Развитие франчайзинга как способа поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование развития франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и основные принципы франчайзинга;
описать виды франчайзинга;
систематизировать преимущества и недостатки франчайзинга;
исследовать историю и перспективы развития франчайзинга в России и за рубежом;
оценить значение франчайзинга для предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА………………………..............8
1.1 История развития и понятие франчайзинга………………………….…7
1.2 Виды и формы франчайзинга…………………………………...………..15
1.3 Преимущества и недостатки франчайзинга….…………..…….………..21
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………..27
2.1Российская модель франчайзинга…………………………………......….27
2.2 Мировой опыт франчайзинга……………………………………..……...35
2.3 Сферы распространения франчайзинга……………………………….…40
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА……….….....46
3.1 Проблемы франчайзинга в России………………………………………46
3.2 Основные способы решения проблем франчайзинга и перспективные направления его использования………………………………………….56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…....65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по франчайзингу.docx

— 217.94 Кб (Скачать файл)

       5. Франчайзи никогда не столкнется  с открытой агрессивной конкуренцией. Франчайзор определяет своему  франчайзи территорию ведения  бизнеса. Границы этой территории  определены условиями франчайзингового  договора. Получая территорию, франчайзи  может эффективно развивать свой  бизнес на определенной территории. Это снимает угрозу соперничества  со стороны других владельцев  этой же франшизы.

       6. Франчайзи получает в руки  раскрученный товарный знак. Франчайзи  покупает право пользоваться  относительно известным, уважаемым,  популярным брендом, фирменным  знаком или стилем, что обеспечит  ему узнаваемость на рынке  среди клиентов.

       7. Помощь в снабжении. Обычно  франчайзор предоставляет возможность  приобретения, причем за счет  опта по льготным ценам, расходных  материалов, сырья, комплектующих  изделий либо у самой компании, либо у определенных постоянных  поставщиков. Такие возможности  делают систему снабжения надежной  и выгодной.

       Преимуществом для потребителя является возможность  пользоваться в своем районе продуктами и/или услугами известной торговой марки определенного качества и  по единой цене.

       Однако  франчайзинг имеет и ряд недостатков. Для франчайзера это [29]:

       1. Производить контроль за сделками  франчайзи для франчайзора не  так легко.  Ведь франчайзи являются независимыми владельцами бизнеса.     

       2. Франчайзора подстерегает опасность  недобросовестного поведения франчайзи.  Это может выражаться в занижении  финансово-экономических показателей  с целью уменьшения периодических  платежей.

       3. Если франчайзи не выполняет  законов франчайзингового бизнеса,  франчайзор не  сможет завершить отношения с ним.  Франчайзинговый договор определяет природу отношений между франчайзором и франчайзи. Франчайзинговый договор предусматривает ряд положений, защищающих франчайзи.

       4. Если франчайзи плохо ведет  свой бизнес, то это будет бросать  тень на всю франчайзинговую  систему. А многие потребители  воспринимают каждое франчайзинговое  предприятие как часть одной  цепи предприятий, работающих  под единым товарным знаком.

       5. Принципы бизнеса франчайзора  представляют собой коммерческую  тайну и служат основой успеха  франчайзинговой системы. Франчайзи получает доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по программе франчайзора. И хотя франчайзинговый договор запрещает франчайзи разглашать подобную информацию, все равно это случается. Франчайзору сложно с этим бороться.

       6. На каком-то этапе франчайзи  может посчитать, что франчайзинговые  отношения накладывают на него  слишком большие ограничения  и в результате потерять интерес  к этому бизнесу. Расторгнув  контракт с франчайзором он, возможно, захочет открыть свой собственный  бизнес, который будет представлять  прямую конкуренцию франчайзору. 

       7. Организация франчайзенговой системы  - очень большая ответственность  перед собственным бизнесом. Франчайзоры  должны очень тщательно отбирать  предпринимателей, которым они хотят  продавать франшизы. Франчайзор должен провести интервью с каждым кандидатом, целью которого будет определить у франчайзи наличие качеств, необходимых для успешного ведения дела. После того, как франчайзи становиться частью системы, франчайзор должен наблюдать за тем, как идут его дела. Франчайзор должен поддерживать непрерывную связь с франчайзи и узнавать от него о новых идеях и решениях уже существующих проблем.

       Недостатки  для франчайзи заключаются в  том, что [29]:

       1. Нужен начальный капитал. Для  того чтобы купить франшизу  и начать работать, необходимо  иметь начальный капитал, величина  которого изменяется в значительных  пределах в зависимости от  вида деятельности.

       2. Франчайзи могут вносить свои  предложения, но они не могут  менять систему. Франчайзи должен  соблюдать правила франчайзинговой  системы. В дополнение к франчайзинговому договору франчайзи должен следовать специальным правилам, касающимся ежедневных операций в бизнесе и использования товарного знака франшизы. Такие ограничения могут касаться рабочих часов, границ территории, ассортимента продукта и услуг, предлагаемых потребителю.

       3. Франшизный договор обычно заключается  на относительно большой срок - от нескольких лет до нескольких  десятков лет, что не дает  возможности «попробовать» и,  если не понравилось, бросить  без существенных материальных  потерь. С другой стороны, ограниченность  срока действия франшизного договора  создает некоторую неопределенность  в планировании будущего франчайзи.

       3. Франчайзи обязан сотрудничать  с другими франчайзи. Хотя франчайзи  представляет собой независимого  владельца своего бизнеса, он  является важным связующим звеном  в сети владельцев франшизы. Каждый  отдельный франчайзи является  товарищем по бизнесу. Не смотря  на то, что франчайзи предоставляют на рынок одинаковый продукт и услуги, они не являются конкурентами.

       4. Может случиться так, что франчайзор  объявит о банкротстве, что  может привести к продаже франшизы  или ее аннуляции. Потенциальные  франчайзи должны изучить доступную  информацию о финансовом положении  франчайзора. 

       Для потребителя недостаток состоит  в возможности ухудшения качества предоставляемых продуктов и/или  услуг в случае недобросовестного  исполнения франчайзи своих обязанностей.  

         Выводы по разделу один 

       История развития франчайзинга уходит своими корнями в средневековье. Слово «франчайзинг» происходит от старого французского термина, определяющего право на свободу ведения какой-либо деятельности, например, проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, право на охоту, строительство дорог.

       Эра современного франчайзинга началась в 1950 г. Сегодня на разных стадиях развития франчайзинг действует в 140 странах мира.

       Отдельные элементы правового механизма франчайзинга в российском законодательстве представлены в нормах гл. 54 ГК РФ, именуемой "Коммерческая концессия".

       Под франчайзингом понимается форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзор) предоставляет возмездное право действовать от своего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.

       Выделяют четыре основных вида франчайзинга в зависимости от сферы его использования: сбытовой, товарный, производственный и деловой. Также в зависимости от уровня посредничества различают: прямой, последовательный и мастер-франчайзинг.

       Франчайзор  и франчайзи образуют тандем, усилия которого приводят к взаимовыгодным результатам. Для компаний франчайзинг – это способ распространения бизнеса, для предпринимателей – это один из способов стать владельцем бизнеса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       

       2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В  РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 
 

       2.1 Российская модель франчайзинга 
 

       В отличие от американского или  европейского рынков российский рынок франчайзинга является сравнительно молодым. Во-первых, такая форма развития и взаимодействия была невозможна в социалистической системе хозяйствования, и, во-вторых, к 90-м годам 21 века был практически утрачен институт товарных знаков.

       Для применения франчайзинга в России существуют следующие предпосылки [24]:

       - во-первых, это необходимость продвижения  на российском и международных  рынках товаров отечественных  производителей;

       - во-вторых, это формирование малого  предпринимательства, субъектам  которого необходима поддержка  не только и не столько материальная, сколько в организации самого  бизнеса, информационном обеспечении,  маркетинговых исследованиях и  рекламе;

       - в-третьих, это необходимость  формирования и отработки системы  управления качеством на всей  цепи взаимосвязанных циклов "производитель  - потребитель";

       - в-четвертых, это система правовых  норм, которая может быть использована  при формировании франчайзинга, что требует определенной доработки,  чтобы механизм франчайзинга  мог нормально реализовываться.

       Крупнейшие компаний западного мира расценивают Россию как постоянно увеличивающийся рынок в сфере потребления. За последние 18 лет на российский рынок вышли и успешно функционируют около 30 зарубежных франчайзинговых компаний таких, как: «Baskin Robbins», «English First», «Carlo Pazolini», «Kodak», «Sbarro» «Subway», «Xerox» и др. Наряду с развитием международного франчайзинга отечественные франшизные системы завоевывают все большую долю рынка. Такие российские компании, как «Мастерфайбр», «Эконика-обувь», «Копейка», «Офиспринтсервис» и др. весьма динамично развивают свои франшизные предприятия.

       В России франчайзинг появился в 1992 году. Пионером выступила компания "Дока-пицца", возглавляемая Владимиром Довганем. Именно он взялся за популяризацию этого явления среди соотечественников, выпустил книгу и стал первым россиянином, вошедшим в состав Международной Ассоциации Франчайзинга. В 1993 г. владелец небольшого кафе в Москве купил за $10000 сроком на пять лет франшизу у фирмы Allied Domecq, обладательницы права на торговую марку “Baskin Robbins”. Вскоре по франшизе были открыты “Русское бистро”, “РостикС”, “Эконика-Обувь”, бензозаправки “ЛУКОЙЛ”, магазины IKEA и т.д. [32]

       С 1995 по 1999 год в России возникли 42 франчайзинговые системы, то есть в  среднем по 10 новых франшиз в  год. С 2000 по 2001 год, за 2 года – количество франшиз почти удвоилось. А только за один 2002 год - появилось 29 новых франшиз. На рисунке 1 представлен рост российских франшизных компаний нарастающим итогом за период с 1995 года по 2009 год.

       Рисунок 1 – Оценка количества франшизных систем в России нарастающим итогом

       Характер  кривой, представленной на рисунке, говорит, что увеличение количество франшиз в России происходит с некоторым ускорением год от года. По-видимому, это связано с большим объемом ненасыщенного рынка торговли и сферы обслуживания, в особенности в регионах.

       Как правило, в России большинство франшиз  продают сами компании франчайзеры, на франчайзинговых брокеров приходится менее 30% рынка. Динамика количества франчайзеров и франчайзи в России за период 2005-2009 гг. представлена в Приложении А.

       В таблице 1, приведённой ниже, представлены некоторые компании, развивающие  франчайзинг в России:

Таблица 1 – Происхождение компаний, развивающих франчайзинг в России

       Компания Происхождение, регион        Направление
       Benetton        Италия        Сеть  бутиков
       Coca-cola        США        Предприяти  питания
       Ecco        Дания        Обувные магазины
       English First Великобритания        Школы иностранных языков
       Formoza        Россия, Москва        Сеть  компьютерных магазинов
       Grillmaster        Германия        Предприятия питания
       Ives Rocher        Франция        Салоны  парфюмерии
       KodakExpress        США        Фотолаборатории
       Naf-Naf        Франция        Сеть  бутиков
       SPAR        Нидерланды        Сеть  супермаркетов
       Subway        США        Предприятия питания
«Баскин Роббинс»        США        Предприятия питания
       «Диана»        Россия, Москва        Сеть  химчисток
       «Копейка»        Россия,Москва        Сеть  универмагов
       «Красный куб»        Россия,Москва        Магазины  посуды и подарков
«Крошка-картошка»        Россия, Москва        Предприяти  питания
       «Эконика»        Россия, Москва        Обувные магазины
       «Очаково»        Россия, Москва        Реализация  пива
       «Сибнефть»        Россия, Омск        АЗС
«ТЕХНОСИЛА»        Россия, Москва        Сеть  магазинов электроники и бытовой  техники
       ТНК        Россия, Тюмень        АЗС

Информация о работе Развитие франчайзинга как способа поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом