Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование развития франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и основные принципы франчайзинга;
описать виды франчайзинга;
систематизировать преимущества и недостатки франчайзинга;
исследовать историю и перспективы развития франчайзинга в России и за рубежом;
оценить значение франчайзинга для предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА………………………..............8
1.1 История развития и понятие франчайзинга………………………….…7
1.2 Виды и формы франчайзинга…………………………………...………..15
1.3 Преимущества и недостатки франчайзинга….…………..…….………..21
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………..27
2.1Российская модель франчайзинга…………………………………......….27
2.2 Мировой опыт франчайзинга……………………………………..……...35
2.3 Сферы распространения франчайзинга……………………………….…40
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА……….….....46
3.1 Проблемы франчайзинга в России………………………………………46
3.2 Основные способы решения проблем франчайзинга и перспективные направления его использования………………………………………….56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…....65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……
5.
Франчайзи никогда не
6.
Франчайзи получает в руки
раскрученный товарный знак. Франчайзи
покупает право пользоваться
относительно известным,
7.
Помощь в снабжении. Обычно
франчайзор предоставляет
Преимуществом для потребителя является возможность пользоваться в своем районе продуктами и/или услугами известной торговой марки определенного качества и по единой цене.
Однако
франчайзинг имеет и ряд
1.
Производить контроль за
2.
Франчайзора подстерегает
3.
Если франчайзи не выполняет
законов франчайзингового
4.
Если франчайзи плохо ведет
свой бизнес, то это будет бросать
тень на всю франчайзинговую
систему. А многие потребители
воспринимают каждое
5.
Принципы бизнеса франчайзора
представляют собой
6.
На каком-то этапе франчайзи
может посчитать, что
7.
Организация франчайзенговой
Недостатки для франчайзи заключаются в том, что [29]:
1.
Нужен начальный капитал. Для
того чтобы купить франшизу
и начать работать, необходимо
иметь начальный капитал,
2.
Франчайзи могут вносить свои
предложения, но они не могут
менять систему. Франчайзи
3.
Франшизный договор обычно
3.
Франчайзи обязан сотрудничать
с другими франчайзи. Хотя
4.
Может случиться так, что
Для
потребителя недостаток состоит
в возможности ухудшения
Выводы по разделу один
История развития франчайзинга уходит своими корнями в средневековье. Слово «франчайзинг» происходит от старого французского термина, определяющего право на свободу ведения какой-либо деятельности, например, проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, право на охоту, строительство дорог.
Эра современного франчайзинга началась в 1950 г. Сегодня на разных стадиях развития франчайзинг действует в 140 странах мира.
Отдельные элементы правового механизма франчайзинга в российском законодательстве представлены в нормах гл. 54 ГК РФ, именуемой "Коммерческая концессия".
Под франчайзингом понимается форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзор) предоставляет возмездное право действовать от своего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.
Выделяют четыре основных вида франчайзинга в зависимости от сферы его использования: сбытовой, товарный, производственный и деловой. Также в зависимости от уровня посредничества различают: прямой, последовательный и мастер-франчайзинг.
Франчайзор
и франчайзи образуют тандем, усилия
которого приводят к взаимовыгодным результатам.
Для компаний франчайзинг – это способ
распространения бизнеса, для предпринимателей
– это один из способов стать владельцем
бизнеса.
2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В
РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
2.1
Российская модель франчайзинга
В отличие от американского или европейского рынков российский рынок франчайзинга является сравнительно молодым. Во-первых, такая форма развития и взаимодействия была невозможна в социалистической системе хозяйствования, и, во-вторых, к 90-м годам 21 века был практически утрачен институт товарных знаков.
Для применения франчайзинга в России существуют следующие предпосылки [24]:
- во-первых, это необходимость продвижения на российском и международных рынках товаров отечественных производителей;
-
во-вторых, это формирование малого
предпринимательства,
-
в-третьих, это необходимость
формирования и отработки
-
в-четвертых, это система
Крупнейшие компаний западного мира расценивают Россию как постоянно увеличивающийся рынок в сфере потребления. За последние 18 лет на российский рынок вышли и успешно функционируют около 30 зарубежных франчайзинговых компаний таких, как: «Baskin Robbins», «English First», «Carlo Pazolini», «Kodak», «Sbarro» «Subway», «Xerox» и др. Наряду с развитием международного франчайзинга отечественные франшизные системы завоевывают все большую долю рынка. Такие российские компании, как «Мастерфайбр», «Эконика-обувь», «Копейка», «Офиспринтсервис» и др. весьма динамично развивают свои франшизные предприятия.
В России франчайзинг появился в 1992 году. Пионером выступила компания "Дока-пицца", возглавляемая Владимиром Довганем. Именно он взялся за популяризацию этого явления среди соотечественников, выпустил книгу и стал первым россиянином, вошедшим в состав Международной Ассоциации Франчайзинга. В 1993 г. владелец небольшого кафе в Москве купил за $10000 сроком на пять лет франшизу у фирмы Allied Domecq, обладательницы права на торговую марку “Baskin Robbins”. Вскоре по франшизе были открыты “Русское бистро”, “РостикС”, “Эконика-Обувь”, бензозаправки “ЛУКОЙЛ”, магазины IKEA и т.д. [32]
С 1995 по 1999 год в России возникли 42 франчайзинговые системы, то есть в среднем по 10 новых франшиз в год. С 2000 по 2001 год, за 2 года – количество франшиз почти удвоилось. А только за один 2002 год - появилось 29 новых франшиз. На рисунке 1 представлен рост российских франшизных компаний нарастающим итогом за период с 1995 года по 2009 год.
Рисунок 1 – Оценка количества франшизных систем в России нарастающим итогом
Характер кривой, представленной на рисунке, говорит, что увеличение количество франшиз в России происходит с некоторым ускорением год от года. По-видимому, это связано с большим объемом ненасыщенного рынка торговли и сферы обслуживания, в особенности в регионах.
Как правило, в России большинство франшиз продают сами компании франчайзеры, на франчайзинговых брокеров приходится менее 30% рынка. Динамика количества франчайзеров и франчайзи в России за период 2005-2009 гг. представлена в Приложении А.
В таблице 1, приведённой ниже, представлены некоторые компании, развивающие франчайзинг в России:
Таблица 1 – Происхождение компаний, развивающих франчайзинг в России
Компания | Происхождение, регион | Направление |
Benetton | Италия | Сеть бутиков |
Coca-cola | США | Предприяти питания |
Ecco | Дания | Обувные магазины |
English First | Великобритания | Школы иностранных языков |
Formoza | Россия, Москва | Сеть компьютерных магазинов |
Grillmaster | Германия | Предприятия питания |
Ives Rocher | Франция | Салоны парфюмерии |
KodakExpress | США | Фотолаборатории |
Naf-Naf | Франция | Сеть бутиков |
SPAR | Нидерланды | Сеть супермаркетов |
Subway | США | Предприятия питания |
«Баскин Роббинс» | США | Предприятия питания |
«Диана» | Россия, Москва | Сеть химчисток |
«Копейка» | Россия,Москва | Сеть универмагов |
«Красный куб» | Россия,Москва | Магазины посуды и подарков |
«Крошка-картошка» | Россия, Москва | Предприяти питания |
«Эконика» | Россия, Москва | Обувные магазины |
«Очаково» | Россия, Москва | Реализация пива |
«Сибнефть» | Россия, Омск | АЗС |
«ТЕХНОСИЛА» | Россия, Москва | Сеть
магазинов электроники и |
ТНК | Россия, Тюмень | АЗС |