Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 10:53, дипломная работа
Актуальность темы. Проблемы политической жизни государства всегда отличаются особой актуальностью. Интерес к ним возникает как в научных дискуссиях, посвященных обсуждению феномена политического режима, так и в среде обывателей. С момента возникновения государства вопросы о том, какие средства, методы и приемы осуществления власти лежат в ее основе, какие механизмы являются результатом их совмещения, как они влияют на государственную жизнь в целом, принадлежат к категории превалирующих среди основных вопросов, изучаемых в науках.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1. Политический режим: сущность, юридическая природа ……………………………………………………….
7
1.2. Недемократические режимы: тоталитарный и авторитарный….
15
1.3. Демократический режим как разновидность политического режима: понятие, признаки……………………………………………
31
1.4. Сравнительно-правовой анализ политических режимов……….
38
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД
2.1.Политико-правовая ситуация в современной России…
44
2.2. Эволюция политического режима в России…………………….
49
2.3. Подходы к определению типа политического режима в России…………………………………………………………………..
58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..
73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Политические режимы. Рис.1……………………
78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Классификация политических режимов. Рис.2…
79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Демократический политический режим. Рис.3…
80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Авторитарный режим. Рис.4…………………….
81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Тоталитарный режим. Рис. 5…………………….
С позиции сторонников третьего подхода государственный режим рассматривается как часть политического, более широкого, более емкого по объему режима в разрезе существования легитимного и нелегитимного режима 6.
Кроме того, на Западе понимание политического режима довольно сильно отличается от российской модели. По мнению профессора Б.А.Исаева, конкурируют три подхода. Первый, связывающий политический режим и политическую систему, называется «узкий» или «правовой». Сторонник такого подхода Рой Макридис. С точки зрения такого подхода под режимом понимают закрепленные в конституции и законах способ функционирования политической системы, методы управления, степень политической свободы и открытости страны.
В то время как политическая система представляет собой довольно устойчивую конструкцию, политический режим менее стабилен, изменения его могут колебаться в ту или иную сторону в пределах, допускаемых Конституцией и законами норм. Порой изменение режима ведет к изменению положения тех или иных институтов и норм в политической системе общества, к преобразованию их функций, а иногда – к изменению всей политической системы.
Другой подход к определению понятия «режим» называется социологический. Жан-Луи Кермонн дал такую трактовку: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период»7. Сторонник социологического подхода не связывают жестко политическую систему и режим.
Третий подход сводит понятие «режим» к понятию «Политическая система». Так, Эндрю Хейвуд утверждает: «Режим – синоним понятия «система правления»; политическая система»8. Такой подход позволяет рассматривать самые разные формы правления в целом, в их системно-функциональной динамике. Особое значение он приобретает при анализе самых разнообразных недемократических режимов.
Часто «режим» смешивают с формой правления и государственным строем, т.е. режим связывается с распределением властных полномочий в рамках разделения властей. Соответственно выделяются режим слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентская республика) и режим сотрудничества властей (парламентская республика)9. Политический режим многими зарубежными авторами изучается как совокупность связей между обществом и государством, фактически включая в рамки режима те отношения, которые с правом связаны опосредованно (отношения власти и подчинения, групп влияния и проч.).
Если же говорить о классификации политических режимов, то их, как принято среди юристов, существует великое множество. Выделяют такие режимы, как либеральный, консервативный, прогрессивный, реакционный, теократический, светский, традиционный, мобилизационный, радикальный, тиранический, диктаторский, конституционный, автономный, контрреформистский, террористический, репрессивный и др.
Но представляется правильным выделять по большому счету только три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический10. (см. Приложение 2)
Хотя равным образом возможно деление и на два типа режимов: авторитарный и демократический, рассматривая тоталитарный режим как крайнюю степень авторитаризма.
Но следует учитывать, что авторитарный режим может существовать только в системе координат, имеющей внешние признаки демократического устройства (формальные или даже реально действующие). При этом авторитарный режим чаще всего имеет имитационные институты, изначально демократические, но в его рамках превращающиеся в инструмент манипуляций и грубого обмана населения (выборы, формально существующие политические партии, якобы «независимые» суды и пр.) 11.
Политический режим можно определить не только содержательно, но и структурно, через набор определенных элементов или признаков, выражающих его суть.
Сущность политического режима заключается в ответе на вопросы: во имя чего (кого), и каким образом осуществляется политическая власть, каким целям служит государство, какую степень свободы личности оно для реализации ее возможностей обеспечивает, какова степень подчиненности государственной власти праву и закону?
Политический режим фиксирует реальную принадлежность власти определенным субъектам политического процесса, способы владения и удержания ее, рекрутирование политической элиты, механизмы ее воздействия на людей. Так, в советском государстве, несмотря на закрепление в конституциях власти советов, реальная власть сконцентрировалась в руках коммунистической партии, в результате чего диктатура пролетариата превратилась в диктатуру над пролетариатом. В Германии после прихода к власти Гитлера был принят «Закон против образования новых партий» от 14.07.1933г., в статье первой которого констатируется: «В Германии существует в качестве единственной политической партии Национал-социалистская германская рабочая партия»12; 1 декабря 1933г. принимается «Закон об обеспечении единства партии и государства», на основании которого эта партия стала «носительницей германской государственной власти» и стала неразрывно связана с государством. Основной закон Федеративной республики Германия, принятый 23 мая 1949г. провозглашает Германию демократическим государством: «Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований и через посредство специальных органов законодательства, исполнительной власти и правосудия. Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом»13. Формирование высшего законодательного органа Германии – Бундестага происходит путем всеобщего, прямого, свободного и тайного голосования; депутаты «являются представителями всего народа, не связаны наказами и поручениями и подчиняются лишь своей совести»14.
Что касается способов овладения властью, то можно выделить следующие: вооруженное восстание (тоталитарный политический режим), военный переворот, установление диктатуры (авторитарный политический режим), избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании (демократический политический режим).
Но цель заключается не только в овладении власти, но и ее удержании. Способы достаточно разнообразны и основаны, в зависимости от типа политического режима, на: авторитете, убеждении, традициях, насилии, принуждении, праве. Принципами деятельности государственной власти, способствующие ее достаточно длительному функционированию, являются: легитимность, действенность, твердость, реальность. При демократическом политическом режиме гарантиями функционирования являются: создание системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата; ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью; наличие возможностей для полного политического информирования граждан; гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на судебную защиту.
Существенной особенностью политического режима является то, что уже в самой его политической определенности (демократия, тоталитаризм, авторитаризм) содержится известная оценочная составляющая, «единицей измерения» которой служит степень свободы (несвободы) личности, ее социальных возможностей.
Каждый из политических режимов может иметь много оттенков в зависимости от исторических условий, особенностей возникновения, характера внешнеполитических связей и окружения, экономических, сырьевых, демографических ресурсов государства. Однако общие сущностные его черты проявляются в функциональной направленности.
Политический режим обеспечивает:
На формирование политического режима оказывают влияние иные элементы формы государства. Характер такого влияния исследовала С.А. Киреева. Она отмечает, что абсолютная монархия вполне сочетается с авторитарным и тоталитарным режимами, чему содействует централизация власти, наследственный принцип его передачи, отсутствие представительных учреждений, ограничение политических прав граждан. Республиканская же форма, по ее мнению, напротив, предполагает развитие представительных учреждений, ограничение произвола властей через систему сдержек и противовесов, выборность главы государства и верховных органов власти, реализацию прав граждан и их защиту. Следовательно, республиканская форма правления тяготеет к демократическому политическому режиму.
Далее отмечается, что унитарное государство с его жесткой централизацией, отсутствием самостоятельных частей государства может явиться основой для тоталитарного государства, хотя это и не всегда проявляется. Федеративное же устройство более приспособлено к демократическому режиму, поскольку оно основано на принципе добровольности вхождения в него субъектов (республик, кантонов, земель, штатов), наличии у них собственного независимого законодательства, суверенных органов власти и управления15.
Таким образом, форма государства представляет собой институционально и нормативно организованную систему государственной власти определенного государства. Элементами формы государства являются: форма правления, форма государственного устройства и государственный режим. Термин «политический режим» выходит за рамки формы государства и, называемый в качестве ее элемента, ограничен рамками государственного режима.
Как уже было отмечено, именно права и свободы являются универсальной характеристикой политического режима. По этому основанию выделяют демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные) режимы.
Тоталитаризм – политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом (см. Приложение 5). Причины возникновения такого режима достаточно разнообразны и зависят от конкретно исторических реалий той или иной страны:
Условия формирования тоталитаризма:
Такие условия имели место быть в Российской империи в начале ХХ века. Первая мировая война явилась их катализатором. Традиционная социальная стратификация российского общества была изменена Временным правительством, объявившим уничтожение сословных, религиозных и национальных ограничений; военные действия привели к появлению маргиналов, людей без определенных занятий, поддающихся на любую агитацию и пропаганду, озлобленных и готовых к решительным действиям. Кризис политической власти проявился в годы первой русской революции, под давлением которой последний русский император издает «Манифест» от 17 октября 1905 года, дарующий подданным политические права и свободы: в лице Государственной думы, созданной на основе избирательного законодательства 1905г., самодержавие получает оппозицию; война «работает» на радикально настроенные политические партии: лозунг о превращении войны империалистической в войну гражданскую поддержали сотни тысяч солдат и матросов. Ликвидация самодержавия не означала преодоление кризиса власти. Временное правительство, созданное после падения самодержавия, вынуждено было делить власть с Петроградским Советом; курс на вооруженное восстание, взятый большевиками летом 1917 года, привел к свержению Временного правительства и установлению власти Советов16.
Основы становления тоталитаризма:
Становление тоталитаризма возможно там и тогда, где и когда вышеперечисленные признаки имеются в наличии.
Массовые политические партии, стоящие у власти, разрабатывают генеральную линию, стратегию и тактику управления государством и обществом.
Накопление опыта государственного управления обществом, решение социальных проблем путем мобилизации многомиллионных масс людей шли во взаимосвязи друг с другом. Строго дозированный и жестко стратифицированный приход во власть означал одновременно определенный порядок прохождения по служебной лестнице и начинался с низовой партийной и государственной инстанции; возраст и накопленный опыт позволяли решать глобальные проблемы, стоящие перед первым в мире социалистическим государством, используя «души прекрасные порывы» советского народа, его готовность на самопожертвование и на заклание других во имя светлого будущего: стройки века, освоение целинных и залежных земель, создание военно-промышленного комплекса и т.д.