Развитие франчайзинга как способа поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование развития франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и основные принципы франчайзинга;
описать виды франчайзинга;
систематизировать преимущества и недостатки франчайзинга;
исследовать историю и перспективы развития франчайзинга в России и за рубежом;
оценить значение франчайзинга для предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА………………………..............8
1.1 История развития и понятие франчайзинга………………………….…7
1.2 Виды и формы франчайзинга…………………………………...………..15
1.3 Преимущества и недостатки франчайзинга….…………..…….………..21
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………..27
2.1Российская модель франчайзинга…………………………………......….27
2.2 Мировой опыт франчайзинга……………………………………..……...35
2.3 Сферы распространения франчайзинга……………………………….…40
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА……….….....46
3.1 Проблемы франчайзинга в России………………………………………46
3.2 Основные способы решения проблем франчайзинга и перспективные направления его использования………………………………………….56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…....65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по франчайзингу.docx

— 217.94 Кб (Скачать файл)

       Ведущие операторы российского топливного рынка считают расширение сетей  АЗС под собственным брендом  важным фактором повышения сбыта  нефтепродуктов. Широкий размах получил  торговый франчайзинг в бензиновом бизнесе. Так, ЛУКОЙЛ имеет сегодня 185 франчайзинговых автозаправок. Активно работают в этом направлении ЮКОС (этот игрок сошел с дистанции - 2005г.), ТНК, «Славнефть» и «Сибнефть».

       Применение  франчайзинга не ограничивается сферой услуг и розничной торговли. К  нему также прибегают и производители, для того чтобы обеспечить себе возможности  сбыта своих товаров, и оптовики, которые не только приобретают торговые точки для продажи товаров, но и получают возможность более  экономного использования складских  помещений и каналов распределения.

       В сфере производства и распространения  продуктов есть свои лидеры. Компания «Вимм-Билль-Данн» предлагает сторонним  фирмам проект по использованию собственных  торговых марок «Био-Макс», J7, «Рыжий Ап», «Чудо», «100% Gold», а так же их логотипа и запатентованных изображений для производства новых серий продуктов. Есть и примеры успешного воплощения этого проекта. Фирма «Альтервест» выпускает мороженое «J7»; «Лава Тойс» производит мягкие игрушки, а компания «Звезда» – настольные игры под брендом «Рыжий Ап». Фабрика «Волшебница» наладила выпуск шоколада «Рыжий Ап». 

       Выводы  по разделу два 

       Годовой объем розничных продаж в сфере  франчайзинга в США достигает  более 40% общего объема продаж и оценивается  цифрой более 1 трлн. долларов. Количество же отечественных франшиз не превышает двух десятков. Франчайзинг у нас развит довольно слабо.

       История развития франчайзинга за рубежом насчитывает  уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его  для сбыта швейных машин. В  России интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах прошлого века, когда возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала.

       В мире безусловное лидерство по количеству франчайзинговых предложений принадлежит  франшизам в сфере общественного  питания, большинство из которых - франшизы фастфуда.

       В России среди отраслей, в которых успешно применяется франчайзинг, лидером является торговля, которая занимает почти половину доли рынка. Почти четверть рынка занимает общественное питание, затем идут бытовое обслуживание, сфера развлечений, путешествий и спорта. В силу объективных экономических причин население нашей страны тратит большую часть семейного бюджета на питание, одежду, обувь, поэтому эти отрасли и пользуются популярностью. На примере рассмотрен франчайзинг обувной сети «Эконика». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА 

       3.1 Проблемы франчайзинга в России 

       Франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности  внедрения его достаточно широки. Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения [24].

       1. Экономические проблемы. Франчайзинг – экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично. К данным проблемам можно отнести:

       • нестабильность развития экономики России;

       • отсутствие у большинства предпринимателей необходимого стартового капитала для  вхождения во франчайзинговую систему;

       • сложность получения кредитов для  создания стартового капитала.

       Последнее десятилетие, в котором началось ускоренное развитие франчайзинга в  России, отличается отсутствием стабильности в экономике, постоянными скачками в развитии экономики страны, что  приводит к таким же резким колебаниям спроса на все виды товаров, регулярными  переделами собственности, что не может  не задевать франчайзи. Учитывая, что  многие из них вынуждены из-за нехватки собственных средств открывать  свои предприятия в арендуемых помещениях, перемена владельца отрицательно влияет на работу как франчайзи, так и  франчайзинговой системы в целом. Переделы рынков, причем очень часто  нерыночными методами, также могут  снижать эффективность франчайзинговых  систем.

       Франчайзинг, как уже неоднократно отмечалось, строится на взаимодействии двух типов  самостоятельных предпринимателей - франчайзера и франчайзи, каждый из которых является самостоятельным  юридическим лицом. Следовательно, не только франчайзер, но и франчайзи должны вкладывать в развитие системы свой стартовый капитал. Если учесть, что франчайзи должен вносить разовую франшизную плату (паушальный платеж), то стартовый капитал франчайзи должен быть достаточно большим. К сожалению, далеко не все отечественные предприниматели обладают подобным капиталом.

       Попытка получить стартовый капитал в  виде банковского кредита также  сталкивается с рядом проблем:

  • уровень доходности франчайзи, с учетом всех регулярных платежей (роялти, отчисления в централизованный рекламный фонд и другие платежи), может привести к тому, что срок возврата кредита будет достаточно большим, а если учесть действующие ставки кредита, и вовсе невозможным;
  • существующая правовая система еще больше затрудняет кредитование франчайзи.

       На сегодняшний день ни одним коммерческим банком не предложено комплексной системы обслуживания субъектов франчайзинга. По свидетельству руководителей крупнейших российских франчайзинговых сетей, основной проблемой развития их компании по механизму коммерческой концессии является невозможность получения в банке кредитных ресурсов, а также незаинтересованность самих коммерческих банков в разработке и применении схем кредитования субъектов франчайзинга.

       Необходимо  отметить, что российские коммерческие банки до сих пор не только не разработали вышеуказанные оригинальные схемы кредитования франчайзеров и  франчайзи, но и оставили без внимания остальной спектр услуг, предоставляемых  коммерческими банками субъектам  франчайзинга за рубежом: консалтинг информационного  характера, заключающийся в предоставлении потенциальным и действующим  франчайзи детальной информации о рынке коммерческой концессии; проведение комплексного анализа финансовых и юридических аспектов проектов франчайзеров и франчайзи по экспансии  их компаний (как трансграничной, так и внутристрановой); консалтинг и координацию деятельности франчайзи в области разработки и предоставления бизнес-плана компании как для банка, так и для компании-франчайзера; оказание посреднических услуг в области установления контактов между франчайзером и потенциальными франчайзи; консалтинг юридического характера в области законодательства в сфере коммерческой концессии, параметров франчайзингового договора, договора франчайзи с поставщиками оборотных средств и иных оформляемых документально правоотношений; проведение тренинговых и образовательных программ в области коммерческой концессии; постановку, контроль и оптимизацию системы регулярного менеджмента во франчайзинговых компаниях.

       2. Организационно-правовые проблемы. Франчайзинг – это экономический инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере экономики. Однако в России сдерживание развития франчайзинга происходит прежде всего в правовой сфере. Основные проблемы здесь, связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России.

       В современной правовой системе России термин "франчайзинг" встречается  только один раз, в 54 главе Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), где утверждается: "коммерческая концессия" является синонимом франчайзинга. Однако самый  поверхностный анализ этой главы  позволяет утверждать:

  • "коммерческая концессия" значительно уже понятия "франчайзинг";
  • франчайзинг в нашей стране приходится базировать на комплексном договоре, основанном на ряде статей ГК РФ и законодательных актов, то есть на "обходных" правовых схемах.

       Все это затрудняет использование франчайзинга в отечественной экономике.

       Также в нашей стране существует проблема закрытости данных о компаниях - франчайзерах и франчайзи. Это связано с российской спецификой ведения бизнеса, отличающейся непрозрачностью и замкнутостью. Франчайзингу как раз необходима открытость отношений франчайзи и франчайзера, партнерский способ построения отношений, основанный на доверии. Именно поэтому основное значение в законодательной базе по франчайзингу таких стран, как США, Франция, Австралия, Бельгия, Бразилия, Индонезия, Испания, Канада и др., уделено необходимости предоставления в предконтрактный период субъектами франчайзинга всеобъемлющей информации о своем бизнесе. За нарушение данного положения предусмотрены жесткие санкции, вплоть до уголовной ответственности.

       3. Социально-психологические проблемы, среди которых выделяют:

       Экономические и организационные проблемы франчайзинга, естественно, очень важны, но не в меньшей степени сдерживают развитие франчайзинга и социально-психологические проблемы. Первое, с чем сталкиваются организаторы франчайзинговых систем в России, - это отсутствие собственно отечественного опыта франчайзинга и боязнь предпринимателей-потенциальных франчайзи провала во франчайзинговой системе в целом. Ссылка на зарубежный опыт воспринимается, как правило, достаточно скептически, и на него следует возражение, что не весь западный опыт работает в России, особенно в современных условиях. Преодолеть эту проблему можно только путем скрупулезного сбора и обобщения отечественного опыта франчайзинга как в отечественных системах, так и с участием иностранного капитала, причем и успешных, и неудачных.

       Очень серьезной проблемой франчайзинга в нашей стране становится, увы, традиционное пренебрежение к интеллектуальной собственности. У нас ценится  товар, имеющий материальную форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной собственности, такой как: торговая марка; технология производства; организация бизнес-процессов  и ряда других. Предстоит длительная и систематическая работа, подкрепленная  правовыми и экономическими методами, прежде чем в России начнут уважать интеллектуальную собственность, а без этого франчайзинг будет недостаточно эффективен. Причем уважение к чужой интеллектуальной собственности должно распространяться независимо от защиты ее правовыми методами.

       Еще одной очень существенной социально-психологической  проблемой франчайзинга является боязнь предпринимателей, потенциальных франчайзи потерять самостоятельность и собственное «лицо» предпринимателя и менеджера. Естественно, что вхождение во франчайзинговую систему требует от франчайзи работать по тем стандартам, которые сформулировал франчайзер. Однако работа в крупной франчайзинговой системе дает франчайзи такой опыт, который он за редким исключением не сможет приобрести самостоятельно, и этот опыт компенсирует все прочие потери.

       4. Особое место среди проблем  франчайзинга занимает образование  как механизм разрешения социально-психологических  проблем. Эта проблема вызвана слабой подготовкой представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга.

       Рассмотренные проблемы нельзя анализировать изолированно, они тесно связаны и оказывают  серьезное влияние друг на друга. Так, экономические проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь организационно-правовых. Развитие правового обеспечения франчайзинга требует опять-таки решения экономических проблем и дополнительных издержек на совершенствование правовой базы. Социально-психологические проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми. Входя во франчайзинговую систему, франчайзи испытывает ряд опасений, вызванных как экономическими, так и правовыми аспектами. В первую очередь он опасается банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера. Но именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами [11].

       Важнейшим социально-психологическим аспектом франчайзинга является традиционное для России неуважение к интеллектуальной собственности. Решение этой проблемы требует сочетания экономических и правовых воздействий, которые сделают неэффективным несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности.

       Важной  также является проблема соблюдения договорных отношений. Возможна ситуация, в которой франчайзи спустя какое-то время после начала своей деятельности обращается к франчайзеру с требованием пояснить тот или иной пункт договора, как правило, это касается вопроса оплаты каких-либо услуг. Сложность в данном случае связана с необходимостью определить, что явилось причиной конфликта: упущение со стороны франчайзера, не объяснившего вовремя все нюансы контракта, или же неэтичное поведение франчайзи.

Информация о работе Развитие франчайзинга как способа поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом