Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование развития франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и основные принципы франчайзинга;
описать виды франчайзинга;
систематизировать преимущества и недостатки франчайзинга;
исследовать историю и перспективы развития франчайзинга в России и за рубежом;
оценить значение франчайзинга для предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА………………………..............8
1.1 История развития и понятие франчайзинга………………………….…7
1.2 Виды и формы франчайзинга…………………………………...………..15
1.3 Преимущества и недостатки франчайзинга….…………..…….………..21
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………..27
2.1Российская модель франчайзинга…………………………………......….27
2.2 Мировой опыт франчайзинга……………………………………..……...35
2.3 Сферы распространения франчайзинга……………………………….…40
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА……….….....46
3.1 Проблемы франчайзинга в России………………………………………46
3.2 Основные способы решения проблем франчайзинга и перспективные направления его использования………………………………………….56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…....65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……
Ведущие
операторы российского
Применение
франчайзинга не ограничивается сферой
услуг и розничной торговли. К
нему также прибегают и
В
сфере производства и распространения
продуктов есть свои лидеры. Компания
«Вимм-Билль-Данн» предлагает сторонним
фирмам проект по использованию собственных
торговых марок «Био-Макс», J7, «Рыжий
Ап», «Чудо», «100% Gold»,
а так же их логотипа и запатентованных
изображений для производства новых серий
продуктов. Есть и примеры успешного воплощения
этого проекта. Фирма «Альтервест» выпускает
мороженое «J7»; «Лава Тойс» производит
мягкие игрушки, а компания «Звезда» –
настольные игры под брендом «Рыжий Ап».
Фабрика «Волшебница» наладила выпуск
шоколада «Рыжий Ап».
Выводы
по разделу два
Годовой объем розничных продаж в сфере франчайзинга в США достигает более 40% общего объема продаж и оценивается цифрой более 1 трлн. долларов. Количество же отечественных франшиз не превышает двух десятков. Франчайзинг у нас развит довольно слабо.
История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин. В России интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах прошлого века, когда возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала.
В
мире безусловное лидерство по количеству
франчайзинговых предложений
В
России среди отраслей, в которых успешно
применяется франчайзинг, лидером является
торговля, которая занимает почти половину
доли рынка. Почти четверть рынка занимает
общественное питание, затем идут бытовое
обслуживание, сфера развлечений, путешествий
и спорта. В силу объективных экономических
причин население нашей страны тратит
большую часть семейного бюджета на питание,
одежду, обувь, поэтому эти отрасли и пользуются
популярностью. На примере рассмотрен
франчайзинг обувной сети «Эконика».
3
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА
3.1
Проблемы франчайзинга в России
Франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности внедрения его достаточно широки. Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения [24].
1. Экономические проблемы. Франчайзинг – экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично. К данным проблемам можно отнести:
• нестабильность развития экономики России;
• отсутствие у большинства предпринимателей необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему;
• сложность получения кредитов для создания стартового капитала.
Последнее
десятилетие, в котором началось
ускоренное развитие франчайзинга в
России, отличается отсутствием стабильности
в экономике, постоянными скачками
в развитии экономики страны, что
приводит к таким же резким колебаниям
спроса на все виды товаров, регулярными
переделами собственности, что не может
не задевать франчайзи. Учитывая, что
многие из них вынуждены из-за нехватки
собственных средств открывать
свои предприятия в арендуемых помещениях,
перемена владельца отрицательно влияет
на работу как франчайзи, так и
франчайзинговой системы в
Франчайзинг,
как уже неоднократно отмечалось,
строится на взаимодействии двух типов
самостоятельных
Попытка получить стартовый капитал в виде банковского кредита также сталкивается с рядом проблем:
На сегодняшний день ни одним коммерческим банком не предложено комплексной системы обслуживания субъектов франчайзинга. По свидетельству руководителей крупнейших российских франчайзинговых сетей, основной проблемой развития их компании по механизму коммерческой концессии является невозможность получения в банке кредитных ресурсов, а также незаинтересованность самих коммерческих банков в разработке и применении схем кредитования субъектов франчайзинга.
Необходимо
отметить, что российские коммерческие
банки до сих пор не только не
разработали вышеуказанные
2.
Организационно-правовые
В современной правовой системе России термин "франчайзинг" встречается только один раз, в 54 главе Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), где утверждается: "коммерческая концессия" является синонимом франчайзинга. Однако самый поверхностный анализ этой главы позволяет утверждать:
Все это затрудняет использование франчайзинга в отечественной экономике.
Также в нашей стране существует проблема закрытости данных о компаниях - франчайзерах и франчайзи. Это связано с российской спецификой ведения бизнеса, отличающейся непрозрачностью и замкнутостью. Франчайзингу как раз необходима открытость отношений франчайзи и франчайзера, партнерский способ построения отношений, основанный на доверии. Именно поэтому основное значение в законодательной базе по франчайзингу таких стран, как США, Франция, Австралия, Бельгия, Бразилия, Индонезия, Испания, Канада и др., уделено необходимости предоставления в предконтрактный период субъектами франчайзинга всеобъемлющей информации о своем бизнесе. За нарушение данного положения предусмотрены жесткие санкции, вплоть до уголовной ответственности.
3.
Социально-психологические
Экономические и организационные проблемы франчайзинга, естественно, очень важны, но не в меньшей степени сдерживают развитие франчайзинга и социально-психологические проблемы. Первое, с чем сталкиваются организаторы франчайзинговых систем в России, - это отсутствие собственно отечественного опыта франчайзинга и боязнь предпринимателей-потенциальных франчайзи провала во франчайзинговой системе в целом. Ссылка на зарубежный опыт воспринимается, как правило, достаточно скептически, и на него следует возражение, что не весь западный опыт работает в России, особенно в современных условиях. Преодолеть эту проблему можно только путем скрупулезного сбора и обобщения отечественного опыта франчайзинга как в отечественных системах, так и с участием иностранного капитала, причем и успешных, и неудачных.
Очень
серьезной проблемой
Еще одной очень существенной социально-психологической проблемой франчайзинга является боязнь предпринимателей, потенциальных франчайзи потерять самостоятельность и собственное «лицо» предпринимателя и менеджера. Естественно, что вхождение во франчайзинговую систему требует от франчайзи работать по тем стандартам, которые сформулировал франчайзер. Однако работа в крупной франчайзинговой системе дает франчайзи такой опыт, который он за редким исключением не сможет приобрести самостоятельно, и этот опыт компенсирует все прочие потери.
4.
Особое место среди проблем
франчайзинга занимает
Рассмотренные проблемы нельзя анализировать изолированно, они тесно связаны и оказывают серьезное влияние друг на друга. Так, экономические проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь организационно-правовых. Развитие правового обеспечения франчайзинга требует опять-таки решения экономических проблем и дополнительных издержек на совершенствование правовой базы. Социально-психологические проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми. Входя во франчайзинговую систему, франчайзи испытывает ряд опасений, вызванных как экономическими, так и правовыми аспектами. В первую очередь он опасается банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера. Но именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами [11].
Важнейшим социально-психологическим аспектом франчайзинга является традиционное для России неуважение к интеллектуальной собственности. Решение этой проблемы требует сочетания экономических и правовых воздействий, которые сделают неэффективным несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности.
Важной также является проблема соблюдения договорных отношений. Возможна ситуация, в которой франчайзи спустя какое-то время после начала своей деятельности обращается к франчайзеру с требованием пояснить тот или иной пункт договора, как правило, это касается вопроса оплаты каких-либо услуг. Сложность в данном случае связана с необходимостью определить, что явилось причиной конфликта: упущение со стороны франчайзера, не объяснившего вовремя все нюансы контракта, или же неэтичное поведение франчайзи.