Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование развития франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и основные принципы франчайзинга;
описать виды франчайзинга;
систематизировать преимущества и недостатки франчайзинга;
исследовать историю и перспективы развития франчайзинга в России и за рубежом;
оценить значение франчайзинга для предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА………………………..............8
1.1 История развития и понятие франчайзинга………………………….…7
1.2 Виды и формы франчайзинга…………………………………...………..15
1.3 Преимущества и недостатки франчайзинга….…………..…….………..21
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………..27
2.1Российская модель франчайзинга…………………………………......….27
2.2 Мировой опыт франчайзинга……………………………………..……...35
2.3 Сферы распространения франчайзинга……………………………….…40
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА……….….....46
3.1 Проблемы франчайзинга в России………………………………………46
3.2 Основные способы решения проблем франчайзинга и перспективные направления его использования………………………………………….56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…....65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……
Еще некоторые данные Международной Ассоциации Франчайзинга указывают на то, что:
Рассмотрим историю развития франчайзинговых моделей бизнеса на примере крупнейших компаний.
Компания Зингера
В США франчайзинг впервые начал использоваться компанией Зингера по производству швейных машинок (Singer Sewing machine company). После окончания гражданской войны в Америке в середине XIX века Зингер развернул серийное производство, позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьютерскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины по требованию [23].
Компания Дженерал Моторс
Аналогичная
система была разработана 1898 году компанией
Дженерал Моторс (General Motors), по которой
дилеры не имели права продавать
машины других производителей и были
обязаны вложить в дело собственный
капитал для обеспечения
Примеру Дженерал Моторс последовал Рексол (Rexall), который удачно продавал франшизы на организацию своих аптек.
Эффективно франчайзинг применялся и применяется в настоящее время в индустрии бутылочных безалкогольных аналогов компаниями Кока-Кола, Пепси, Севен-Ап. Благодаря франшизе подобные компании получили возможность производить концентрированный сироп централизованно и распределять его местным заводам по розливу, находящимся в собственности и управляемыми франчайзи, которые в итоге становились управляющими местных розничных продаж. Франчайзи имели и имеют право покупать фирменные бутылки и использовать фирменные товарные знаки [23].
Coca-Сola франчайзинг
По утверждению The Coca-Cola Company 94% людей в мире знают знаменитую красно-белую эмблему. Победный путь самого известного в мире прохладительного напитка начался в Атланте с ежедневных продаж девяти стаканов (через некоторое время после изобретения сиропа кому-то из продавцов пришла в голову мысль разбавлять его газированной водой). Чуть позже было придумано название «Coca-Cola» и знаменитый стилизованный шрифт товарного знака. История бизнеса началась два года спустя, когда ирландский эмигрант Айза Кендлер вместе с братом и двумя другими компаньонами основал The Coca-Cola Company с первоначальным капиталом 100 тысяч долларов.
Компания
Coca-Cola содержит небольшой специальный
высокооплачиваемый штат сотрудников
для защиты торговой марки и названия.
Защищая свою торговую марку, владелец
защищает репутацию своего продукта
или услуги. Таким образом, покупатель
знает, что он получит именно то,
что хочет, а не заменитель, и поэтому
торговая марка Coca-Cola становится очень
важной частью системы франчайзинга
в компании Coca-Cola. Хорошая репутация,
завоеванная продуктом, с течением
времени приобретает
В
конце 40-х годов братья Макдональд,
владельцы небольшого придорожного
кафе, решили улучшить обслуживание клиентов
и увеличить доход. С этой целью
они сократили число
Работа
по франчайзингу – один из факторов,
сделавших «Макдональдс»
В свете того, что компания на постсоветском пространстве не испытывает трудностей с географической экспансией и с прибыльностью, франшизы «Макдоналдс» в России и Украине корпорация не продает.
Вот некоторые данные по стоимости франшизы Макдоналдс:
В
Европе, для желающих приобрести франшизу
Макдональдс, самой сетью решены
многие маркетинговые и
2.3
Сферы распространения
Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет более 75 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. Разброс отраслей, где применяется купля-продажа франшизы, очень широк: от фаст-фудов и ресторанов до операций с недвижимостью и юридических услуг.
Можно выделить девять основных видов деятельности, в которых успешно применяется франчайзинг. Рисунок 3 демонстрирует, что из представленных видов деятельности безусловным лидером является торговля, которая занимает почти половину доли рынка франчайзинга. Почти четверть рынка занимает общественное питание, затем идут бытовое обслуживание, сфера развлечений, путешествий и спорта. Увеличивающуюся нишу рынка занимает обслуживание бизнеса – сфера деятельности, включающая такие виды услуг, как уборка офисных и производственных помещений, заправка картриджей, бухгалтерское обслуживание и др. [31]
Рисунок 3 – Распределение франшизных систем по видам деятельности
Процветание франчайзинга в торговле, общественном питании и сфере обслуживания, прежде всего, связано с тем, что инвестиции здесь небольшие и организация бизнеса «с нуля» требует меньше времени.
Розничная
торговля занимает 48%. Такая высокая
доля объясняется рядом преимуществ,
которые приобретают субъекты рынка,
объединенные в сети. Контакт с
потребителями розничных
Наиболее
приемлемы концепции
Наибольшая активность в формировании программ франчайзинга наблюдается в секторе розничной торговли непродовольственными товарами, 48% составляет сектор одежды. Это связано с ростом спроса на рынке одежды, увеличением объемов продаж, закрытием рынков и ориентацией на фирменную торговлю, меньшими затратами ресурсов и времени на формирование сети.
Также достаточно привлекательным является и сектор обуви.
Несмотря
на относительно низкую покупательную
способность большой части
В дальнейшем по мере увеличения доходов населения уровень потребления обуви в России вырастет в 2 раза. Привлекательность обувного бизнеса связана с большей емкостью рынка, стабильностью спроса на обувь, относительно низкой капиталоемкостью бизнеса, достаточно высоким уровнем доходности продаж - как правило, не ниже 10%, быстрым оборотом денежных средств [22].
В последнее время наблюдается увеличение количества франшизных сетей в сфере услуг: консалтинг, реклама, обслуживание компьютерного оборудования и др. Хорошо представлены на рынке такие услуги как парикмахерские, салоны красоты, фитнес-клубы. В отличие от зарубежных государств, в России слабо представлен сектор бытовых услуг и услуг для дома: химчистки, ремонт, благоустройство и др.
Особенно мало франшиз в производственной сфере. Поэтому тем, кто хотел бы заниматься выпуском продукции, сложно найти предложение, подходящее по всем параметрам.
В
Европе и Америке франчайзинг
существует давно, и там разработано
множество оригинальных концепций
франчайзингового бизнеса. Есть совсем
небольшие компании, которые предлагают
производить недорогую
Наибольшую экспансию на территории США франчайзинг проявил в сфере общественного питания:
56,3% от общего числа ресторанов быстрого обслуживания – работают по франчайзингу;
14,2% – предприятий по продаже продуктов питания;
13,1% – ресторанов полного сервиса;
18,2% – предприятий гостиничного бизнеса развиваются по системе франчайзинга.
В сфере услуг:
4,9% – предприятий, предлагающих авто-услуги;
3,3% – бизнес услуги;
1,5% – услуги на рынке недвижимости;
0,9% – персональные услуги.
В Великобритании франчайзоры работают в 46 секторах бизнеса (в США не менее 65 секторов), в которых выделяются 38 дополнительных подсекторов. Многое совпадают с тем, что применяется в США: доставка посылок, школы вождения, предоставление различных видов услуг для домовладельцев, детские сады и доставка молочных продуктов.
В
силу объективных экономических
причин население нашей страны тратит
большую часть семейного
Уже более 25 лет бренду немецкого фаст-фуда Grillmaster. В России по франчайзингу развивается адаптированная под национальные особенности концепция этого ресторана. А вот сеть Subway не поступилась своими американскими принципами: она не разрешает партнерам ни на шаг отступать от своих технологий бизнеса, что отпугивает многих потенциальных партнеров.
В
сфере продажи промышленных товаров
франчайзинг также получил
Выстраивают ритэйлерские сети по франчайзингу многие отечественные швейники и обувщики. Из зарубежных брендов, поставивших задачу развиваться в России по франчайзингу, выделяют крупную европейскую сеть магазинов одежды Zara. Петербургская корпорация SELA шьет одежду для детей и взрослых, которую продает через 270 сетевых фирменных магазинов, 200 из которых сотрудничают с ней по франчайзингу.