Развитие франчайзинга как способа поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование развития франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и основные принципы франчайзинга;
описать виды франчайзинга;
систематизировать преимущества и недостатки франчайзинга;
исследовать историю и перспективы развития франчайзинга в России и за рубежом;
оценить значение франчайзинга для предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА………………………..............8
1.1 История развития и понятие франчайзинга………………………….…7
1.2 Виды и формы франчайзинга…………………………………...………..15
1.3 Преимущества и недостатки франчайзинга….…………..…….………..21
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………..27
2.1Российская модель франчайзинга…………………………………......….27
2.2 Мировой опыт франчайзинга……………………………………..……...35
2.3 Сферы распространения франчайзинга……………………………….…40
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА……….….....46
3.1 Проблемы франчайзинга в России………………………………………46
3.2 Основные способы решения проблем франчайзинга и перспективные направления его использования………………………………………….56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…....65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по франчайзингу.docx

— 217.94 Кб (Скачать файл)
 

       На  рисунке 2 продемонстрирована структура  российского рынка франчайзинга по происхождению компаний на 2009 год. На сегодняшний день на рынке преобладает  доля российских компаний [24].

       

       Рисунок 2 – Структура российского рынка  франчайзинга по происхождению компаний

       Структура франшиз по сроку предложения  на рынке показывает, что 78% франшиз  существует на рынке до 5 лет (из них  до 2-х лет – 29%), 22% франшиз приобретаются  на срок более 5 лет.

       По  данным на 2006 год десятка самых  выгодных франшиз России представляла собой следующий список:

       1. На первом месте компания "Лукойл". Минимальная сумма за использование  комплекса исключительных прав составляет 600 долл. в год.

       2. Корпорация "Планета фитнес".

       3. Торговая сеть "Пятерочка".

       4. Фаст-фудов "Ростикс". Объем  инвестиций — 170—200 тысяч долларов  на ресторан в торговом центре, 250—350 тысяч — в стоящий отдельно (площадью минимум 150 кв. м).

       5. Торговая сеть "Спортмастер".

       6. Торговая марка "Эконика". Открытие  обувного магазина под этим  брэндом стоит от 30 тысяч долларов.

       7. Сеть японских кафе "Якитория".

       8. Сеть фотолабораторий Kodak Express.

       9. Торговая сеть Sela, ведь сейчас  очень популярны магазины недорогой  одежды.

       10. Сеть фаст-фудов Subway. Лицензия стоит 10 тысяч долл., объем инвестиций 50-70 тысяч долл. (площадь заведения от 80 кв. м), роялти 8%.

       McDonalds - крупнейшая в мире франшизная  сеть, однако в России сегодня  открыты только собственные рестораны.  В настоящее время в тридцати  одном городе России работают 115 Ресторанов "Макдоналдс". В Москве  открыто 56 ресторанов "Макдоналдс".

       Более подробно рассмотрим франчайзинговую  деятельность российской компании «Эконика-Обувь».

       «ЭКОНИКА»  - это холдинг, развивающий несколько сфер деятельности: производство и продажа высококачественной модной обуви; производство и поставки технического оборудования; продукции льнопереработки; операции на рынке недвижимости; строительство и ремонт офисных и жилых помещений.

       Сеть  обувных магазинов «ЭКОНИКА»  существует на рынке с 1992 года. Именно тогда руководство фирмы заключило  первый миллионный контракт на импорт стильной обуви из Италии и Греции. В 1994 году к успеху компании начинают подключаться новые партнеры: на основе франчайзинга разработана эксклюзивная программа развития собственной  сети розничной торговли. В том  же 1994 году открыт первый бутик в  центре Москвы – в ГУМе. Годом  рождения первой эксклюзивной торговой марки сети «ЭКОНИКА» - ТМ «Alla Pugachova» – стал 1996 г. К 2000 г. у «ЭКОНИКИ» уже 4 торговые марки - «Alla Pugachova», «Aragona», «Wind», «E-collection» [33].

       Доля  компании «ЭКОНИКА»  на российском обувном рынке в среднем ценовом  сегменте, по данным на 2008 г., остается стабильной – около 3%. Число постоянных покупателей в 2008 году превысило 400 тысяч человек. В настоящее время в сеть входят 115 салонов: в прямом управлении «ЭКОНИКИ» находится 79 торговых точек, еще 36 входят на условиях франчайзинга.

       Условия сотрудничества "ЭКОНИКА-Обувь" с  потенциальным партнером по франчайзингу:

  • наличие у претендента собственных или арендованных на длительный срок торговых площадей (от 70 до 150 м. кв.), их месторасположение (в хороших торговых зонах города, района);
  • соблюдение финансовой дисциплины и других условий договора с "ЭКОНИКА-Обувь";
  • объем сделок с претендентом за анализируемый период;
  • наличие собственных оборотных средств;
  • перспективность рынка сбыта (региона);
  • предполагаемый объем затрат со стороны компании, необходимый для подготовки конкретного объекта;
  • личные особенности сотрудничества претендента с "ЭКОНИКА-Обувь" (его лояльность, личные качества, перспективность партнера и др.).

       ООО «Эконика-обувь» гарантирует следующий  пакет услуг для франчайзи: право  пользования широко известным брендом  «ЭКОНИКА»., бесплатная разработка индивидуального  дизайн-проекта фирменного каскета  на основе единых стандартов сети «ЭКОНИКА», постоянный контроль работы каскета  специалистами компании, предоставление макетов для внутренней и наружной рекламы, содействие в оформлении наружных витрин и интерьера, передача партнеру полного комплекта материалов, регламентирующих эффективные технологии ведения  бизнеса, обучение и аттестация торгового  персонала по специальным авторским  методикам и др.

       Преимущества  модели франчайзинга "ЭКОНИКА" [33]:

       1. Российская модель франчайзинга

       Технологии  и ноу-хау «ЭКОНИКИ» не являются зарубежными схемами. Модель франчайзинга создана специально для отечественного рынка, исходя из 18-летнего опыта работы сети «ЭКОНИКА» в России и 15-летнегоприменения франчайзинга в обувном бизнесе. На основе разработанных методик обучение и подготовка персонала для нового салона могут быть проведены в короткий срок.

       2. Отсутствие вступительных взносов

       Большинство зарубежных и отечественных фирм установили для новых партнеров-франчайзи  вступительный взнос (обычно в размере 5 - 10% от стоимости создания одной  розничной точки). Хорошо зная экономическую  ситуацию в стране, «ЭКОНИКА» не устанавливает для своих партнеров  вступительных взносов. Значительная часть услуг по созданию и организации  работы фирменного салона оказывается  Партнеру бесплатно или по льготным расценкам, что обеспечивает ему  значительную экономию финансовых средств.

       3. Известность покупателям обувных  каскетов «Эконика»

       Работая на рынке уже 18 лет, сеть «ЭКОНИКА» достигла высокого уровня известности и популярности у покупателей в разных регионах России. Привлекательный имидж, устойчивость экономического положения на рынке, динамичность развития компании являются для партнеров важными гарантами успешности работы их фирменных салонов.

       4. Привлекательная сфера бизнеса

       Обувной бизнес является стабильным, обеспечивает быстрый оборот денежных средств  и регулярное поступление наличных денег. Кроме того, модель франчайзинга сети «ЭКОНИКА» ориентирована на самый перспективный сегмент обувного рынка.

       5. Возможность начать собственное  дело.

       Партнер - не работник «ЭКОНИКИ», а владелец собственного бизнеса. Он получает технологию этого бизнеса и другие формы  поддержки по договору в обмен  на определенные обязательства перед  компанией. Планируемая доходность бизнеса 20-35%

       6. Готовая "ниша"

       Партнер получает готовый надежный бизнес, завоевавший определенную нишу на рынке, зарекомендовавший себя с положительной стороны, опробованный всесторонне компанией.

       7. Торговые марки

       Партнер получает право пользоваться известной, уважаемой, популярной торговой маркой, фирменным знаком и дизайном обувных каскетов «ЭКОНИКА»; а также права на продажу широко известных эксклюзивных торговых марок обуви из коллекций сети «ЭКОНИКА»: ALLA PUGACHOVA, PARMEN, ARAGONA, DE'MARCHE.

       8. Реклама

       Партнер получает возможность рекламировать  свой салон с помощью гораздо  более масштабной рекламы, чем обычные  малые предприятия. В основном ему  приходится осуществлять лишь местную  рекламу своего салона.

       9. Помощь и обучение

       Сеть  «ЭКОНИКА» передает Партнеру комплект материалов, которые описывают основные стандарты и алгоритмы ведения  бизнеса. Топ-менеджеры могут пройти обучение, позволяющее в самый  кратчайший срок начать эффективно работать. Для продавцов-консультантов действует  специальная программа обучения, обеспечивающая единые высокие стандарты  отбора, работы и контроля работы продавцов-консультантов. Каждый сезон партнеры получают дополнительную информацию и рекомендации по тенденциям моды, особенностям коллекции, потребительским  свойствам обуви, выставлению ассортимента, ситуации на рынке. В процессе работы «ЭКОНИКА» обеспечивает необходимые  консультации и совместное решение возникающих проблем.

       10. Финансирование

       Банки, лизинговые компании, другие финансово-кредитные  организации более охотно работают с партнерами-франчайзи, так как  значительно снижается риск невозврата выданных средств. Так, ряд коммерческих банков готов предоставлять кредиты  для открытия фирменного салона на льготных условиях.

       Принимая  решение о вступлении в систему  франчайзинга, потенциальный Партнер  должен также учитывать, что [33]:

       1. Для начала бизнеса нужен капитал.  Собственные средства необходимы  для оплаты значительной доли  затрат по созданию розничной  торговой точки в соответствии  с фирменными стандартами обувных каскетов «ЭКОНИКА» и для закупки товара. Размер затрат по запуску магазина – 900 000 рублей. Размер инвестиций может доходить до 1 500 000 рублей. Вступительный взнос отсутствует, как и роялти. Прочие платежи и выплаты – 50 000 рублей для регистрации соответствующих договоров.

       2. Франчайзинг предполагает некоторое  ограничение свободы действий  партнера в бизнесе (в области  товарной политики, дизайна интерьеров, рекламы, методов ведения дела  и т.д.).

       3.Период  первоначального контракта составляет 5 лет; в условиях существенных затрат со стороны партнера достаточно трудно прервать этот договор без материальных потерь. Размер затрат по запуску – 900 000 рублей. 
 
 

       2.2 Мировой опыт франчайзинга 
 

       Сегодня франчайзинг является самым быстрорастущим методом организации бизнеса  в рыночной системе. Из 8-9 вновь созданных  франшизных предприятий в развитых странах только 1 прекращает свое существование.

       В настоящее время в Европе действует  более 4500 франчайзинговых систем и  приблизительно 180 000 франчайзи, которые  достигают общий объем продаж в размере более чем 200 млрд. долларов. Однако степень развития франчайзингового бизнеса в Европе намного ниже, чем в США.  Годовой объем  розничных продаж в сфере франчайзинга в США достигает более 40% общего объема продаж и оценивается цифрой более 1 трлн. долларов. Только в трех странах (США, Румынии и Республике Молдова) приняты специальные законы франчайзинга. В остальных странах законодательная основа франчайзинга содержится в других законах, таких как Гражданский Кодекс, законы, связанные с предпринимательской деятельностью, различные нормативные акты, принятые Правительством или специализированными неправительственными организациями.

       Сегодня с полной уверенностью можно говорить, что франчайзинг представлен  почти во всех регионах земного шара: Северная и Южная Америка, Азия, Западная и Восточная Европа [29].

       По  данным Французской Федерации Франчайзинга (FFF), в Европе лидером по количеству франчайзеров в 2009 г. стала Франция. Второе и третье места занимают Германия и Великобритания, соответственно. Доли регионов мира и европейские лидеры по количеству франчайзеров на 2009 год представлены в Приложении Б.

       Рассмотрим  мировой опыт развития и применения франчайзинга.

       США

       По  данным Международной ассоциации франчайзинга каждые восемь минут рабочего дня в США создается новая франшизная точка. Имеется более 2000 франшизных систем в более чем 75 видах деятельности. На одного франчайзора приходится в среднем 380 франшизных точек. Однако большинство франчайзоров имеет менее 100 точек. Около 80% франшизных систем требует объем инвестиций от 50 до 250 тыс. долларов США. Однако это не означает, что системы с низким уровнем инвестирования не получают развития. Около 20% систем имеют инвестиционный показатель менее 50 тыс. долларов США. Периодические платежи составляющие основу дохода франчайзоров, в среднем варьируют от 3% до 6% от объема продаж [23].

Информация о работе Развитие франчайзинга как способа поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом