Политические режимы современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 10:53, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы. Проблемы политической жизни государства всегда отличаются особой актуальностью. Интерес к ним возникает как в научных дискуссиях, посвященных обсуждению феномена политического режима, так и в среде обывателей. С момента возникновения государства вопросы о том, какие средства, методы и приемы осуществления власти лежат в ее основе, какие механизмы являются результатом их совмещения, как они влияют на государственную жизнь в целом, принадлежат к категории превалирующих среди основных вопросов, изучаемых в науках.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….
3

ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ


1.1. Политический режим: сущность, юридическая природа ……………………………………………………….

7

1.2. Недемократические режимы: тоталитарный и авторитарный….
15

1.3. Демократический режим как разновидность политического режима: понятие, признаки……………………………………………

31

1.4. Сравнительно-правовой анализ политических режимов……….
38

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД


2.1.Политико-правовая ситуация в современной России…
44

2.2. Эволюция политического режима в России…………………….
49

2.3. Подходы к определению типа политического режима в России…………………………………………………………………..
58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
69

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..
73

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Политические режимы. Рис.1……………………
78

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Классификация политических режимов. Рис.2…
79

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Демократический политический режим. Рис.3…
80

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Авторитарный режим. Рис.4…………………….
81

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Тоталитарный режим. Рис. 5…………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Политические режимы современной России.doc

— 616.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА  РОССИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

 

 

    1. Политико-правовая ситуация в современной России

 

 

 

Посттоталитарная государственность нуждается в рационально-правовом оформлении. Принятие Конституции 1993г. не означает на практике юридическое завершение создания новой государственности, а лишь ее начало. В ее основу была положена концепция, включающая преобладающие черты президентской республики и элементы смешанной формы правления; элементы, свойственные советской форме государственности, были устранены. Законодательный орган приобрел черты парламента, действующего по принципу разделения властей. К сожалению, российская власть часто пренебрегает правовым способом легитимации власти ради сиюминутных политических выгод: отсутствует четкое разграничение компетенции между государственными органами, не разработаны многие процедурные моменты их деятельности, принятые законы нередко игнорируются.

Конституция РФ закрепила основы политического режима, сочетающего в себе черты авторитаризма и демократии. Это определило и форму правления, которая, по вполне обоснованному, на мой взгляд, мнению В Е.Чиркина, представляет собой «полупрезидентскую полупарламентскую республику с доминирующим положением Президента». При этом отмечается такое обстоятельство, что главным в характеристике формы правления современной России являются «фактически складывающиеся отношения между высшими органами государства, которые имеют нередко более важные значения, чем правовые нормы, определяющие форму правления юридически»32.  Действующая Конституция Российской Федерации ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Российский Президент наделен большими реальными полномочиями, которые применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но взаимодействуя с ними. Он не подчинен и не подотчетен никакому органу власти. Исключение составляет лишь юридическая ответственность по строго определенным  Конституцией основаниям. Глава государства, таким образом, обладает неприкосновенностью, что обеспечивает повышенную защищенность, устойчивость президентской власти.

При отсутствии развитой партийной системы, эффективной связи между представительной и судебной властями, народом был создан переходный режим, который аргентинский исследователь О'Донелл назвал делегируемой демократией, в рамках которого всей полнотой власти облечен Президент.

Исполнительная власть представлена Президентом и Правительством, но их субординация и распределение компетенции не всегда четко определены. Законодательная и исполнительная власти стремятся нейтрализовать друг друга. Разделение властей подчас остается не более, чем принципом, который декларируется, но на практике часто нарушается. Акты Президента и Правительства конкурируют с законами, принимаемыми Парламентом, иногда подменяя их; при представительных органах создаются параллельные структуры исполнительной власти. Следствием этого является постоянная конфронтация ветвей власти.

Какова же «структура» авторитарного сознания и его динамика в современной России? Анализ социологических опросов показал, что происходит резкое увеличение доли сторонников авторитаризма, поддерживающих переход к режиму «жесткой руки» путем выборов, приводящих к власти авторитарного лидера. Но эта усиливающаяся тенденция означает в русском исполнении обеспечение государством порядка в экономике и сохранение политических свобод. Считая выборы способом прихода к власти сильной личности, респонденты вовсе не стремятся сделать эти выборы последними и не жаждут лишиться других достижений демократии. Рост политизации авторитарных настроений свидетельствует о том, что экономический порядок все более соотносится с политической властью и что от Президента, как главы государства, граждане ожидают более решительных мер. Нетрудно заметить, что у россиян отмечается повышенный спрос на сильного лидера, в отсутствие которого видится важная причина переживаемого кризиса33. Это означает, что вектор развития авторитарного сознания направлен в сторону традиционной для России персонификации политики и против тех политиков, которые, находясь у власти, эту потребность не в состоянии удовлетворить.

В то же время сильный лидер ассоциируется в глазах россиян, прежде всего, с сильной державой и ностальгией по прежней державной мощи – это ностальгия по прежнему гражданскому и межнациональному миру, по относительной стабильности и упорядоченности повседневного существования. Воспоминания о прошлом для представителей старших поколений связаны с порядком, дисциплиной, твердой рукой и надеждой на спокойную (заслуженную) старость и поэтому в их глазах государство символизирует не столько политическое единство, сколько социальное опекунство и разрушение первого переживается болезненно еще и потому, что ослаблено второе. Логика развития сознания постсоветских авторитаристов тем и интересна, что в нем наиболее отчетливо проявляется потребность в реставрации прежней социальности без восстановления сопутствующих ей милитаристской политики и идеологии34. Именно в этом сознании едва ли не отчетливее всего проявляется кризис советской ментальности, советского мироощущения как макового. Сторонники «жесткой руки» намного меньше, чем ее противники, боятся слова «диктатура». Кроме того, сторонники «жесткой руки» имеют большую расположенность к этническому национализму: они чаще других склонны усматривать причину переживаемого страной кризиса в ущемлении русских представителями других национальностей.

Мировой экономический кризис формирует новую глобальную и российскую социально-политическую реальность. Падение производства, ухудшение качества жизни населения, неоднозначные реакции на антикризисную политику властей, несомненно, повлияли на результаты парламентских и президентских выборов 2011-2012 гг., показав границы возможной политики в новой поствыборной российской реальности.

Следует подчеркнуть, что на протяжении кризисных лет в России фиксировалось социально-политическое противоречие между интересами большинства общества и политикой реформ государства. В своем большинстве российское общество считает, что проводимые экономические преобразования не отвечают интересам большинства населения, а почти половина опрошенных в ходе социологического исследования граждан считали недостаточно эффективной программу антикризисных мер правительства России35.

Экономический кризис обострил тревожные настроения граждан по поводу материального положения и негативно отразился на общей духовно-нравственной атмосфере в стране. Противоречия и неприязнь в современном российском обществе между различными социальными группами населения медленно нарастали к выборам, но измерения сразу после выборов показали их спад. Мобилизовав на полную мощь пропагандистские, экономические, политические и социальные институты и инструменты правительству накануне выборов удалось купировать тревоги населения.

Значительная часть граждан страны и после выборов продолжают не доверять государству, большинству его политических институтов и политике, которая приводит к стесненному или бедственному положению населения.

Социально-политическое противоречие между результатами политики государства и коренными интересами общества остается главной движущей силой конфликта в стране, который обостряется или затухает в зависимости от конъюнктуры.

Правящая партия не смогла найти возможностей проведения предвыборной кампании, в основе которой лежала бы привлекательная рациональная картина будущего как результат ее политики.

Другим концептуальным просчетом явился конфликт с «несистемной оппозицией». Негибкая, социально перекошенная, жестко построенная партийно-политическая система к началу выборов не отражала весь спектр вызревших в гражданском обществе политических интересов. Новая волна молодых политиков слева и справа не могла войти в публичное политическое пространство и постепенно радикализировалось в результате тщетности попыток самореализации.

Доля граждан, которых полностью устраивает существующая политическая система, застыла на уровне 13%. После выборов 74% граждан считали, что в этой политической системе много недостатков, но их можно устранить реформами или радикальным образом (46 и 28% соответственно)36. По результатам опросов, проведенных после выборов, В.Путин остается публично легитимным политическим лидером в стране.

Как видно из социологических данных, в общественном сознании существует противоречие между мнениями граждан о легитимности выборов президента РФ и высоком доверии к В.Путину. Ликвидировать это и другие социально-политические противоречия предстоит в ближайшем будущем, иначе не очень большой кредит доверия общества к существующей власти может быть окончательно потерян. Снять острые противоречия, накопившиеся в социально-политической сфере общества, предстоит с помощью ревизии и реформы политической системы, а также с помощью мер широкого гражданского политического информирования, обучения и практического участия. В конечном итоге усилия государства должны привести к созданию в обществе качественно новой политической культуры, которая сможет обеспечить создание в нашей стране социального государства.

 

    1. Эволюция политического режима в России

 

 

Политический режим определяется политическим устройством государства, легитимностью и легальностью власти, уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов, структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности, развитостью общественно-политических традиций, доминирующими в обществе политическим сознанием, политической культурой и политическим поведением. Смена политической системы, как правило, приводит к смене политического режима, что и произошло в России в 1917 и в 1991 годах.

Отсчет начала эволюции политического режима в современной России принято проводить со второй половины 80-х годов прошлого века. Именно этот период, по мнению большинства политологов и политиков, стал отправной точкой в последующем процессе трансформации авторитарного политического режима в демократический.

Период 1985-1991 гг. ознаменовался реформаторскими преобразованиями под началом нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева. В условиях экономического кризиса он пытался осуществить реформу хозяйственного механизма и, не доведя ее до конца, перешел к радикальному преобразованию политической системы. Перестройка в политической сфере привела к появлению оппозиции и возрождению многопартийности. КПСС постепенно была оттеснена на вторые позиции в управлении государством.

Поскольку перестройка планировалась как ограниченная во времени, упорядоченная, проводимая под строгим партийным контролем операция, в ходе которой должна была перестраиваться, а не трансформироваться политическая система общества, то оппонирующие политические силы имели возможность критиковать ее как справа – с позиций либерализма за недостаточную либерализацию всех сфер общественной жизни, так и слева – с позиций ортодоксального коммунизма, за поспешную либерализацию.

Легализация оппозиционных структур произошла летом 1988 года в период выборов в Верховный Совет СССР. Выборам предшествовала работа XIX партийной конференции (июнь-июль 1988 года), на которой был выдвинут проект конституционной реформы, предусматривающий помимо альтернативных выборов принципиальные изменения существующей политической системы37.

Была создана двухуровневая представительная система - Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР – и учрежден пост Президента СССР. На III съезде народных депутатов СССР была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС, что вынуло стержень из всей политической системы. Президент вышел из-под контроля партии. Политбюро и ЦК КПСС были практически отстранены от участия  в выработке решений. Упразднение в 1989 году номенклатуры вместе с лишением КПСС правовых оснований для влияния на кадровую политику освободило от контроля коммунистической партии республиканские и местные элиты. Государственный аппарат превратился в сложный конгломерат сотрудничающих и противоборствующих группировок.

Эти радикальные изменения в условиях экономических неурядиц привели к распаду государственности и краху союзного единства республик. Попытка отдельных руководителей государства в августе 1991 г. отстранить Горбачева от руководства страной и сохранить союзное государство в форме СССР закончилась неудачей и была охарактеризована победившими сторонниками Б.Н.Ельцина как путч. Утвердившись во власти, благодаря августовскому поражению союзного центра, Б.Н.Ельцин последовательно осуществил ряд мер, выходивших за пределы тогдашней Конституции СССР, - запретил КПСС (1991 г.), подписал Беловежское соглашение о роспуске СССР (1991 г.), насильственно ликвидировал Верховный Совет РСФСР (1993 г.) и советскую власть в целом. Впоследствии эти действия нашли осуждение в решениях Конституционного Суда России. В стране установился антисоветский ельцинский политический режим, победа которого по-разному оценивается в политологической литературе: от реформации и демократической революции до буржуазно-бюрократической контрреволюции и переворота.

Таким образом, этот период считается переходным этапом эволюции политического режима от авторитарного к демократическому. В этот период были проявления как авторитаризма, так и демократии, имели место в политической практике сепаратизм и попытка установления военно-бюрократического режима. Однако ведущей была авторитарно-либеральная тенденция, связанная с именем М.С.Горбачева.

 В период с начала 90-х годов ХХ века по начало XXI века в эволюции политического режима России проходил следующий этап, который можно назвать реформаторским. Первое, что сделал Ельцин, захватив власть, это путем шоковой терапии экономики и последовавшего за ней роста цен на все товары и продукты, обесценил деньги. Вслед за этим, согласно законам развития общества, появилась гиперинфляция, разгул преступности и коррупция. Всем бывшим союзным республика было рекомендовано брать суверенитету столько, кто, сколько сможет унести.

При этом в самом российском  государстве началась борьба между Центром и требующими суверенитета субъектами федерации. Политика в этот период осуществлялась через структурированные, хотя и неформальные взаимоотношения. В итоге сложилась ситуация, когда формальные процедуры демократии скрыли опасный для общества торг между реальными политическими и экономическими акторами.

Напряжение между государством и политическим режимом, между формальными и неформальными политическими отношениями, между законом и политикой, между институционализированной и персонифицированной политической властью постоянно возрастало. За формальным фасадом демократической политики, проводимой на уровне государства, политический режим считал себя в основном свободным от подлинно демократической отчетности и контроля со стороны общества.

Информация о работе Политические режимы современной России