Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:26, курс лекций
Предметом предпринимательства как учебного курса выступают принципы и методы самоорганизации человека – активного субъекта экономических отношений – в конкретном деловом пространстве (конкретной деловой среде). Самоорганизация делового человека – производителя конкретного товара, продукта, услуги – подразумевает осуществление таким человеком последовательных, логически взаимосвязанных действий, совокупность которых представляет собой целостный процесс делового цикла. Именно предпринимательство выступает в процессе базового учебного курса, дающего возможность получить профессиональное представление о целостности делового цикла, целостном процессе профессиональной активности предпринимателя или руководителя фирмы.
Коммерческий трансферт используется в межстрановых отношениях и представляет собой взаимное приобретение партнерами друг у друга капиталов в национальных валютах в установленных (договором) размерах по договорной цене. Однако такое приобретение капитала не предполагает его перемещения через национальные границы. Капитал зачисляется в национальном банке страны продавца, но на счет, который открывается на имя покупателя.
Например, Вы приобрели капитал на указанных условиях у своего партнера в США. Таким образом, в американском банке теперь имеется Ваш собственный счет на определенную сумму. В свою очередь Вы открываете счет на определенную сумму в украинском банке на имя Вашего американского партнера. Теперь Вы можете приобретать любой товар у любой американской фирмы и осуществлять платежи со своего счета в американском банке. Такие же действия, но уже на территории Украины может совершать и ваш американский партнер. Купив товар, Вы можете вывезти его в Украину для реализации.
Краткие выводы
Каждый предприниматель при совершении любой сделки, а также при планировании любой деловой операции сталкивается с необходимостью выбора как партнера, так и конкретной формы взаимоотношений с этим партнером (может быть и наоборот: партнера он ищет под ту форму партнерских связей, которая для него наиболее приемлема). Выбор конкретной формы определяется теми условиями, в которых предпринимателю приходится осуществлять свою деловую операцию, и результатами сравнительного анализа возможных форм партнерских связей.
Тема 7
1. Выбор целей.
2. Учреждение собственного предприятия:
А. Выбор типа предприятия.
Б. Правовые основы учреждения нового предприятия и его возможные организационно-правовые формы.
В. Подготовительная работа по учреждению нового предприятия и его государственная регистрация.
Г. Формирование первоначального капитала (по структуре и величине).
3. Участие в соучреждении нового предприятия.
4. Покупка предприятия.
5. Выкуп партнерской доли.
6. Наследование.
1. Выбор целей
Мы поведем сейчас речь о деловых предприятиях, т.е. производственных, торговых и посреднических структурах (мастерская, завод, фабрика, ферма, шахта, банк, магазин и т.д.), которые выполняют одну или несколько специфических функций по производству и продвижению к потребителю товаров и оказанию услуг. Под деловыми предприятиями понимаются также фирмы, компании, ассоциации, общества, издательские и торговые дома, брокерские и дилерские конторы, объединения, фонды, консорциумы.
Отметим, что в западных странах (как и в западной экономической литературе) принято в отличие от нашей практики отделять такие понятия, как «предприятие» и «фирма». Под фирмой обычно понимается организация или учреждение, владеющее одним или несколькими предприятиями и управляющее деятельностью этих предприятий. Фирмы, в собственности которых находится несколько предприятий, имеют различную внутреннюю структуру в зависимости от организационно-правовой формы предприятий, а чаще всего - от типа предприятий.
При учреждении предприятия каждый предприниматель пытается определить цели своих действий. Цели довольно часто подразделяются самим предпринимателем на личные и создаваемого предприятия. Внешне личные цели предпринимателя нередко выглядят достаточно амбициозно. Это либо причина, побудившая предпринимателя к открытию предприятия, либо желание достичь какого-либо определённого результата.
Личная цель предпринимателя может сводиться к желанию:
Если перечисленные нами цели 1-3 носят весьма общий характер, то цели 4-5 уже более конкретно отражают направленность действий предпринимателя. Формулирование целей предприятия несколько сложнее, но зато они носят более конкретный характер. Например:
Опытные предприниматели обычно ставят перед своим предприятием как краткосрочные, так и перспективные цели, т.е. планируют не только тактику, но и стратегию функционирования и развития предприятия. К примеру, тактика может сводиться на первом этапе к накоплению первоначального капитала, который затем (на втором этапе) будет использован для организации мебельного производства. Каждый предприниматель перед началом своей деятельности или в ходе ее осуществления выбирает перспективную специализацию. Сразу (в самом начале предпринимательской карьеры) сделать такой выбор подчас не просто, поэтому осуществление каких-то временных (тактических) задач и целей выполняет весьма важную функцию.
Существует несколько реальных путей вступления в сферу предпринимательской деятельности. Среди них выделим:
Рассмотрим более подробно некоторые из указанных нами путей вступления в сферу предпринимательства.
2. Учреждение собственного предприятия
При учреждении нового предприятия для предпринимателя возникает проблема выбора типа предприятия. Различают два типа предприятий;
Самоуправляющиеся фирмы представляют собой такой тип производственных структур, в которых решения, касающиеся деятельности предприятия, принимаются на коллективной основе. В состав правления фирмы в таком случае входят представители коллектива работающих. Такой тип предприятий особенно характерен для скандинавских стран.
Предпринимательские фирмы представляют собой такие производственные структуры, в которых предприниматель берет на себя функцию единоличного принятия решений,
Отметим, что, когда речь идет о типе предприятий, подразумевается способ принятия решений, а не форма собственности. Предприятие может полностью принадлежать одному лицу, но быть самоуправляющейся структурой. Есть еще одно важное обстоятельство: исторически первыми возникли предпринимательские фирмы. Длительное время это был единственный тип производственных структур в рыночной экономике. Самоуправляющиеся структуры появились значительно позже, когда экономическая и предпринимательская среда сделали возможным реализацию принципа экономической демократии.
В западной экономической науке выделяют специальный раздел - теорию экономики, управляемой трудом. Эта теория связана с изучением фирм, организованных на кооперативных (в основном) началах, т.е. именно самоуправляющихся фирм, в которых решения принимаются на основе принципа «один человек - один голос». Антиподом такого рода производственных образований как раз и выступают предпринимательские фирмы.
Б. Правовые основы учреждения нового предприятия
и его возможные организационно-правовые формы
Деятельность предпринимателя в любой стране по учреждению нового предприятия законодательно регламентируется. Существующая законодательная база позволяет предпринимателю выбрать любую практикуемую в цивилизованном мире организационно-правовую форму учреждаемого предприятия.
Особо отметим, что предпринимательская деятельность современных условиях может осуществляться и без приобретения статуса юридического лица, т.е. без образования предприятия. Однако такая форма предпринимательской деятельности предполагает обязательную регистрацию в местных органах власти как индивидуальная трудовая деятельность.
В. Подготовительная работа по учреждению нового
предприятия и его государственная регистрация
К таким документам относятся: а) устав предприятия (при учреждении предприятия любой формы собственности); б) договор учредителей (если в число учредителей входят два лица и более) или решение учредителя о создании предприятия (если в качестве такового выступает одно лицо); в) заявление учредителя или лица, уполномоченного учредителями для осуществления государственной регистрации.
Именно подготовка учредительных
документов и является первым практическим
шагом начинающего
Для государственной регистрации предприятия в местные органы власти представляется решение о создании предприятия и его устав. При этом к решению приравнивается заявление учредителя с просьбой зарегистрировать предприятие. Решение принимается на собрании учредителей и фиксируется протоколом. В протоколе собрания необходимо указать фамилию, имя, отчество каждого присутствующего на собрании учредителя. На собрании учредителей, как правило, рассматриваются три основных вопроса:
В протоколе следует изложить предложения учредителей по обсуждаемым вопросам, а в постановляющей части отразить результаты голосования по вопросам повестки. Протокол подписывается учредителями предприятия.
Устав является важным юридическим документом, и к его составлению следует относиться предельно внимательно. При разработке устава следует исходить из требований законодательных актов, действующих на данной территории, которыми определяются права собственности, а также права и обязанности предприятий в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
В уставе частного предприятия должны быть отражены следующие положения:
В уставе необходимо также оговорить ответственность учредителя (учредителей) по обязательствам предприятия. На титульном листе устава в верхнем углу проставляется дата его утверждения и подпись учредителя. Если устав утвержден решением собрания учредителей, указывается его дата и номер протокола. Перед сдачей на государственную регистрацию устав должен быть прошит.
Регистрация осуществляется местными органами власти. Отказ в регистрации возможен только в случае нарушения действующих законов, а также в том случае, если учредительные документы не соответствуют требованиям, предъявленным действующим законодательством.
При состоявшемся факте
государственной регистрации