Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование развития франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и основные принципы франчайзинга;
описать виды франчайзинга;
систематизировать преимущества и недостатки франчайзинга;
исследовать историю и перспективы развития франчайзинга в России и за рубежом;
оценить значение франчайзинга для предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА………………………..............8
1.1 История развития и понятие франчайзинга………………………….…7
1.2 Виды и формы франчайзинга…………………………………...………..15
1.3 Преимущества и недостатки франчайзинга….…………..…….………..21
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………..27
2.1Российская модель франчайзинга…………………………………......….27
2.2 Мировой опыт франчайзинга……………………………………..……...35
2.3 Сферы распространения франчайзинга……………………………….…40
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА……….….....46
3.1 Проблемы франчайзинга в России………………………………………46
3.2 Основные способы решения проблем франчайзинга и перспективные направления его использования………………………………………….56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…....65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……
Субфранчайзинг
предполагает, что франчайзер и субфранчайзер
делят между собой, пропорционально
их вкладам в формирование франшизы,
роялти и другие платежи, которые
платят отдельные франчайзи. Договором,
в случае его расторжения, могут
быть предусмотрены различные
Помимо этого выделяют четыре вида франчайзинга в зависимости от сферы его использования[18]:
1. Сбытовой франчайзинг. Он используется производителем товаров для построения единой разветвленной сбытовой сети, функционирование которой находится под его контролем.
2.
Товарный франчайзинг. Данный
вид франчайзинга представляет
собой передачу исключительных
прав на реализацию продукции
выпускаемой франчайзером и
Используя товарный франчайзинг, франчайзер не только увеличивает сбыт своей продукции, но и регулирует, закрепляя за франчайзи определенные территории, распределение объема продаж между различными регионами, расширяя географию рынка сбыта.
Основными различиями между товарным франчайзингом и дилерством являются: большая привязанность к товарному знаку франчайзера, больший объем предоставления различных услуг франчайзером франчайзи и исключительный сбыт продукции
Первыми, кто стал применять товарный франчайзинг были фирма Singer Sewing Machine Company и General Motors Corp. Наиболее приближены к этой схеме работы на российском рынке такие компании как «Красный Куб», «Эконика-обувь» и некоторые другие.
3. Производственный франчайзинг – представляет собой передачу прав на производство и сбыт под торговым знаком франчайзера продукции с использованием запатентованной технологии производства, материалов, сырья или исходного компонента продукции.
Мелкая фирма здесь не просто выступает под торговой маркой франчайзора и реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности.
Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Ярким представителем является компания “Кока Кола”. В России активные позиции занимает, например, на рынке ООО «Мастерфайбр», специализирующееся на производстве резиновых покрытий для спорта и отдыха и передающее права на производство независимым юридическим лицам.
4. Деловой франчайзинг называют «франчайзингом бизнес-формата». Данный вид подразумевает передачу не только товарного знака, но и технологию ведения бизнеса, отработанной и апробированной фирмой франчайзером. Применение делового франчайзинга характерно для предприятий общественного питания, проката и бытового обслуживания, деловых и профессиональных услуг бизнесу и населению. В данном случае, франчайзи берет на себя обязательства действовать в соответствии с рыночной стратегией франчайзера, соблюдать технические требования, стандарты и условия обеспечения качества, участвовать в программах обучения и развития производства, целиком отвечать за экономические результаты своей работы. Этот вид франчайзинга предусматривает тесный контакт франчайзера и франчайзи, постоянный обмен информацией, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности фирмы франчайзи. Таким образом, это франчайзинг на вид деятельности, т.е. включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации. При этом требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзора. В России мы видим такие франшизные системы как «Баскин Роббинс», «Кодак», «Сабвей», «ГрильМастер», «Raddison SAS Lazurnaya», и др.
Существуют и иные виды франчайзинга, такие как корпоративный, конверсионный и др.
Корпоративный франчайзинг – современная форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных менеджеров. То есть в этом случае помимо самостоятельного использования торговой марки, продукции или услуги франчайзи подключается к полному циклу хозяйственной деятельности головной компании.
Конверсионный франчайзинг – способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизополучателя.
Франчайзинг может существовать и в различных формах. Эти формы определяются в зависимости от типа отношений между франчайзером и франчайзи, а также распределения их взаимных прав и обязанностей. В мировой бизнес-практике существует множество вариантов франчайзинговых взаимоотношений, а также их классификаций. Однако можно выделить несколько основных типов в зависимости от уровня посредничества, которые фактически производят остальные типы франчайзинга[6]:
Представляет собой традиционную форму франчайзинга и заключается в том, что франчайзер сотрудничает напрямую со всеми франчайзи, действующими на различных территориях и входящими в его сеть. Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзором и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзером и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Многие мелкие франчайзоры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзоры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране, они продают одну франшизу и следят за ее развитием.
2. Последовательный франчайзинг
Последовательный франчайзинг является более эффективным способом развития, по сравнению с прямым франчайзингом. При этом франчайзор может продать франчайзи не одну, а две и даже больше франшиз. Однако для этого франчайзи должен доказать, что он в состоянии эффективно управлять несколькими торговыми точками одновременно. Таким образом, право на использование системы и прав франчайзора предоставляется последовательно, то есть после того, как франчайзи докажет свои возможности. Для франчайзи такой вид франчайзинга означает то, что ему придется нанимать работников для управления торговыми точками, так как самому ему контролировать их будет нелегко.
3. Мастер-франчайзинг
Как вариацию субфранчайзинга, можно выделить «мастер-франчайзинг». Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзор продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Франчайзи становится франчайзором в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзер не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзор ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзера успешно работающей концепцией на территории всей страны.
Мастер-франчайзинг
выделяется из остальных видов
1.3.
Преимущества и недостатки
Франчайзор – это человек, который смог создать работающий бизнес, который приносит ему хорошую прибыль. Такая модель бизнеса должна легко поддаваться успешному повторению. Бизнес франчайзора всегда имеет определенный проверенный рынок потребителей и ценную репутацию [7]. Преимуществами франчайзинговой модели бизнеса для франчайзора являются:
1.Франчайзор
развивает свою концепцию
2.
Продажа франшизы приносит
3.
Франчайзи приносят на новый
рынок имя франшизы. Франчайзи,
быстро расширяясь на новом
рынке и делая инвестиции в
развитие этого бизнеса в
4.
С открытием новых предприятий
потребители больше узнают о
продукте и услугах. Это важно,
Преимущества для франчайзи:
1.
Франчайзи получает
2.
Самым большим преимуществом
являются отношения между
3.
Франчайзинговая система дает
информацию, которая помогает франчайзи
найти подходящее
4.
После открытия