Региональная политика и национальная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня Российская Федерация действует в иной системе внешнеполитических координат, нежели это было 10-15 лет назад. Во-первых, серьезные перемены происходят в системе международных отношений. Во-вторых, с укреплением российского государства в последние годы повысился уровень национальной безопасности страны. Вместе с тем Россия сталкивается с новыми угрозами и вызовами, ее геостратегическое положение остается довольно сложным.

Содержание

РАЗДЕЛ I. Национальная безопасность, ее элементы и особенности становления в России
Михайлов В., Буянов В., Гаджиева Р. Россия и безопасность. Внешнеполитические аспекты безопасности России
3
Ефимов Н.Н. Понятие национальной безопасности
10
Сущность, содержание и особенности управления обеспечением национальной безопасности России
16
РАЗДЕЛ II. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
Прохоров А.А., Карманова И.А. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
29
Грачева Т. Устойчивое разногласие (иллюзия безопасности, создающая большую опасность)
39
РАЗДЕЛ III. Роль региональной политики в обеспечении национальной безопасности: мировой опыт и проблемы России
Смагина Л. Регион как проект политической практики современного государства
44
Гусейнова Л. Глокальные аспекты концепции устойчивого развития
51
Перова Г. Региональная политика государства – основа устойчивого развития России
55
Дубинина О. Регионализация: политико-экономический аспект проблемы
59
РАЗДЕЛ IV. Уральский регион как объект безопасности в федеративном государстве
Иванов В.Н. Федерализм – безопасность государства
71
Логиновский О.В. Рязанов Н.Т. Создание федеральных округов – шаг к развитию партнерства федерального центра и субъектов Российской Федерации
73
Округ стратегического значения
83
Антошин В.А. Региональная безопасность в федеративном государстве. Уральский регион как объект безопасности
87

Вложенные файлы: 1 файл

Уральская академия государственной службы.doc

— 731.50 Кб (Скачать файл)

- низкая управляемость  экономическими процессами в целом и производством в частности из-за резкого увеличения количества и структурного изменения качественного содержания коммерческих организаций;

- задолженность  бюджета перед населением, лжепредпринимательство  и лжебанкротство;

- пробелы и  противоречия правового регулирования  в правовом пространстве субъектов  Федерации;

- недостаточная  согласованность и скоординированность  работы представительной, исполнительной  и судебной властей с органами  власти федерального уровня;

- нерешенность проблем закрепления полноценных источников финансирования бюджетов субъектов РФ, что ведет к нарушению прав человека и товаропроизводителей в регионе.

Системное законотворчество необходимо проводить на двух уровнях: Российской Федерации и ее субъектов. Эта возможность должна предоставляться высшими органами государственной власти РФ в виде права на экономико-правовой эксперимент по созданию эффективных форм хозяйствования, координации федерального и регионального законодательства и механизмов его применения на основе Конституции Российской Федерации.

Для предотвращения угроз экономической безопасности России и регионов важно разработать  систему прогнозирования и оценки возможных последствий с предъявлением  новых требований к системе принятия управленческих и хозяйственных решений.

Усиление деструктивных  процессов в экономике и социальной сфере свидетельствует о несостоятельности  теории рыночной самоорганизации в  переходный период. Более того, в  сложившейся ситуации проблема экономической  безопасности регионов описывается не только и не столько в терминах экономического равновесия, финансовой стабилизации и реструктуризации производства, сколько в терминах некомпетентности и несистемности принятия решений на всех уровнях государственной власти и управления.

Применение  стандартных решений макроэкономической концепции в условиях неадекватной микроэкономической среды сопровождается разрушением значительной части производственного потенциала, в результате чего экономика отделяется от равновесного состояния.

Игнорирование реальных экономических процессов на микроуровне, прежде всего экономического поведения хозяйствующих субъектов, приводит к провалу макроэкономических программ перехода к рынку. Ошибка проводимого реформирования экономики заключается в постулировании рациональности экономического поведения хозяйствующего субъекта в рыночной конкурентной среде. Между тем практика хозяйствования убедительно подтверждает ограниченную способность хозяйствующих субъектов к принятию оптимальных решений в условиях неопределенности экономической ситуации и рыночной конъюнктуры.

Достижимость  макроэкономических целей, если отсутствуют  стимулы (активная инвестиционная поддержка  региональной экономики) и условия  для устойчивого функционирования хозяйствующих субъектов, весьма проблематична.

Региональная  экономика подвержена ряду факторов внешней среды:

- нехватка  собственных   оборотных средств;

- ограниченность  ресурсов денежного рынка;

- депрессивное  налоговое воздействие на экономику  товаропроизводителей, особенно малого  и среднего уровня;

- дисбаланс  в воспроизводственном механизме;

- нестабильность  хозяйственных связей.

Закономерно, что  вследствие неадекватного экономического поведения субъектов хозяйствования экономическая безопасность регионов находится под угрозой.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности регионов требует разработки и осуществления комплекса мер в рамках программ социально-экономической безопасности и устойчивого развития субъектов Федерации. К первоочередным мерам относятся:

- создание децентрализованного механизма структурной реорганизации региональной экономики;

- обеспечение  занятости населения и государственной  поддержки создания рабочих мест  в количестве, достаточном для  снятия угрозы экономической  безопасности регионов;

- селективная  инвестиционная поддержка экономического развития приоритетных, конкурентоспособных производств;

- реальный  сбор   налоговых  платежей;

- переориентация  налоговой системы на активное  использование налоговых потенций  производительного капитала в  сфере малого предпринимательства;

- активная поддержка  предприятий с преимущественным  участием государственного капитала;

- противодействие  организованной преступности и  коррупции в сфере экономической  деятельности.

Все эти меры могут быть осуществлены лишь при  значительном усилении властных функций государства, активизации рыночных и административных методов регулирования, при возрастании роли государства как гаранта стабильности социальных и экономических процессов.

На наш взгляд, обеспечение экономической безопасности регионов сводится к решению следующих задач:

- создание и  накопление экономических, технологических,  информационных и интеллектуальных  ресурсов, необходимых и достаточных  для принятия хозяйственных решений  и осуществления социальных мер  без ущерба для экономической безопасности региона и обеспечения устойчивости развития региональной экономики;

защита ресурсного потенциала региона от негативных воздействий  внешней среды, включая криминальные факторы;

- организация  взаимодействия региона с внешней  средой с учетом взаимных экономических интересов и без нанесения ущерба безопасности обеих сторон на следующих уровнях управления: федеральном (межрегиональном), региональном (в субъекте Федерации), муниципальном (субъекте местного самоуправления), субъекте хозяйствования (предприятии).

 

Дубинина О.

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ: ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ10

 

Автор, говоря о  регионализации, берет за основу определение  из энциклопедии по федерализму, предложенное профессором Г. В. Каменской: «Регионализация - это процесс регионального структурирования пространства, а также все более полного включения регионов в экономическую, социальную и политическую жизнь на национальном и транснациональном уровнях». Если говорят о регионализации в рамках некоего географического региона, охватывающей в процессе одновременно несколько стран, то мы имеем дело с явлением хозяйственно-политического объединения государств на базе формирования основательных стабильных взаимосвязей между участниками. Такая регионализация подстегивается в первую очередь экономическими стимулами и является результатом повышающейся интернационализации хозяйственной жизни.

Имеется ряд  предпосылок, необходимых для формирования регионального процесса интеграции:

- соответствующий  уровень экономического развития  и зрелости рыночных отношений,

-    совместимость  механизмов хозяйствования,

- существование  общих границ и исторически  сформировавшихся хозяйственных  связей,

- наличие внутри  региона либо по отношению  к третьим странам таких проблем,  которые требуют совместных усилий для их решения.

Исходной точкой регионализации на межгосударственном уровне можно считать создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в 1951 г., Европейского сообщества по атомной  энергии («Евратома») в 1957 г., а также  Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое возникло в тот же период. Цели обеспечения экономики углем и сталью, а также ориентация на ядерную энергетику как символ научно-технического прогресса, пошаговое добровольное координирование в рамках ЕЭС процессов воспроизводства помогли осуществлять социально-экономическое развитие вне национальных границ.

После подписания Маастрихтского договора (1992 г.) о создании Европейского союза в его структурах была создана особая управленческая ячейка - Комитет регионов, который должен заниматься решением специфических проблем земель, кантонов, территорий.

Кроме чисто  экономических факторов, существенную роль играет принадлежность участников интеграции к культурно-исторической цивилизации. Некоторые авторы считают, что регионализация - это глобализация в ограниченных масштабах, в пределах государств, создающих региональные объединения.

В процессе интеграции и регионализации Западной Европы существенное значение придавалось гармонизации межэтнических отношений. Таким  образом, можно утверждать, что западно-европейская экономическая интеграция содействовала франко-немецкому примирению. Тенденция к образованию регионов весьма явно была заметна и в рамках интеграционных процессов на востоке Европы - в странах-участницах Совета экономической взаимопомощи. Первые очертания регионов выражались как зоны сопредельной социально-экономической деятельности: на границах Словакии и Венгрии, Венгрии и Румынии, Болгарии и Румынии и др. Однако подобная «интеграция» стран СЭВ образовала единое пространство, базирующееся на планово-директивных принципах.

Регионализация  в определенной степени является реакцией стран, участвующих в интеграционных процессах, на усиление глобализации. Так, страны объединяют усилия для защиты своих национальных интересов от ряда издержек глобализации, при которых более сильные страны, в первую очередь США, могут навязывать свои условия и «правила игры».

Регионализация  двойственный процесс. С одной стороны - она подстегивает процессы экономического объединения, интеграции, а с другой стороны -задерживает процессы глобализации мировой экономики, при этом усиливает изолированность отдельных интеграционных содружеств, порождает взаимные противоречия и конкуренцию.

Кроме того, регионализация является не плавным, а противоречивым и довольно длительным процессом. Здесь, кроме чисто экономических факторов, существенное значение играет принадлежность участников интеграции к одной культурно-исторической основе. В этом случае процессы интеграции проходят значительно быстрее, поскольку экономическое объединение дополняется общностью исторических, культурных и религиозных корней. Более сложно идут процессы интеграции в странах, принадлежащих к различным цивилизационным корням.

Другая трудность  заключается в том, что национальные политические и экономические элиты в первую очередь заинтересованы в результатах функционирования национальной экономики, нежели всей интеграционной группировки в целом, и поэтому каждая страна - участница интеграционного процесса стремится к тому, чтобы правящая элита интеграционной группировки склонялась к решениям, совпадающим с ее национальными интересами. Чем сильнее участник, тем легче ему удается продвигать и отстаивать свои интересы и проводить свою стратегию, что в конечном итоге приводит к неравномерному разделу выгод и потерь среди участников интеграционного процесса.

В числе причин противоречивости регионализационного  процесса можно выделить следующие:

- разнонаправленность  интересов отдельных групп, союзов, корпораций и фирм, представляющих  интересы в национальных правительствах;

- различную  приспосабливаемость отдельных  звеньев воспроизводственных структур  к участию в интеграционном  процессе;

- дифференциацию  уровней развития и жизни народонаселении  отдельных территорий, обусловливающих  дисбаланс сил и интересов при регулировании интеграционного взаимодействия.

Некоторые авторы считают, что большие размеры  государства могут привести к  политической, экономической и административной инертности. Другие авторы полагают, что  при сохранении благоприятной международной обстановки ослабление многонациональных государств, с их постепенной заменой межгосударственными (конфедеративными) интеграционными образованиями будет продолжаться. Представляется, что Европа XXI в. окажется в первую очередь «Европой регионов», а это значит, что регионализация, как и прежде, будет главной и решающей тенденцией ее развития. В большей степени эта тенденция проявит себя и в России, которая только начинает превращаться в «Россию регионов».

Если говорить о процессах внутри государства, то «регионализация - это двуединый процесс как обособления на территории государства частей, претендующих на более самостоятельное функционирование, так и их объединения «снизу». Результат такого процесса - новая пространственная структуризация государственного образования либо его распад. Таким образом можно сказать, что регионализация явила собой инструмент для реформирования российского государственного строя.

Первый  этап регионализации в нашей стране, начавшийся на рубеже 80-90 годов прошлого века, сопровождался достаточно болезненными проявлениями. Он проходил в условиях, когда в стране еще оставалась плановая централизованная экономика, несовместимая с рыночными механизмами, а политическое руководство коммунистической партии так или иначе сдерживало политические и экономические преобразования в стране. Существовавший регионалистический потенциал страны освободился в начале девяностых годов, когда началась ее политическая и социально-экономическая трансформация, в ходе которой произошел распад тоталитарной системы и советского государства.

В научной литературе России и ряда зарубежных стран отмечаются несколько основных причин, обусловливающих  этот сложный и неоднозначный  процесс:

-   слабость  федерального центра;

Информация о работе Региональная политика и национальная безопасность