36.Я.И.Коменский
(1592-1670)-Основоположник педагогической
науки.Его работа «Великая Дидактика». Ян Амос Коменский (1592 - 1670) -
крупнейший педагог, выдающийся общественный
деятель 17 века. Образование получил традиционное
для того времени - окончил латинскую школу,занимался
педагогической деятельностью в различных
странах Европы. Благодаря своим учебникам
Коменский стал знаменит еще при жизни.Коменский
был основоположником педагогики нового
времени. В его теоретических трудах по
вопросам обучения и воспитания детей
(«Материнская школа», «Великая дидактика»
и др.) рассмотрены все педагогические
проблемы. С его именем связано выделение
педагогики из философии и оформление
ее в самостоятельную науку. В трудах Я.
А. Коменского впервые определены предмет,
задачи и основные категории педагогики,
сформулирована и раскрыта идея всеобщего
обучения всех детей независимо от социального
положения родителей, пола, религиозной
принадлежности. Демократические идеи
отражены в замечательной работе «Великая
дидактика», написанной на опыте народных
школ юго-западных земель Руси, чешских
и словацких школ, вышедший в Амстердаме
в 1654г., - одна из первых научно-педагогических
книг. Категории дидактики
.В основании дидактики находятся
категории дидактики. Категория - это основное
понятие конкретной науки.Основные понятия
дидактики можно представить в виде нескольких
блоков понятий:1. Преподавание, учение,
обучение, образование.2. Цель, содержание,
средства.3. Виды, формы, методы. Большая
заслуга Я. А. Коменского в том, что им впервые
разработаны основы классно-урочной системы.
Он был уверен, что при соответствующей
организации учебно-воспитательного процесса
любой ребенок может взойти на «самую
высокую ступень лестницы образования».Одной
из наиболее главных идей в педагогическом
наследии Коменского, является идея Развивающего
обучения. Развитие им понимается, как
реализация природных задатков и дарований,
в соответствии с принципом природосообразности.
Призывая к формированию человека в соответствии
с идеалами добра и общественной пользы,
Я. А. Коменский особое внимание уделял
вопросам воспитания. Его труды проникнуты
глубокой верой в человеческую личность, расцвет которой всегда был
заветной мечтой великого педагога.Говоря
о развития в педагогическом наследии
Коменского, основное внимание следует
уделить проблеме развития природных
дарований. Предложенные им принципы,
методы, формы обучения (классно-урочная
система, принцип природосообразности
и др.) вошли в золотой фонд педагогической
теории.
|
37.Концепция воспитания джентльмена
Д.Локка(1632-1704 гг.).Его работа « Мысль о
воспитании». Д. Локк был одним из основоположников
эмпирико-сенсуалистической теории познания.
Локк считал, что у человека нет врождённых
идей. Он рождается будучи «чистой доской»
и готовым воспринимать окружающий мир
посредством своих чувств через внутренний
опыт — рефлексию.Важнейшие задачи воспитания:
выработка характера, развитие воли, нравственное
дисциплинирование. Цель воспитания —
воспитание джентльмена, умеющего вести
свои дела толково и предусмотрительно,
предприимчивого человека, утончённого
в обращении. Конечную цель воспитания
Локк представлял в обеспечении здорового
духа в здоровом. Воспитание джентльмена включает
(все составляющие воспитания должны быть
взаимосвязаны):Физическое воспитание:
способствует развитию здорового тела,
выработки мужества и настойчивости. Умственное
воспитание должно подчиняться развитию
характера, формирования образованного
делового человека.Религиозное воспитание
необходимо направлять не на приучения детей к обрядам,
а на формирования любви и почтения к Богу,
как высшему существу.Нравственное воспитание —
воспитать способность отказывать себе
в удовольствиях, идти наперекор своим
склонностям и неуклонно следовать советам
разума. Выработка изящных манер, навыков
галантного поведения. Биография Джона Локка.Свой
жизненный путь Джон Локк начал 29 августа
1632 г. В Рингтоне.Отец его был.. Молодой
Джон Локк учился в Вестминстерской монастырской
школе В 1665 г., окончив школу, Локк на казённый
счёт как лучший ученик поступил в Оксфордский
университет. В 1690 г. в Англии издается
“Опыт о человеческом разумении”, “Два
трактата о правлении”, а в 1693 г. - “Мысль
о воспитании”. В 1695 г. появилась его работа
“Разумность христианства”. Воспитание джентльмена.Локк
изложил свои педагогические взгляды в книге «Мысли
о воспитании» (1693).Воспитание джентльмена..
Задачей воспитания он считал воспитание
джентльмена, а не простого человека, —
джентльмена, умеющего «вести «свои дела
толково и предусмотрительно». Это — дворянин
по происхождению, отличающийся «утонченностью
в обращении», в то же время он должен обладать
качествами буржуазного дельца, предприимчивого
человека. Джентльмен должен получить физическое,
нравственное и умственное воспитание,
но не в школе, ибо школа, по мнению Локка,
это учреждение, где собрана «пестрая
толпа дурно воспитанных порочных мальчиков
всякого состояния». Настоящий джентльмен
воспитывается дома, ибо «даже недостатки
домашнего воспитания несравненно полезнее
приобретаемых в школе знаний и умений».
|
38.Концепция естественноговоспитания»нового
человека» Ж.Ж. Руссо (1712-1778) Роман-трактат
« Эмиль или о воспитании». Выдающийся представитель эпохи Просвещения,
философ и писатель, Жан-Жак Руссо (1712-1778).
Жан Жак Руссо родился в 1712 г. в Женеве
(Швейцария) в семье французов. В молодости
он перепробовал множество профессий:
гравера, переписчика нот, секретаря, домашнего
учителя. Руссо не получил систематического
образования, но страстно стремился к
самосовершенствованию, это и помогло
ему стать одним из наиболее просвещенных
людей своей эпохи. Сущность естественного воспитания
с точки зрения Ж.-Ж. Руссо и трактат.Свои
взгляды на психическую природу ребёнка
Руссо изложил в известном произведении
«Эмиль или О воспитании». Интересно то,
что считавшийся в XVIII - XIX вв. одним из наиболее
значительных теоретиков воспитания Руссо
детей не любил и никогда не занимался
воспитанием даже собственных отпрысков,
предпочитая отдавать их сразу после рождения
в приют. Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании»
является основным педагогическим сочинением
Руссо, оно целиком посвящено изложению
его взглядов на воспитание; в нем разумное
воспитание понимается Руссо как способ
общественного переустройства. В романе
действуют два персонажа - Эмиль (от рождения
до 25 лет) и проведший с ним все эти годы
воспитатель, выполняющий роль родителей.
Эмиль воспитывается вдали от развращающего
людей общества, вне социальной среды,
на лоне природы.Что такое «воспитание»?
В современном Руссо обществе существовало
понимание воспитания как переделывание
ребенка взрослыми по установленному
образцу с помощью литературы, религии
и т.п. и превращение его путем обучения
в такого человека, который нужен для соответствующего
«места» в обществе. Руссо противопоставил
такому воспитанию личность, воспитанную
средствами природы, с собственными естественными
интересами, руководствующуюся в жизни
собственными природными способностями.
Основой педагогических взглядов Руссо
составляет теория естественного воспитания,
которая тесно связана с его социальными
взглядами, с его учением о естественном
праве. Руссо утверждал, что человек рождается
совершенным, но современные общественные
условия, существующее воспитание уродуют
природу ребенка. Воспитание будет содействовать
его развитию только в том случае, если
приобретет естественный, природосообразный
характер.По мнению Ж.-Ж. Руссо, в воспитании
участвуют природа, люди и вещи. Воспитание
выполняет свою роль тогда, когда все три
определяющих его фактора будут действовать
согласованно.Еще он говорит о том что
воспитатель не должен угнетать ребенка
он должен давать полную свободу в действиях
и желаниях как он давал свободу Эмилю. |