Влияние стиля семейного воспитания на детско-родительские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 04:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности отношений между родителями и детьми в семьях с разным стилем воспитания.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме взаимоотношений между родителями и детьми при разных стилях семейного воспитания;
2. Изучить особенности стилей семейного воспитания и их влияние на детско-родительские отношения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………………..……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………...…..5
1.1. Детско-родительские отношения: определение, типы, возрастная дина-мика……………………………..……….…………………………..………...5
1.2. Особенности детско-родительских отношений при различных стилях
семейного воспита-ния……………………………………..…….……......………13
1.3. Выводы ………………………………………………………...……………..28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ ВОСПИТАНИЯ…………………………………………..…………...…….…….29
2.1. База, методы и этапы исследова-ния………………………………………...29
2.2. Анализ результатов исследова-ния………………………….…….…......….32
2.3. Выводы …………………………………..…..………………………………44
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ …………………………………...…………46
3.1. Подходы к организации коррекционной работы по оптимизации
детско-родительских отношений ………………………………………..….…..46
3.2. Примерная программа коррекции детско-родительских отноше-ний........51
3.3. Выводы .......................…………………..………..…………………….……58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….…………….…………………………………………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние стиля семейного воспитания на детско-родительские отношения.doc

— 729.00 Кб (Скачать файл)

Родительская любовь, даже материнская, не является врожденной, инстинктивной. Родительские чувства начинают складываться задолго до рождения ребенка. Скорее всего, эти структуры образуются еще в детстве самого потенциального родителя на основе раннего опыта его взаимоотношений в собственной семье, далее развиваются на протяжении жизни, с учетом эротического опыта, характера супружеских отношений, уровня образования и сознательно принятых решений.

Становление родительства – тонкий, интимный, личностный процесс. Оно может быть осложнено или даже нарушено. Среди  множества факторов, затрудняющих этот процесс, - психическое или соматическое нездоровье родителей, мотивационная, когнитивная, поведенческая неготовность матери к осуществлению родительской роли, личностные особенности, нарушения внутрисемейной коммуникации, приоритете других, например, карьеристских, сексуальных ценностей над родительскими и др. (О.Р.Ворошин, 1998) [10,47,52].

Главным психологическим новообразованием благополучно протекающей беременности можно считать возникновение у будущей матери интрацептивного сенсорного опыта взаимодействия с плодом, чувства “мой ребенок”, развитие позитивного образа ребенка.

Ситуация беременности, рассмотренная с психологической точки зрения, включает следующие структурные эле тенты: сознательную установку на беременность как на желанную или нежеланную; наличие или отсутствие спонтанного влечения к материнству (бессознательный компонент); оценку социальной ситуации как благополучной или неблагоприятной для беременности.

Проблемные родительские позиции могут быть связаны с неадекватной мотивацией рождения ребенка: приписывание особой психологической задачи ребенку – связывание с его рождением надежды на решение каких-либо внутрисемейных проблем (удержание мужчины, скрепление семьи, возрождение супружеских чувств, осуществление мести прародителям за слишком строгое воспитание и т.п.) либо восполнение эмоционального дефицита – вакуума чувств, образовавшегося у женщины. (А.С.Спиваковская, 1986). [46,47].

Замечено, что позиция отца в своем формировании по времени несколько отстает по сравнению с материнской. Наибольшее значение для ее складывания имеет отношение к жене – любовь, уважение, нежность, разделенность чувств, соучастие будущего отца традиционно связывается с созданием для женщины ощущения счастья, радости, безопасности, надежности. Однако все больше современных отцов проявляют желание более активно участвовать в эмоциональном “вынашивании” ребенка, присутствовать при его рождении, видеть его в первые минуты после появления на свет, что, по признанию ученых и врачей, способствует укреплению семьи.

Новорожденность. Некоторые психологи придают особое внимание раннему естественному контакту с ребенком сразу после рождения. Утверждается, что у человека существует врожденный механизм формирования привязанности к своим детям и критический (сенситивный ) период в первые полтора часа после рождения. Взаимное пристальное “разглядывание”, телесный контакт, поглаживание, прикасание способствуют появлению у всех членов семьи особого теплого отношения к ребенку, которое отличается устойчивостью и оказывает развивающий эффект в долговременном плане.

В период новорожденности  решающим условием выживания для ребенка является мать, это критический период – ребенок физически отделен от матери, но физиологически связан с нею, остро нуждается во взаимодействии. При этом ошибочно считать, что взаимоотношения определяются всецело взрослым. Темперамент новорожденного (его раздражительность или спокойствие, гибкость приспособления к окружающей ситуации), тональность плача (высокий голос при плаче, характерный для детей с различными отклонениями – “сигнал выживания”), множество других поведенческих признаков влияют на отношение к нему родителей, на характер и скорость их реагирования. В норме ребенок в конце первого – начале второго месяца жизни начинает реагировать зрительным сосредоточением на лице и глазах взрослого и так называемой “социальной улыбкой”.

Младенчество. На первом году жизни основу психического развития составляет непосредственно-эмоциональное общение с ребенком. Гармоничное, эмоционально принимающее, поддерживающее родительское отношение, компетентное, уверенное и пластичное, способствует формированию у ребенка базового доверия к окружающему, интереса к материальному миру, к предмету, усвоению форм делового взаимодействия с другим человеком. При неблагоприятных условиях в семье, когда взрослые заняты экономическими, материальными вопросами или собственными конфликтами, когда ребенок оказывается психологически “не принятым” матерью по какой-либо причине, у ребенка возможны нарушения поведения, отставания  в развитии как проявления “синдрома госпитализма”. Возникают своеобразные искажения контакта с взрослым. При знакомстве такой ребенок слишком боязлив, длительно адаптируется, присматривается или, наоборот, мгновенно, некритично, даже навязчиво вступает во взаимодействие с  незнакомым человеком. В дальнейшем наблюдаются разнообразные эмоциональные и волевые нарушения, трудности установления избирательных контактов, любви и близости в людьми.

Ранний возраст. Самыми главными достижениями в психическом развитии в раннем детстве связаны с освоением социальных функций и способов действий с предметами. Кроме этого, данный период сенситивен для речевого развития. Поддержка и одобрение не всегда удачных поступков ребенка, поведение которого характеризуется импульсивностью, ситуативностью, неумением владеть собственными эмоциями очень важны для развития ребенка.

Дошкольный возраст – сенситивный период развития образного познания окружающего мира: восприятия, наглядно-образного мышления, воображения. Родители дошкольников должны бережно относиться к естественному любопытству ребенка, способствовать формированию любознательность, любви к познанию. В этот период происходит складывание первой обобщенной картины мира, которое невозможно вне особых типов общения со взрослым – внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного.  Родитель выступает для ребенка ка эрудит, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники, как целостная личность, обладающая знаниями, умениями, нравственными нормами.

В младшем школьном возрасте безусловная родительская любовь подвергается испытанию многочисленными школьными трудностями. В этот период взаимоотношения между родителями и детьми перестраиваются. Очень важно на данном этапе избегать излишней центрированность семьи только на школьном аспекте жизни ребенка, не сводить свое отношение к нему преимущественно с точки зрения успехов в учебе; сохранять и поддерживать чувство безусловной любви и принятия.

Подростковый возраст детей требует особого внимания родителей к тем перемеенам, которые происходят с растущим ребенком, особой гибкости их педагогической тактики, огромного терпения, взвешенности, умения видеть позитивное и истинное в вызывающем поведении подростка. Родители должны учитывать сложность подросткового периода и для самого подростка, характерные для этапа гормональной перестройки организма неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций. Родителям необходимо способствовать формированию нового уровня самосознания, способности к познанию себя как личности и становлению избирательности интересов, выделению стержневых, постоянных личностны интересов, которые характеризуются “ненасыщаемостью”.

В юношеском возрасте социальная ситуация “порога взрослой жизни” требует от молодого человека решения важнейших, в прямом смысле судьбоносных вопросов профессионального и социального самоопределения. Этот период называют иногда временем “вырывания корней”, некоторого дистанцирования молодежи от родителей, вынужденных с пониманием относится к растущей эмоциональной независимости детей. Однако многочисленные исследования показывают, что и подростки, и юноши по-прежнему остро нуждаются в контакте со взрослым, более опытным человеком. Особенно настоятельна потребность в неформальном, нерегламентированном, доверительном общении со взрослым при определении перспектив будущего, при обсуждении моральных проблем. Диалог старших и младших должен продолжаться на основе взаимоуважения, растущего доверия и равенства. Отношения родителей и детей все более теряют иерархический характер, становятся взаимодействием между взрослыми равными людьми. Этот процесс может пройти с меньшими осложнениями, если родители настроены на принятие изменений, своевременно поощряют претензии подростка на самостоятельность и реальное продвижение в этом направлении. Иногда переход к отношениям взаимного равенства совершается в длительной борьбе родителей и детей, перемежается периодами отдаления, даже разрыва, пока обе стороны не смогут принять реалистически свои позиции.

Таким образом, социально-психологическое благополучие ребенка закладывается во взаимодействии и общении родителей с детьми; детско-родительские отношения могут иметь различную окраску, быть как благоприятными для развития ребенка, так и деструктивными. Различные авторы выделяют негативные (неблагоприятные) типы детско-родительских отношений. Данный вид отношений характеризуется относительной устойчивостью, хотя подвержен как ситуативным,  так и временным изменениям.

 

      1. Особенности детско-родительских отношений при различных стилях семейного воспитания

 

Ученые, психологи, философы не рассматривают семейное воспитание в отдельности. Они рассматривают воспитание с позиции воздействия общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека. Целью воспитания является способствование развертыванию у воспитанника проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в соответствии с целью. Средством воспитания является прежде всего пример, который воспитатель подает воспитаннику, затем приказ (требование и запрет), убеждение, приучение и обучение. Воспитание распространяется на тело и душу и ставит задачей образование из развертывающихся задатков и развивающихся способностей гармоничного целого, а также приобретение воспитанником благоприятных для него самого и для общества душевно-духовных установок в отношении др. людей, семьи, народа, государства. [2,4,43,48].

При этом идеалы воспитания, выдвигаемые различными влиятельными социальными группами, могут противоречить один другому. Воспитание со стороны родителей и школы прекращается с утратой авторитета у воспитанника. Дальнейшее воспитание сформировавшегося человека переходит, с одной стороны, к нему самому (самовоспитание), с другой – к совокупности действующих на него в повседневной жизни психических сил, особенно образующихся из многочисленных социальных (профессия) и эмоциональных (часть) отношений, в которые попадает человек. Ученые – психологи рассматривают воспитание в социальном, широком смысле, как функцию общества подготовки подрастающего поколения к жизни, осуществляемое всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей и школой. И в более узком, педагогическом смысле, как социально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности (М.И. Буянов, А.Я. Варга, Т.П. Гаврилова, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская). Мы рассмотрели понятие воспитания с позиции психологов, философов и педагогов. Они утверждают, что воспитание – процесс формирования человека, осуществляемый родителями и учителями, направлен на развитие личности. По образному и очень меткому выражению философа Н.Я. Соловьева, “семья – воспитательная колыбель человека”. Можно сказать, что в семье воспитываются и взрослые и дети. Воспитание – очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают.

В семейном воспитании выделяют различные функции. И.В. Гребенников выделяет 2 функции семейного воспитания:

1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. В этом случае семья является посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через общение ребенок усваивает принятые в обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности.

2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Семейный коллектив оказывает определенные воздействия на каждого члена семьи. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает [17].

 Т.А. Куликова выделяет следующие  функции семейного воспитания:

1. Воспитание здорового ребенка. По поводу этой функции она говорит, что в формировании личности ребенка огромное место занимает его физическое развитие. А между тем современная статистика свидетельствует о неблагополучии физического развития и здоровья детей. Значительная часть новорожденных появляются на свет с теми или иными отклонениями в физическом, а часто и в психическом развитии. Нам кажется, эта функция является самой важной, главной и проблемной в современном обществе. Т.к. поколение современных детей отличается более низкими показателями физического развития, чем их сверстники 10-15 лет назад. Причинами являются наследственные и иные заболевания родителей, их образ жизни, неблагополучная экологическая обстановка, экономические трудности.

2. Не менее важным в формировании  личности ребенка является нравственная позиция. Семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребенка благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности, воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Семья формирует такие нравственные качества, как гуманные отношения, коллективизм, учит разделять радости других людей.

3. Эмоциональное воспитание ребенка. В этом воспитании важно не  сохранение однообразно положительных  состояний, а их постоянный динамизм, смена в рамках определенной интенсивности. Мозг ребенка нуждается в напряжении, тренировке, иначе наступает эмоциональный голод, порождающий скуку, тоску, угнетенное настроение. Сталкиваясь с жизненными невзгодами, тяготами, дети становятся мужественными, выносливыми, уравновешенными, их любовь и поддержка, готовность прийти на помощь в трудных обстоятельствах. К жизненным ситуациям, вызывающим страх, тревогу, печаль, ребенка необходимо заранее готовить.

Информация о работе Влияние стиля семейного воспитания на детско-родительские отношения