Развитие франчайзинга как способа поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование развития франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и основные принципы франчайзинга;
описать виды франчайзинга;
систематизировать преимущества и недостатки франчайзинга;
исследовать историю и перспективы развития франчайзинга в России и за рубежом;
оценить значение франчайзинга для предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА………………………..............8
1.1 История развития и понятие франчайзинга………………………….…7
1.2 Виды и формы франчайзинга…………………………………...………..15
1.3 Преимущества и недостатки франчайзинга….…………..…….………..21
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………..27
2.1Российская модель франчайзинга…………………………………......….27
2.2 Мировой опыт франчайзинга……………………………………..……...35
2.3 Сферы распространения франчайзинга……………………………….…40
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА……….….....46
3.1 Проблемы франчайзинга в России………………………………………46
3.2 Основные способы решения проблем франчайзинга и перспективные направления его использования………………………………………….56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…....65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по франчайзингу.docx

— 217.94 Кб (Скачать файл)

       В результате у предпринимателей будет  достаточный нормативный материал для заключения договоров, где они  в зависимости от выбранной схемы  работы будут применять те или  иные нормативные документы и  подбирать образцы договоров.

       В нормативных актах, регулирующих право  интеллектуальной собственности и  ответственность за ее нарушение, обязательно  должны учитываться франчайзинговые  схемы, что в настоящее время  просто отсутствует.

       Для участников франчайзинговых систем имеет смысл ввести льготный режим  налогообложения.

       Это обусловлено тремя причинами:

  • практическим отсутствием в России широко известных торговых марок и брендов, привлекающих потенциального потребителя. Формирование подобных брендов требует больших затрат, что снижает эффективность франчайзинговых систем;
  • увеличенными издержками франчайзи, для которых очень значительными являются и роялти, и паушальные платежи, а также отчисления в централизованный рекламный фонд;
  • обязательность соответствия внешних форм и принципов работы (униформа, интерьеры и т.д.).

       Эти затраты, особенно в период раскрутки  отечественных торговых марок, не позволят франчайзинговым системам конкурировать  с традиционными системами производства и сбыта товаров. Через несколько  лет работы по франчайзинговым схемам качественные и узнаваемые российские товары, вероятно, безболезненно смогут преодолевать эти издержки.

       Образование как механизм разрешения социально-психологических  проблем 

       Большая часть проблем франчайзинга, причем не только социально-психологических, связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи.

       Решение этих проблем достаточно тривиально: необходимо создать образовательную  систему, которая позволила бы значительно  расширить подготовку отечественных  предпринимателей в области франчайзинга.

       Эта система должна иметь два направления:

  • широкое, обеспечивающее пропаганду франчайзинга как экономического инструмента;
  • узкое, обеспечивающее целевое консультирование субъектов франчайзинговых систем (франчайзера и франчайзи) по конкретным экономическим проблемам франчайзинга.

       Эти два направления должны дополнять  друг друга.

       Широкое образовательное направление в  области франчайзинга можно построить  на системе учебных центров, которые  должны быть расположены по всей территории России. В этих центрах будут проходить  обучение как потенциальные франчайзеры, так и потенциальные франчайзи. Причем на начальном этапе создания франчайзинговых систем франчайзеры  могут использовать эти центры для целевой подготовки своих франчайзи и их сотрудников.

       Для более глубокой и широкой подготовки предпринимателей в области франчайзинга имеет смысл включить в вузовские  учебные планы отдельные учебные  предметы и разделы по франчайзингу. Узкое направление связано с  развитием управленческого консультирования по проблемам франчайзинга, которое должно охватывать не только общие проблемы франчайзинга, но и отдельные разделы. Особенно важны: правовые аспекты франчайзинга; взаимодействие франчайзера и франчайзи; организация бухгалтерского учета; подбор и управление персонала.

       Организационное обучение и консультирование могут  проводиться в учебно-консультационных центрах при объединениях консультантов  либо при объединениях предпринимателей.

       При вхождении во франчайзинговую систему  существуют также и проблемы взаимоотношений  франчайзи и франчайера, решения  которых предлагаются в таблице 2.

Таблица 2 – Взаимоотношения франчайзи  и франчайзера

       Нарушения франчайзи        Действия  франчайзера
       Нарушение стандартов

       Невыполнение  инструкций

       Отсутствие  товара

       Очереди в кассы

       Наложение штрафов на франчайзи
       Невыплата роялти        Прекращение поставок

       Расторжение договора

       Такая проблема, как закрытость данных о компаниях - франчайзерах и франчайзи связана с российской спецификой ведения бизнеса, отличающейся непрозрачностью и замкнутостью. Франчайзингу как раз необходима открытость отношений франчайзи и франчайзера, партнерский способ построения отношений, основанный на доверии. Решением данной проблемы может служить внесение в проекты законов РФ в области франчайзинга, разработанных Российской ассоциацией франчайзинга (закон РФ «О франчайзинге», закон «О внесении изменений и дополнений в главу 54 ГК РФ»), положений о необходимости предоставления контрагентами договора франчайзинга информации о своем бизнесе в предконтрактном периоде. В противном случае наша страна вынуждена будет столкнуться с рядом проблем франчайзинга, возникших в промышленно-развитых странах, в том числе:

  • с наличием значительного числа действующих франчайзеров, не имеющих отработанных успешных технологий;
  • с существованием компаний-франчайзеров, осуществляющих исключительно сбор роялти, не предоставляя ничего взамен;
  • с наличием фирм-франчайзи, ищущих способ выхода из сложной финансовой ситуации путем заключения договора франчайзинга.

       Следующим важным фактором, ограничивающим развитие коммерческой концессии в России, является нежелание российских франчайзи  выплачивать роялти в силу нематериальности получаемых услуг. Так, по свидетельству  президента Российской ассоциации франчайзинга А. Майлера, российский предприниматель  готов платить за какие-то конкретные услуги, связанные с получением материальных приобретений, а во франчайзинге существенным элементом является услуга интеллектуальная.

       Четко определенного решения двух указанных  выше проблем в настоящее время не существует, поскольку их возникновение обязано российскому предпринимательскому менталитету, выработанному в период первоначального накопления капитала. Можно предположить, что разрешение данных вопросов будет происходить самостоятельно в результате применения общепризнанных этических стандартов ведения бизнеса и работы с западными контрагентами.

       Перспективы развития франчайзинга в России [4]

       Прогнозируя развитие франчайзинга в РФ, следует  отметить, что в нашей стране в  ближайшее время следует ожидать  увеличения интереса к рассматриваемой форме открытия и развития бизнеса. Интерес со стороны физических лиц - потенциальных предпринимателей будет обусловлен ростом реальных доходов и возможностями формирования накоплений с последующим их использованием для открытия компаний.

       Помимо  сферы общественного питания, ожидается значительное увеличение использования франчайзинга в рамках экспансионных кампаний фирм по следующим направлениям деятельности:

  • услуги в области спорта и здоровья;
  • розничная реализация товаров длительного пользования;
  • услуги в сфере информационных технологий;
  • гостиничный бизнес;
  • игорный бизнес;
  • туристический бизнес;
  • услуги в области аренды, ремонта и продажи автомобилей.

       Кроме того, в ближайшее время ряд  компаний, активно использующих коммерческую концессию в центральном регионе, начнут развивать франчайзинговое  направление деятельности в других регионах. Проведя анализ наиболее привлекательных регионов деятельности франчайзинговых компаний, мы получили данные, свидетельствующие о перспективности  для рассматриваемых организаций  следующих городов и территорий: Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Самары, Тольятти, Перми, Екатеринбурга, Новосибирска, Владивостока, Иркутска, Черноморского побережья Краснодарского края.

       В перспективе развитие франчайзинга способно будет изменить структуру  ВВП России, а именно увеличить  доли малого и среднего бизнеса в его создании и уменьшить доли предприятий, ориентированных на экспорт сырья.

       Итак, перспективы развития по франчайзингу отечественного общепита, которые наиболее заметны на данный момент:

  1. Структура общественного питания становится всё более приземленной. Ее вершина - дорогие гастрономические рестораны (fine dining) уже более двух лет снижает свою долю, торговый оборот дорогих ресторанов снизился на 25-30%. Средний сегмент (casual dining) сократился по разным оценкам на 15-30%. Вероятно, вовсе не пострадало основание общепита — фастфуд.
  2. Все большую долю среди открывающихся ресторанов стали занимать необычные ранее для нашей страны кофейни, пиццерии, суши-бары и другие заведения.
  3. Большинство игроков на рынке отечественного общепита продолжают развиваться, однако пересматривают свои стратегии развития. Основные способы приспособиться к последствиям кризиса: снижение себестоимости блюд, снижение наценок, пересмотр кадровой политики, введение «антикризисного меню», программы лояльности.
  4. Сокращение бюджета на продвижение отечественных франшиз в сфере питания. Рестораторы полагают, что из-за снижения покупательской активности целевой аудитории эти затраты окажутся напрасно выброшенными деньгами («Ёлки-Палки», «Шоколадница», «Кружка», « Крошка-картошка» и многие другие).
  5. Основной рост оборота приходится на сегмент "быстрого питания" и различные демократичные форматы в среднем ценовом сегменте.
 

       Выводы  по разделу три 

       Подводя итог анализу проблем франчайзинга, можно утверждать, что для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия.

       Во многом развитие франчайзинга тормозит отсутствие предпринимательской культуры. Именно поэтому большинство иностранных компаний предпочитает не продавать в России франшизы, а организовывать бизнес своими силами.

       Для ускорения развития российского рынка франчайзинга необходимо принять ряд серьезных мер, связанных с корректировкой действующего законодательства. Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты.

       Необходимо  включение в правительственную  программу поддержки малого предпринимательства  системы развития франчайзинга.

       Очень важно создание системы налоговых  льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой  системы.

       Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета.

       Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.  
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Франчайзинг – чрезвычайно перспективный вид предпринимательства: если в «обычном» бизнесе из 100 возникающих предприятий в итоге «выживает» не более 10, то из 100 франшизных будет успешно работать 90, что немаловажно и с точки зрения создания новых рабочих мест.

       В результате проделанной работы можно  сделать определенные выводы:

  1. Эра современного франчайзинга началась в 1950 г. в США с открытия ресторана быстрого обслуживания Макдоналдс. В нашей стране интерес к этому экономическому инструменту появился лишь в 90-х годах прошлого века.
  2. Под франчайзингом понимается форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзор) предоставляет возмездное право действовать от своего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.
  3. Франчайзинг выгоден обеим сторонам. Для предпринимателей франчайзинг предлагает краткий путь к росту, так как они получают готовое дело. Для франчайзера франчайзинг дает возможность быстрого расширения. Франчайзер растет, позволяя предпринимателям финансировать его рост через продажу франшиз.
  4. Крупнейшие компаний западного мира расценивают Россию как постоянно увеличивающийся рынок в сфере потребления. За последние 18 лет на российский рынок вышли около 30 зарубежных франчайзинговых компаний таких, как: «Baskin Robbins», «English First», «Kodak», «Sbarro» «Subway», «Xerox» и др. Наряду с этим отечественные франшизные системы завоевывают все большую долю рынка («Мастерфайбр», «Эконика-обувь», «Копейка», «Офиспринтсервис» и др.)
  5. Развитие франчайзинга в стране:

Информация о работе Развитие франчайзинга как способа поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом