников за ошибки;
жестокие телесные наказания были очень
распространены. Основная масса народа
не получала образования в школах; дети
воспитывались родителями в повседневном
трудеКурс обучения в монастырях и в соборных
школах постепенно стал расширяться, в
него включены были грамматика, риторика
и диалектика, а в некоторых обучали еще
и арифметике, геометрии, астрономии и
музыке.
^ Воспитание светских
феодаловСодержание рыцарского воспитания
составляли «семь рыцарских добродетелей»:
езда верхом, плавание, владение копьем,
мечом и щитом, фехтование, охота, игра
в шахматы, умение слагать и петь стихи.
До 7 лет старшие сыновья феодалов оставались
в своей семье; с 7 лет они направлялись
в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену),
где выполняли обязанности пажа при жене
сюзерена. С 14 лет, с вручением меча, которое
совершалось в торжественной обстановке,
до 21 года юноша состоял оруженосцем сюзерена,
обучаясь ездить верхом, умению владеть
оружием., по достижении 21 года он посвящался
в рыцари. Младшие сыновья видных феодалов
оставались дома, упражняясь в «рыцарских
добродетелях» и обучаясь у капеллана
замка религии, реже — чтению, письму;
некоторые из них направлялись ко двору
епископа и готовились к занятию высших
церковных должностей.Образование девушек
знатного происхождения стояло несколько
выше, чем юношей. Многие из них направлялись
в женские монастыри, где проходили особый
курс обучения. Некоторые знали прозу
и поэтические произведения латинских
авторов.
^ Возникновение университетов.
Цеховые, гильдейские и городские школы. В XII веке были открыты университеты
в Италии, во Франции, в Англии и затем
в других странах. В Средней Европе в XIV
веке открывается университет в Чехии
(Прага) и несколько позже в Польше (Краков).
Как правило, средневековые университеты
возникали по инициативе ученых и пользовались
правом самоуправления, сами вырабатывая
распорядок своей жизни, избирая должностных
лиц (ректора и др.), и тщательно защищали
свои права. |
34. Западноевропейская
школа и педагогика эпохи Возрождения. Деятели эпохи Возрождения
— гуманисты — выдвигали на первое место
культ человека и настойчиво боролись
против церковно-религиозного мировоззрения,
закрепощавшего личность. Но выдвигаемые
ими прогрессивные положения касались
лишь социальной верхушки общества. Для
детей знатного происхождения гуманисты
требовали полноценного физического и
эстетического воспитания, овладения
латинским и греческим языками, необходимыми
для изучения античных памятников литературы.В
программу умственного образования гуманистами
включались такие естественнонаучные
предметы, как математика, астрономия,
механика, естествознание.Гуманисты с
уважением относились к ребенку, выступали
против суровой дисциплины. Они стремились
развить в ребенке любознательность и
интерес к знаниям.В школах, которыми руководили
педагоги-гуманисты, влияние церкви на
содержание обучения было слабее, однако
религия все же занимала значительное
место.
В то же время продолжали развиваться
городские школы, где проходили первоначальное
обучение дети ремесленников и торговцев.
Появились школы для девочек (как правило,
частные). В большинстве городских школ
обучение осуществлялось на родном языке
учащихся. Наряду с начальными школами
в XVI веке существовали повышенные (латинские)
школы и средние школы (коллегиумы, гимназии)
с 8—10-летним обучением (для детей состоятельных
родителей).
В различных странах педагогическая мысль
в эпоху Возрождения развивалась по-разному,
отражая специфические особенности развития
данной страны.
Так, в Италии гуманист Витторино да-Фельтре
организовал школу, названную им «Дом
радости». В основу организации этой школы
были положены принципы гуманистической
педагогики.Школа была открыта в прекрасном
дворце, на лоне природы. Особенно большое
внимание уделялось физическому развитию
учащихся. Основными предметами обучения
были классические языки и классическая
литература, воспитанники занимались
математикой, астрономией, совершали экскурсии
в природу. Большое значение придавалось
играм, развитию физических и духовных
сил человека.
Одним из представителей педагогической
мысли эпохи Возрождения был французский
писатель-гуманист Франсуа Рабле. Рабле
был сторонником идеи наглядности, жизненности
обучения. Он советовал связать обучение
с окружающей действительностью.
Мысль о воспитании молодого поколения
в процессе трудовой деятельности была
впервые высказана английским мыслителем-гуманистом
Томасом Мором. Им же была выдвинута идея
о соединении теоретического образования
с трудом.
Педагогические идеи Томаса Мора имели
большое значение в развитии педагогической
мысли. Он провозгласил принцип всеобщего
обучения, требовал одинакового образования
для мужчин и женщин, выдвинул мысль о
широкой организации самообразования,
просвещения взрослых, подчеркнул огромную
роль трудового воспитания, впервые высказал
идею о возможности уничтожения противоположности
между физическим и умственным трудом.
Мор был первым провозвестником педагогических
идей раннего утопического социализма.
Таким образом, зарождение и развитие
в недрах феодального общества капиталистического
способа производства вызвало существенные
изменения во взглядах на воспитание.
Появились новые теории. Появились и школы,
которые должны были удовлетворять потребности
в образовании нового класса. |
|