Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:45, курсовая работа
Сегодня Российская Федерация действует в иной системе внешнеполитических координат, нежели это было 10-15 лет назад. Во-первых, серьезные перемены происходят в системе международных отношений. Во-вторых, с укреплением российского государства в последние годы повысился уровень национальной безопасности страны. Вместе с тем Россия сталкивается с новыми угрозами и вызовами, ее геостратегическое положение остается довольно сложным.
РАЗДЕЛ I. Национальная безопасность, ее элементы и особенности становления в России
Михайлов В., Буянов В., Гаджиева Р. Россия и безопасность. Внешнеполитические аспекты безопасности России
3
Ефимов Н.Н. Понятие национальной безопасности
10
Сущность, содержание и особенности управления обеспечением национальной безопасности России
16
РАЗДЕЛ II. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
Прохоров А.А., Карманова И.А. Особенности современного общественного развития и новые подходы к безопасности
29
Грачева Т. Устойчивое разногласие (иллюзия безопасности, создающая большую опасность)
39
РАЗДЕЛ III. Роль региональной политики в обеспечении национальной безопасности: мировой опыт и проблемы России
Смагина Л. Регион как проект политической практики современного государства
44
Гусейнова Л. Глокальные аспекты концепции устойчивого развития
51
Перова Г. Региональная политика государства – основа устойчивого развития России
55
Дубинина О. Регионализация: политико-экономический аспект проблемы
59
РАЗДЕЛ IV. Уральский регион как объект безопасности в федеративном государстве
Иванов В.Н. Федерализм – безопасность государства
71
Логиновский О.В. Рязанов Н.Т. Создание федеральных округов – шаг к развитию партнерства федерального центра и субъектов Российской Федерации
73
Округ стратегического значения
83
Антошин В.А. Региональная безопасность в федеративном государстве. Уральский регион как объект безопасности
87
- низкая управляемость экономическими процессами в целом и производством в частности из-за резкого увеличения количества и структурного изменения качественного содержания коммерческих организаций;
- задолженность бюджета перед населением, лжепредпринимательство и лжебанкротство;
- пробелы и
противоречия правового
- недостаточная
согласованность и
- нерешенность проблем закрепления полноценных источников финансирования бюджетов субъектов РФ, что ведет к нарушению прав человека и товаропроизводителей в регионе.
Системное законотворчество необходимо проводить на двух уровнях: Российской Федерации и ее субъектов. Эта возможность должна предоставляться высшими органами государственной власти РФ в виде права на экономико-правовой эксперимент по созданию эффективных форм хозяйствования, координации федерального и регионального законодательства и механизмов его применения на основе Конституции Российской Федерации.
Для предотвращения
угроз экономической
Усиление деструктивных
процессов в экономике и
Применение
стандартных решений
Игнорирование реальных экономических процессов на микроуровне, прежде всего экономического поведения хозяйствующих субъектов, приводит к провалу макроэкономических программ перехода к рынку. Ошибка проводимого реформирования экономики заключается в постулировании рациональности экономического поведения хозяйствующего субъекта в рыночной конкурентной среде. Между тем практика хозяйствования убедительно подтверждает ограниченную способность хозяйствующих субъектов к принятию оптимальных решений в условиях неопределенности экономической ситуации и рыночной конъюнктуры.
Достижимость
макроэкономических целей, если отсутствуют
стимулы (активная инвестиционная поддержка
региональной экономики) и условия
для устойчивого
Региональная экономика подвержена ряду факторов внешней среды:
- нехватка собственных оборотных средств;
- ограниченность ресурсов денежного рынка;
- депрессивное
налоговое воздействие на
- дисбаланс
в воспроизводственном
- нестабильность хозяйственных связей.
Закономерно, что
вследствие неадекватного экономического
поведения субъектов
Таким образом, обеспечение экономической безопасности регионов требует разработки и осуществления комплекса мер в рамках программ социально-экономической безопасности и устойчивого развития субъектов Федерации. К первоочередным мерам относятся:
- создание децентрализованного механизма структурной реорганизации региональной экономики;
- обеспечение
занятости населения и
- селективная инвестиционная поддержка экономического развития приоритетных, конкурентоспособных производств;
- реальный сбор налоговых платежей;
- переориентация
налоговой системы на активное
использование налоговых
- активная поддержка
предприятий с
- противодействие
организованной преступности и
коррупции в сфере
Все эти меры могут быть осуществлены лишь при значительном усилении властных функций государства, активизации рыночных и административных методов регулирования, при возрастании роли государства как гаранта стабильности социальных и экономических процессов.
На наш взгляд, обеспечение экономической безопасности регионов сводится к решению следующих задач:
- создание и
накопление экономических,
защита ресурсного потенциала региона от негативных воздействий внешней среды, включая криминальные факторы;
- организация
взаимодействия региона с
Дубинина О.
Автор, говоря о регионализации, берет за основу определение из энциклопедии по федерализму, предложенное профессором Г. В. Каменской: «Регионализация - это процесс регионального структурирования пространства, а также все более полного включения регионов в экономическую, социальную и политическую жизнь на национальном и транснациональном уровнях». Если говорят о регионализации в рамках некоего географического региона, охватывающей в процессе одновременно несколько стран, то мы имеем дело с явлением хозяйственно-политического объединения государств на базе формирования основательных стабильных взаимосвязей между участниками. Такая регионализация подстегивается в первую очередь экономическими стимулами и является результатом повышающейся интернационализации хозяйственной жизни.
Имеется ряд предпосылок, необходимых для формирования регионального процесса интеграции:
- соответствующий
уровень экономического
- совместимость механизмов хозяйствования,
- существование
общих границ и исторически
сформировавшихся
- наличие внутри
региона либо по отношению
к третьим странам таких
Исходной точкой регионализации на межгосударственном уровне можно считать создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в 1951 г., Европейского сообщества по атомной энергии («Евратома») в 1957 г., а также Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое возникло в тот же период. Цели обеспечения экономики углем и сталью, а также ориентация на ядерную энергетику как символ научно-технического прогресса, пошаговое добровольное координирование в рамках ЕЭС процессов воспроизводства помогли осуществлять социально-экономическое развитие вне национальных границ.
После подписания Маастрихтского договора (1992 г.) о создании Европейского союза в его структурах была создана особая управленческая ячейка - Комитет регионов, который должен заниматься решением специфических проблем земель, кантонов, территорий.
Кроме чисто экономических факторов, существенную роль играет принадлежность участников интеграции к культурно-исторической цивилизации. Некоторые авторы считают, что регионализация - это глобализация в ограниченных масштабах, в пределах государств, создающих региональные объединения.
В процессе интеграции и регионализации Западной Европы существенное значение придавалось гармонизации межэтнических отношений. Таким образом, можно утверждать, что западно-европейская экономическая интеграция содействовала франко-немецкому примирению. Тенденция к образованию регионов весьма явно была заметна и в рамках интеграционных процессов на востоке Европы - в странах-участницах Совета экономической взаимопомощи. Первые очертания регионов выражались как зоны сопредельной социально-экономической деятельности: на границах Словакии и Венгрии, Венгрии и Румынии, Болгарии и Румынии и др. Однако подобная «интеграция» стран СЭВ образовала единое пространство, базирующееся на планово-директивных принципах.
Регионализация в определенной степени является реакцией стран, участвующих в интеграционных процессах, на усиление глобализации. Так, страны объединяют усилия для защиты своих национальных интересов от ряда издержек глобализации, при которых более сильные страны, в первую очередь США, могут навязывать свои условия и «правила игры».
Регионализация двойственный процесс. С одной стороны - она подстегивает процессы экономического объединения, интеграции, а с другой стороны -задерживает процессы глобализации мировой экономики, при этом усиливает изолированность отдельных интеграционных содружеств, порождает взаимные противоречия и конкуренцию.
Кроме того, регионализация является не плавным, а противоречивым и довольно длительным процессом. Здесь, кроме чисто экономических факторов, существенное значение играет принадлежность участников интеграции к одной культурно-исторической основе. В этом случае процессы интеграции проходят значительно быстрее, поскольку экономическое объединение дополняется общностью исторических, культурных и религиозных корней. Более сложно идут процессы интеграции в странах, принадлежащих к различным цивилизационным корням.
Другая трудность заключается в том, что национальные политические и экономические элиты в первую очередь заинтересованы в результатах функционирования национальной экономики, нежели всей интеграционной группировки в целом, и поэтому каждая страна - участница интеграционного процесса стремится к тому, чтобы правящая элита интеграционной группировки склонялась к решениям, совпадающим с ее национальными интересами. Чем сильнее участник, тем легче ему удается продвигать и отстаивать свои интересы и проводить свою стратегию, что в конечном итоге приводит к неравномерному разделу выгод и потерь среди участников интеграционного процесса.
В числе причин противоречивости регионализационного процесса можно выделить следующие:
- разнонаправленность
интересов отдельных групп,
- различную
приспосабливаемость отдельных
звеньев воспроизводственных
- дифференциацию
уровней развития и жизни
Некоторые авторы
считают, что большие размеры
государства могут привести к
политической, экономической и
Если говорить о процессах внутри государства, то «регионализация - это двуединый процесс как обособления на территории государства частей, претендующих на более самостоятельное функционирование, так и их объединения «снизу». Результат такого процесса - новая пространственная структуризация государственного образования либо его распад. Таким образом можно сказать, что регионализация явила собой инструмент для реформирования российского государственного строя.
Первый этап регионализации в нашей стране, начавшийся на рубеже 80-90 годов прошлого века, сопровождался достаточно болезненными проявлениями. Он проходил в условиях, когда в стране еще оставалась плановая централизованная экономика, несовместимая с рыночными механизмами, а политическое руководство коммунистической партии так или иначе сдерживало политические и экономические преобразования в стране. Существовавший регионалистический потенциал страны освободился в начале девяностых годов, когда началась ее политическая и социально-экономическая трансформация, в ходе которой произошел распад тоталитарной системы и советского государства.
В научной литературе России и ряда зарубежных стран отмечаются несколько основных причин, обусловливающих этот сложный и неоднозначный процесс:
- слабость федерального центра;
Информация о работе Региональная политика и национальная безопасность