Основы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:26, курс лекций

Краткое описание

Предметом предпринимательства как учебного курса выступают принципы и методы самоорганизации человека – активного субъекта экономических отношений – в конкретном деловом пространстве (конкретной деловой среде). Самоорганизация делового человека – производителя конкретного товара, продукта, услуги – подразумевает осуществление таким человеком последовательных, логически взаимосвязанных действий, совокупность которых представляет собой целостный процесс делового цикла. Именно предпринимательство выступает в процессе базового учебного курса, дающего возможность получить профессиональное представление о целостности делового цикла, целостном процессе профессиональной активности предпринимателя или руководителя фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

Аветисова А. основы предпринимательства.doc

— 883.50 Кб (Скачать файл)

Если лицензиар берет  на себя обязательство предоставить всю технологию и ноу-хау, он должен быть уверен, что все субпоставщики не возражают продать свои лицензии. В этом отношении контракт должен быть очень точным. Если формулировка неточна, многие лицензиаты полагают, что лицензиар взял на себя полные обязательства.

Отдельно от рассматриваемой  проблемы весьма часто возникает необходимость защиты ноу-хау, которые не могут быть запатентованы. Лицензиар может защитить свои права, лишь не раскрывая слишком много из своих ноу-хау во время переговоров и дав точную формулировку условий секретности в окончательном соглашении. Лучшая тактика переговоров - не раскрывать ноу-хау как можно дольше, раскрывая лишь то, что необходимо для ведения переговоров. Многие фирмы, кроме того, взяли за правило в начале переговоров просить партнера по переговорам подписать документ, обязывающий сохранять тайну. Потенциальный лицензиат соглашается не передавать секретную информацию, полученную во время переговоров, любой другой стороне. Однако компании могут пойти на то, чтобы раскрыть ноу-хау, когда они убеждены, что сделка будет заключена. Раскрытие ноу-хау рискованно, когда лицензиар не уверен, что потенциальный лицензиат в самом деле хочет приобрести лицензию и одновременно не ведет переговоры с конкурентами.

Если компания обладает очень сложной технологией, которую нелегко скопировать, она может предоставить возможному лицензиату опцион. В этом случае лицензиат уплачивает сумму премии в течение ограниченного периода времени, когда он может изучать документацию, необходимую для принятия решения. Эта сумма не возвращается, если возможный лицензиат отказывается от сделки. Если он согласен на сделку, сумма премии используется как первоначальный взнос наличными. Ряд фирм - владельцев ценной технологии настаивает на уплате взноса за выдачу секретной информации до начала переговоров и раскрытия своих ноу-хау. Некоторые компании раскрывают лишь то, что нужно для того, чтобы заинтересовать возможного лицензиата, но придерживают информацию, необходимую для производства основных компонентов, которые выпускаются только ими.

Одним из путей защиты секретов компании является подписания двух отдельных соглашений: 1) лицензионного соглашения, содержащего лишь минимум технической информации; 2) соглашения о ноу-хау, которое включает всю техническую документацию (планы, «синьку», чертежи и другие производственные данные, необходимые для выпуска продукта). Эти соглашения вступают в силу лишь после уплаты взноса за передачу секретной информации.

Незапатентованные ноу-хау  следует защищать особой оговоркой о сохранении или нераскрытии секретности. Это обязывает лицензиата не разглашать техническую информацию, полученную от лицензиара. Лицензиат должен предпринять все для сохранения секретности и использовать лицензионные ноу-хау и другую секретную информацию лишь для целей оглашения. Лицензиар также принимает на себя те же обязательства в отношении документов, и другой конфиденциальной информации лицензиата.

Ж. Концессия

 

Концессия представляет собой договорную форму взаимоотношений предпринимателя с государственным или муниципальным органом власти об аренде хозяйственных объектов, находящихся в монопольной собственности государства или муниципалитета. Объектом такого договора могут быть месторождения полезных ископаемых, природные богатства (лесные массивы, озера и т.д.), а также заводы, фабрики. Предмет договора - эксплуатация объекта договора на условиях, содержащихся в соглашении.

Концессия по существу представляет собой форму долгосрочной аренды с целью интенсивного освоения природных ресурсов хозяйственных объектов с помощью иностранного капитала, что позволяет государству или муниципалитету рассчитывать на значительную долю прибыли и получение в будущем (по окончании срока договора, а может быть, и раньше) привнесенной концессионером технологии производства и управления. Концессионер - это предприниматель, вступающий в отношения долгосрочной аренды в качестве арендатора.

Концессия, поскольку  одной из договаривающихся по ней сторон выступает иностранный предприниматель, относится к формам привлечения иностранного капитала в национальную экономику. В истории России пик концессиональной активности приходился на 1922-1925 гг., т.е. период НЭПа.

З. Управление по контракту

 

Эта форма отношений  сводится к тому, что один из предпринимателей передает другому ноу-хау в области управления, а второй предприниматель обеспечивает необходимый капитал. Этот метод широко применяется американской фирмой «Хилтон» при организации работы отелей в других странах. При этом, по существу, происходит экспорт управленческих услуг, а не капитала.

И. Подрядное производство

 

Это форма отношений  одного предпринимателя с другим, при которой оговаривается обязанность  одного из них осуществлять целевое производство товара, составляющего предмет договора, и его доставку заказчику. Так, американская торговая фирма «Сирс» при учреждении своих универмагов осуществляет поиск местных производителей, которые по ее заказу выпускают ряд товаров для продажи в универмагах фирмы,

 

 

 

 

5. Формы сотрудничества  в сфере товарообмена

 

Под товарообменными операциями подразумеваются такие операция, когда в основе взаимоотношений партнеров лежит движение конкретных товаров (переход прав собственности от одного партнера к другому), но при этом исключается денежная форма расчетов (расчеты осуществляются в товарной форме: товар за товар). Они используются предпринимателями как во внутренних связях, так и в отношениях с зарубежными партнерами. Товарообменные операции (особенно в сфере внешней торговли) часто именуются встречной торговлей.

Встречная торговля представляет собой совокупность отдельных видов сделок, которые нацелены на достижение баланса во взаимных поставках товаров (с использованием ответных товарных поставок при закупке каких-либо товаров). Разновидностями встречной торговли выступают также сделки: бартер (бартерные сделки), встречные поставки, коммерческая триангуляция.

 

А. Бартер (бартерная сделка)

 

Под бартером подразумевается товарообменная сделка, которая предусматривает:

  1. какие конкретные товары будут обмениваться;
  2. определенные пропорции обмена одного товара на другой (через достижение договоренности о ценах на эти товары);
  3. сроки взаимных поставок (обычно в мировой практике максимальным считается разрыв между взаимными поставками в 6 месяцев).

Бартерная сделка - операция по обмену определенного количества одного или нескольких товаров на эквивалентное по стоимости (цене) количество другого товара или товаров (без использования денежной формы расчетов). Особенность бартерного соглашения заключается в подписании сторонами одного договора, в котором содержатся полные договоренности о всех условиях этого вида сделки.

Б. Встречная поставка как разновидность  бартера

 

Бартерная операция может осуществляться и на других условиях: стороны определили, какой товар и на каких условиях (цена, количество, срок и т.д.) должен быть поставлен одной стороне; однако какой обратный товар должен быть поставлен другой стороне - не решено. Такое решение будет согласовано сторонами позже и оформлено специальным приложением (протоколом) к этому договору или даже путем подписания второго соглашения (в развитие первого), в котором будет определен конкретный вид обратного товара и условия его поставки. Такого рода сделки именуются встречными поставками.

 

Вы, например, имеете товар и сбыть  его на обычных условиях не можете. Но Вы знаете, что в данном товаре нуждается предприниматель, который  не может оплатить поставку наличными, но может поставить другой товар, который Вам будет необходим. Этот товар может быть или произведен Вашим партнером, или специально приобретен для последующей поставки в Ваш адрес. Если разрыв во взаимных поставках при этом будет превышать 6 месяцев, то такую операцию можно отнести к встречным поставкам.

 

Разновидностью встречных поставок выступают встречные закупки, когда, например, страна-реципиент оборудования рассчитывается поставками товаров, не связанными с полученным оборудованием. Договор такого рода взаимоотношений может заключаться на срок от одного года до пяти лет.

Оффсетная сделка предполагает как обмен товарами и услугами, так и предоставление возможности вкладывать капитал взамен различного рода оказанных услуг и полученных льгот.

В. Коммерческая триангуляция

 

В осуществлении бартерной  операции могут принимать участие не две, а три (и более) стороны, когда того  требует поиск необходимого товара. Вы можете, к примеру, поставить товар партнеру А, но у него есть товар, в котором Вы не заинтересованы. Партнер Б имеет нужный Вам товар и заинтересован в товаре, которым обладает партнер А. В этом случае Вы можете вести переговоры о совершении сделки коммерческой триангуляции (от лат. triangulum - треугольник).

 

6. Формы сделок  в сфере торговли

 

Под этими формами  взаимоотношений партнеров подразумеваются:

  1. сделка обычная, или сделка купли-продажи (или сделка с немедленной сдачей товара, т.е. сделка на тот товар, который у продавца есть в наличии). Отношения партнеров при заключении такой сделки оформляются договором поставки или договором купли-продажи (при продаже услуг оформляется договор об оказании услуг или договор о сервисном обслуживании). Сторонами такого договора выступают продавец и покупатель или поставщик и потребитель;
  2. сделка форвардная, или сделка срочная, заключаемая на срок, как правило, от 6 до 14 месяцев;
  3. операции по купле-продаже товаров на срок, в том числе предварительной купле-продаже и поставке в оговоренное в контракте время;
  4. сделка по передаче информации типа ноу-хау - отношения партнеров по передаче, как правило, одного или нескольких незапатентованных «секретов производства» за определенное вознаграждение на условиях, предусмотренных в контракте.;
  5. сделка по установлению прямых производственных связей - отношения партнеров, основанные на непосредственном сотрудничестве между фирмами, предприятиями, учреждениями в производственной, научно-технической и других областях деятельности. Оформление сделки осуществляется в виде контракта, хозяйственного договора или протокола о намерениях (на предварительной стадии);
  6. сделка спот - вид операций по купле-продаже наличного товара с немедленной оплатой и доставкой. Чаще всего такая сделка практикуется в биржевой торговле, а также при продаже наличной валюты;
  7. сделка по экспорту товара (или услуги) - договор о поставке товара партнеру другой страны. Оформление сделки осуществляется в виде контракта;
  8. сделка по реэкспорту - отношения, при которых один из партнеров приобретает товар за рубежом с целью его поставки партнеру третьей страны (без переработки в своей стране);
  9. сделка по импорту товара (услуги) - операция, в основе которой лежат отношения между партнерами, связанные с ввозом товара из-за рубежа (с точки зрения партнера, приобретающего товар).

Применительно к сфере внешних  связей можно указать на возможность экспорта (или импорта) с отсрочкой платежи сделки, которая осуществляется в случае невозможности использования такой формы, как поставка товаров в кредит, или когда Вы заинтересованы в накоплении валютных средств на счете Вашего иностранного партнера в Вашу пользу (например в условиях жесткой налоговой политики в отношении валютных поступлений).

 

7. Формы сотрудничества

в сфере финансовых отношений

 

Предпринимательские партнерские  связи в сфере финансовых отношений могут сводиться к факторингу и коммерческому трансферту.

А. Факторинг

 

Под факторингом понимают систему взаимоотношений, которая устанавливается между предпринимателем и фактор-фирмой. При этом фактор -фирма берет на себя погашение дебиторской задолженности предпринимателя (когда такой предприниматель приобретает товар, но не может сразу его оплатить) или покупает у предпринимателя его требование к какому-либо партнеру о платеже (т.е. когда предприниматель осуществляет поставку товара, но покупатель пользуется отсрочкой платежа).

В роли фактор-фирмы часто  выступают банки (многие банки к настоящему времени превращаются в банковские группы; они начинают заниматься не просто финансовым обслуживанием, а осуществляют комплексное обслуживание клиентов, учреждая в своей структуре факторинговые, лизинговые, инжиниринговые, консалтинговые конторы).

Факторинг - это  разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием  оборотного капитала клиента через  покупку фактор-компанией счетов клиента.

Факторинг является одним  из элементов универсальной системы финансового обслуживания клиентов, включающей бухгалтерское, информационное, рекламное, сбытовое, транспортное, страховое, кредитное и юридическое обслуживание. За самим клиентом остается практически только производственная функция. Распространение факторинговых операций связано с тем, то в современных условиях обычный срок платежа колеблется от 1 до 3 месяцев. Если банк оплачивает требования по таким платежам сразу, т.е. используется условие сконто (немедленная оплата), то оборачиваемость средств увеличивается. Предприниматель, в чью пользу осуществляется платеж, обычно предоставляет в таких случаях скидку с цены в размере 3%. Эти  проценты и являются прибылью фактор-фирмы.

 

Дебиторская задолженность - долг по счету, отраженный в бухгалтерских документах. Например, Вы продаете товар одному из своих партнеров, который осуществит платеж через 3 месяца. Следовательно, в течение этих 3 месяцев часть Вашего капитала не работает, она не принесет Вам никакой прибыли. Но Вы можете при предоставлении 3-процентной скидки с цены получить эти деньги у фактор-фирмы, которая в свою очередь через 3 месяца получит от партнера полную сумму, причитающуюся Вам за совершенную поставку. Или наоборот, Вы купили товар, банк оплачивает 97% контрактной стоимости (у Вас в момент покупки нет свободных капиталов), а Вы банку через 3 месяца выплатите 100% контрактной стоимости.

Информация о работе Основы предпринимательства