Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 04:51, дипломная работа
Цель исследования – выявить особенности отношений между родителями и детьми в семьях с разным стилем воспитания.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме взаимоотношений между родителями и детьми при разных стилях семейного воспитания;
2. Изучить особенности стилей семейного воспитания и их влияние на детско-родительские отношения;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………………..……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………...…..5
1.1. Детско-родительские отношения: определение, типы, возрастная дина-мика……………………………..……….…………………………..………...5
1.2. Особенности детско-родительских отношений при различных стилях
семейного воспита-ния……………………………………..…….……......………13
1.3. Выводы ………………………………………………………...……………..28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ ВОСПИТАНИЯ…………………………………………..…………...…….…….29
2.1. База, методы и этапы исследова-ния………………………………………...29
2.2. Анализ результатов исследова-ния………………………….…….…......….32
2.3. Выводы …………………………………..…..………………………………44
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ …………………………………...…………46
3.1. Подходы к организации коррекционной работы по оптимизации
детско-родительских отношений ………………………………………..….…..46
3.2. Примерная программа коррекции детско-родительских отноше-ний........51
3.3. Выводы .......................…………………..………..…………………….……58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….…………….…………………………………………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Родительская любовь, даже материнская, не является врожденной, инстинктивной. Родительские чувства начинают складываться задолго до рождения ребенка. Скорее всего, эти структуры образуются еще в детстве самого потенциального родителя на основе раннего опыта его взаимоотношений в собственной семье, далее развиваются на протяжении жизни, с учетом эротического опыта, характера супружеских отношений, уровня образования и сознательно принятых решений.
Становление родительства – тонкий, интимный, личностный процесс. Оно может быть осложнено или даже нарушено. Среди множества факторов, затрудняющих этот процесс, - психическое или соматическое нездоровье родителей, мотивационная, когнитивная, поведенческая неготовность матери к осуществлению родительской роли, личностные особенности, нарушения внутрисемейной коммуникации, приоритете других, например, карьеристских, сексуальных ценностей над родительскими и др. (О.Р.Ворошин, 1998) [10,47,52].
Главным психологическим новообразованием благополучно протекающей беременности можно считать возникновение у будущей матери интрацептивного сенсорного опыта взаимодействия с плодом, чувства “мой ребенок”, развитие позитивного образа ребенка.
Ситуация беременности, рассмотренная с психологической точки зрения, включает следующие структурные эле тенты: сознательную установку на беременность как на желанную или нежеланную; наличие или отсутствие спонтанного влечения к материнству (бессознательный компонент); оценку социальной ситуации как благополучной или неблагоприятной для беременности.
Проблемные родительские позиции могут быть связаны с неадекватной мотивацией рождения ребенка: приписывание особой психологической задачи ребенку – связывание с его рождением надежды на решение каких-либо внутрисемейных проблем (удержание мужчины, скрепление семьи, возрождение супружеских чувств, осуществление мести прародителям за слишком строгое воспитание и т.п.) либо восполнение эмоционального дефицита – вакуума чувств, образовавшегося у женщины. (А.С.Спиваковская, 1986). [46,47].
Замечено, что позиция отца в своем формировании по времени несколько отстает по сравнению с материнской. Наибольшее значение для ее складывания имеет отношение к жене – любовь, уважение, нежность, разделенность чувств, соучастие будущего отца традиционно связывается с созданием для женщины ощущения счастья, радости, безопасности, надежности. Однако все больше современных отцов проявляют желание более активно участвовать в эмоциональном “вынашивании” ребенка, присутствовать при его рождении, видеть его в первые минуты после появления на свет, что, по признанию ученых и врачей, способствует укреплению семьи.
Новорожденность. Некоторые психологи придают особое внимание раннему естественному контакту с ребенком сразу после рождения. Утверждается, что у человека существует врожденный механизм формирования привязанности к своим детям и критический (сенситивный ) период в первые полтора часа после рождения. Взаимное пристальное “разглядывание”, телесный контакт, поглаживание, прикасание способствуют появлению у всех членов семьи особого теплого отношения к ребенку, которое отличается устойчивостью и оказывает развивающий эффект в долговременном плане.
В период новорожденности решающим условием выживания для ребенка является мать, это критический период – ребенок физически отделен от матери, но физиологически связан с нею, остро нуждается во взаимодействии. При этом ошибочно считать, что взаимоотношения определяются всецело взрослым. Темперамент новорожденного (его раздражительность или спокойствие, гибкость приспособления к окружающей ситуации), тональность плача (высокий голос при плаче, характерный для детей с различными отклонениями – “сигнал выживания”), множество других поведенческих признаков влияют на отношение к нему родителей, на характер и скорость их реагирования. В норме ребенок в конце первого – начале второго месяца жизни начинает реагировать зрительным сосредоточением на лице и глазах взрослого и так называемой “социальной улыбкой”.
Младенчество. На первом году жизни основу психического развития составляет непосредственно-эмоциональное общение с ребенком. Гармоничное, эмоционально принимающее, поддерживающее родительское отношение, компетентное, уверенное и пластичное, способствует формированию у ребенка базового доверия к окружающему, интереса к материальному миру, к предмету, усвоению форм делового взаимодействия с другим человеком. При неблагоприятных условиях в семье, когда взрослые заняты экономическими, материальными вопросами или собственными конфликтами, когда ребенок оказывается психологически “не принятым” матерью по какой-либо причине, у ребенка возможны нарушения поведения, отставания в развитии как проявления “синдрома госпитализма”. Возникают своеобразные искажения контакта с взрослым. При знакомстве такой ребенок слишком боязлив, длительно адаптируется, присматривается или, наоборот, мгновенно, некритично, даже навязчиво вступает во взаимодействие с незнакомым человеком. В дальнейшем наблюдаются разнообразные эмоциональные и волевые нарушения, трудности установления избирательных контактов, любви и близости в людьми.
Ранний возраст. Самыми главными достижениями в психическом развитии в раннем детстве связаны с освоением социальных функций и способов действий с предметами. Кроме этого, данный период сенситивен для речевого развития. Поддержка и одобрение не всегда удачных поступков ребенка, поведение которого характеризуется импульсивностью, ситуативностью, неумением владеть собственными эмоциями очень важны для развития ребенка.
Дошкольный возраст – сенситивный период развития образного познания окружающего мира: восприятия, наглядно-образного мышления, воображения. Родители дошкольников должны бережно относиться к естественному любопытству ребенка, способствовать формированию любознательность, любви к познанию. В этот период происходит складывание первой обобщенной картины мира, которое невозможно вне особых типов общения со взрослым – внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного. Родитель выступает для ребенка ка эрудит, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники, как целостная личность, обладающая знаниями, умениями, нравственными нормами.
В младшем школьном возрасте безусловная родительская любовь подвергается испытанию многочисленными школьными трудностями. В этот период взаимоотношения между родителями и детьми перестраиваются. Очень важно на данном этапе избегать излишней центрированность семьи только на школьном аспекте жизни ребенка, не сводить свое отношение к нему преимущественно с точки зрения успехов в учебе; сохранять и поддерживать чувство безусловной любви и принятия.
Подростковый возраст детей требует особого внимания родителей к тем перемеенам, которые происходят с растущим ребенком, особой гибкости их педагогической тактики, огромного терпения, взвешенности, умения видеть позитивное и истинное в вызывающем поведении подростка. Родители должны учитывать сложность подросткового периода и для самого подростка, характерные для этапа гормональной перестройки организма неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций. Родителям необходимо способствовать формированию нового уровня самосознания, способности к познанию себя как личности и становлению избирательности интересов, выделению стержневых, постоянных личностны интересов, которые характеризуются “ненасыщаемостью”.
В юношеском возрасте социальная ситуация “порога взрослой жизни” требует от молодого человека решения важнейших, в прямом смысле судьбоносных вопросов профессионального и социального самоопределения. Этот период называют иногда временем “вырывания корней”, некоторого дистанцирования молодежи от родителей, вынужденных с пониманием относится к растущей эмоциональной независимости детей. Однако многочисленные исследования показывают, что и подростки, и юноши по-прежнему остро нуждаются в контакте со взрослым, более опытным человеком. Особенно настоятельна потребность в неформальном, нерегламентированном, доверительном общении со взрослым при определении перспектив будущего, при обсуждении моральных проблем. Диалог старших и младших должен продолжаться на основе взаимоуважения, растущего доверия и равенства. Отношения родителей и детей все более теряют иерархический характер, становятся взаимодействием между взрослыми равными людьми. Этот процесс может пройти с меньшими осложнениями, если родители настроены на принятие изменений, своевременно поощряют претензии подростка на самостоятельность и реальное продвижение в этом направлении. Иногда переход к отношениям взаимного равенства совершается в длительной борьбе родителей и детей, перемежается периодами отдаления, даже разрыва, пока обе стороны не смогут принять реалистически свои позиции.
Таким образом, социально-психологическое благополучие ребенка закладывается во взаимодействии и общении родителей с детьми; детско-родительские отношения могут иметь различную окраску, быть как благоприятными для развития ребенка, так и деструктивными. Различные авторы выделяют негативные (неблагоприятные) типы детско-родительских отношений. Данный вид отношений характеризуется относительной устойчивостью, хотя подвержен как ситуативным, так и временным изменениям.
Ученые, психологи, философы не рассматривают семейное воспитание в отдельности. Они рассматривают воспитание с позиции воздействия общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека. Целью воспитания является способствование развертыванию у воспитанника проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в соответствии с целью. Средством воспитания является прежде всего пример, который воспитатель подает воспитаннику, затем приказ (требование и запрет), убеждение, приучение и обучение. Воспитание распространяется на тело и душу и ставит задачей образование из развертывающихся задатков и развивающихся способностей гармоничного целого, а также приобретение воспитанником благоприятных для него самого и для общества душевно-духовных установок в отношении др. людей, семьи, народа, государства. [2,4,43,48].
При этом идеалы воспитания, выдвигаемые различными влиятельными социальными группами, могут противоречить один другому. Воспитание со стороны родителей и школы прекращается с утратой авторитета у воспитанника. Дальнейшее воспитание сформировавшегося человека переходит, с одной стороны, к нему самому (самовоспитание), с другой – к совокупности действующих на него в повседневной жизни психических сил, особенно образующихся из многочисленных социальных (профессия) и эмоциональных (часть) отношений, в которые попадает человек. Ученые – психологи рассматривают воспитание в социальном, широком смысле, как функцию общества подготовки подрастающего поколения к жизни, осуществляемое всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей и школой. И в более узком, педагогическом смысле, как социально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности (М.И. Буянов, А.Я. Варга, Т.П. Гаврилова, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская). Мы рассмотрели понятие воспитания с позиции психологов, философов и педагогов. Они утверждают, что воспитание – процесс формирования человека, осуществляемый родителями и учителями, направлен на развитие личности. По образному и очень меткому выражению философа Н.Я. Соловьева, “семья – воспитательная колыбель человека”. Можно сказать, что в семье воспитываются и взрослые и дети. Воспитание – очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают.
В семейном воспитании выделяют различные функции. И.В. Гребенников выделяет 2 функции семейного воспитания:
1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. В этом случае семья является посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через общение ребенок усваивает принятые в обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности.
2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Семейный коллектив оказывает определенные воздействия на каждого члена семьи. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает [17].
Т.А. Куликова выделяет следующие функции семейного воспитания:
1. Воспитание здорового ребенка. По поводу этой функции она говорит, что в формировании личности ребенка огромное место занимает его физическое развитие. А между тем современная статистика свидетельствует о неблагополучии физического развития и здоровья детей. Значительная часть новорожденных появляются на свет с теми или иными отклонениями в физическом, а часто и в психическом развитии. Нам кажется, эта функция является самой важной, главной и проблемной в современном обществе. Т.к. поколение современных детей отличается более низкими показателями физического развития, чем их сверстники 10-15 лет назад. Причинами являются наследственные и иные заболевания родителей, их образ жизни, неблагополучная экологическая обстановка, экономические трудности.
2. Не менее важным в
3. Эмоциональное воспитание
Информация о работе Влияние стиля семейного воспитания на детско-родительские отношения