Региональная политика и национальная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня Российская Федерация действует в иной системе внешнеполитических координат, нежели это было 10-15 лет назад. Во-первых, серьезные перемены происходят в системе международных отношений. Во-вторых, с укреплением российского государства в последние годы повысился уровень национальной безопасности страны. Вместе с тем Россия сталкивается с новыми угрозами и вызовами, ее геостратегическое положение остается довольно сложным.

Содержание

РАЗДЕЛ I. Национальная безопасность, ее элементы и особенности становления в России
Михайлов В., Буянов В., Гаджиева Р. Россия и безопасность. Внешнеполитические аспекты безопасности России
3
Ефимов Н.Н. Понятие национальной безопасности
10
Сущность, содержание и особенности управления обеспечением национальной безопасности России
16
РАЗДЕЛ II. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
Прохоров А.А., Карманова И.А. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
29
Грачева Т. Устойчивое разногласие (иллюзия безопасности, создающая большую опасность)
39
РАЗДЕЛ III. Роль региональной политики в обеспечении национальной безопасности: мировой опыт и проблемы России
Смагина Л. Регион как проект политической практики современного государства
44
Гусейнова Л. Глокальные аспекты концепции устойчивого развития
51
Перова Г. Региональная политика государства – основа устойчивого развития России
55
Дубинина О. Регионализация: политико-экономический аспект проблемы
59
РАЗДЕЛ IV. Уральский регион как объект безопасности в федеративном государстве
Иванов В.Н. Федерализм – безопасность государства
71
Логиновский О.В. Рязанов Н.Т. Создание федеральных округов – шаг к развитию партнерства федерального центра и субъектов Российской Федерации
73
Округ стратегического значения
83
Антошин В.А. Региональная безопасность в федеративном государстве. Уральский регион как объект безопасности
87

Вложенные файлы: 1 файл

Уральская академия государственной службы.doc

— 731.50 Кб (Скачать файл)

Стабильность  развития современного российского  федерализма во многом зависит от правильного решения этнонациональных и этнокультурных проблем с учетом происходящих в мире противоречивых и взаимосвязанных процессов глобализации и национальной идентификации. Российская Федерация многонациональное государство (что во многом определяет и его многосубъектность), народы которого различаются по численности, социально-профессиональной структуре, типу хозяйственно-культурной деятельности, языку, особенностям материальной и духовной культуры, конфессиональной принадлежности. Эти факторы определяют основные характеристики специфики российской государственности. «В таких условиях национальная политика тесно связана с региональной, так как их цели сходятся: с одной стороны - в обеспечении территориальной целостности и стабильности Федерации, с другой - в создании социально-экономических и правовых условий для всестороннего развития самобытности и культуры всех народов Российской Федерации».

В научной литературе по-разному характеризуются межрегиональные  и межнациональные стороны федеративных отношений: одни специалисты выделяют национальную политику как отдельную  концепцию российского государства, другие - включают сферу национальных отношений в состав региональной политики.

Так, некоторые  специалисты сравнивают региональную политику Российской Федерации с  региональными процессами, происходящими  в Европейском Союзе:

...региональные проблемы проявляются и обостряются ныне в первую очередь там, где слаба или отсутствует государственная политика содействия региональному развитию. У России такой политики пока, к сожалению, нет, во всяком случае в виде, сравнимом с Европой и Европейским Союзом. Не может служить ей адекватной заменой и наша национальная политика, которая акцентирует внимание скорее на прошлом, чем на настоящем, и скорее на специфическом, чем на общем у этнических субъектов Федерации, а также оставляет в стороне неэтнические, административные регионы (области, края). Представляется, что даже в многонациональном государстве национальная политика в современных условиях должна быть лишь частным случаем региональной, а эта последняя должна базироваться на прочной финансовой базе, единых критериях оказания содействия регионам и программах, отражающих их реальные приоритеты. Именно при наличии такой продуманной региональной политики регионализм в Европе, за редкими исключениями экстремистского толка, не выступает как угроза территориальной целостности государств, отдельные регионы претендуют, как максимум, на свою автономию. Равным образом, речь при этом не идет о восстановлении прежних феодальных доменов: децентрализация функций управления связывается прежде всего с развитием демократии на местах при приближении принимаемых управленческих решений к интересам граждан.

Другая точка  зрения высказана профессором Г. Королевой-Конопляной: «Региональная  и национальная политика - это две  важнейшие части единого целого - внутренней политики нашего государства».

По-разному трактуется понятие  «национальная политика». Так, некоторые  авторы считают, что правильно было бы употреблять термин «государственная политика в сфере национальных отношений», «деятельность государства по созданию оптимальных условий для прогрессивного всестороннего развития народов Российской Федерации в составе многонационального государства», а понятие «национальная политика» следует использовать лишь тогда, когда «речь идет о деятельности государства по защите общегосударственных интересов за его пределами».

Некоторую определенность в это разночтение внес Указ Президента от 15 июня 1996 г. «Об утверждении Концепции  государственной национальной политики Российской Федерации».

Сложившееся в  советский период понятие «титульная нация» в рамках того или иного региона входит в некоторое противоречие с Конституцией России и общепризнанными международными нормами относительно прав человека и гражданина. Это вовсе не означает, что этнонациональная политика должна проводиться без учета проблем национальных меньшинств и малочисленных народов России.

Таким образом, очевидны сложность и неоднозначность  проблем, связанных с межнациональными отношениями в Российской Федерации.

Соотношение этнонационалъной и региональной политики. В научном и практическом плане важным является правильное понимание соотношения этнонациональных и региональных проблем в рамках государственной политики Российской Федерации.

В определениях, данных в Основных положениях государственной  региональной политики, как бы предполагается, что понятие «региональная политика» шире, чем «этнонациональная политика» (отдельно выделены региональные аспекты национально-этнических отношений) и в то же время проблемы национальной политики следует выделить в самостоятельное научное направление.

В этом документе  сформулированы основные направления  региональной политики в области  национально-этнических отношений  как в государственно-правовой сфере, так и в духовной.

В государственно-правовой сфере региональная политика призвана решать следующие задачи:

-    формирование   модели   федеративного   государства,  отвечающей современным социально-экономическим  и политическим реалиям и историческому  опыту России и направленной  на сохранение территориальной  целостности государства;

- создание нормативно-правовой  базы для урегулирования национальных  отношений;

-    создание  на уровне федеральных органов  государственной власти и органов  государственной власти субъектов  Федерации механизмов предупреждения  межнациональных конфликтов;

-    создание правовых, организационных и материальных основ учета и удовлетворения национально-культурных интересов народов;

- объединение  усилий всех звеньев государственной  системы и гражданского общества, политических и религиозных деятелей  для достижения межнационального согласия, решительной борьбы с проявлениями агрессивного национализма.

В духовной сфере  региональная политика должна обеспечить:

-    уважение  прав и свобод человека и  гражданина независимо от его  национальности, социального положения  и территории проживания;

-    государственную   поддержку  сохранения   самобытной  культуры малочисленных народов,  условия для сохранения их  языка, традиций и среды обитания;

-    развитие  национальных языков и культур  во всех сферах, прежде всего  в сфере образования;

-    реальные  возможности для функционирования  русского языка как общегосударственного  языка и как средства межнационального  общения;

-    сохранение  исторического наследия русской  культуры, создание в обществе  атмосферы уважения к ее достижениям;

-    учет  религиозных  и   конфессиональных  особенностей народов, соблюдение  равного статуса вероисповеданий,  признание важной роли традиционной  религии в воспитании чувства  уважения и доверия между народами, веротерпимости.

Национально-культурная автономия. Важными задачами федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в области национальной политики являются поддержка и развитие национально-культурной автономии. Следует отметить активизацию национально-культурных сообществ после принятия в 1996 г. Федерального закона «О национально-культурной автономии», четко регламентирующего рамки их деятельности.

В соответствии с Законом одним из важнейших  принципов функционирования национально-культурной автономии является сочетание общественной инициативы с государственной поддержкой. Национально-культурные сообщества совместно с федеральными и региональными органами государственной власти могут участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров. В связи с этим государственная региональная политика должна быть направлена прежде всего на обеспечение и реализацию права на получение гражданами в рамках национально-культурных автономий образования на национальном языке и права выбора языка воспитания и обучения.

После принятия федеральных законов «О гарантиях  прав коренных малочисленных народов  Российской Федерации» (1999) и «Об  общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2000) стали более определенными правовые рамки взаимоотношений общин малочисленных народов с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни, прав и интересов этих этнических групп. Практическая реализация государственной региональной политики в соответствии с федеральным законодательством воплотилась в предоставлении налоговых льгот и преимуществ, целевом финансировании региональных и местных программ для гарантированной поддержки социально-экономического и культурного развития малочисленных народов России.

Таким образом, в практическом плане региональная и национальная политика представляют собой систему мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.

Становление и  развитие национальных и федеративных отношений происходили в условиях глубокого социально-экономического кризиса в стране, когда многие субъекты Федерации оказались в зоне действия макроэкономических тенденций и различных политических конфликтов и кризисов, разрывающих целостность этнополитического и экономического пространства регионов и в целом Федерации.

Вследствие  различий в ресурсной и сырьевой обеспеченности, а также исторически сложившегося разделения труда, специализации и кооперации производства субъекты Федерации начали принципиально по-разному испытывать на себе влияние как внутреннего, так и мирового рынка. В более благоприятном положении оказались регионы с достаточной сырьевой базой и промышленными мощностями для переработки сырья и производства полуфабрикатов, пользующихся спросом на мировом рынке, - цветных металлов, стального проката и т.д. В тяжелом социально-экономическом положении оказались те субъекты Федерации, продукция которых не была востребована на внутреннем и на мировом рынке. Эти социально-экономические тенденции деструктивно воздействовали на процесс развития национальных и федеративных отношений, так как нередко подпитывали националистические и сепаратистские настроения в отдельных регионах России.

В связи с  этим интересна позиция профессора Королевой-Конопляной относительно «парада  суверенитетов» в начале 1990-х гг. Традиционному взгляду на этот процесс  обособления как на акт политической воли национальных элит Татарстана, Башкортостана и других национальных элит противопоставлен другой взгляд - как на попытку национальных политических сил обезопасить свой народ от возможных социально-экономических невзгод, от хозяйственного кризиса, из которого, казалось, легче выйти в одиночку. Тогда такую тактику избрали не только республики, но и многие богатые ресурсами области и края (попытки создания Уральской, Южно-Уральской республик).

Попытки федеральных  органов государственной власти направить региональную политику на регулирование национальных и федеративных отношений входили в противоречие с конъюнктурными интересами региональных политических, хозяйственных и национальных элит. Но попытки некоторых регионов выйти из экономического кризиса в одиночку не могли привести к позитивным результатам в силу единства экономического пространства Российской Федерации. Поэтому стратегически значимым для каждого региона становится поиск надежных путей упрочения и развития межрегионального сотрудничества в рамках России и постсоветского пространства, что способствует обеспечению стабильности как в сфере межнациональных, так и федеративных отношений.

Итак, стабильность развития современного российского  федерализма во многом зависит от решения этнонациональных и этнокультурных проблем с учетом происходящих в мире противоречивых и взаимосвязанных процессов глобализации и национальной идентификации. Следовательно, современная региональная политика в сфере этнонациональных отношений должна учитывать не только динамику изменения внутренних этнополитических процессов, но и глобальные процессы в этой сфере на международном уровне.

 

РАЗДЕЛ  IV. УРАЛЬСКИЙ РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ БЕЗОПАСНОСТИ В ФЕДЕРАТИВНОМ ГОСУДАРСТВЕ

 

Иванов  В.Н.

ФЕДЕРАЛИЗМ – БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА11

 

Политика Центра в отношении регионов является одним из важнейших обстоятельств, определяющих целостность и единство федерации. Представляет интерес анализ оценок действий Москвы, возможных тенденций изменения этих оценок во времени. Данные об отношении экспертов к региональной политике Центра приведены в таблице 2.

Таблица 2

«Как Вы в целом относитесь к  региональной политике Центра в отношении  вашей республики, края, области?» (в %)

 

Оценка

Предельные  значения

по  регионам

Положительно

Безразлично

Отрицательно

Затруднились  ответить

15-36

13-36

20-37

14-30


 

Исходя  из данных, приведенных в таблице, респонденты  в своих оценках распределились более или менее равным образом. Характерно, что такое распределение  оценок свойственно практически  всем включенным в исследование регионам. Тем самым, это является косвенным подтверждением того, что политика Центра на местах вызывает в целом сходные оценки. Замечу, что фактор географии не был кардинально важным в этом вопросе в период проведения исследования. Необходимо сказать также об определенной динамике в оценках региональной политики на местах. В конце 1990-х годов мы отмечали существенное преобладание отрицательных оценок над положительными. По данным 2003 г. ситуация выглядит несколько по-иному. Отмечается некоторый рост числа экспертов, проявивших положительное отношение к региональной политике центральных властей. Один из ключевых вопросов оптимизации региональных отношений связан с уровнем компетенции и самостоятельности.

Информация о работе Региональная политика и национальная безопасность