Основы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:26, курс лекций

Краткое описание

Предметом предпринимательства как учебного курса выступают принципы и методы самоорганизации человека – активного субъекта экономических отношений – в конкретном деловом пространстве (конкретной деловой среде). Самоорганизация делового человека – производителя конкретного товара, продукта, услуги – подразумевает осуществление таким человеком последовательных, логически взаимосвязанных действий, совокупность которых представляет собой целостный процесс делового цикла. Именно предпринимательство выступает в процессе базового учебного курса, дающего возможность получить профессиональное представление о целостности делового цикла, целостном процессе профессиональной активности предпринимателя или руководителя фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

Аветисова А. основы предпринимательства.doc

— 883.50 Кб (Скачать файл)

Упоминание о  двух группах предпринимателей важно не потому, что присутствует желание выделить в лучшую сторону цивилизованный тип предпринимательства, а потому, что можно показать: благоприятные перспективы для каждого предпринимателя открываются только тогда, когда в основе его деятельности лежит не просто стремление «заработать большие деньги», а заработать их через конкретную деятельность. При этом важно отметить то обстоятельство, что на этапе формирования первоначального капитала вполне возможен достаточно широкий разброс в видах деятельности, но он должен сужаться по мере накопления капитала до профильных или наиболее прибыльных направлений, т.е. направлений, на которых достигается больший успех. Иногда же предпринимателю свойственно комбинирование этих двух типов: основное направление избрано, но реализация его сопровождается стремлением использовать любую возможность, сулящую прибыль.

В любом случае необходимо стремиться к предпринимательскому успеху, а конкретный путь к нему зависит и от умения самого предпринимателя избрать деловую стратегию, и от тех условий, которые сопровождают деятельность предпринимателя. Если у нас общественные условия не отвечают объективным потребностям развития предпринимательской деятельности, то многие предприниматели в этой ситуации используют тактику «сорвать куш и лечь на дно» - о цивилизованном типе предпринимательства в этих условиях говорить не приходится.

Основным показателем  успешной деятельности предпринимателя выступает размер дохода, получаемого за счет конкретной формы организации процесса реализации предпринимательской идеи. Форма организации процесса означает логически взаимосвязанное и взаимозависимое соединение факторов производства, под которым понимаются:

 

  • ресурсы, состоящие из двух основных компонентов - капитала и затрат;
  • способности или талант предпринимателя, организующего процесс производства.

Задача предпринимателя, однако, сводится не просто к соединению этих факторов производства, а к поиску наиболее эффективной формы такого соединения. Прежде всего важную роль играет оптимизация расходов производства, т.е. рациональное соотношение затрат, капитала и объема выпускаемой продукции.

 

Под рационализацией понимаются меры, которые направлены на то, чтобы  выпускать определенный объем продукции  с меньшим расходом ресурсов, или на то, чтобы увеличить выпуск продукции при неизменных ресурсах, под которыми понимаются капитал и затраты.

 

Для предпринимателя  рационализация затрат не может не служить предметом постоянной заботы, поскольку сам процесс предпринимательской деятельности означает оперирование ограниченными ресурсами, а это в свою очередь предполагает постоянную ориентацию на сокращение включаемых в процесс производства ресурсов, т.е. рационализацию. Рационализация, особенно как постоянный процесс, нередко выступает синонимом понятия «оперативная эффективность».

Таким образом, предпринимательство – это искусство оптимального сочетания ориентации на удовлетворение потребностей с рациональным использованием ресурсов, которое способствовало бы развитию производства в долгосрочной перспективе.

 

2. Коммерческая  информация как товар особого  рода

 

В концепции предпринимательского успеха весьма важную, а иногда и основополагающую роль играет необходимая в данный момент коммерческая информация. В коммерции, предпринимательстве информация - это совокупность сведений, дающих возможность деловому человеку ориентироваться в сфере его собственного производства, Что производить, как производить, с какими качественными характеристиками и потребительскими свойствами, где и как реализовать товар, где имеется особая (по сравнению с другими рынками) потребность в таком товаре, как (да и вообще - следует ли) рекламировать товар - по всем этим проблемам (как и по другим, оставшимся за рамками данного перечисления) предприниматель принимает решения, только исходя из имеющейся в его распоряжении информации. Такая информация, с точки зрения предпринимателя, может быть точной или неточной, полной или неполной, Чем полнее и достовернее информация, тем эффективнее принимаемое решение, а значит - тем выше получаемая прибыль. Таким образом, с точки зрения предпринимателя, информация является для него товаром, а любой товар можно или продать, или купить. В полной мере это относится к информации, информационному товару, за который также приходится платить, если он предоставляется на коммерческих условиях.

В силу такого положения  на определенном этапе становления предпринимательства самостоятельное развитие получает информационное предпринимательство как профессиональный вид деятельности. Информационное предпринимательство включает в себя несколько направлений, которые могут развиваться на самостоятельной основе. Среди этих направлений выделяют следующие виды предпринимательской деятельности:

  • учебная,.
  • консультационная (сервисная),
  • документационная и издательская,
  • маркетинговая,
  • рекламная,
  • юридическая деятельность.

Учебная предпринимательская деятельность (в форме курсов, школ, семинаров) базируется на распространении информации трех видов:

а) распространение первоначальных сведений, необходимых для каждого, вступающего в сферу предпринимательства;

б) обобщение и распространение наиболее эффективных (но пока еще мало знакомых широкому кругу предпринимателей) методов и приемов организации предпринимательской деятельности;

в) инструктирование предпринимателей по практическому использованию и применению законодательных и подзаконных актов, положений, инструкций.

Для предпринимателя, очевидно, следует сделать вывод о том, что профессиональные знания нужны. Их можно приобретать, конечно, и посредством самообразования, хотя это труднее. Ведь главное в обучении - не перенять то, что составляет предмет обучения, а выработать у себя (в данном случае) предпринимательский стереотип мышления, чтобы решения можно было принимать на интуитивном уровне (а интуиция - это знания плюс опыт).

Консультационная  предпринимательская деятельность представляет собой достаточно широкий набор услуг, оказываемых одной предпринимательской структурой другой. Следует выделить прежде всего консультирование по предпринимательским проектам. Такого рода услуги на профессиональном уровне, включающие в себя экспертную оценку предпринимательской идеи, схемы ее реализации, предпринимательских расчетов и рекомендации, могут значительно повысить эффективность реализации идеи. Консультирование охватывает же инновационную сферу предпринимательства, когда консультант рекомендует предпринимателю использовать новые решения производственных проблем (применение новых технологий, ноу-хау, оборудования, систем управления и т.д.).

Документационная  и издательская предпринимательская  деятельность обеспечивает предпринимателей теми образцами документации, которые требуют определенных условий для разработки, а также пособиями, которые помогают предпринимателю в его практической деятельности (в том числе и в качестве программного обеспечения).

Маркетинговая предпринимательская деятельность помогает деловому человеку действовать в полном соответствии с требованиями рынка, т.е. потребителя. Выявление спроса, требования к товару, возможная цена, наиболее удачный момент выхода на рынок, рекламное сопровождение такого выхода - все эти рекомендации помогают предпринимателю повысить эффективность его деятельности.

Рекламная предпринимательская  деятельность – это«визитная карточка» результатов деятельности предпринимателя, это способ завоевания потребителя и средство формирования своего круга потребителей (естественно, речь идет об «умной» рекламе).

Юридическая предпринимательская деятельность во многом облегчает функционирование предпринимателя, поскольку призвана выдавать рекомендации по принятию наиболее эффективного решения. Как правильно (документально и содержательно) оформить свои отношения с партнерами, как избежать излишнего налогового бремени - эти и другие рекомендации предоставляет предпринимателю юридическая служба.

Перечисленные выше направления  информационного обеспечения могут представлять собой самостоятельные направления деятельности для людей, решивших заниматься предпринимательством. Но они также образуют ту инфраструктуру, услугами которой может пользоваться предприниматель для достижения успеха, поскольку составной частью успеха всегда считался профессиональный уровень решения возникающих проблем.

Существует еще одна возможность  получения требуемой информации на условиях, которые кроются за весьма малопонятной (на первый взгляд) формулировкой «коммерческий секрет». У любого предпринимателя почти по любым направлениям его деятельности существует свой коммерческий секрет, и способ получения нужной информации не является исключением из правил. Иметь свои информационные источники весьма важно для любого предпринимателя, а для некоторых из них  такая деятельность является первоочередной.

Важно обратить внимание на необходимость выработать у себя определенную культуру анализа информации, без чего предпринимателю для  достижения успеха никак не обойтись

 

3. Кому сегодня  следует заниматься

предпринимательской деятельностью

 

Предпринимательство может  выступать сегодня в качестве одной из двух возможных форм, выбор  которых диктуется социально-экономическими условиями, которые утвердились в обществе:

 

  • предпринимательство как основная профессиональная деятельность;
  • предпринимательство как деятельность, дополнительная к основной.

 

Если говорить о второй форме, то необходимо прежде всего отметить, что сегодня многие профессиональные коллективы просто не в состоянии осуществлять свою деятельность, не обращаясь к предпринимательству. Так, многие школы, профтехучилища, НИИ и т.д. сдают в аренду часть занимаемых ими помещений, а получаемые средства используют для выполнения своих профессиональных функций, которые нередко осуществляются также на принципах коммерциализации (платные формы обучения, платное консультирование и т.д.). Конечно, такую деятельность можно отнести к примитивным формам предпринимательства, поскольку она носит в основном вынужденный характер.

Первая форма - наиболее перспективное направление в  развитии предпринимательства. Хотя здесь следует заметить, что многие предпринимательские структуры носят временный, преходящий характер, поскольку вкладывают капитал в посредническую деятельность. Посредническая деятельность, как уже отмечалось, в любом обществе выступаете качестве профессионального занятия. Разбухшая посредническая структура в целом обязательно приведет в перспективе к отмиранию многих ее составляющих. Наиболее дальновидные предприниматели, зарабатывающие сегодня основные прибыли на посредничестве, все более концентрируют капиталы в производственной сфере как наиболее стабильной части предпринимательской среды.

По разным оценкам, предпринимательством (как и любым другим творческим трудом) на профессиональном уровне могут  заниматься не более 6-8% самодеятельного населения, предпринимательство в складывающейся сегодня ситуации во многом сопряжено с желанием тех, кто им занимается, выжить, не потеряться в непростых (по сравнению с привычными, существовавшими ранее) условиях. Если это так, то и о предпринимательском духе можно говорить с большой натяжкой. Скорее всего, речь идет о поиске людьми, которые занимаются предпринимательством, своего места в меняющейся структуре и системе экономических отношений.

В то же время, если говорить о предпринимательстве как профессиональной деятельности, то необходимо иметь в виду, что такая деятельность предполагает наличие каких-то определенных качеств, от которых и зависит предпринимательский успех. Какие личные качества помогают достижению предпринимательского успеха? Разные авторы (да и практики) выделяют разные черты характера предпринимателя:

 

  • одержимость идеей;
  • уверенность в себе;
  • способность подобрать нужную команду;
  • коммуникабельность.

Коснемся, однако, другой стороны этой проблемы. Настоящий успех, видимо, не будет сопутствовать человеку:

  • который не способен на романтические устремления;
  • не верит в себя;
  • с подозрением относится ко всем людям и не способен на искреннюю дружбу и уважение;
  • не терпит чужого мнения;
  • не утруждает себя аналитической работой.

Не следует, очевидно, заниматься предпринимательской  деятельностью человеку:

  • который ленив (и душой, и телом);
  • не самолюбив;
  • не уважает себя;
  • не любит других людей, не умеет и не хочет общаться с ними;
  • не любит учиться и постоянно пополнять свои знания;
  • не готов на самопожертвование (много и напряженно работать, но не слишком много зарабатывать, особенно на первых порах, и т.д.);
  • не имеет особого желания к творчеству, конструированию идей и проектов.

 

                                  Краткие выводы

 

Таким образом, предпринимательством не следует заниматься человеку, не способному опираться на свои собственные силы, но тяготеющему к иждивенчеству. Предпринимательство - это прежде всего самостоятельность и ответственность, причем не всегда предполагающая обладание какими-то значительными материальными и финансовыми ресурсами.

Информация о работе Основы предпринимательства