Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:26, курс лекций
Предметом предпринимательства как учебного курса выступают принципы и методы самоорганизации человека – активного субъекта экономических отношений – в конкретном деловом пространстве (конкретной деловой среде). Самоорганизация делового человека – производителя конкретного товара, продукта, услуги – подразумевает осуществление таким человеком последовательных, логически взаимосвязанных действий, совокупность которых представляет собой целостный процесс делового цикла. Именно предпринимательство выступает в процессе базового учебного курса, дающего возможность получить профессиональное представление о целостности делового цикла, целостном процессе профессиональной активности предпринимателя или руководителя фирмы.
При покупке действующей фирмы необходимо выплатить владельцу ее стоимость. На величину стоимости фирмы влияют такие факторы, как сложившийся круг покупателей, местоположение предприятия, имеющиеся партнерские связи, потенциальные возможности, которые определят развитие предприятия в будущем. Покупателю должно быть ясно одно: при покупке фирмы можно заплатить цену, превышающую стоимость станков, оборудования, материалов, зданий и помещений (если они не арендуются), только в том случае, если в будущем фирма принесет достаточные (с точки зрения покупателя) прибыли. В теории существует почти полное единство по вопросу о том, что только будущие прибыли выше среднего уровня оправдывают высокую стоимость фирмы. Оценить же будущие прибыли можно лишь приблизительно.
Как вести себя предпринимателю, которому предложили купить фирму? Сперва нужно обосновать предложенную цену, используя статистические материалы (балансы и т.д.). Если владелец фирмы отказывается предоставить Вам важнейшие цифровые показатели предприятия, то здесь что-то не так. Ранее достигнутый уровень образует исходную базу подсчета стоимости фирмы. Поскольку он не может являться гарантом будущих прибылей, необходимо проведение дальнейших исследований. Если такое исследование приводит к положительным результатам, ранее достигнутый уровень прибыли или размер прибыли последних лет берется за основу.
Предприниматель может выбрать и другой путь. Основываясь на предыдущих производственных показателях, он может составить обзор рентабельности предприятия. Из прибыли (производственной прибыли), получаемой в результате реалистичной оценки будущего, вычитаются предпринимательская зарплата (рассчитывается как величина предыдущей зарплаты плюс оплата труда предпринимателя как работодателя) и проценты на вложенный в предприятие собственный капитал. Если разность положительна, то ее остаток становится основой расчета стоимости фирмы.
Покупка действующего предприятия связана, как правило, с меньшим риском, чем создание нового. Уже имеется определенный круг покупателей, пройден начальный этап деятельности. Несмотря на эти преимущества, необходимо помнить о следующих аспектах:
Если продавец предприятия не предоставил Вам исчерпывающих сведений о динамике развития предприятия, рекомендуем Вам скептически отнестись к его покупке.
5. Выкуп партнерской доли
Войти в сферу предпринимательской активности также можно, используя весьма широко практикуемый способ - перекупку чьей-либо доли в уставном капитале того или иного предприятия.
Выкуп партнерской доли есть форма перехода собственности от продающего такую долю к покупающему, который становится совладельцем предприятия. Продавать и покупать можно не всю долю, а только ее часть. И в этом случае данная сделка есть форма приобретения прав (а следовательно, и обязанностей) собственника. При подготовке к совершению подобной сделки покупатель партнерской доли обычно знакомится с информацией, дающей ему возможность составить достаточно полное представление о деятельности предприятия. Что понимается под такой информацией? Прежде всего покупателя интересует:
В зависимости от обстоятельств покупателя может заинтересовать и другая информация, необходимая ему для принятия эффективного решения. В любом случае потенциальный покупатель доли будет стремиться к экономическому и технико-экономическому анализу работы предприятия, к которому он проявляет интерес.
Конечно, по мере усложнения
структуры хозяйства и складыва
К примеру, у Вас образовались свободные средства (капитал), которые Вы бы хотели вложить в какое-то предприятие с целью получения достаточного и стабильного дохода, но не знаете, где это будет надежнее. Предположим, что Вы обратились ко мне, а я представляю инвестиционную фирму. Я Вам делаю следующее предложение. Если мы вступаем с Вами в договорные отношения, т.е. если Вы даете согласие на это предложение, я постараюсь вложить Ваши средства с целью извлечения 40-45-процентного или даже 50-процентного дохода, который будет делиться между мной и Вами в пропорции 20:20 или 20:30 (20% - такой доход я Вам обещал и 20-30% - это мой доход от операций).
Отметим, что такого рода инвестиционные компании следует отличать от широко распространенных ныне инвестиционных фондов. Взаимоотношения собственника капитала и инвестиционной компании оформляются в форме трастового договора, основанного на принципе доверительной собственности.Содержание трастового договора и трастовой операции сводится к тому, что одно лицо (доверитель или учредитель) передает другому лицу (доверительному собственнику) имущество или средства для управления в своих собственных интересах или в интересах третьих лиц. Если имущество или средства используются в интересах третьих лиц, то третьи лица называются выгодоприобретателями, или бенефициарами.
Трастовая форма взаимоотношений используется не только при операциях с финансовыми средствами, но и с любым имуществом.
6. Наследование
Наследование также
выступает в современных
Наследование по закону есть наследование без завещания наследователя. Существующее законодательство, как бы восполняя отсутствие завещания, определяет наследников по закону, хотя круг наследников в разных странах определяется по-разному. Наследование по завещанию есть облеченное в определенную законом форму волеизъявление наследодателя, направленное на определение юридической судьбы его имущества после смерти.
Наследование в любой форме есть приобретение наследником прав собственника, в нашем случае - собственника предприятия. Логика действий такого вступившего в сферу деловой активности собственника определяется теми целями, которые он ставит перед собой: если он настроен на получение лишь дохода от наследуемого предприятия, то никаких кардинальных изменений в работу предприятия он обычно не вносит. Если же его интересует проблема повышения эффективности функционирования предприятия, то в таком случае его действия (стратегия, тактика, цели, методы и т.п.) мало чем отличаются от действий любого предпринимателя.
ПОНЯТИЕ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ УСПЕХЕ
На диком российском рынке существовала поговорка: не обманешь - не продашь. А должно быть наоборот: один раз обманешь - больше никогда не продашь. Наши молодые бизнесмены мало говорят об этике, культуре бизнеса. Я жду появления рыцарей рынка, а не махинаторов.
Н. Я. Петраков,
академик,
директор Института рынка РАН
1. Слагаемые
2. Коммерческая информация как товар особого рода.
3. Кому сегодня следует заниматься предпринимательской
1. Слагаемые предпринимательского успеха
Стремление быть удачливым - одно из основных естественных желаний человека, в силу чего содержанием всех видов человеческой активности является стремление к успеху. Что же мы понимаем под успехом?
Понятие успеха довольно часто не имеет позитивной окраски среди начинающих предпринимателей. Пользоваться локтями, расталкивая других, достигать собственных целей за счет ущемления прав других - весьма часто именно эти обстоятельства и подразумеваются под средствами достижения успеха. Не стоит отрицать, что эти явления свойственны нашей жизни. Но также не стоит расценивать их в качестве действительных путей достижения успеха. Более того, с реальным успехом такие действия не имеют ничего общего. Успех не есть успех, если он достигается действиями, направленными против кого-то. Успех есть действительный успех, когда он достигается посредством действий не против других, а вместе с другими- «Успех, наносящий вред другим, есть неудача» - эта банальная истина стара, но остается верной и сегодня.
В предпринимательстве
успех связывается с разными
о нем представлениями. Есть предприниматели,
которые считают большим
В основе предпринимательского успеха - не только достижения, но и большая ответственность. В отличие от обычных людей - рабочих, служащих и т.д. - предприниматель сознательно идет на неограниченный рабочий день, риск потери капитала, нефиксированный (ничем не гарантированный) доход, готов приспосабливаться к существующим условиям и приобретать новые знания, брать на себя полный объем ответственности как за состояние дел на производстве, так и за людей, работающих на нем.
Считается, что в предпринимательстве понятие успеха связано прежде всего с достижением полного (или близкого к полному) результата, планируемого в начале реализации предпринимательского проекта или предпринимательской идеи. Цивилизованное понимание предпринимательского успеха связывается прежде всего с моральными и этическими, а уж затем - финансовыми моментами («...Я являюсь единственным производителем такого товара» или « ...Только у меня можно получить такой качественный товар», или «...Никто не верил, что я смогу наладить это производство»). Таким образом, предпринимательский успех связывается в первую очередь с идеей, желанием самоутверждения или стремлением изменить ход событий и т.д. Деньги, капитал, прибыль - все это, естественно, сопровождает предпринимательский успех, но в самой предпринимательской деятельности не выступает в качестве самоцели.
Утверждать, что предпринимательство в сегодняшних условиях носит в целом цивилизованный характер, было бы весьма наивно, хотя и отрицать наличие таких случаев проявления организации предпринимательской активности невозможно. В целом сегодняшняя предпринимательская среда состоит как бы из двух отдельных секторов. Один из них образован теми, кто ставит своей целью зарабатывание денег любым доступным способом - неважно, чем заниматься, лишь бы это сулило доход, и чем больше, тем лучше. Таких предпринимателей большинство. Вторая группа образована теми предпринимателями, кто имеет детально разработанную и строго ориентированную на какую-то определенную цель программу деятельности. Входящие в эту группу предприниматели, естественно, тоже мечтают заработать «большие деньги», но они не полагаются на любой возможный случай, а рассчитывают добиться этой цели через реализацию своей конкретной идеи. Сторонний наблюдатель может назвать таких предпринимателей романтиками и будет, очевидно, прав, ибо почти все они кроме конкретной программы имеют еще и вполне конкретное желание стать в избранном ими направлении деятельности производителем № 1. Такое честолюбие неотделимо от цивилизованного типа предпринимательской деятельности.