Основы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:26, курс лекций

Краткое описание

Предметом предпринимательства как учебного курса выступают принципы и методы самоорганизации человека – активного субъекта экономических отношений – в конкретном деловом пространстве (конкретной деловой среде). Самоорганизация делового человека – производителя конкретного товара, продукта, услуги – подразумевает осуществление таким человеком последовательных, логически взаимосвязанных действий, совокупность которых представляет собой целостный процесс делового цикла. Именно предпринимательство выступает в процессе базового учебного курса, дающего возможность получить профессиональное представление о целостности делового цикла, целостном процессе профессиональной активности предпринимателя или руководителя фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

Аветисова А. основы предпринимательства.doc

— 883.50 Кб (Скачать файл)

При покупке действующей  фирмы необходимо выплатить владельцу  ее стоимость. На величину стоимости фирмы влияют такие факторы, как сложившийся круг покупателей, местоположение предприятия, имеющиеся партнерские связи, потенциальные возможности, которые определят развитие предприятия в будущем. Покупателю должно быть ясно одно: при покупке фирмы можно заплатить цену, превышающую стоимость станков, оборудования, материалов, зданий и помещений (если они не арендуются), только в том случае, если в будущем фирма принесет достаточные (с точки зрения покупателя) прибыли. В теории существует почти полное единство по вопросу о том, что только будущие прибыли выше среднего уровня оправдывают высокую стоимость фирмы. Оценить же будущие прибыли можно лишь приблизительно.

Как вести себя предпринимателю, которому предложили купить фирму? Сперва нужно обосновать предложенную цену, используя статистические материалы (балансы и т.д.). Если владелец фирмы отказывается предоставить Вам важнейшие цифровые показатели предприятия, то здесь что-то не так. Ранее достигнутый уровень образует исходную базу подсчета стоимости фирмы. Поскольку он не может являться гарантом будущих прибылей, необходимо проведение дальнейших исследований. Если такое исследование приводит к положительным результатам, ранее достигнутый уровень прибыли или размер прибыли последних лет берется за основу.

Предприниматель может  выбрать и другой путь. Основываясь на предыдущих производственных показателях, он может составить обзор рентабельности предприятия. Из прибыли (производственной прибыли), получаемой в результате реалистичной оценки будущего, вычитаются предпринимательская зарплата (рассчитывается как величина предыдущей зарплаты плюс оплата труда предпринимателя как работодателя) и проценты на вложенный в предприятие собственный капитал. Если разность положительна, то ее остаток становится основой расчета стоимости фирмы.

Покупка действующего предприятия  связана, как правило, с меньшим  риском, чем создание нового. Уже  имеется определенный круг покупателей, пройден начальный этап деятельности. Несмотря на эти преимущества, необходимо помнить о следующих аспектах:

 

  1. Чем объясняет нынешний владелец продажу предприятия?
  2. Можно ли доверять его объяснениям или они кажутся Вам надуманными?
  3. Имеются ли у Вас важнейшие данные (балансы, статистические выкладки и пр.) о деятельности Вашего предшественника?
  4. Можно ли с их помощью выявить динамику развития предприятия?
  5. Показывают ли предоставленные Вам данные (размеры оборота, прибыли), что предприятие остановилось в росте или имеет положительную тенденцию развития?
  6. Имеются ли, несмотря на отрицательные показатели развития, достаточно веские причины, чтобы надеяться на будущий рост предприятия?
  7. Имеются ли признаки того, что в ближайшем будущем ухудшится местоположение предприятия или усилится конкуренция?
  8. Можно ли сохранить покупателей и клиентов или между ними и Вашим предшественником превалировали личные связи?
  9. Согласны ли поставщики предприятия осуществлять поставки Вам?
  10. Можете ли Вы вступить в заключенные Вашим предшественником договоры предприятия, имеющие важное значение для производства (концессии, представительства и т.д.)?
  11. Можно ли будет продлить договор об аренде (фрахте)?
  12. Можете ли Вы пользоваться прежним фирменным наименованием?
  13. Предусматривает ли договор об аренде (фрахте) возможное увеличение объема и ассортимента готовой продукции?
  14. Имеется ли у Вас детальный расчет продажной цены?
  15. Реалистичны ли его данные?
  16. Предъявляются ли какие-либо требования к цене товара со стороны органов государственного контроля над ценами?
  17. Обоснованы ли они?
  18. Предусматривается ли при передаче складских запасов сырья, материалов или каких-либо товаров проведение совместной инвентаризации?
  19. Регламентированы ли в договоре о продаже основные принципы оценки запасов сырья?
  20. Точно ли определен срок передачи предприятия?
  21. Предусмотрен ли срок и вид платежа (наличными или в рассрочку)?
  22. Известно ли Вам, что в цене должен учитываться налог на добавленную стоимость.
  23. Содержатся ли в договоре о продаже четкие формулировки о выполнении имеющихся обязательств?
  24. Предусмотрели ли Вы в договоре о продаже гарантийное обслуживание бывших покупателей?
  25. Знаете ли Вы, что в арендных отношениях, особенно в торговле, предварительная передача служебного помещения в аренду с последующей продажей предприятия не допускается и может вести к отказу предпринимателю в помещении?
  26. Известно ли Вам, что при покупке действующего предприятия должны быть соблюдены все имеющиеся трудовые договоры?

Если продавец предприятия  не предоставил Вам исчерпывающих сведений о динамике развития предприятия, рекомендуем Вам скептически отнестись к его покупке.

 

5. Выкуп партнерской доли

 

Войти в сферу предпринимательской  активности также можно, используя весьма широко практикуемый способ - перекупку чьей-либо доли в уставном капитале того или иного предприятия.

Выкуп партнерской доли есть форма перехода собственности от продающего такую долю к покупающему, который становится совладельцем предприятия. Продавать и покупать можно не всю долю, а только ее часть. И в этом случае данная сделка есть форма приобретения прав (а следовательно, и обязанностей) собственника. При подготовке к совершению подобной сделки покупатель партнерской доли обычно знакомится с информацией, дающей ему возможность составить достаточно полное представление о деятельности предприятия. Что понимается под такой информацией? Прежде всего покупателя интересует:

  • прибыльность предприятия, поскольку от этого показателя зависит его собственный доход как будущего совладельца такого предприятия;
  • конкурентоспособность предприятия и производимой им продукции. Именно от достоверности данной информации зависят перспективы развития и функционирования предприятия, а значит и его доходность (и доход покупателя в качестве будущего совладельца);
  • информация об имеющихся или планируемых программах развития предприятия. Имеется в виду, что на момент предложения о покупке доли предприятие относится к категории низкорентабельных, малоприбыльных. Но если принимается реальная программа, нацеленная на достижение высоких результатов, то приобретение доли будет выглядеть довольно привлекательным;
  • информация о размере приобретаемой доли по отношению к общему объему уставного капитала. Это позволяет потенциальному покупателю сделать вывод о его возможностях оказывать воздействие на принятие решений и деятельность предприятия. Например, если я приобретаю долю, равную 25% общего объема уставного фонда, т.е. мне будет принадлежать ¼ всех голосов при принятии решений, - это одно дело, а если доля составляет всего 2%, то надеяться на свое активное воздействие на дела предприятия бесполезно;
  • информация о других совладельцах предприятия. По этому поводу можно дать много комментариев, но обратим внимание только на одно обстоятельство: если мы выясняем, что остальные совладельцы (или ведущие из них) - профессионалы, это подтолкнет нас к принятию решений о покупке; если же они – лишь «соискатели» прибыли на капитал, то вряд ли этот фактор выступит для нас в качестве привлекательного момента.

В зависимости от обстоятельств  покупателя может заинтересовать и другая информация, необходимая ему для принятия эффективного решения. В любом случае потенциальный покупатель доли будет стремиться к экономическому и технико-экономическому анализу работы предприятия, к которому он проявляет интерес.

Конечно, по мере усложнения структуры хозяйства и складывания рыночной инфраструктуры любой обладатель свободных капиталов, стремящийся вложить их в дело, будет искать возможность обратиться к профессионалам. В мире профессиональные объединения, оказывающие подобные услуги своим клиентам, называются инвестиционными компаниями, т.е. компаниями, основной задачей которых является вложение капитала клиента с предоставлением ему возможности получить искомый (но в то же время реальный) уровень дохода на вкладываемый капитал.

 

К примеру, у Вас образовались свободные  средства (капитал), которые Вы бы хотели вложить в какое-то предприятие с целью получения достаточного и стабильного дохода, но не знаете, где это будет надежнее. Предположим, что Вы обратились ко мне, а я представляю инвестиционную фирму. Я Вам делаю следующее предложение. Если мы вступаем с Вами в договорные отношения, т.е. если Вы даете согласие на это предложение, я постараюсь вложить Ваши средства с целью извлечения 40-45-процентного или даже 50-процентного дохода, который будет делиться между мной и Вами в пропорции 20:20 или 20:30 (20% - такой доход я Вам обещал и 20-30% - это мой доход от операций).

 

Отметим, что такого рода инвестиционные компании следует отличать от широко распространенных ныне инвестиционных фондов. Взаимоотношения собственника капитала и инвестиционной компании оформляются в форме трастового договора, основанного на принципе доверительной собственности.Содержание трастового договора и трастовой операции сводится к тому, что одно лицо (доверитель или учредитель) передает другому лицу (доверительному собственнику) имущество или средства для управления в своих собственных интересах или в интересах третьих лиц. Если имущество или средства используются в интересах третьих лиц, то третьи лица называются выгодоприобретателями, или бенефициарами.

Трастовая форма взаимоотношений  используется не только при операциях с финансовыми средствами, но и с любым имуществом.

 

6. Наследование

 

Наследование также  выступает в современных условиях в качестве реального пути вхождения  в сферу предпринимательства. Наследование есть форма перехода собственности от наследодателя к наследнику (наследникам). Наследственное право как отрасль гражданского права и как совокупность правовых норм, регулирующих такие взаимоотношения, различает наследование по завещанию и по закону.

Наследование по закону есть наследование без завещания  наследователя. Существующее законодательство, как бы восполняя отсутствие завещания, определяет наследников по закону, хотя круг наследников в разных странах определяется по-разному. Наследование по завещанию есть облеченное в определенную законом форму волеизъявление наследодателя, направленное на определение юридической судьбы его имущества после смерти.

Наследование в любой  форме есть приобретение наследником прав собственника, в нашем случае - собственника предприятия. Логика действий такого вступившего в сферу деловой активности собственника определяется теми целями, которые он ставит перед собой: если он настроен на получение лишь дохода от наследуемого предприятия, то никаких кардинальных изменений в работу предприятия он обычно не вносит. Если же его интересует проблема повышения эффективности функционирования предприятия, то в таком случае его действия (стратегия, тактика, цели, методы и т.п.) мало чем отличаются от действий любого предпринимателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 8


 

ПОНЯТИЕ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ  УСПЕХЕ

 

На диком российском рынке существовала поговорка: не обманешь - не продашь. А должно быть наоборот: один раз обманешь - больше никогда не продашь. Наши молодые бизнесмены мало говорят об этике, культуре бизнеса. Я жду появления рыцарей рынка, а не махинаторов.

Н. Я. Петраков,

академик,

директор Института  рынка РАН

 

 

План лекции

 

1. Слагаемые предпринимательского  успеха.

2. Коммерческая информация  как товар особого рода.

3. Кому сегодня следует заниматься предпринимательской

 

 

1. Слагаемые  предпринимательского успеха

 

Стремление быть удачливым - одно из основных естественных желаний человека, в силу чего содержанием всех видов человеческой активности является стремление к успеху. Что же мы понимаем под успехом?

Понятие успеха довольно часто не имеет позитивной окраски среди начинающих предпринимателей. Пользоваться локтями, расталкивая других, достигать собственных целей за счет ущемления прав других - весьма часто именно эти обстоятельства и подразумеваются под средствами достижения успеха. Не стоит отрицать, что эти явления свойственны нашей жизни. Но также не стоит расценивать их в качестве действительных путей достижения успеха. Более того, с реальным успехом такие действия не имеют ничего общего. Успех не есть успех, если он достигается действиями, направленными против кого-то. Успех есть действительный успех, когда он достигается посредством действий не против других, а вместе с другими- «Успех, наносящий вред другим, есть неудача» - эта банальная истина стара, но остается верной и сегодня.

В предпринимательстве  успех связывается с разными  о нем представлениями. Есть предприниматели, которые считают большим успехом  практическую реализацию своей идеи. Другие считают успехом получение крупных прибылей, третьи - если их действия помогли избежать краха. А для ряда предпринимателей считается успехом возможность расширения своего производства. Есть те, кто помышляет о сокращении числа занятых, но есть и другие - те, кто стремится к созданию новых рабочих мест.

В основе предпринимательского успеха - не только достижения, но и большая ответственность. В отличие от обычных людей - рабочих, служащих и т.д. - предприниматель сознательно идет на неограниченный рабочий день, риск потери капитала, нефиксированный (ничем не гарантированный) доход, готов приспосабливаться к существующим условиям и приобретать новые знания, брать на себя полный объем ответственности как за состояние дел на производстве, так и за людей, работающих на нем.

Считается, что в предпринимательстве понятие успеха связано прежде всего с достижением полного (или близкого к полному) результата, планируемого в начале реализации предпринимательского проекта или предпринимательской идеи. Цивилизованное понимание предпринимательского успеха связывается прежде всего с моральными и этическими, а уж затем - финансовыми моментами («...Я являюсь единственным производителем такого товара» или « ...Только у меня можно получить такой качественный товар», или «...Никто не верил, что я смогу наладить это производство»). Таким образом, предпринимательский успех связывается в первую очередь с идеей, желанием самоутверждения или стремлением изменить ход событий и т.д. Деньги, капитал, прибыль - все это, естественно, сопровождает предпринимательский успех, но в самой предпринимательской деятельности не выступает в качестве самоцели.

Утверждать, что предпринимательство  в сегодняшних условиях носит в целом цивилизованный характер, было бы весьма наивно, хотя и отрицать наличие таких случаев проявления организации предпринимательской активности невозможно. В целом сегодняшняя предпринимательская среда состоит как бы из двух отдельных секторов. Один из них образован теми, кто ставит своей целью зарабатывание денег любым доступным способом - неважно, чем заниматься, лишь бы это сулило доход, и чем больше, тем лучше. Таких предпринимателей большинство. Вторая группа образована теми предпринимателями, кто имеет детально разработанную и строго ориентированную на какую-то определенную цель программу деятельности. Входящие в эту группу предприниматели, естественно, тоже мечтают заработать «большие деньги», но они не полагаются на любой возможный случай, а рассчитывают добиться этой цели через реализацию своей конкретной идеи. Сторонний наблюдатель может назвать таких предпринимателей романтиками и будет, очевидно, прав, ибо почти все они кроме конкретной программы имеют еще и вполне конкретное желание стать в избранном ими направлении деятельности производителем № 1. Такое честолюбие неотделимо от цивилизованного типа предпринимательской деятельности.

Информация о работе Основы предпринимательства