Основы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:26, курс лекций

Краткое описание

Предметом предпринимательства как учебного курса выступают принципы и методы самоорганизации человека – активного субъекта экономических отношений – в конкретном деловом пространстве (конкретной деловой среде). Самоорганизация делового человека – производителя конкретного товара, продукта, услуги – подразумевает осуществление таким человеком последовательных, логически взаимосвязанных действий, совокупность которых представляет собой целостный процесс делового цикла. Именно предпринимательство выступает в процессе базового учебного курса, дающего возможность получить профессиональное представление о целостности делового цикла, целостном процессе профессиональной активности предпринимателя или руководителя фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

Аветисова А. основы предпринимательства.doc

— 883.50 Кб (Скачать файл)

Б. Коммерческий трансферт

 

Коммерческий трансферт  используется в межстрановых отношениях и представляет собой взаимное приобретение партнерами друг у друга капиталов в национальных валютах в установленных (договором) размерах по договорной цене. Однако такое приобретение капитала не предполагает его перемещения через национальные границы. Капитал зачисляется в национальном банке страны продавца, но на счет, который открывается на имя покупателя.

 

Например, Вы приобрели капитал  на указанных условиях у своего партнера в США. Таким образом, в американском банке теперь имеется Ваш собственный  счет на определенную сумму. В свою очередь Вы открываете счет на определенную сумму в украинском банке на имя Вашего американского партнера. Теперь Вы можете приобретать любой товар у любой американской фирмы и осуществлять платежи со своего счета в американском банке. Такие же действия, но уже на территории Украины может совершать и ваш американский партнер. Купив товар, Вы можете вывезти его в Украину для реализации.

 

Краткие выводы

 

Каждый предприниматель  при совершении любой сделки, а  также при планировании любой  деловой операции сталкивается с  необходимостью выбора как партнера, так и конкретной формы взаимоотношений с этим партнером (может быть и наоборот: партнера он ищет под ту форму партнерских связей, которая для него наиболее приемлема). Выбор конкретной формы определяется теми условиями, в которых предпринимателю приходится осуществлять свою деловую операцию, и результатами сравнительного анализа возможных форм партнерских связей.

 

 

 

 

Тема 7

УЧРЕЖДЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

План лекции

1. Выбор целей.

2. Учреждение собственного  предприятия:

А. Выбор типа предприятия.

Б. Правовые основы учреждения нового предприятия и его возможные организационно-правовые формы.

В. Подготовительная работа по учреждению нового предприятия и его государственная регистрация.

Г. Формирование первоначального  капитала (по структуре и величине).

3. Участие в соучреждении  нового предприятия.

4. Покупка предприятия.

5. Выкуп партнерской  доли.

6. Наследование.

 

 

1. Выбор целей

 

 

Мы поведем сейчас речь о деловых предприятиях, т.е. производственных, торговых и посреднических структурах (мастерская, завод, фабрика, ферма, шахта, банк, магазин и т.д.), которые выполняют одну или несколько специфических функций по производству и продвижению к потребителю товаров и оказанию услуг. Под деловыми предприятиями понимаются также фирмы, компании, ассоциации, общества, издательские и торговые дома, брокерские и дилерские конторы, объединения, фонды, консорциумы.

Отметим, что в западных странах (как и в западной экономической литературе) принято в отличие от нашей практики отделять такие понятия, как «предприятие» и «фирма». Под фирмой обычно понимается организация или учреждение, владеющее одним или несколькими предприятиями и управляющее деятельностью этих предприятий. Фирмы, в собственности которых находится несколько предприятий, имеют различную внутреннюю структуру в зависимости от организационно-правовой формы предприятий, а чаще всего - от типа предприятий.

При учреждении предприятия  каждый предприниматель пытается определить цели своих действий. Цели довольно часто подразделяются самим предпринимателем на личные и создаваемого предприятия. Внешне личные цели предпринимателя нередко выглядят достаточно амбициозно. Это либо причина, побудившая предпринимателя к открытию предприятия, либо желание достичь какого-либо определённого результата.

Личная цель предпринимателя  может сводиться к желанию:

  1. делать деньги;
  2. творчески работать;
  3. комфортно себя чувствовать;
  4. привести в равновесие составные элементы жизни (карьера, семья, друзья и т.д.);
  5. добиться своего признания в качестве эксперта в избранной сфере.

Если перечисленные  нами цели 1-3 носят весьма общий характер, то цели 4-5 уже более конкретно отражают направленность действий предпринимателя. Формулирование целей предприятия несколько сложнее, но зато они носят более конкретный характер. Например:

  1. производить определенное количество данного товара;
  2. удовлетворять существующие в регионе потребности в данном товаре, продукте, услуге;
  3. осуществлять обслуживание определенной категории клиентов.

Опытные предприниматели обычно ставят перед своим предприятием как краткосрочные, так и перспективные цели, т.е. планируют не только тактику, но и стратегию функционирования и развития предприятия. К примеру, тактика может сводиться на первом этапе к накоплению первоначального капитала, который затем (на втором этапе) будет использован для организации мебельного производства. Каждый предприниматель перед началом своей деятельности или в ходе ее осуществления выбирает перспективную специализацию. Сразу (в самом начале предпринимательской карьеры) сделать такой выбор подчас не просто, поэтому осуществление каких-то временных (тактических) задач и целей выполняет весьма важную функцию.

Существует несколько  реальных путей вступления в сферу  предпринимательской деятельности. Среди них выделим:

 

  • учреждение собственного предприятие;
  • выступление в качестве соучредителя нового предприятия;
  • покупка (приобретение) функционирующего предприятия;
  • участие в покупке (приобретении) функционирующее предприятия (например, через приватизацию);
  • выкуп партнерской доли в уставном капитале функционирующего предприятия, т.е. той доли, которая принадлежит (или принадлежала) кому-либо, кто по каким-то соображениям решил выйти из дела.

Рассмотрим более подробно некоторые  из указанных нами путей вступления в сферу предпринимательства.

 

 

2. Учреждение собственного предприятия

А. Выбор типа предприятия

 

При учреждении нового предприятия  для предпринимателя возникает  проблема выбора типа предприятия. Различают  два типа предприятий;

  1. самоуправляющаяся фирма (предприятие);
  2. предпринимательская фирма (предприятие).

Самоуправляющиеся фирмы представляют собой такой тип производственных структур, в которых решения, касающиеся деятельности предприятия, принимаются на коллективной основе. В состав правления фирмы в таком случае входят представители коллектива работающих. Такой тип предприятий особенно характерен для скандинавских стран.

 Предпринимательские фирмы представляют собой такие производственные структуры, в которых предприниматель берет на себя функцию единоличного принятия решений,

Отметим, что, когда речь идет о типе предприятий, подразумевается способ принятия решений, а не форма собственности. Предприятие может полностью принадлежать одному лицу, но быть самоуправляющейся структурой. Есть еще одно важное обстоятельство: исторически первыми возникли предпринимательские фирмы. Длительное время это был единственный тип производственных структур в рыночной экономике. Самоуправляющиеся структуры появились значительно позже, когда экономическая и предпринимательская среда сделали возможным реализацию принципа экономической демократии.

В западной экономической  науке выделяют специальный раздел - теорию экономики, управляемой трудом. Эта теория связана с изучением фирм, организованных на кооперативных (в основном) началах, т.е. именно самоуправляющихся фирм, в которых решения принимаются на основе принципа «один человек - один голос». Антиподом такого рода производственных образований как раз и выступают предпринимательские фирмы.

 

Б. Правовые основы учреждения нового предприятия

 и его возможные организационно-правовые формы

 

Деятельность предпринимателя  в любой стране по учреждению нового предприятия законодательно регламентируется. Существующая законодательная база позволяет предпринимателю выбрать любую практикуемую в цивилизованном мире организационно-правовую форму учреждаемого предприятия.

Особо отметим, что предпринимательская  деятельность современных условиях может осуществляться и без приобретения статуса юридического лица, т.е. без образования предприятия. Однако такая форма предпринимательской деятельности  предполагает обязательную регистрацию в местных органах власти как индивидуальная трудовая деятельность.

 

 

 

В. Подготовительная работа по учреждению нового

предприятия и его государственная  регистрация

Подготовка учредительных документов

 

К таким документам относятся: а) устав предприятия (при учреждении предприятия любой формы собственности); б) договор учредителей (если в число учредителей входят два лица и более) или решение учредителя о создании предприятия (если в качестве такового выступает одно лицо); в) заявление учредителя или лица, уполномоченного учредителями для осуществления государственной регистрации.

Именно подготовка учредительных  документов и является первым практическим шагом начинающего предпринимателя. Конечно, лучше всего обратиться к юристу, хотя такая услуга будет платной. Можно подготовить такие документы и самостоятельно, но эта работа требует предварительного и весьма детального ознакомления с действующим законодательством. Перечень, как и содержание учредительных документов, зависит от избранной предпринимателем организационно-правовой формы будущего предприятия. Лицо (лица), принявшее решение о создании индивидуального (семейного) предприятия, должно оформить данное решение документально.

Для государственной  регистрации предприятия в местные органы власти представляется решение о создании предприятия и его устав. При этом к решению приравнивается заявление учредителя с просьбой зарегистрировать предприятие. Решение принимается на собрании учредителей и фиксируется протоколом. В протоколе собрания необходимо указать фамилию, имя, отчество каждого присутствующего на собрании учредителя. На собрании учредителей, как правило, рассматриваются три основных вопроса:

  1. об организации предприятия и его наименовании;
  2. о принятии устава предприятия;
  3. выбор директора предприятия.

В протоколе следует изложить предложения  учредителей по обсуждаемым вопросам, а в постановляющей части отразить результаты голосования по вопросам повестки. Протокол подписывается учредителями предприятия.

Устав является важным юридическим документом, и к его составлению следует относиться предельно внимательно. При разработке устава следует исходить из требований законодательных актов, действующих на  данной территории, которыми определяются права собственности, а также права и обязанности предприятий в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

В уставе частного предприятия  должны быть отражены следующие положения:

  • наименование предприятия с указанием его организационно-правовой формы, фамилии собственника имущества и названия предприятия.
  • данные об учредителе (учредителях); если в создании предприятия приняли участие несколько членов семьи – их фамилии, имена, отчества, место жительства;
  • адрес предприятия;
  • предмет и виды деятельности;
  • порядок образования имущества, в том числе право собственности на имущество предприятия;
  • порядок распределения прибыли и покрытия убытков;
  • управление предприятием и компетенция органов управления;
  • условия ликвидации и реорганизации предприятия.

В уставе необходимо также оговорить ответственность учредителя (учредителей) по обязательствам предприятия. На титульном листе устава в верхнем углу проставляется дата его утверждения и подпись учредителя. Если устав утвержден решением собрания учредителей, указывается его дата и номер протокола. Перед сдачей на государственную регистрацию устав должен быть прошит.

Государственная регистрация предприятий

 

Регистрация осуществляется местными органами власти. Отказ в  регистрации возможен только в случае нарушения действующих законов, а также в том случае, если учредительные документы не соответствуют требованиям, предъявленным действующим законодательством.

При состоявшемся факте  государственной регистрации предприятия  заявитель (учредитель или лицо, уполномоченное учредителями) получает временное свидетельство о регистрации, которое действительно в течение 30 дней с момента выдачи. В течение этих 30 дней заявитель должен осуществить все те мероприятия, которые необходимы для получения вновь создаваемым предприятием статуса юридического лица. Эти мероприятия включают в себя следующие действия:

  1. получение кодов ОКПО, ОКОНХ в органах Госкомстата;
  2. постановка на учет в налоговую инспекцию по месту регистрации предприятия;
  3. получение справки о внесении регистрируемого предприятия в Государственный реестр;
  4. открытие текущего счета в банке и внесение на этот счет 50% уставного фонда;
  5. получение разрешения в органах милиции на изготовление печати;
  6. заказ печати.

Информация о работе Основы предпринимательства