Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 04:51, дипломная работа
Цель исследования – выявить особенности отношений между родителями и детьми в семьях с разным стилем воспитания.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме взаимоотношений между родителями и детьми при разных стилях семейного воспитания;
2. Изучить особенности стилей семейного воспитания и их влияние на детско-родительские отношения;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………………..……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………...…..5
1.1. Детско-родительские отношения: определение, типы, возрастная дина-мика……………………………..……….…………………………..………...5
1.2. Особенности детско-родительских отношений при различных стилях
семейного воспита-ния……………………………………..…….……......………13
1.3. Выводы ………………………………………………………...……………..28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ ВОСПИТАНИЯ…………………………………………..…………...…….…….29
2.1. База, методы и этапы исследова-ния………………………………………...29
2.2. Анализ результатов исследова-ния………………………….…….…......….32
2.3. Выводы …………………………………..…..………………………………44
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ …………………………………...…………46
3.1. Подходы к организации коррекционной работы по оптимизации
детско-родительских отношений ………………………………………..….…..46
3.2. Примерная программа коррекции детско-родительских отноше-ний........51
3.3. Выводы .......................…………………..………..…………………….……58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….…………….…………………………………………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
4. Формирование положительных при
Отечественные ученые С.Н. Силина, Н.А. Стародубова, Х.А. Тагирова изучили вопрос, что больше всего волнует, беспокоит родителей в поведении ребенка. Оказалось, непослушание, недисциплинированность. Во всех выше перечисленных функциях можно выделить одно, самое главное в семейном воспитании – это формирование личности ребенка, его представление о себе, самоотношение, самооценка, образ себя, мировоззрение. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представление о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием ребенка, с характером родительских установок и качества привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери. В современной психологии привязанность понимается как базисное образование, оказывающее влияние на психическое развитие ребенка, его жизненный путь. В западной психологической науке эта проблематика в последнее десятилетие всесторонне разрабатывалась и исследовалась. Однако в отечественной психологии проводились лишь немногочисленные исследования, направленные на изучения особенностей привязанности к взрослому у детей, воспитывающихся в разных социальных условиях (М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева, Н.А. Хаймовская, М.К. Бардышевская). Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психотерапевтами.
Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. Выделяется систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Также выделяют постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Дети влияют на своих родителей буквально с первых дней жизни. Они тонко ориентируются в “слабых местах” родителей и умело пользуются ими. Чтобы стать хорошим воспитателем своих детей, надо постоянно стремится к самосовершенствованию, заниматься самовоспитанием. Ребенок в семье неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимуляторов для родителей. А желание развить у ребенка способности, которые помогут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которыми сталкиваются психологи в семейной консультации, является проблема нарушения внутрисемейных взаимоотношений – неблагоприятный тип воспитания и обращения с ребенком, что имеет серьезные, порой даже драматические, последствия для психического развития ребенка, формирование его характера и личности. Наиболее чувствительными к внутрисемейным отношениям оказываются стержневые образования личности ребенка – его самоотношение и самооценка (образ Я) [28,31,43,46].
Зарубежные ученые – психологи также длительное время занимаются проблемами семейного воспитания. В работах ряда психологов освещается проблема отношения взрослых к детям. Для японской системы воспитания характерно нетребовательное отношение к дошкольникам. Однако в школьном возрасте повышается строгость, требовательность. В Европе в раннем возрасте воспитание достаточно регламентировано правилами, требованиями, но по мере взросления контроль ослабляется. Но до сих пор наука не располагает данными о четкой зависимости результатов воспитания от степени легкости – жестокости отношения взрослых к детям. Поэтому ученые – психологи проводят различные исследования, занимаясь проблемами влияния типа воспитания на ребенка, предполагают каким должно быть воспитание ребенка. В зарубежной психологии влияние типа воспитания на образ “я” ребенка наиболее подробно исследовано Р. Бернсом. В своей работе “Развитие Я – концепции и воспитание” он рассматривает различные подходы к решению этого вопроса и анализирует, при каких условиях семейного воспитания у ребенка формируется та или иная самооценка[4,19,51].
В отечественной психологии
эту проблему рассматривали М.
По мнению Т.А. Куликовой, продуманная воспитательная среда, очеловеченная домашняя среда – это богатейшая пища для развития чувств, мыслей, поведения ребенка. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, саморазвитием и самореализацией ребенка. Домашнее воспитание сугубо индивидуально, конкретно, персонализировано; благодаря этому оно благоприятно для инициирования активности ребенка. В меру своих сил и педагогических возможностей, семья руководит становлением личности ребенка, заботясь о его здоровье, нравственном, интеллектуальном, эстетическом, трудовом развитии [27].
Требования в воспитании, их содержание, направленность во многом определяет степень “мягкости” и “жесткости” той или иной воспитательной системы. Психологические исследования, работа практиков-психологов, литературные данные говорят о том, что наибольшую трудность для родителей представляют предъявление требований к ребенку. Одной из типичных ошибок при этом является неумение родителей учитывать возрастные изменения в психике ребенка, обращение с ним по модели предыдущего возрастного этапа. Такая инертность родителей вызывает у детей различные формы негативизма. Жалобы родителей на непослушание и упрямство детей означают, что родители требуют от детей того, чего не делают сами; они непоследовательны в предъявлении требований, несправедливы или не владеют способами показания, предъявляют требования в неприемлемой для ребенка форме. Это высмеивал Л.Н. Толстой: “Невозможно воспитать хорошо, если сам дурен”.
Одним из основных психолого-педагогических понятий для выделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания.
Е.Г. Силяева дает следующее определение стиля родительского воспитания – это “обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения родителей с ребенком, это образ действий по отношению к ребенку”[44].
Существуют различные классификации типов семейного воспитания.
По Э.Г. Эйдемиллеру, существуют следующие типы неправильного семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение ребенка, жестокое обращение, гипопротекция [52].
С.В. Ковалев выделяет попустительский (либеральный), авторитарный и демократический стили семейных взаимоотношений [22]. Попустительский проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого, что в плане воспитания семьянина обычно находит свое выражение либо в принятии и последующей реализации юношами и девушками таких же “принципов”, либо в их полном отказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждение от родителей. Авторитарный и демократический стили образуют своеобразную шкалу, на одном полюсе которой царит жестокая авторитарность - безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на другом – коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всех участников семейного союза.
При демократическом стиле взрослые обращаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и порицают, высказывая одновременно советы и предложения, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не увлекаются подчеркиванием своего руководящего положения.
При авторитарном стиле общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями без всяких разъяснений, ведется четко и не приветливо, основывается на запретах без снисхождения, угрозах. Чувства и эмоции другого в расчет не принимаются, хвалят и ругают его “под настроение”, а во взаимоотношениях тратится немало сил на поддержание некой “дистанции”. При последнем же стиле, попустительском, во взаимоотношениях и общении последовательно реализуется принцип “делай, что хочешь”.
С точки зрения последствия этих стилей взаимоотношений давно уже доказано, что наилучшим из них является демократический стиль, в максимальной степени способствующий не только поддержанию нормальных отношений с детьми, но и формированию у последних таких важнейших качеств гармоничной личности, как инициатива, ответственность, самостоятельность и активность. При данном стиле взаимоотношений, неизбежно включенный в них воспитательный процесс осуществляется твердо и последовательно, но гибко и рационально, с обязательным объяснением мотивов своих требований и поощрением их обсуждения; власть используется только в силу крайней необходимости, правила не являются догмами, а мнение взрослых – истиной в последней инстанции. Стиль взаимоотношений существенно определяет эмоциональный их тон. Если представить его в виде некоторой шкалы, то на одном ее полюсе расположится родительская любовь – очень близкие, теплые и доброжелательные отношения, а на другом – далекие, холодные и враждебные. Во многих исследованиях показано, что родительская любовь необходима для самоуважения взрослеющего ребенка, его хороших взаимоотношений с другими людьми, положительных представлений о себе самом. Отсутствие же ее приводит к нервным и психическим расстройствам, вызывает враждебность и агрессивность по отношению к другим людям. Стиль взаимоотношений реализуется и в средствах воспитания: внимании и поощрении – в первом случае и строгости и наказании – во втором. Использование первого типа средств обычно приводит к формированию гармонично развитой личности, использование же второго типа чревато формированием личности ущербной. Ибо эмоциональный тон и преобладающие средства воспитания проявляются еще и в типе семейного контроля и дисциплинированы, где опять-таки на одном полюсе находится ориентация родителей на активность, самостоятельность и инициативу, на другом – зависимость, пассивность и слепое послушание, что сполна проявляется в наших детях либо по сходству, либо по контрасту. Стиль взаимоотношений взрослых с детьми оказывается не просто средством поддержания контакта с ними, а еще и своеобразным, но весьма действенным методом воспитания – воспитания взаимоотношениями. Именно в общении с взрослыми юность более всего и усваивает все свои будущие модели поведения, в том числе и стиль взаимоотношений с людьми, который в свою очередь определяет их психологический склад и заканчивающие свое формирование свойства личности.
А.В. Петровский выделяет следующие типы семейных взаимоотношений и соответственно им тактические линии в воспитании: диктат, опека, мирное сосуществование, на основе невмешательства, сотрудничество [37]. Диктат характеризуется тем, что во главу угла ставятся требования, правила, которые родители “вводят” в жизнь ребенка с помощью приказа, насилия, угроз и других жестоких мер. При диктате ломается воля ребенка, на корню “вянет” стремление к самостоятельности, инициативе, топчется личное достоинство. При таком воспитании возникает страх, лицемерие, ложь, вспышки грубости плюс возможные отклонения в здоровье ребенка. Родители прибегают к повышенной требовательности из благих намерений, но ущерб, нанесенный развитию личности, восполнить невозможно.
Т.В. Архиева предлагает такую классификацию типов семейного воспитания[44]:
1. Принятие и любовь. Родители в таких семьях любят своего ребенка, при обращении с ним, как правило, используют демократические методы воздействия. Родители контролируют своего ребенка, но в меру, проявляют строгость только в определенных случаях. Система требований построена с учетом интересов и желаний ребенка. Между такими родителями и детьми устанавливаются близкие, доверительные отношения. Такой тип воспитания положительно влияет на развитие образа Я ребенка и на его отношение к родителям. Т.К. родители в целом положительно относятся к своему ребенку и адекватно его оценивают, хвалят, когда он совершил хороший поступок, и ругают, когда он совершил плохой поступок. У ребенка формируется адекватная самооценка.
2. Противоречивость. Члены семьи применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к ребенку порой противоречивые требования. Один родитель применяет демократические методы воздействия, а другой – авторитарные. При этом они могут конкурировать, а то, и открыто конфликтовать друг с другом. Высокий уровень конфронтации в таких семьях, выделенный с помощью методик, подтверждает это. В целом обстановка в этих семьях неблагоприятная. Ребенок не знает, на какую систему требований ему ориентироваться: на ту, что предъявляет мама, или на ту, что предлагает папа. Такой тип воспитания негативно влияет на формирование образа Я ребенка.
3. Непоследовательность. Родители
занимаются воспитанием
4. Сверхтребовательность. Родители
устанавливают для ребенка
По словам А.С. Макаренко требовательность без сочетания с доверием и уважением к ребенку оборачивается грубым давлением, принуждением [29].
Опека на первый взгляд – освобождение ребенка от трудностей, избавление от “лишних” требований, – пишет А.В. Петровский. Но, по сути, диктат родителей и опека – явление одного порядка, различаются они формой, а не по существу. Результаты во многом совпадают.
Мирное сосуществование на основе невмешательства – достаточно распространенная тактика в современных семьях, где молодые, зачастую образованные родители придерживаются принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными. Отсюда – минимум требований, правил, норм поведения. Позиция невмешательства наблюдается в семьях, где взрослые заняты своими проблемами, в том числе и карьерными, где мать и отец “берегут” свой покой, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществование. Результат такого воспитания – отчуждение родителей и детей, эмоциональная автономия.
Сотрудничество характеризуется балансом любви, уважения и требовательности к ребенку и к другим членам семьи. Требования “не выпячиваются”, они естественны, все действенно проявляют свою любовь и заботу друг о друге. У ребенка нет страха перед выполнением и невыполнением норм, правил, требований, поскольку ему напомнят, подскажут, в случае необходимости – помогут. Но самое главное – ему внушают веру в общественные силы, возможности, положительно стимулируют его компетентность.
Т.А. Стефановская утверждает, что возможности влияния семьи на ребенка находятся в полной зависимости от типа семьи: полная (неполная), благополучная (неблагополучная). К неблагополучным семьям относятся конфликтная, аморальная, педагогически несостоятельная, асоциальная семья. Конфликтная семья – это семья, в которой отношения супругов носят конфликтный характер, причем один конфликт наслаивается на другой, это сопровождается грубостью, скандалами; чувства любви, уважения разрушаются; дети растут раздражительными, неуравновешенными, часто злыми, не умеющими ладить с людьми. В аморальной семье супруги конфликтуют не только друг с другом, но и с нормами поведения в целом, с общепринятым образом жизни; дети из таких семей нуждаются в симпатиях со стороны окружающих, но завоевывать их они не умеют, чаще всего из них пополняются ряды правонарушителей.
Информация о работе Влияние стиля семейного воспитания на детско-родительские отношения