Региональная политика и национальная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня Российская Федерация действует в иной системе внешнеполитических координат, нежели это было 10-15 лет назад. Во-первых, серьезные перемены происходят в системе международных отношений. Во-вторых, с укреплением российского государства в последние годы повысился уровень национальной безопасности страны. Вместе с тем Россия сталкивается с новыми угрозами и вызовами, ее геостратегическое положение остается довольно сложным.

Содержание

РАЗДЕЛ I. Национальная безопасность, ее элементы и особенности становления в России
Михайлов В., Буянов В., Гаджиева Р. Россия и безопасность. Внешнеполитические аспекты безопасности России
3
Ефимов Н.Н. Понятие национальной безопасности
10
Сущность, содержание и особенности управления обеспечением национальной безопасности России
16
РАЗДЕЛ II. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
Прохоров А.А., Карманова И.А. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
29
Грачева Т. Устойчивое разногласие (иллюзия безопасности, создающая большую опасность)
39
РАЗДЕЛ III. Роль региональной политики в обеспечении национальной безопасности: мировой опыт и проблемы России
Смагина Л. Регион как проект политической практики современного государства
44
Гусейнова Л. Глокальные аспекты концепции устойчивого развития
51
Перова Г. Региональная политика государства – основа устойчивого развития России
55
Дубинина О. Регионализация: политико-экономический аспект проблемы
59
РАЗДЕЛ IV. Уральский регион как объект безопасности в федеративном государстве
Иванов В.Н. Федерализм – безопасность государства
71
Логиновский О.В. Рязанов Н.Т. Создание федеральных округов – шаг к развитию партнерства федерального центра и субъектов Российской Федерации
73
Округ стратегического значения
83
Антошин В.А. Региональная безопасность в федеративном государстве. Уральский регион как объект безопасности
87

Вложенные файлы: 1 файл

Уральская академия государственной службы.doc

— 731.50 Кб (Скачать файл)

Многоаспектное  взаимодействие глобального и регионального в современных условиях функционирует как «ядро» (основополагающий аргумент, стержневая идея) процесса развития (жизненного мира). Качество «глобального» диктует «региональному» некоторые возможные варианты его развития и в этом смысле обладает прогностическими функциями.

Для отделения  реальной действительности от предполагаемого  будущего при проведении дискурсов  по темам, связанным с проблемами глокализации устойчивого развития, целесообразно ввести повое понятие -«предустойчивое развитие». Будучи частно-научной категорией, оно синкретично связано с концептуальным содержанием общепринятого понятия «устойчивое развитие», несет смысловую нагрузку базового в полном объеме и не требует дополнительных разъяснений. «Предустойчивое» развитие рассматривается нами как лаг или переходный период целенаправленной трансформации «неустойчивой подсистемы» в «устойчивую», независимо от продолжительности и направления развития, оценка которого должна проводиться с учетом не отдельных, а всех проблем, лимитирующих развитие региональной социосистемы (цивилизации). Его появление представляет для социально-философского анализа и прогнозирования определенный интерес еще и потому, что пока ни в одной работе четко не выделено, что относится к переходному периоду от одной модели к другой, и что - только к модели устойчивого развития.

Понятие «регион» в современных общественных науках является одним из самых трудноуловимых и труднопонимаемых. Универсального его определения, устроившего бы всех авторов, не существует. К числу основных признаков этого понятия можно отнести ряд общих требований, которым должна соответствовать любая органичная система: содержать все нужные элементы в необходимых пропорциях; не иметь лишних элементов; осуществлять эффективное взаимодействие между элементами, причем каждый элемент должен выполнять особую функцию (функции), в результате чего реализуются все необходимые функции системы, которых значительно больше, чем суммы функций отдельных элементов; элементы системы должны определять, ограничивать и дополнять друг друга и, как правило, входить в другую, большую систему, где также взаимодействовать с другими элементами. Определенные подобным образом системы по сути есть так называемые региональные системы. Они подчиняются закономерностям создания, функционирования, модернизации (ликвидации) и обеспечивают либо позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения (прогресс региона), либо негативную (регресс региона).

Анализ альтернатив  развития «региональных систем»  с позиций синергетики свидетельствует о том, что в целях получения достоверных результатов и выводов единственно объективным принципом в период предустойчивого развития является саморазвитие региональных систем во всех основополагающих направлениях (в том числе экономическом, социальном, экологическом, технологическом и культурном), рассматривать которые необходимо не порознь, а только как единое целое. Особую значимость и актуальность при этом приобретает культурно-образовательный плацдарм, так как воздействие современных глобальных принципов на процесс регионального развития (и наоборот) обычно осуществляется не прямо и непосредственно, а сложным опосредованным путем, опираясь главным образом на культурные основания. Эколого-культурологический подход к проблеме управления социоэкосистемой региона позволяет определить и учесть объективное соотношение между нормой и действительностью, роль в жизни общества ценностных ориентации, динамику и факторы социокультурных изменений, влияние культуры на различные социальные процессы и стороны жизнедеятельности общества и таким образом способен стать действенным «рычагом» охраны окружающей среды и управления природопользованием. Механизмы разработки и принятия экологически значимых решений на различных уровнях управления и при использовании комплексной системы эколого-культурного управления должны быть ориентированы на соответствующие приоритеты с учетом возможных последствий реализации этих решений в экономической, социальной, экологической сферах. Они должны также предусматривать наиболее полную оценку затрат, выгод и рисков с соблюдением следующих двух основных критериев: никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгоды от нее не превышают вызываемого ущерба; ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут с учетом экономических и социальных факторов.

Среди основных принципов концепции глокального  устойчивого развития можно назвать  следующие: 1)основные принципы устойчивого  развития могут быть реализованы только в случае полноценного адекватного анализа каждой региональной социосистемой своей культуры: осознания ее духовных основ, системы национальных ценностей: 2) все большее значение в стратегических расчетах развития цивилизации получает мораль - фундамент культуры, на котором базируется устойчивость любой общности; 3)основные отличия и сходства между категориями «цивилизация» и «культура» указывают на наличие между ними (на разных социокультурных уровнях) специфических, всепроникающих связей, взаимозависимости и взаимозаполняемости; 4) описывая единый процесс развития с разных сторон, эти фундаментальные категории посредством глубинных трансформаций в различных сферах человеческой деятельности одновременно способствуют единству мира и его дифференциации.

С усилением  процессов глобализации, смягчением режима государственных границ весьма важным и перспективным в современном  мире становится фактор диалога (взаимодействия) региональных социосистем через  культуру - совокупный духовный опыт человечества, альтернатива противостоянию и конфликтам. Взаимное познание (учет) культурных особенностей социумов в процессе самоорганизации глобального общества будет способствовать не только гармонизации культур и развитию их партнерского взаимодействия, но и переходу к устойчивому (поддерживаемому) развитию. Поэтому в условиях глобализации идею региональной культурной традиции необходимо примирить с идеями развития - стремиться к выработке максимальной способности традиции к адаптации. Иначе говоря, современная традиция должна носить динамический характер и быть настроенной на активную позицию в изменчивом мире.

Основу сдерживания  экологического кризиса в региональных социосистемах и в биосфере в  целом, наряду с резервами (потенциалом  самосохранения) самой природы, в  настоящее время составляют усилия конкретного социума. Процесс этот имеет неоднозначный характер, так как зависит от многих факторов. В частности, необходимо: а) организацию управления социумом строить на всесторонне взвешенных принципах взаимовыгодного единства централизованных методов управления и регионально-локального самоуправления; б) систему образования и воспитания перенести (по значимости среди других функциональных систем общества) на приоритетное первое место, переопределить ее целевую функцию из обслуживающей сферы в сферу производящую; в) в сфере межрегиональных (международных) отношений демократию можно установить и поддерживать лишь путем обсуждений и диалога. Поэтому все слои населения следует приобщить к знанию основ охраны окружающей среды, творческому экологическому мышлению; именно через это знание можно воспитать потребность в партнерском эколого-культурном взаимодействии, толерантное отношение к иному, незнакомому, непривычному, но приближающему общество к устойчивому развитию.

Вышеуказанный подход лучше всего удается гражданскому обществу, отличающемуся культурным и социальным многообразием. Организации гражданского общества, способные адаптироваться к сложным условиям многофакторной окружающей среды, будут продолжать свой рост и развитие и составят основную силу влияния на направления развития гражданского общества. При этом навыки, заимствованные в других частях света, могут оказаться неподходящими для конкретных регионов, так же как и в самом регионе опыт одного субрегиона, зачастую, не может быть применен в соседнем.

Россия на экологические  вызовы современности реагирует  по-разному. Внутри страны эта реакция  проявляется в попытках перегруппировать сложившийся территориальный порядок, наметился и переход от вертикального  типа связей (центр - регионы) к горизонтальному - регионы как партнеры между гобой н центром. Трудновосполнимые просчеты на всех уровнях управления нередко порождают наблюдаемое пренебрежение региональными особенностями страны, равно как и процессами глобализации, перехода к устойчивому развитию.

Простой, единой региональной политики, по мнению автора, Россия иметь не может. Поскольку  стартовые уровни, характер институтов ее субрегионов разные, разными должны быть и ближайшие цели и инструменты: каждый субрегион должен видеть свою цели и иметь адекватные инструменты развития. Новая модель развития субрегиональных социосистем и России существует пока лишь на концептуально-теоретическом уровне (де-юре). Для ее воплощения в жизнь Общественной палате Российской Федерации в числе приоритетных направлений государственной политики необходимо ускорить реализацию экологической доктрины РФ, в частности:

1) законодательное  закрепление режимов экологической  защиты территории с установлением  дифференцированных требований  к природопользованию и экономической деятельности, ориентированных на поддержание комфортной среды проживания населения, сохранение и воспроизводство животного и растительного миров и их генетического фонда;

2) переход от  практики установления индивидуальных  разрешений к декларированию соблюдения природоохранных требований и внедрению механизма регулярной комплексной полифункциональной экологической оценки последствий хозяйственной деятельности;

3) формирование  эффективной системы экономических  санкций за несоблюдение установленных экологических требований;

4) организацию  государственной поддержки проектам  промышленно-производственного развития, направленным на оздоровление  окружающей среды регионов, имеющих  определенный потенциал, но не  располагающих достаточными ресурсами  для своего подъема.

Таким образом, концепция глокального устойчивого  развития, которая в своем «ядре» в триединстве интегрирует в  единое целое процессы современной  глобализации, регионализации и устойчивого  развития, может быть поставлена в  эпицентр внимания науки и тесно связанных с ней областей человеческой деятельности (образования, управления, просвещения и т.д.). Очевидно, что специфика предлагаемого методологического подхода способствует целенаправленному получению адекватных ответов на вызовы времени и конструктивную разработку коэволюционных, экономических, политических, экологических и других доктрин, предопределяющих эффективность и длительность периода предустойчивого развития конкретного регионального социума.

 

Перова Г.

РЕГИОНАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА – ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ9

 

Вхождение России в современную мировую систему  экономических связей сопряжено  с обострением конкурентной борьбы на рынке товаров, услуг и инвестиций. Возможность активного участия  нашей страны в мировой политике и экономике в решающей степени определяется способностью использовать имеющиеся национальные конкурентные преимущества и обеспечить рост эффективности производства и конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Анализ действующего законодательства, а также внутренних и внешних угроз позволяет внести ряд предложений по формированию комплекса мероприятий по осуществлению федеральной региональной политики, направленной на укрепление единства экономического и правового пространства, обеспечение безопасности Российской Федерации.

Стратегические  цели такой политики состоят в  достижении реального равенства  народов России вне зависимости  от места проживания, сохранении целостности  государства, единства его конституционно-правового, экономического пространства, уменьшении социально-экономического неравенства субъектов Федерации. В итоге должны быть обеспечены геостратегические и геополитические интересы России. При этом крайне важно, чтобы государственная стратегия регионального развития, ориентированная на приоритет общенациональных интересов, в то же время учитывала бы разнообразие и специфику российских регионов.

Среди тенденций  регионального развития России можно  выделить следующие:

1. Несоответствие социально-экономического  развития отдельных регионов геополитическим и экономическим реалиям. Это относится в первую очередь к северным территориям, Северному Кавказу, Приморью и Калининградской области.

2. Недостаточное  развитие рациональных межбюджетных  финансовых взаимоотношений Центра  и регионов РФ, что также не содействует становлению дееспособного федерализма. По-прежнему отсутствует прозрачность финансовых отношений, сохраняется перераспределительный, фактически произвольный принцип отчислений в бюджеты разного уровня. Межбюджетные, чисто экономические отношения подчинены политической конъюнктуре и даже субъективизму. Распределение трансфертов идет многоканально, в том числе через коммерческие банки с сомнительной репутацией, что создает предпосылки для сокрытия финансовых средств.

3. Отстранение  субъектов Федерации от управления значительными объемами региональной собственности. Проблемы собственности при решении вопросов разграничения полномочий становятся первостепенными, в частности вопросов пользования землей, недрами, водными и другими ресурсами.

Без устранения в законодательном порядке этих и многих других недостатков федерализм как принцип устройства государства  будет находиться под постоянной угрозой, конфликтность во всех сферах жизнедеятельности государства  и общества будет сохраняться.

Наиболее значимые внутренние угрозы таковы:

- обострение социально-политических  проблем в обществе вследствие  увеличения разрыва в экономическом  положении его членов и неподготовленности  социальной среды к новым социально-экономическим  отношениям;

-    наличие   элементов   напряженности   в   межнациональных   отношениях, возможность дестабилизации обстановки в отдельных регионах страны.

В экономической сфере:

- качественное  ухудшение технологического и  инновационного потенциала, а также  сдвиг экономики в сторону первичного и промежуточного секторов;

- истощение     топливно-энергетических     ресурсов,     дисбаланс добычи  энергоносителей и производства  энергии;

- нестабильность    финансово-кредитной  системы,  сокращение платежеспособного потенциала  населения;

- рост экономической  преступности взяточничества, коррупции,  незаконной торговой деятельности, уклонений от уплаты налогов,  нарушение правил валютных операций.

В правоохранительной сфере:

- криминализация  общественных отношений, сопровождаемая  сращиванием криминалитета и государственных структур; активное участие представителей криминальных групп не только в экономической, но и в политической жизни страны;

- социальная  апатия населения, вызванная слабой  защищенностью российских граждан  от посягательств на их жизнь, здоровье и имущество;

- подрыв здоровья  нации в результате наркотизации  и алкоголизации значительной  части населения.

Для осуществления  комплекса мер по противодействию  названным угрозам необходима разработка соответствующей законодательной  базы. При этом планы законодательной работы должны быть системно увязаны с планами экономических, социально-культурных преобразований, проводимых в субъектах Федерации.

Попытки согласования планов законотворчества в регионах с реальными их развития показали, что в настоящее время действуют и в обозримой перспективе останутся активными следующие факторы внешнего и внутреннего порядка, способствующие  формированию угроз  социально-экономической безопасности и устойчивому развитию регионов:

Информация о работе Региональная политика и национальная безопасность