Шпаргалки по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:27, шпаргалка

Краткое описание

А.С Макаренко(1888-1939)как выдающийся теоретик и практик советского воспитания. Его работа "Сердце отдаю детям» Пед. деятельность и взгляды Макаренко А.С..По окончанию городского училища и пед. курсов Антон Семенович в 1905г. начал работать народным учителем. Проработав 10 лет он поступает для продолжения образования в учительский институт, который окончил с золотой медалью.

Вложенные файлы: 11 файлов

36Ян Амос Коменский.docx

— 20.45 Кб (Скачать файл)

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог, выдающийся общественный деятель 17 века. Он родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию. 

 

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его  теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др.) рассмотрены  все педагогические проблемы. С его  именем связано выделение педагогики из философии и оформление ее в  самостоятельную науку. В трудах Я. А. Коменского впервые определены предмет, задачи и основные категории  педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей  независимо от социального положения  родителей, пола, религиозной принадлежности.  

 

Демократические идеи отражены в замечательной работе «Великая дидактика», написанной на опыте  народных школ юго-западных земель Руси, чешских и словацких школ, вышедший в Амстердаме в 1654г., - одна из первых научно-педагогических книг. Большая заслуга Я. А. Коменского в том, что им впервые разработаны основы классно-урочной системы. Он был уверен, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса любой ребенок может взойти на «самую высокую ступень лестницы образования». 

 

Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского, является идея Развивающего обучения. Развитие им понимается, как  реализация природных задатков и  дарований, в соответствии с принципом  природосообразности. Призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, Я. А. Коменский особое внимание уделял вопросам воспитания. Его труды проникнуты глубокой верой в человеческую личность, расцвет которой всегда был заветной мечтой великого педагога. 

 

Говоря о развития в педагогическом наследии Коменского, основное внимание следует уделить  проблеме развития природных дарований. Предложенные им принципы, методы, формы  обучения (классно-урочная система, принцип природосообразности и др.) вошли в золотой фонд педагогической теории.  

 

Современные представления  о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т. е. отличающимися друг от друга, что  характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к которым  относится и социальная психология. Она изучает следующие явления:  

 

Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые  проявляются в результате его  включения в отношения с другими  людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему  социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). Наиболее часто изучаются  такие проявления личности в группах, как: общительность, агрессивность, совместимость  с другими людьми, конфликтогенность и др. 

 

Феномен взаимодействия между людьми, в частности, феномен  общения, например: супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического  и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.  

 

Психологические процессы, состояния и свойства различных  социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду. Наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы и конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, срПедагогическое учение Коменского. «Великая дидактика» - первое научное обоснование педагогической теории

2.1 Структура и  содержание «Великой дидактики»

Центральным трудом педагогической теории Яна Амоса Коменского по праву считается «Великая дидактика». Задуманная им еще в молодости, она вынашивалась долгие годы, обрастала различными дополнениями и приложениями. Для своего времени она представляла собой поистине революционный учебник педагогической теории.

Полное название книги  звучит следующими образом:

Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить  всех всему, или верный и тщательно  продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам  каждого христианского государства  такие школы, в которых бы все  юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия  и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни.

Такое длинное название характерно для книг того периода. Заменяя собой  современную аннотацию, оно предваряло ознакомление читателя с книгой, информировало  о содержании.

Книга начинается введением, состоящим из нескольких частей. Первая из них говорит о пользе дидактики  вообще, вторая является посвящением  всем читателям, и третья обращается ко всем, стоящим во главе дел  человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям  и опекунам детей.

В данном вступлении автор  определяет дидактику как универсальное  искусство всех учить всему.

При этом в характерной  для Коменского нравственной манере он ставит целью своего учения панморалистское воспитание человека. Укажем также на антропологическую направленность введения. Ян Амос Коменский пишет, что Господь создал два превосходнейших творения: рай и человека. Педагог пытается опереться в своем произведении, прежде всего на церковное воззрение, считая именно его высшей целью своей системы.

Педагогическая система  Коменского представляет собой, прежде всего протестантское христианское учение, и направлено на образование  детей в христианском духе, а в  дальнейшем через соответственно воспитанных  детей и восстановление авторитета церкви.

Но вместе с этой целью, которая может быть оспорена по тем  или иным мотивам (секулятивным или религиозным), он определяет сверхзадачу своей дидактики:

«Руководящей основой  нашей дидактики пусть будет:

Исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и  основательного успеха...» [7, с. 243]

Для достижения этой цели Коменский  разделяет свою книгу на 33 главы. Вероятно, это число является неслучайным. Дело в том, что в том или  ином виде число «три» встречается  достаточно часто в трудах великого славянского педагога. В числе  глав оно повторяется дважды. Главы  разделяются на ряд пунктов, каждый из которых, для удобства читателя, сопровождается подзаголовком.

Из названий глав можно  логически вывести несколько  основных идей Коменского. Прежде всего, три первых главы представляют собой  оправдание человека в чистом виде. Начиная с утверждения о том, что человек есть совершенное  существо, Коменский приходит к выводу о том, что «...жизнь является только приготовлением к вечной жизни» [5, с. 260]

Повторяя вслед за ведущими идеалистами эпохи вывод о  том, что все лучшие чувства заложены в человека от природы, Коменский, тем  не менее, настаивает, что данные чувства  необходимо развивать  (главы 4-6).

7-10 главы посвящены общим  принципам обучения - обучение должно  быть коллективным, обоеполым и,  по возможности, универсальным. 

Затем несколько глав (12-16) посвящены изложению школьной реформы, которую предлагал Коменский. Он считает, что до появления "Великой  дидактики" не было "нормальных" школ.

Для реальной реформы схоластической школы Коменский предлагает требования к обучению (гл. 16), основы обучения  
(гл. 17-19) и методы обучения (гл. 20-24).

Оставшиеся главы в  основном посвящены школьной дисциплине, устройству школ, дошкольному воспитанию (материнской школе), языковому обучению (латыни и родному языку).

Заключительную главу  Ян Амос Коменский отвел условиям, необходимым для претворения своей идеи в жизнь. Педагогическая деятельность является одним из важнейших общественных дел и должна всемерно поддерживаться общественной организацией.

Итак, школа должна иметь "достаточный запас панметодических книг" [5, с. 471]. Для подготовки этих книг требуется объединение "талантливых и не боящихся труда ученых мужей" [5, с. 472]. Этот методический труд должен щедро оплачиваться покровителями школ.

Заканчивается книга проникновенной молитвой, обращенной к Господу. "Господи  Боже наш! Все, что мы совершаем в  честь имени твоего, все это  от твоих рук". [5, с. 476]

2.2 Дидактика как  теория обучения

 

Современная дидактическая  система складывается из элементов  традиционной дидактики и включает в себя элементы, представляющие ее развитие. Среди элементов традиционной дидактики мы находим вклад дидактик Коменского, Гербарта, Дьюи, Бруннера и др. Дидактика современного педагога включает элементы систем отечественных педагогов, основателей концепции базового образования.   

 Дидактика - теория  обучения. Понятие было введено  учёным Вольфгангом Ратке в ХVI веке. Содержание и смысл этому понятию дал Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.).

Категории дидактики 

В основании дидактики  находятся категории дидактики. Категория - это основное понятие  конкретной науки.

Основные понятия дидактики  можно представить в виде нескольких блоков понятий:

1. Преподавание, учение, обучение, образование.

2. Цель, содержание, средства.

3. Виды, формы, методы.

Все категории дидактики - это категории педагогики. Дидактика  же, и все её категории являются категориями педагогики.

1.      Организация, система, технологии.

Преподавание - это целенаправленная деятельность педагога, имеющая определённый порядок, последовательность, направленные на достижение педагогической цели. Эта деятельность включает в себя воспитательный аспект, информационную часть, работу с учеником по осознанию материала и практическую часть.

Учение - это процесс (сопроцесс) познания. Этот процесс включает в себя осознание и осмысление в процессе познания, упражнения и практический опыт. В процессе учения у ученика изменяются прежние и возникают новые формы поведения.

Обучение - это упорядоченное  взаимодействие педагога и воспитанника.

Знания - это совокупность идей, в которых выражено теоретическое  овладение предметом.

Умение - это способность  использовать знания на практике и  овладение способами использования  знаний.

Навыки - это умения, доведённые до автоматизма.

Содержание - это система  научных знаний, практических умений и навыков, а также способов мышления и способов деятельности по овладению  знаниями, умениями и навыками.

Организация - это упорядочение процесса обучения, придание ему формы.

Форма - это внешний вид, оболочка.

Средства - это то, что  располагается между педагогом  и учеником (классная комната, учебник, техника, голос преподавателя и  т.д.).

аботанности и конфликтности (групповых свойств) и др.


37.концепция д.Локка.docx

— 33.97 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

38.Ж.Ж.РУссо.docx

— 40.19 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

40Педагогическая деятельность И. Писталоцции.docx

— 13.95 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

43Педагогическая теория и деятельность А Дистервег.docx

— 13.57 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

мак поэма 20.docx

— 12.53 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалки по "Педагогике"