Лекции по банкротству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:24, курс лекций

Краткое описание

Конкурсное право – система правовых норм, регулирующих отношения в области несостоятельности (банкротства), а также комплексный правовой институт, регулирующий отношения должника, в течение определенного времени не исполняющего обязательства определенного размера, его кредиторов и третьих лиц; регламентирующий особое состояние должника, предполагающее

Содержание

Общие положения о несостоятельности 3
Субъекты конкурсного права 25
Наблюдение как стадия конкурсного процесса 47
Финансовое оздоровление 59
Внешнее управление 66
Конкурсное производство 97
Мировое соглашение 108
Особенности банкротства некоторых категорий должников 117
9. Неправомерные действия при банкротстве 143
10. Процессуальные гарантии обеспечения и защиты прав
и интересов субъектов конкурсных отношений 153
11. Подведомственность и подсудность дел о несостоятельности. Возбуждение арбитражного судопроизводства по делам
о несостоятельности 162
12. Подготовка дел о несостоятельности к судебному разбирательству.
Судебное разбирательство дел о несостоятельности. 170
13. Пересмотр и исполнение судебных актов по делам
о несостоятельности 175
14. Список нормативных актов и литературы 180

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_po_bankrotstvu_.docx

— 232.13 Кб (Скачать файл)

    Каковы  же критерии несостоятельности  (банкротства)?

Закон о банкротстве 1992 г. в качестве критерия несостоятельности  использовал принцип неоплатности, в связи с чем под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность  должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и  внебюджетные фонды, в связи с  превышением обязательств должника над его имуществом или в связи  с неудовлетворительной структурой баланса должника.  Показателями для оценки удовлетворительности структуры  баланса являлись согласно постановления  Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «  О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий ( утратило силу): коэффициент текущей ликвидности, коэфф. обеспеченности собственными средствами, коэфф. восстановления платежеспособности.

   Коэфф.  текущей ликвидности определялся  как отношение фактической стоимости  находящихся у предприятия оборотных  средств в виде производственных  запасов готовой продукции, денежных  средств, дебиторских задолженностейи  прочих оборотных активов к  наиболее срочным обязательствам  предприятия в виде краткосрочных  кредитов банков, займов и различных  кредиторских задолженностей.

Коэфф. обеспеченности собственными средствами характеризовал наличие у предприятия собственных  средств, необходимых для его  финансовой устойчивости. Этот коэфф. определялся как отношение разности между объемами источников собственных  средств и фактической стоимостью внеоборотных активов ( в том числе  основных средств) к фактической  стоимости оборотных средств  предприятия.

Коэфф. восстановления платежеспособности характеризовал наличие  у предприятия реальной возможности  восстановить либо утратить свою платежеспособность  в течение определенного периода. Определялся этот коэфф. как отношение  расчетного коэфф. текущей ликвидности  к его установленному значению.

Основанием  для признания структуры баланса  ненудовлетворительной, а предприятия  неплатежеспособным являлось наличие  одного из следующих условий:

Коэфф.текущей  ликвидности на конец отчетного  периода имеет значение менее 2.

Коэфф. обеспеченности собственными средствами на конец отчетного  периода имеет значение менее 0,1.

Коэфф. восстановления платежеспособности более 1 свидетельствовал о возможности у предприятия  воcстановить свою платежеспособность, менее 1 свидетельствовало о том, что предприятие в ближайшее время не воcстановит свою платежеспособность. Применение критерия неоплатности на практике приводит к тому, что кредиторам для возбуждения производства по делу о несостоятельности самим приходится заниматься предоставлением доказательств превышения обязательств должника над его активами. А получение такой информации очень затруднительно.

Иной подход был закреплен в Законе о банкротстве 1998 г. согласно которому должник- юридическое  лицо мог быть признан банкротом  в случае его неплатежеспособности; критерий неоплатности применялся лишь по отношению к гражданам.

Такой же позиции  придерживается и Закон о банкротстве 2002 г., признавая в качестве основного  критерий неплатежеспособности.

В рамках каждого  из критериев закрепляется соответствующая  система признаков несостоятельности (банкротства).  

(В.Н. Ткачев. Признаки и критерии несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий как должников особой категории). (Российская юстиция. № 5, май 2007 г.)

Как известно из теории конкурсного права, под  критерием несостоятельности (банкротства) обычно понимается принятый законодательством  общий подход к неплатежеспособным должникам, под признаками конкретные параметры, которые необходимы для  принятия заявления о банкротстве, а также для признания должника банкротом. Исходя из целей установления признаков целесообразно ввести особую терминологию – признаки инициирования (для параметров, необходимых для  возбуждения производства по делу о  несостоятельности) и признаки признания  банкротства  ( для параметров, которые  должны присутствовать на момент принятия решения о банкротстве должника).

Критерии  несостоятельности.

Мировой практике известно только два критерия несостоятельности  – неоплатность и неплатежеспособность. При этом многие ученые отмечают, что  провести грань между ними иногда бывает очень сложно., хотя и отождествлять  указанные критерии тоже нельзя.

Под неоплатностью  понимается ситуация, когда для решениЯ  вопроса о банкротстве должника необходимо доказать, что его пассивы  превышают активы, т.е. имущества  у должника меньше, чем обязательств. Соответственно, при принятии этого  критерия, с одной стороны, невозможно случайное банкротство (т.е признание  несостоятельным должника, испытывающего  временные финансовые трудности), с  другой – возможны ситуации, когда  недобросовестные должники не используют обязательства, пользуясь тем, что  их активы превышают пассивы.

Критерий  неплатежеспособности предполагает, что  для применения к должнику конкурсных норм достаточно факта неисполнения им обязательств; при этом не имеет  принципиального значения размер активов, пассивов и их соотношение. Основным недостатком критерия неплатежеспособности  является сравнительная легкость возбуждения  производства по делу о банкротстве, что не исключает конкурс в  отношении финансово стабильных должников; основным достоинством –  то, что недобросовестные должники теряют возможность не исполнять  обязательства, прикрываясь положительным  балансом.

Соответственно  принятие законодательством того или  иного критерия обусловлено целями правовой регламентации – например, если требуется затруднить инициирование  конкурса, то принимается критерий неоплатности, если необходимо  стимулирующе воздействовать на должников – критерий неплатежеспособности.

   

Вопрос 3. Виды несостоятельности (банкротства).

В Законе 2002 г. уточнены понятия фиктивного банкротства  и преднамеренного банкротства.

Под фиктивным  банкротством понимается обращение  должника в арбитражный суд с  заявлением о банкротстве при  отсутствии признаков банкротства  в силу не только наличия у него имущества, достаточного для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, но и когда должником признаны необоснованные требования заявителя  или он не принял мер по оспариванию  необоснованных требований заявителя. Это возможно в результате сговора  заявителя с должником.

При установлении факта фиктивного банкротства должник  несет перед кредиторами ответственность  за ущерб, причиненный им в связи  с возбуждением дела о банкротстве. Ущерб для кредиторов в таких  случаях может выражаться в частности, в расходах кредиторов, вызванных  приостановлением исполнения исполнительных документов в рамках исполнительных производств (Ст. 63 Закона о банкротстве).

Преднамеренным  признается банкротство должника по вине его учредителей (участников) , руководителя должника или иных лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют  возможность иным образом определять его действия (п.3 ст. 56, п.2 ст. 105 ГК РФ). Гражданско-правовым последствием преднамеренного  банкротства может быть возложение на виновных лиц субсидиарной ответственности  по обязательствам должника перед его  кредиторами в случае недостаточности  имущества должника (ст.399 ГК РФ).

Размер требований таких кредиторов определяется как  разница между общей суммой кредиторской задолженности и стоимостью имущества, составляющего конкурсную массу  должника. Взысканные  в указанном  размере конкурсным управляющим  с виновных лиц суммы зачисляются  в конкурсную массу для расчетов с кредиторами в очередности, установленной Законом о банкротстве.

Фиктивное и  преднамеренное банкротство как  административные правонарушения в  области предпринимательской деятельности и их последствия определены ст. 14.12 КОАП РФ. 

Фиктивное банкротство  влечет наложение штрафа в размере  от 40 до 50 МРОТ или дисквалификацию  на срок до 3 лет руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя  за заведомо ложное объявление о несостоятельности  данного юридического лица или индивид. предпринимателя. За преднамеренное банкротство, т.е. умышленное создание или увеличение неплатежеспособности юр. лица или  инд. предпринимателя предусмотрен штраф в размере от 40 до 50 МРОТ или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет.

Ст. 196 и 197 УК РФ предусматривают уголовную ответственность  за фиктивное и преднамеренное банкротство. Фиктивное банкротство  т.е. заведомо ложное объявление руководителем или  собственником коммерческой организации, а равно инд. предпринимателем о  своей несостоятельности в целях  введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки  причитающихся кредиторам платежей, или скидки с долгов, а равно  для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб. Преднамеренное банкротство квалифицируется как  умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное  руководителем или собственником  коммерческой организации, а равно  индивид предпринимателем в личных интересах ли интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия.

 

 Транснациональные  (трансграничные) компании – юридические  лица, осуществляющие деятельность  в различных странах путем  образования либо без образования  юридических лиц в каждой из  них. При этом отдельные производства  или отдельные виды бизнеса  как правило взаимосвязаны. Данная  компания (либо ее отделения) вступая  в обязательственные отношения  иногда имеет крупные долги.  И при возникновении финансовых  затруднений в деятельности транснациональной  компании возможны два варианта:

  1. Обращение в суд с иском об исполнении обязательств ( и исполнение решения суда, в том числе за счет имущества, находящегося в данном государстве).
  2. Обращение в суд с заявлением о несостоятельности (банкротстве) всей компании, независимо от законодательства иных мест ведения бизнеса ( даже если в этих местах к примеру компания не обладает признаками, достаточными для возбуждения производства по делу о банкротстве).

Можно выделить и промежуточный вариант –  если в конкретной стране, например в России, действует отделение  транснациональной компании, обладающее правами юридического лица по законодательству РФ, то возможно заявление о банкротстве  именно этого юридического лица, а  не компании в целом, что не всегда эффективно и целесообразно

Нередко в процессе функционирования транснациональной  компании складываются ситуации, когда  в разных государствах возбуждаются процессы о банкротстве этой компании. При этом кредиторы, находящиеся  в каждом конкретном государстве, настаивают на осуществлении всех процедур в  соответствии с законами этого государства  в отношении всего имущества  компании.

Таким образом, трансграничную несостоятельность  можно рассматривать как институт международного частного права, регулирующий отношения, в которых участвуют  несостоятельный должник и иностранные  кредиторы, либо имущество несостоятельного должника находится в разных государствах. И единственным способом действий при  банкротстве транснациональной  компании является достижение конкретных индивидуальных соглашений между арбитражными управляющими либо между управляющим  и кредиторами.

Более адекватно  решить указанные проблемы можно  только на наднациональном уровне, т.е. путем разработки и принятия международной конвенции  в области  транснационального банкротства. К  сожалению, до настоящего времени такой  документ не принят.

Особое  место среди международных правовых актов, направленных на урегулирование вопросов, посвященных трансграничной несостоятельности, составляет типовой  закон  ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности 1997 г.(далее Модельный  Закон), подготовленный ЮНСИТРАЛ (Комиссия Организации Объединенных Наций  по праву международной торговли) в тесном сотрудничестве с Международной  ассоциацией специалистов по вопросам несостоятельности (ИНСОЛ) в 1997 г.        модельный закон имеет достаточно узкую направленность, он рассчитан  на ситуации, когда большинство кредиторов находится в одном государстве, а активы распределены в нескольких. При равномерном же распределении  активов и кредиторов в нескольких странах закон способен регулировать в основном лишь информационный обмен  между судами и компетентными  органами, а также предоставление информации иностранным кредиторам.

ПО Модельному закону производство по делу о банкротстве  считается основным, если оно было инициировано в государстве, где  должник имеет центр деловой  активности. Это положение закона, а также положения о признании  полномочий иностранного представителя  или о судебной помощи свидетельствуют  о использовании в законе метода единого производства. Но В первую очередь Модельный закон основывается все же на методе параллельных производств. Параллельное производство может быть возбуждено в другом государстве, если там находятся активы должника.   По закону все кредиторы имеют  право участвовать в иностранных  производствах, они должны быть проинформированы о таких производствах. В законе предусмотрен прямой доступ для иностранных  представителей в суды государств-участников.

Модельный закон до сих пор не вступил  в силу, т.к. ни одно государство не включило его в свое законодательство.

Информация о работе Лекции по банкротству