Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование развития франчайзинга как формы поддержки малого предпринимательства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и основные принципы франчайзинга;
описать виды франчайзинга;
систематизировать преимущества и недостатки франчайзинга;
исследовать историю и перспективы развития франчайзинга в России и за рубежом;
оценить значение франчайзинга для предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА………………………..............8
1.1 История развития и понятие франчайзинга………………………….…7
1.2 Виды и формы франчайзинга…………………………………...………..15
1.3 Преимущества и недостатки франчайзинга….…………..…….………..21
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ………..27
2.1Российская модель франчайзинга…………………………………......….27
2.2 Мировой опыт франчайзинга……………………………………..……...35
2.3 Сферы распространения франчайзинга……………………………….…40
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА……….….....46
3.1 Проблемы франчайзинга в России………………………………………46
3.2 Основные способы решения проблем франчайзинга и перспективные направления его использования………………………………………….56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…....65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……
На рисунке 2 продемонстрирована структура российского рынка франчайзинга по происхождению компаний на 2009 год. На сегодняшний день на рынке преобладает доля российских компаний [24].
Рисунок 2 – Структура российского рынка франчайзинга по происхождению компаний
Структура франшиз по сроку предложения на рынке показывает, что 78% франшиз существует на рынке до 5 лет (из них до 2-х лет – 29%), 22% франшиз приобретаются на срок более 5 лет.
По данным на 2006 год десятка самых выгодных франшиз России представляла собой следующий список:
1.
На первом месте компания "Лукойл".
Минимальная сумма за
2. Корпорация "Планета фитнес".
3. Торговая сеть "Пятерочка".
4. Фаст-фудов "Ростикс". Объем инвестиций — 170—200 тысяч долларов на ресторан в торговом центре, 250—350 тысяч — в стоящий отдельно (площадью минимум 150 кв. м).
5. Торговая сеть "Спортмастер".
6. Торговая марка "Эконика". Открытие обувного магазина под этим брэндом стоит от 30 тысяч долларов.
7. Сеть японских кафе "Якитория".
8. Сеть фотолабораторий Kodak Express.
9.
Торговая сеть Sela, ведь сейчас
очень популярны магазины
10. Сеть фаст-фудов Subway. Лицензия стоит 10 тысяч долл., объем инвестиций 50-70 тысяч долл. (площадь заведения от 80 кв. м), роялти 8%.
McDonalds
- крупнейшая в мире франшизная
сеть, однако в России сегодня
открыты только собственные
Более подробно рассмотрим франчайзинговую деятельность российской компании «Эконика-Обувь».
«ЭКОНИКА» - это холдинг, развивающий несколько сфер деятельности: производство и продажа высококачественной модной обуви; производство и поставки технического оборудования; продукции льнопереработки; операции на рынке недвижимости; строительство и ремонт офисных и жилых помещений.
Сеть
обувных магазинов «ЭКОНИКА»
существует на рынке с 1992 года. Именно
тогда руководство фирмы
Доля
компании «ЭКОНИКА» на российском
обувном рынке в среднем
Условия сотрудничества "ЭКОНИКА-Обувь" с потенциальным партнером по франчайзингу:
ООО «Эконика-обувь» гарантирует следующий пакет услуг для франчайзи: право пользования широко известным брендом «ЭКОНИКА»., бесплатная разработка индивидуального дизайн-проекта фирменного каскета на основе единых стандартов сети «ЭКОНИКА», постоянный контроль работы каскета специалистами компании, предоставление макетов для внутренней и наружной рекламы, содействие в оформлении наружных витрин и интерьера, передача партнеру полного комплекта материалов, регламентирующих эффективные технологии ведения бизнеса, обучение и аттестация торгового персонала по специальным авторским методикам и др.
Преимущества модели франчайзинга "ЭКОНИКА" [33]:
1. Российская модель франчайзинга
Технологии и ноу-хау «ЭКОНИКИ» не являются зарубежными схемами. Модель франчайзинга создана специально для отечественного рынка, исходя из 18-летнего опыта работы сети «ЭКОНИКА» в России и 15-летнегоприменения франчайзинга в обувном бизнесе. На основе разработанных методик обучение и подготовка персонала для нового салона могут быть проведены в короткий срок.
2.
Отсутствие вступительных
Большинство
зарубежных и отечественных фирм
установили для новых партнеров-франчайзи
вступительный взнос (обычно в размере
5 - 10% от стоимости создания одной
розничной точки). Хорошо зная экономическую
ситуацию в стране, «ЭКОНИКА» не
устанавливает для своих
3.
Известность покупателям
Работая на рынке уже 18 лет, сеть «ЭКОНИКА» достигла высокого уровня известности и популярности у покупателей в разных регионах России. Привлекательный имидж, устойчивость экономического положения на рынке, динамичность развития компании являются для партнеров важными гарантами успешности работы их фирменных салонов.
4. Привлекательная сфера бизнеса
Обувной бизнес является стабильным, обеспечивает быстрый оборот денежных средств и регулярное поступление наличных денег. Кроме того, модель франчайзинга сети «ЭКОНИКА» ориентирована на самый перспективный сегмент обувного рынка.
5.
Возможность начать
Партнер - не работник «ЭКОНИКИ», а владелец собственного бизнеса. Он получает технологию этого бизнеса и другие формы поддержки по договору в обмен на определенные обязательства перед компанией. Планируемая доходность бизнеса 20-35%
6. Готовая "ниша"
Партнер получает готовый надежный бизнес, завоевавший определенную нишу на рынке, зарекомендовавший себя с положительной стороны, опробованный всесторонне компанией.
7. Торговые марки
Партнер получает право пользоваться известной, уважаемой, популярной торговой маркой, фирменным знаком и дизайном обувных каскетов «ЭКОНИКА»; а также права на продажу широко известных эксклюзивных торговых марок обуви из коллекций сети «ЭКОНИКА»: ALLA PUGACHOVA, PARMEN, ARAGONA, DE'MARCHE.
8. Реклама
Партнер получает возможность рекламировать свой салон с помощью гораздо более масштабной рекламы, чем обычные малые предприятия. В основном ему приходится осуществлять лишь местную рекламу своего салона.
9. Помощь и обучение
Сеть
«ЭКОНИКА» передает Партнеру комплект
материалов, которые описывают основные
стандарты и алгоритмы ведения
бизнеса. Топ-менеджеры могут пройти
обучение, позволяющее в самый
кратчайший срок начать эффективно работать.
Для продавцов-консультантов
10. Финансирование
Банки, лизинговые компании, другие финансово-кредитные организации более охотно работают с партнерами-франчайзи, так как значительно снижается риск невозврата выданных средств. Так, ряд коммерческих банков готов предоставлять кредиты для открытия фирменного салона на льготных условиях.
Принимая решение о вступлении в систему франчайзинга, потенциальный Партнер должен также учитывать, что [33]:
1.
Для начала бизнеса нужен
2.
Франчайзинг предполагает
3.Период
первоначального контракта
2.2
Мировой опыт франчайзинга
Сегодня франчайзинг является самым быстрорастущим методом организации бизнеса в рыночной системе. Из 8-9 вновь созданных франшизных предприятий в развитых странах только 1 прекращает свое существование.
В настоящее время в Европе действует более 4500 франчайзинговых систем и приблизительно 180 000 франчайзи, которые достигают общий объем продаж в размере более чем 200 млрд. долларов. Однако степень развития франчайзингового бизнеса в Европе намного ниже, чем в США. Годовой объем розничных продаж в сфере франчайзинга в США достигает более 40% общего объема продаж и оценивается цифрой более 1 трлн. долларов. Только в трех странах (США, Румынии и Республике Молдова) приняты специальные законы франчайзинга. В остальных странах законодательная основа франчайзинга содержится в других законах, таких как Гражданский Кодекс, законы, связанные с предпринимательской деятельностью, различные нормативные акты, принятые Правительством или специализированными неправительственными организациями.
Сегодня с полной уверенностью можно говорить, что франчайзинг представлен почти во всех регионах земного шара: Северная и Южная Америка, Азия, Западная и Восточная Европа [29].
По
данным Французской Федерации
Рассмотрим мировой опыт развития и применения франчайзинга.
США
По данным Международной ассоциации франчайзинга каждые восемь минут рабочего дня в США создается новая франшизная точка. Имеется более 2000 франшизных систем в более чем 75 видах деятельности. На одного франчайзора приходится в среднем 380 франшизных точек. Однако большинство франчайзоров имеет менее 100 точек. Около 80% франшизных систем требует объем инвестиций от 50 до 250 тыс. долларов США. Однако это не означает, что системы с низким уровнем инвестирования не получают развития. Около 20% систем имеют инвестиционный показатель менее 50 тыс. долларов США. Периодические платежи составляющие основу дохода франчайзоров, в среднем варьируют от 3% до 6% от объема продаж [23].