Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:26, курсовая работа
Изучение политических партий как политико-правового явления, категории
и института является одним из наиболее значимых направлений современной
общественной науки. Теоретико-методологический и практический интерес к
этому направлению исследований в отечественной науке многократно усили-
вается формированием новой демократической – конкурентной и плюралисти-
ческой партийной системы, трансформацией политических партий в структур-
ный элемент механизма организации и осуществления государственной власти
в Кыргызской Республике.
Как показывает анализ, формирование партий и партийной системы Кыр-
гызской Республики началось еще до обретения своей независимости. Зачатки
демократического и национального самосознания стали оформляться в первые
общественно-политические движения, переросшие в последующем в полити-
ческие движения и политические партии Кыргызстана
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
СУЩНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
1.1. Теоретико-методологический анализ понятия и характерных
признаков политической партии
1.2. Основные теоретические подходы в определении роли
и функций политической партии
1.3.Типология политических партий и партийных систем
Глава 2. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ,
РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Конституционно-правовые основы и политико-правовой статус
политических партий в Кыргызской Республике
2.2. Основные принципы деятельности, организационная структура и
членство в политических партиях Кыргызской Республики
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
УЧАСТИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПАРТИЙ КЫРГЫЗСТАНА (2000 – 2010 ГОДЫ)
3.1. Первый этап. Избирательная кампания 2000 года
3.2. Второй этап. Избирательная кампания 2005 года
3.3. Третий этап. Избирательная кампания 2007 года
3.4. Четвертый этап. Избирательная кампания 2010 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ском процессе различных стран и позволивших говорить о втором этапе партогенеза.
Так, Роберт Михельс, Макс Вебер, Моисей Острогорский увидели зарождав-
шиеся в лоне социалистических партий тенденции к нарастанию роли партий-
ного аппарата в ущерб рядовому членству, к бюрократизации партийных объ-
единений, все возрастающему господству партийных лидеров и элит. Михельс
в книге «Политические партии. Социологическое исследование олигархических
тенденций современной демократии» писал, что чем больше расширяется и раз-
вивается официальный аппарат партии, тем больше вытесняется из нее демокра-
тия, заменяемая всесилием исполнительных органов. Причины отрыва партийно-
го руководства от рядовых членов партии он видел в технической неспособности
управлением большой массой людей, а также несменяемости руководителей, в их
закоренелом негативном отношении к рядовым членам.
Подтверждая этот тезис, Острогорский указывал на то, что основная часть
членов партии становится объектом манипулирования со стороны партийной эли-
ты. Под их влиянием партии пытались вырвать из рук парламента законодатель-
ную функцию, подавить спонтанное
выражение политически
групп, разрушить либеральную демократию. Поэтому, считал он, на место партий
с жесткой организацией «должны быть поставлены свободные общественные ас-
социации, движения, ставящие перед собой более конкретные и выполнимые за-
дачи разного рода, причем участие в одной из них не должно исключать участие
в другой, так, чтобы два человека, оказавшиеся противниками по одному вопро-
Политические партии Кыргызстана
су, стали затем союзниками по другому».
Помимо нарастающей
связи с встраиванием партий в избирательные процессы их идейные принци-
пы, которые ранее привлекали
рядовых граждан и
стали препятствием для завоевания партийной элитой электоральной поддерж-
ки. Поэтому идеология постепенно приносилась в жертву голому прагматиз-
му, успеху на выборах. Партийные лидеры больше ориентировались на завоева-
ние массовой поддержки, опасаясь отождествления их партии с определенным
классом и соответствующей идеологической доктриной. Партии превращались
в ассоциации «хватай всех», беря на себя функцию выражения интересов боль-
шинства нации.
Усиление централизации и прагматизации деятельности партий, с точки зре-
ния М. Вебера, позволяло рассматривать их как объединения, члены которых пы-
таются добиться власти для своих лидеров, способных в дальнейшем обеспечить
«духовные или материальные преимущества» для их «активного членства».
Наряду с оценками представителей
романо–германской школы в
время сформировались и другие теоретические позиции. Так, марксисты, делав-
шие упор на классовых основаниях возникновения партий, возвестили о возник-
новении коммунистических партий (партий «нового типа»), обладавших способ-
ностью возглавить политическое движение прогрессивных классов и выступить в
роли ведущей и направляющей преобразовательной силы. В противоположность
такому пониманию сторонники рыночной теории представляли партии в роли
«свободного игрока» на политической сцене, способного «вступать в сделки»
в интересах «политической игры» и потому не обладавшего никакими «своими»,
в том числе классовыми, позициями.
Американский политолог Сэнфорд Д. Хорвит оценивает партии как уникаль-
ный политический институт,
который выполняет ряд
имеющих важнейшее значение для процесса демократического управления:
– участие и победа
на выборах для получения
ля над органами государственной власти;
– отражение и формулирование потребностей общества;
– выдвижение политических альтернатив;
– проверка политических качеств и обучение лидеров, которые в будущем
займут свое место в управлении государством.
Насколько успешно партия исполняет свое политическое предназначение в
обществе, зависит не только от нее самой, но и от целого ряда «внешних» по от-
ношению к ней факторов – действует ли партия в условиях президентской или
парламентской республики, унитарного или федеративного устройства, а так-
же от специфики электорального законодательства. Эти и другие обстоятельства
предъявляют свои особые требования к организационному строению, повседнев-
Политические партии Кыргызстана
ной деятельности и к стратегическому планированию партии (программе, пред-
выборной платформе и т.д.).
Законодательство каждой страны особым образом регулирует роль и статус
политических партий. Так, например, основной закон ФРГ закреплял за партия-
ми функцию сотрудничества для формирования политической воли народа, а так-
же принимал закон о государственном и общественном финансировании партий9.
В итальянской конституции записано, что партии обязаны вносить свой вклад
в «определение национальной политики» (ст. 49)10. Во Франции правые партии
зарегистрированы по закону об ассоциациях 1901 года. Левые же не имеют осо-
бого юридического оформления и организуют свою работу в соответствии со ст.
4 конституции республики, гласящей, что партии и политические объединения
соревнуются за электорат, свободно образуются и осуществляют свою деятель-
ность, но обязаны уважать принципы национального суверенитета и демократии.
Разумеется, судебная власть в любой момент вправе пресечь отклонения от столь
широко сформулированных конституционных требований11.
Современный этап партогенеза свидетельствует о том, что партии стали од-
ним из основных элементов
организации политического
рования публичной власти. По мере развития парламентских, конституционных
основ буржуазной государственности, партии укрепляли свой политический и
правовой статус.
После второй мировой войны в конституциях разных стран появились соот-
ветствующие статьи, а в 70–х годах сложилось достаточное, развернутое законо-
дательство, регламентирующее их деятельность. Поощряя плюрализм политиче-
ской жизни, партии стабилизировали систему власти, основанную на устойчивом
представительстве интересов граждан. Таким образом, в данное время партии
представляют собой такой институт власти, без которого не могут осуществлять-
ся выборы как основной механизм формирования государственности, легальное
завоевание различными слоями населения ведущих политических позиций.
Так, по мнению В. Богатырева, – в политической системе общества полити-
ческие партии выполняют следующие основные функции:
1. Определяют политическую цель. Разрабатывая идеологию и программы,
партии стремятся определить стратегии и убедить граждан в возможности аль-
тернативных или иных действий.
2. Выражают общественные интересы. Выражать интересы могут и группы,
однако лишь партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непо-
средственное влияние
на решения центральных
9 Основной Закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г.
10 Конституции зарубежных государств/Сост. проф. Маклаков В.В. - 4-е изд., перераб. и доп. -
М., 2003. – С.65.
11 Конституции государств Европейского Союза / Под ред. Окунькова Л. А. — М., 1997. — С. 665-
682.
Политические партии Кыргызстана
3. Мобилизуют и социализируют граждан. Создают долгосрочную социаль-
ную и идейно–психологическую основу партийной деятельности. Формируют
соответствующее общественное мнение, используя для этих целей СМИ.
4. Формируют правящую элиту, местные органы власти, вначале теневой,
а затем и реальный состав правительства, других органов центральной власти;
обеспечивают связь между правительственными органами власти и обществом;
формируют вместе с другими
политическими инстанциями
ственного и общественного управления; обеспечивают стабильность правитель-
ственных структур и механизмов.
В то же время, в зависимости от природы того или иного общества, той или
иной страны, характера и уровня развития политической системы, политические
партии могут выполнять и другие функции. Особенно в государствах с федера-
тивным устройством
объединения.
В странах мира партии играют весьма не однозначные роли. Так, в стабиль-
ных демократических государствах, кроме органической встроенности их в ме-
ханизмы государственной власти, деятельность партий сочетается с активно-
стью множества участников избирательного процесса, причем не только интере-
сов различных групп, СМИ, но и успешно конкурирующих с ними независимых
кандидатов. Взаимоотношения населения с властью стали более непосредствен-
ными, сильнее ориентированными на индивидуальные позиции граждан. Как пи-
сал Сэмюэл Хантингтон, чем быстрее росла «приверженность американцев сво-
им политическим убеждениям», тем равнодушнее относились они к групповым
формам выражения своих политических интересов.
Вместе с тем многие партии, привыкнув к роли постоянного звена в процессе
принятия государственных решений, зачастую стали усматривать свою главную
цель в борьбе против правительства, а не в завоевании электората. В этом смысле,
по мнению немецкого теоретика Клауса фон Бойме, партии, усилив свою роль в
отборе политических элит, в определенной степени утратили влияние на полити-
ческую социализацию граждан. Весьма ощутимой тенденцией во многих запад-
ных демократиях стало и снижение партийной идентификации. Поэтому, укрепив
демократические ценности в политической жизни своих стран, партии кое–где
начинают «уходить в тень»,
повышая шансы менее
посредников в отношениях между населением и властью. В самих партиях эти
веяния времени стимулируют тенденции децентрализации и усиления роли мест-
ных организаций, ослабления требований к партийной дисциплине, расширения
связей с разнообразными
неформальными объединениями
структурами гражданского общества.
В то же время в странах, переживающих этап модернизации, получили раз-
витие иные тенденции в эволюции партийных институтов. В частности, в пост-
тоталитарных государствах, переживших период жестких идеологических тре-
Политические партии Кыргызстана
бований к членству в правящих партиях, сохранилось существенное неприятие
партийного членства. Это мешает полноценному использованию партийных ин-
ститутов для возвращения людей в политическую жизнь. Правда, борьба за вы-
бор направления общественного развития, поиск консолидирующих социум цен-
ностей порождают мощные источники формирования новых политических пар-
тий. При этом во вновь образующихся партиях сосуществуют тенденции к пре-
вращению их как в идеологически нейтральные организации, рассчитанные на
максимально широкую социальную поддержку, так и в объединения с жесткими
идейными требованиями к своим членам, централизованной организацией управ-
ления и авторитарной ролью лидеров. Отличительной чертой развития партий в
этих странах является и перманентное изменение у многих из них идейной ори-
ентации, радикализации их политических требований, тесная связь с группами
давления, а в некоторых случаях даже с криминальными структурами.
Таким образом, в
данное время партии
власти, без которого не могут осуществляться выборы как основной механизм
формирования
селения ведущих политических позиций.
1.3. Типология политических партий и партийных систем
Разнообразие исторических и социально–культурных условий развития
стран и народов привело к возникновению политических партий, которые име-
ют разные организационные структуры, разную идеологическую направлен-
ность, они существенно отличаются по способам и функциям деятельности.
Когда исследователи впервые поставили перед собой задачу типологии и клас-
сификации созданных и действующих партий, то главными критериями тако-
го деления были или моральные («хорошие» и «неблагородные»), или коли-
чественные («большие» и «малые» партии) показатели. Однако последующее
развитие политических партий во всех цивилизованных странах вызывало не-
обходимость создания более сложной типологизации. М. Дюверже, М. Вебер,
С. Коен, А. Боднер и др. за основу типологии и классификации брали опреде-
ленные критерии, которые
в последующем служили
для следующего поколения исследователей.
Одну из первых попыток исторической периодизации форм партийной орга-
низации предпринял Макс Вебер, который выделил три формы и этапа форми-
Информация о работе Политические партии Кыргызстана: теория и практика