Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 10:53, дипломная работа
Актуальность темы. Проблемы политической жизни государства всегда отличаются особой актуальностью. Интерес к ним возникает как в научных дискуссиях, посвященных обсуждению феномена политического режима, так и в среде обывателей. С момента возникновения государства вопросы о том, какие средства, методы и приемы осуществления власти лежат в ее основе, какие механизмы являются результатом их совмещения, как они влияют на государственную жизнь в целом, принадлежат к категории превалирующих среди основных вопросов, изучаемых в науках.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Политический режим: сущность, юридическая природа ……………………………………………………….
7
1.2. Недемократические режимы: тоталитарный и авторитарный….
15
1.3. Демократический режим как разновидность политического режима: понятие, признаки……………………………………………
31
1.4. Сравнительно-правовой анализ политических режимов……….
38
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД
2.1.Политико-правовая ситуация в современной России…
44
2.2. Эволюция политического режима в России…………………….
49
2.3. Подходы к определению типа политического режима в России…………………………………………………………………..
58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..
73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Политические режимы. Рис.1……………………
78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Классификация политических режимов. Рис.2…
79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Демократический политический режим. Рис.3…
80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Авторитарный режим. Рис.4…………………….
81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Тоталитарный режим. Рис. 5…………………….
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. |
3 | |
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ |
||
1.1. Политический режим: сущность, юридическая природа ………………………………………………………. |
7 | |
1.2. Недемократические режимы: тоталитарный и авторитарный…. |
15 | |
1.3. Демократический режим как разновидность политического режима: понятие, признаки…………………………………………… |
31 | |
1.4. Сравнительно-правовой анализ политических режимов………. |
38 | |
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД |
||
2.1.Политико-правовая ситуация в современной России… |
44 | |
2.2. Эволюция политического режима в России……………………. |
49 | |
2.3. Подходы к определению типа политического
режима в России……………………………………………………………… |
58 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
69 | |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….. |
73 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Политические режимы. Рис.1…………………… |
78 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Классификация политических режимов. Рис.2… |
79 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Демократический политический режим. Рис.3… |
80 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Авторитарный режим. Рис.4……………………. |
81 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Тоталитарный режим. Рис. 5……………………. |
82 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Проблемы политической жизни государства всегда отличаются особой актуальностью. Интерес к ним возникает как в научных дискуссиях, посвященных обсуждению феномена политического режима, так и в среде обывателей. С момента возникновения государства вопросы о том, какие средства, методы и приемы осуществления власти лежат в ее основе, какие механизмы являются результатом их совмещения, как они влияют на государственную жизнь в целом, принадлежат к категории превалирующих среди основных вопросов, изучаемых в науках.
Политический режим, состоящий из такой совокупности приемов и методов осуществления власти, отражает характер взаимоотношений государства и личности, олицетворяет собой порядок взаимодействия структуры управляющих и управляемых. Политический режим государства является одной из первооснов, формирующих конструкцию государства. На этой основе возникают особенности общественных отношений.
Актуальность изучения понятия «политический режим» исходит из его базового для теории государства характера.
Помимо изначальной фундаментальной ценности феномена политического режима в последнее время его изучение актуализировалось ввиду структурных и системных изменений, происходящих в нашей стране. В мировом сообществе государств Российская Федерация - государство, чей исторический опыт весьма показателен и уникален. Россия дала миру беспрецедентный пример тоталитаризма, причем основанного не на уничтожающей, как, например, в Германии, а изначально развивающей национальной идее. Страна в настоящий момент развития пришла к необходимости установления демократического режима, находится в поиске наиболее эффективных путей своего движения от одних политических идеалов к противоположным, и это заслуживает детального изучения.
Глубокие преобразования, происходящие в нашем государстве и обществе, порождают дискуссии о путях развития страны, ее политическом и правовом устройстве, сохранении целостности России. В этой связи особое значение приобретают вопросы, связанные с политической стабильностью, развитием институтов гражданского общества и правового государства, политического режима.
Кроме того, положение, при котором в условиях тотальной демократизации политических режимов в науке до сих пор не сложилось однозначного деления понятий «государственный режим» и «политический режим», существует огромное количество классификаций политических режимов, отсутствует возможность отождествлять понятия политического режима в теории и на практике, не выдерживает никакой критики.
Таким образом, в исследованиях политических режимов существует серьезный пробел. При этом его существование продиктовано как объективными, закономерными, неустранимыми причинами, среди которых быстро меняющиеся реалии политической жизни страны, так и простыми недоработками и отсутствием принципиального согласия по ряду вопросов в теории понятия.
Категория политического режима одна из самых слабо разработанных в правовой теории. Данную категорию всесторонне исследовали политологи, органически увязывая ее с характером политической системы и осуществлением государственной власти. Однако осуществление политической и, в первую очередь, государственной власти в обществе, обеспечение прав человека и гражданских свобод, равно как и их подавление в условиях деспотии, происходит на основании законодательных актов и иных правовых норм. Это тем более важно подчеркнуть, потому что идеологи и лидеры антидемократических политических режимов зачастую создают им юридическое прикрытие посредством принятия или использования демократических конституций и других правовых актов. Кроме того, присутствие формальных признаков демократии (наличие представительных (законодательных)) органов власти, коллегиальность в принятии решений, императивный мандат и т.д. зачастую служат фасадом, за которым скрывается истинное лицо политического режима.
Степень разработанности темы. Вопросами понятия, признаков, сущности и содержания политического режима, разграничения понятий политического и государственного режимов, а также режимов правового и государственно-правового, вопросами классификации политических режимов занимались и продолжают заниматься многие отечественные ученые: М.И. Абдуллаев, М.В. Баглай, А.Б. Венгеров, В.В. Глущенко, А.Л. Громыко, И.А. Исаев, В.Я. Любашиц, А.В. Малько, Г.Н. Манов, О.В. Мартышин, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, О.С. Родионов, В.И. Шепелев, Л.М. Энтин и др.
В.Н. Абрамов, В. Васович, Л.Н. Верченов, А.С. Панарин, П. Ротленд, В.Г. Федотова рассматривали данные вопросы применительно к современной России.
Обусловленность развития политического режима на основе исторического процесса была выявлена в работах таких ученых, как Н.И. Бирюков, В.И. Пантин, И.К. Пантин, A.M. Салмин, В.М. Сергеев, А.С. Хомяков, В.Е. Черепанов и др.
Среди ученых, занимающихся вопросами соотношения авторитарных и демократических начал современного политического режима, на основе чего обосновывали наличие неких промежуточных форм, объясняющих сущность режима - Ю. Афанасьев, Э. Баталов, В. Бочкарев, Ю. Буртин, Ю.А. Веденеев, В. Меркель, А. Мигранян, Б.С. Орлов, В. Смирнов, А.И. Соловьев, А. Фалин, В.Г. Федотова, К. Шмит.
В качестве объекта исследования выступает политический режим современного Российского государства. Предметом исследования являются признаки и типы политического режима; переходные состояния общества и государства, в которых формируется политический режим; это правовые и иные факторы, свойственные современному политическому режиму России, одновременно влияющие на специфику его развития; а также условия формирования различных переходных комплексных и гибридных форм политического режима на примере Российской Федерации.
Целью исследования является анализ особенностей политического режима в Российской Федерации на современном этапе развития.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определения
2.Проанализировать
3. Обосновать наличие в современном политическом режиме России признаков переходности;
4. Выявить особенности политического режима современного Российского государства, их причины.
Данная работа написана с использованием нормативных актов, научных и учебных материалов теории государства и права, статей из периодических изданий, связанных с вопросами политического режима, Интернет-источников.
В работе применялся метод обработки и анализа данных – сбор информации, обработка текста, анализ содержания документа.
Практическая значимость исследования. Данные материалы могут быть использованы в курсе преподавания учебной дисциплины «Теория государства и права», «История государства и права России», «Проблемы теории государства и права», «Политология», «Конституционное право Российской Федерации».
Структура работы определена целью и задачами. Состоит из - введения 2 глав, заключения, библиографический список.
Глава 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Политический режим, выступая способом функционирования политической системы, политической жизни, политических процессов, определяет политический климат в обществе. Он обусловливает динамику развития общества и характер политической власти в данном государстве, его внутреннюю и внешнюю политику. Политический режим связан с конституционно-правовыми принципами и структурами, регулирующими политические отношения, выражающие интересы широких слоев населения. Он тесно связан с формой правления и формой государственного устройства, а смена политического режима неизменно влечет изменение этих двух важных категорий.
Политический режим является фундаментом, формирующим конструкцию государства. На этой основе можно говорить о специфике общественных отношений, в том числе отношений власти и подчинения, а также отношений неполитического характера.
Проблема политического режима вызывает немало споров среди юристов, философов, политологов, социологов. У каждого свое видение этого понятия, и из-за отсутствия единой рамки анализа усложняется исследовательская задача и затрудняется сопоставление разных вариантов прочтения политической реальности. Еще большее значение данная тема приобретает в условиях переходных состояний, политической нестабильности, смены политических ориентиров развития. Это относится и к современной России.
Этимологически термин «режим» происходит от французского regime, означающего управление, государственный строй, образ правления, а также распорядок жизни, систему правил, мероприятий, необходимых для той или иной цели, условия деятельности1. Он появился в политической науке в XIX в., но широкое применения получил в 50-х гг.
В учебниках по конституционному праву традиционно политический режим понимается как система методов, способов и средств осуществления политической власти. Любые изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, последний же влияет на форму правления и форму государственного устройства.
В достаточной степени
Согласно первому политический режим понимается как самостоятельный элемент формы государства, при этом не сводимый только к деятельности государства. Чаще всего понятия политический и государственный режим в рамках данной модели фактически отождествляются2 .
Представители второго подхода разделяют понятия «государственный» режим и «политический» режим. Так, С.А. Кареева понимает государственный режим как «конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе»3, а Г.Ю. Курскова делает упор на организацию и систему способов осуществления именно государственной власти4. В данном определении режим, понимаемый как процесс осуществления, «проявления» государственной власти и организации, дополняется еще и ссылкой на то, что это «конкретное проявление» выражается как в уровне развития демократии, так и в степени гарантированности политической свободы в обществе. Политический же режим выступает как функциональная характеристика власти, как система приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе5.