Систему власти,
сложившуюся при Б.Ельцине часто называют «режимно-государственной»,
при которой в центре режима находился
президент с большим объемом полномочий.
Результатом такой политической практики
явилось ослабление государства, не способного
утвердить принципы конституциональной
независимости политической системы от
существующего режима. Однако необходимо
отметить, что политическая власть, осуществляемая
в этот период в России, не использовала
методы традиционного авторитаризма,
а имеющий место политический режим не
изолировал себя от некоторых черт либеральной
демократической политики, таких, например,
как критика со стороны СМИ, парламентский
надзор, а также проведение свободных
выборов.
В то же время политика 1990-х гг.
основываясь на классических постулатах
либеральной демократии и рыночной экономики,
имела двоякий характер: во-первых, это
было отсталое командное управление старого
типа и бюрократическое регулирование
экономики (отсюда огромные возможности
у элиты для получения выгод и доступа
к власти); во-вторых, это была передовая
политика, направленная на подлинное разделение
властей, отделение политики от экономики,
подчинение политики закону и свободные
выборы. Не препятствуя дальнейшему развитию
демократии, власть воспроизводила практику
прошлого, хотя и в радикально новых формах.
Так впоследствии появилась на свет новая
общественно-политическая реальность,
которая несла в себе сложный сплав частично
преодоленных, а частично преобразованных
традиций.
В этот период политическая
интеграция в постсоветской России происходила
именно на уровне политического режима,
а не на уровне политической системы. Политическая система
регулировалась конституционными нормами,
законами, судебными решениями, а политический
режим действовал в зависимости от личных
связей, принадлежности к «семье», толщины
кошелька приближенных к власти олигархов,
покровительства и результатов попыток
сохранить свою автономию. В государстве
создавались политические институты,
но политические процессы оставались
неинституционализированными, так как
в их основе лежали личные связи.
Политика лидерства
в центре, воспроизводимая в различных
формах в субъектах федерации, имела в
своей основе структуры старой элиты
и нарождающегося социально-экономического
порядка. Такой режим не был волюнтаристским
правлением, он функционировал в соответствии
с логикой дворцовой политики, совмещенной
со сложностями современной экономической
системы.
Таким образом, политический режим
90-х гг. ХХ века с одной стороны стремился
к демократии, международной интеграции
(вступление в Совет Европы в 1996 году),
менее бюрократизированной и подлинно
рыночной экономике; с другой стороны,
он унаследовал, продолжил и даже развил
многие черты прошлого. Это был политический
режим сродный системам США и Франции.
Для таких режимов
характерна: сильная исполнительная
власть (особенно институт президентства,
который фактически формирует правительство)
при наличии двухпалатного законодательного
собрания - парламента (верхняя палата
- Сенат, Совет Федерации - состоит их выбираемых
в регионах глав местной исполнительной
власти, а нижняя формируется из непосредственно
выбираемых депутатов в соответствии
с существующей избирательной системой),
а также системы независимого судопроизводства
во главе с институтом высшей инстанции
- Верховным или Конституционным Судом;
возможности непосредственного участия
граждан в политическом управлении в форме
референдума или плебисцита. Однако при
сильной власти президента в указанных
политических режимах почти неизбежны
конфронтация исполнительной и законодательной
ветвей власти и обвинения в усилении
автократических тенденций, что неоднократно
и происходило в молодом российском государстве.
Решительным шагом
на пути трансформации
политического режима и приближении его
к демократическому стал период начала
XXI века, когда во главе государства стал
В.Путин. В этот период российская политика
присутствовала как бы в двух лицах, отражающих
напряжение, существовавшее между принципами
функциональности (общественной целесообразности)
и законности (демократии). В какой-то момент
эти два принципа совпали и стали взаимоподдерживающими,
хотя остаточное напряжение продолжает
сохраняться и до сих пор. Этот поворот
в модернизации политического режима
явился большим достижением либерально-демократических
реформ в России.
Основным теоретическим
направлением эволюции политического
режима в этот период был выбран окончательный
отход от авторитаризма и насаждение демократических
идеалов в управлении
государством. Официально пропагандировалось,
что в российском обществе и государстве
окончательно покончено с тоталитарной
практикой: массового внесудебного лишения
свободы граждан и незаконного помещения
здоровых людей в психиатрические больницы,
принудительной высылки граждан из страны
и лишения их своего гражданства, преследования
политического инакомыслия и уголовного
наказания за это; жесткого подавления
свободы политических и общественных
объединений; преследования верующих
и служителей церкви; серьезного ограничения
свободы передвижения как внутри страны,
так и за ее пределами, содержания массы
населения за «железным занавесом» по
отношению к западному миру; серьезной
дискриминации людей по этнонациональному
признаку вплоть до ликвидации их национальной
государственности и массовой принудительной
депортации и т.д.
Однако на практике
сосуществование режимной системы и демократического
режима оказалось непростым делом. С одной стороны, режимная
система продолжала курс на усиление авторитарного
управления государством и стремилась
изолировать себя от эффективного демократического
контроля (принцип функциональности);
с другой стороны, для достижения законности
и устойчивости режимная система использовала
демократические институты, такие как
свободные выборы, создание гражданского
общества и другие формы привлечения общественной
поддержки. Выборы сохраняли потенциал
для превращения демократии из режимной
в реальную.
Например, наблюдатели
ОБСЕ оценили выборы 2003 года в Государственную
Думу как «свободные,
но несправедливые». Представитель делегации
ОБСЕ Брюс Джордж отметил, что «не были
соблюдены множество обязательств перед
ОБСЕ и Советом Европы, а также многие
стандарты демократических и свободных
выборов»38. Среди нареканий
были отмечены «вопросы по соблюдению
тайны голосования» и «перекос на государственном
телевидении в пользу одной партии». Голоса
избирателей, особенно в начале 2000-х годов,
являлись важнейшим ресурсом режимной
системы.
Это сосуществование
режимной политики и демократического режима
создало институты, которые формально
являлись демократическими, но несли ответственность
только перед самими собой. В то же время
институты демократии (парламент, суды
и сама федеральная система) сохраняли
способность независимого функционирования
и являлись фундаментом перехода к демократическому
режиму.
Режимная политика
в этот период, особенно после 2005 г., была
обусловлена ограниченной политической
активностью общества, что подорвало общее
представление о демократизации, которая
трансформирует активную
гражданскую позицию в массовую демократию.
Политические партии занялись тем, что
осуществляли в большей степени связи
с элитой, чем с обществом и, в итоге, мобилизовали
свои идеологические и политические ресурсы
только на межэлитную борьбу. В сентябре
2007 года ВЦИОМом был проведён опрос о влиянии
различных факторов на политические взгляды
граждан России. Так на заданный вопрос:
«Если вспомнить последние выборы в Государственную
Думу (2003 г.), то кто оказал (или что оказало)
решающее влияние на ваш выбор?», большинство
опрошенных (33 %) ответило, что «Никакая
агитация на меня не повлияла, мое решение
было самостоятельным». 16 % опрошенных
затруднились ответить, а 13 % ответили,
что решающее влияние оказала «Семья,
близкие».
Таким образом, в этот период в результате
укрепления законности режимная система
постепенно приняла формы демократического
политического режима. Противостояние
оппонентов завершилось добровольным
принятием всеми сторонами демократических
норм и ценностей и согласием институализировать
свои интересы в рамках новой политической
системы. Однако, как всегда бывало в России,
на обществе это практически не отразилось,
и оно продолжало свой маргинальный путь
развития.
Современный этап
эволюции политического режима в России
начался с 2008 года. В этот
год к власти пришел очередной приемник
- Д.А.Медведев, а в 2012 году – вновь В.В.Путин.
Сегодня в России не только в законодательстве,
но и на практике проводится (пусть и не
всегда последовательно) демократический
принцип разделения и равновесия властей;
поставлена задача и взят курс на утверждение
правового государства, в котором личность
должна чувствовать себя защищенной правом
и законом от произвола государственной
власти; обеспечивается многопартийность
(но при доминирующей одной партии «Единая
Росси»), при которой свободно создаются
и функционируют десятки партий и иных
объединений самой различной политической
ориентации; ликвидирована открытая государственная
цензура и монополия на средства массовой
информации; проводится принцип открытости
общества в отношении мирового сообщества,
включая открытость границ и т.д. Большое
значение имеет и проведение линии на
подлинную федерализацию, и обоснованную
децентрализацию государственной власти
и развитие местного самоуправления.
Другое дело, что в реальных
переходных и кризисных условиях современного
этапа эволюции политического режима
в России многие из провозглашенных демократических
принципов, прав, свобод, норм, способов
и методов его функционирования не получают
пока вполне адекватной практической
реализации. Так, глубокий экономический
кризис привел не только к серьезному
росту безработицы, к очередному обнищанию
большинства населения и т.д. Все это естественно
нарушает или ограничивает права человека,
провозглашенные Конституцией России.
Разгул коррупции
и преступности абсолютно несовместимы
с утверждением гражданского общества
и правового государства, с гарантированием
личных и политических прав гражданина
и т.д. Суперпрезидентский характер республиканской
формы правления в России не позволяет сегодня
успешно и эффективно реализовать в полном
объеме преимущества демократического
разделения и равновесия властей. Трудно
не заметить в России определенных проявлений
авторитаризма, криминализации власти,
сильного влияния на власть олигархов,
дискриминации в отдельных субъектах
федерации граждан по этнонациональному
признаку и т.д.
Таким образом, эволюция
политического режима сегодняшней России
направлена на консолидацию российского
общества, усиление роли государства в
политике, экономике и социальной сфере,
возрождение России и поддержку граждан
российского государства.
2.3. Подходы к определению типа
политического режима в России
При определении
характера политического режима любой
страны очень важно оценивать не только
содержание конституционных
и иных законодательных норм, хотя и эта
сторона дела немаловажна, но в большей
мере, как они реализуются на практике.
Как уже говорилось, и авторитарные, и
тоталитарные режимы нередко прикрывают
свою антидемократическую сущность весьма
демократическими «вывесками» и внешними
декларациями, ничего общего не имеющими
с реальной действительностью.
В отечественной
политической науке, а также среди политиков
с середины 90-х гг. прошлого века не прекращаются
попытки определить специфику сложившегося в современной
России политического режима. Сегодня
можно выделить несколько подходов, определений
и характеристик политического режима
в России.
С формально-правовой точки зрения, согласно Конституции 1993 г., Россия является демократическим
федеративным правовым государством с
республиканской формой правления. Тем
не менее, российский политический режим
получил в юридическом сообществе далеко
не однозначную оценку.
Н. Лапина в своей статье выделяет четыре
подхода к анализу российского политического
режима: историко-трансформационный, сравнительный,
институциональный и субъективный. Каждый
из них имеет свой объект исследования
и, в соответствии с этим, собственное видение
политического режима39.
Историко-трансформационный подход определяет
потенциал и ограничения политического
режима и в целом перспективы развития
страны, исходя из национальной истории
и традиции. В зависимости от представлений о масштабе исторических событий
исследователи рассматривают политический
режим либо в рамках короткого исторического
цикла, либо как фазу большого цикла: история
Российской империи - СССР - постсоветский
период.
Согласно методу сравнительного анализа Россию неуместно отождествлять
с европейскими странами, ее нужно измерять
собственной историей. Сегодня этот метод
используется в политической науке для
сравнения России с рядом стран Востока
и, в частности, с Китаем. Х. Балзер пишет
о сходстве в эволюции политической системы
Китая при Цзян Цзэмине и Ху Цзинтао и
России при В.В. Путине. В обоих случаях,
считает он, речь идет о формировании режима
«управляемого плюрализма».
При использовании институционального
подхода политический режим оценивается
с точки зрения действующих в стране формальных
и неформальных институтов. Субъективный
подход позволяет вскрыть специфику политического
режима через авторов, которые играют
систематизирующую роль в создании, поддержании
и воспроизводстве последнего.
Говоря о политическом режиме современной России,
нужно отметить переходность его состояния,
когда новое политическое качество полностью
еще не сформировалось, а старое не кануло
окончательно в Лету. Обладая признаками
демократии, он еще не является демократическим.
В политической системе России существуют
противоречия между формальными правовыми
демократическими основаниями и реальной
действительностью40.
Достаточно распространенным
считается определение политического
режима в России как посткоммунистическая
или посттоталитарная демократия. При этом фиксируются
две особенности современного российского
политического процесса. С одной стороны,
подчеркивается, что Россия бесповоротно
ушла от своего коммунистического прошлого,
в этом смысле термин «демократия» употребляется
как антипод понятия «тоталитаризм». С
другой стороны, очевидно, что тот политический
строй, который сформировался в нынешней
России, значительно отличается от классических
западных моделей демократии.
Представители данного
подхода отмечают, что сегодня российский политический
режим имеет следующие характеристики:
отсутствуют развитой и многочисленный
средний класс, а также консенсус в обществе
по базовым ценностям; неразвиты рыночные
отношения; гипертрофированна роль государства
и бюрократии; сильно ограниченна и сведена
к минимуму роль представительных органов
власти; фактическая неподконтрольность
органов власти обществу; сохранены и
воспроизводятся в обществе отношения
и связи патронажно-клиентального типа
в противовес горизонтальным.