Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 04:51, дипломная работа
Цель исследования – выявить особенности отношений между родителями и детьми в семьях с разным стилем воспитания.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме взаимоотношений между родителями и детьми при разных стилях семейного воспитания;
2. Изучить особенности стилей семейного воспитания и их влияние на детско-родительские отношения;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………………..……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………...…..5
1.1. Детско-родительские отношения: определение, типы, возрастная дина-мика……………………………..……….…………………………..………...5
1.2. Особенности детско-родительских отношений при различных стилях
семейного воспита-ния……………………………………..…….……......………13
1.3. Выводы ………………………………………………………...……………..28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ ВОСПИТАНИЯ…………………………………………..…………...…….…….29
2.1. База, методы и этапы исследова-ния………………………………………...29
2.2. Анализ результатов исследова-ния………………………….…….…......….32
2.3. Выводы …………………………………..…..………………………………44
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ …………………………………...…………46
3.1. Подходы к организации коррекционной работы по оптимизации
детско-родительских отношений ………………………………………..….…..46
3.2. Примерная программа коррекции детско-родительских отноше-ний........51
3.3. Выводы .......................…………………..………..…………………….……58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….…………….…………………………………………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ И СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………………………………
1.1. Детско-родительские отношения:
определение, типы, возрастная динамика……………………………
1.2.
Особенности детско-
семейного
воспитания……………………………………..…….…
1.3. Выводы ………………………………………………………...…………….
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ
МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ
СТИЛЕМ ВОСПИТАНИЯ…………………………………………..……
2.1. База, методы и этапы исследования………………………………………...
2.2. Анализ результатов
2.3. Выводы …………………………………..…..……………
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ …………………………………...…………46
детско-родительских отношений ………………………………………..….…..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….…………….………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…….…..……………….…62
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………...……………
ВВЕДЕНИЕ
В новых социально-экономических условиях актуальной становится проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартными требованиями, осознанно оценивать свою деятельность. Известно, что важнейшим институтом социализации личности является семья. Важность семьи обусловлена тем, что ребенок находится в семье в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей; семья является ведущим фактором в процессе развития личности ребенка, при этом ее воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.
Одним из условий развития личности в семье является стиль семейного воспитания. Изучением данного вопроса занимались такие исследователи, как Варга А.Я., Эйдемиллер Э.Г., Лисина М.И., Смирнова Е.О. и др. При этом ими в большей степени рассматривается влияние стилей родительского воспитания на становление личности ребенка, однако анализ этих исследований подтвердил, что вопрос о влиянии стиля семейного воспитания на отношения между родителями и детьми нуждается в более пристальном внимании. Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной нами темы: “Влияние стиля семейного воспитания на детско-родительские отношения”.
Цель исследования – выявить особенности отношений между родителями и детьми в семьях с разным стилем воспитания.
Объект исследования – психологические особенности различных стилей семейного воспитания.
Предмет исследования – влияние психологических особенностей стиля семейного воспитания на специфику детско-родительских отношений.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что стиль семейного воспитания определяет специфику отношений между родителями и детьми.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
Теоретико-методологической основой исследования являются основные принципы гуманистической психологии, разработанные в трудах К. Роджерса, А. Маслоу, положения деятельностного подхода, отмеченные в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Э.Г. Эйдемиллера, С.В. Ковалева по вопросам воспитания в семье.
Методы исследования: теоретический, заключающийся в анализе психолого-педагогической литературы по теме исследования; эмпирические (опросник, проективная методика); статистические (первичные и вторичные методы математической статистики); проектировочный, предполагающий составление серии занятий коррекционного характера.
Практическая значимость исследования заключаются в установлении особенностей отношений между родителями и детьми в семьях с различным стилем воспитания, в использовании материалов выпускной квалификационной работы психологами в своей практической деятельности, а также в применении практических рекомендаций родителями в целях оптимизации детско-родительских отношений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Детско-родительские отношения: определение, типы, возрастная динамика
В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. Фундамент социально-психологического благополучия ребенка закладывается во взаимодействии и общении родителей с детьми [6,20, 17,34].
Проблемы внутрисемейных, детско-родительских отношений и их влияние на формирование личности ребенка рассматриваются в работах психологов А.И. Захарова, Э.Г. Эйдемиллера, А.А. Спиваковской, А.Я. Варга, Ю.В. Баскина и др.
Понятие родительское отношение указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношений включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него [22,44,51].
Как правило, в структуре
родительского отношения
Эмоциональная составляющая включает оценки и суждения о различных типах родительского отношения, а также доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий поведенческие проявления родительского отношения. Когнитивная составляющая содержит представления о различных способах и формах взаимодействия с ребенком, знания и представления а целевом аспекте этих взаимоотношений, а также убеждения в приоритетности тех направлений взаимодействия с ребенком, которые реализуют родители.
Поведенческая составляющая представляет собой формы и способы поддержания контакта с ребенком, формы контроля, воспитание взаимоотношениями путем определения дистанции общения.
Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая – с большим количеством ограничений, запрещений; низкая – с минимальными запретительными тенденциями) [51].
Более точно охарактеризовать родительское отношение и соответствующее поведение позволяет учет сочетания крайних вариантов проявления этих факторов (критериев). Г.Крайг выделяет 4 типа родительского отношения: авторитетное (теплые отношения, высокий уровень контроля); авторитарное (холодные отношения, высокий уровень контроля); либеральное (теплые отношения, низкий уровень контроля); индифферентное (холодные отношения, низкий уровень контроля) [34,44,52].
Также в психолого-педагогической литературе описаны и другие варианты детско-родительских отношений.
Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение (“маленький неудачник”) (А.Я.Варга, 1987) [10].
Поддержка, разрешений; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В.Н.Дружинин, 1996) [20].
Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество [47].
Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (А.С.Макаренко) [29].
Оптимальная родительская позиция отвечает трем главным требованиям: адекватность, гибкость, прогностичность. Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.
Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. “Закостенелая”, инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.
Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на “зону ближайшего развития ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития [34,44].
А.И. Захаров отмечает параметры
негативных взаимоотношений
- непринятие детей: нежелательность
ребенка вообще или
- непонимания своеобразия
- несоответствие требований и
ожидания родителей
- непоследовательность в обращении с детьми;
- несогласованность отношений между родителями.
Также А.И. Захаров выделяет негативные показатели отрицательно влияющих на взаимоотношения родителей и детей:
- аффективность – избыток
- доминантность в отношении
с детьми (безоговорочное
- гиперсоциальность – воспитание слишком ориентированно на общественные стереотипы – нормы без учета индивидуальности ребенка;
- недоверие к возможностям
- недостаточная отзывчивость
- противоречивость в отношениях с детьми.
А.Я. Варга называет неблагоприятными для ребенка следующие типы родительских отношений: отвергающий, авторитарный, симбиотический, парализующий активность родителя и самостоятельность ребенка [10,11].
Рассматривая построение детско-родительских отношений, психологи и педагоги выделяют причины возникновения неэффективных типов [19,21,34,52]. Таковыми являются:
- педагогическая и
- ригидные стереотипы
- личностные проблемы и
- влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком
Но прежде всего на становление, закрепление того или иного типа детско-родительских отношений влияет личность самого родителя как субъекта взаимодействия:
его пол (тот же, что у ребенка, или противоположный);
возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);
темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);
религиозность;
национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);
социальное положение;
профессиональная принадлежность;
уровень общей и педагогической культуры.
Детско-родительские отношения относительно устойчивы, хотя могут изменяться, приобретать те или иные черты под воздействием различных событий.
По мере взросления ребенка, нарастания его потребности в независимости родительское отношение качественно преобразуется: преобладание личностного начала сменяется доминированием предметного. Постепенно нарастают требования к ребенку, увеличиваются ожидания определенных действий, поступков, достижений, становится более дифференцированной оценка его качеств, свойств характера, развития его способностей. При этом выраженность личностного начала будет снижаться, хотя оно никогда не исчезает и всегда остается важной составляющей родительского отношения.
Информация о работе Влияние стиля семейного воспитания на детско-родительские отношения