30.Воспитание и
педагогическая мысль Древнего
Рима. .
Школа.
В Риме росло рабовладение; накопление
богатств вело к расслоению населения,
что обусловило деление школ по имущественному
признаку и знатности происхождения на
элементарные и более высокой cтупени
— грамматические школы, а позже школы
ораторов.
Элементарные школы, частные и платные,
обслуживали некоторую часть небогатого
и незнатного свободнорожденного населения
(плебеев), учили чтению, письму и счету,
знакомили с законами страны. Богатые
и знатные предпочитали давать своим сыновьям
первоначальное обучение дома.
В грамматических школах, также частных
и платных, обучались сыновья привилегированных
родителей латинскому и греческому языкам,
риторике. Развитие этих школ было вызвано
необходимостью овладения ораторским
искусством теми, кто стремился занять
выборные руководящие должности.
В последние столетия республиканского
Рима возникли особые школы риторов (ораторов),
где знатное юношество за высокую плату
обучалось риторике, философии и правоведению,
греческому языку, математике и музыке,
с тем чтобы в дальнейшем занять высшие
государственные должности. После завоевания
Греции (II век до н. э.) в Риме распространяется
греческая культура и греческий язык становится
языком знати.
Со времени возникновения Римской империи
императоры превратили грамматические
школы и школы риторов в гос. школы, задачей
которых являлась подготовка преданных
императорской власти чиновников. Когда
христианство было объявлено господствующей
религией и опорой императорской власти,
на должности учителей стали назначать
представителей христианского духовенства,
и вся работа школы получила резко выраженный
церковный характер.
^ Педагогическая мысль. Наиболее известным из римских
педагогов был Марк Фабий Квинтилиан.
Сохранившиеся фрагменты его сочинения
«О воспитании оратора» позволяют судить
об основных педагогических взглядах
автора. Квинтилиан считал, что дети свободных
граждан имеют большие природные способности..
Ребенок должен воспитываться в школе,
учителю следует подходить к каждому воспитаннику
осторожно и внимательно. Сам учитель
должен быть образованным, любить детей,
быть сдержанным, не раздавать легко наград
и наказаний, быть примером для учеников
и внимательно их изучать. Каждый учитель
должен пройти все ступени обучения. Учитель
школы повышенного типа должен предварительно
учительствовать в элементарной школе.
Квинтилиан придавал большое значение
развитию речи ребенка с раннего возраста..
В целях воспитания логического мышления,
стройности и последовательности мысли
он считал необходимым изучение математики,
строить обучение, опираясь на теоретические
наставления, подражание и упражнения.
В особенности признавалось важным, чтобы
основы знаний закладывались прочно, не
спеша. |
|
|