Влияние стиля семейного воспитания на детско-родительские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 04:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности отношений между родителями и детьми в семьях с разным стилем воспитания.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме взаимоотношений между родителями и детьми при разных стилях семейного воспитания;
2. Изучить особенности стилей семейного воспитания и их влияние на детско-родительские отношения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………………..……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………...…..5
1.1. Детско-родительские отношения: определение, типы, возрастная дина-мика……………………………..……….…………………………..………...5
1.2. Особенности детско-родительских отношений при различных стилях
семейного воспита-ния……………………………………..…….……......………13
1.3. Выводы ………………………………………………………...……………..28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ ВОСПИТАНИЯ…………………………………………..…………...…….…….29
2.1. База, методы и этапы исследова-ния………………………………………...29
2.2. Анализ результатов исследова-ния………………………….…….…......….32
2.3. Выводы …………………………………..…..………………………………44
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ …………………………………...…………46
3.1. Подходы к организации коррекционной работы по оптимизации
детско-родительских отношений ………………………………………..….…..46
3.2. Примерная программа коррекции детско-родительских отноше-ний........51
3.3. Выводы .......................…………………..………..…………………….……58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….…………….…………………………………………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние стиля семейного воспитания на детско-родительские отношения.doc

— 729.00 Кб (Скачать файл)

Проникновение во внутренний мир ребенка, восприятие его чувств, ощущений, желаний.

               2) Мысленная формулировка того, что  происходит в душе ребенка, каковы  его взгляды, реакции, чувства.

               3) Отказ от слов, которые могут  быть расценены ребенком как  агрессивные, посягающие на его свободу.

               4) Высказывание должны быть сформулированы  так, чтобы ребенок чувствовал, что его уважают, с ним считаются.

               5) Высказывание родителей не должно  быть слишком длительным и  сложным. Важно следить, чтобы интерес ребенка к речи родителей не угасал.

               6) Родители  должны  научиться  принимать поправки детей. Если  родители не согласны с мнением  ребенка, все равно нужно высказать  ему понимание.

Умение показать свое понимание, осознание достоинств ребенка – одно из главных в процессе установления психологического контакта родителей с детьми.

               2. Экспрессивное умение. Это умение  усиливает возможность сосредоточиться на собственном внутреннем мире, понимание самого себя. Экспрессивное умение помогает представить собственные желания, выразить потребности и чувства таким образом, чтобы ребенку было легче слышать родителей.

Правила экспрессивного умения.

                  1) Демонстрация понимания потребностей  ребенка до того, как высказывается собственное мнение.

                 2) Отказ от ссылок на общие  правила, требования морали и  т. д. Если родитель говорит от своего имени, то ребенку кажется, что он уравнивается в правах с взрослыми, а потому меньше склонен к противоборству, лучше слышит и понимает родителей.

                3) Говоря что-то ребенку, следует  упоминать свои прошлые, настоящие  и ожидаемые чувства. В таком  случае ребенок задумывается  о состоянии родителей, помнит  это, что побуждает к проявлению  участия, стремлению избежать неприятных для родителей поступков.

               4) Делая замечания, родители должны  указывать не на ребенка, а  на факты, конкретные действия. Сосредоточение  на поведении помогает избежать  оборонительной реакции со стороны ребенка, дает представление о поиске приемлемых решений. Если родители слишком возбуждены, лучше отложить обсуждение ситуации. Затем позднее вернуться к обсуждению ситуации

              5) При  возникновении ситуации  взаимопонимания нужно применять  “межличностное послание” (т. е. просьба о переменах – в поведении, отношениях, восприятии внешнего мира).

               3.Дискуссионно - переговорочное умение. Помогает  определить, какое из  умений целесообразно применять  в различных ситуациях.

               4. Умение решать проблемы и конфликты.

Правила разрешения  проблем и конфликтов можно свести к следующему:

              1) Обсуждение с ребенком сути  конфликта, проблемы, претензии к  нему.

              2) Предлагая решение проблемы , стараться  удовлетворить потребности ребенка в такой же мере , как потребности родителей.

              3) При обсуждении  обращать внимание  на поведенческие факты.

              4) Формулируя решение проблемы, уточнить  детали: кто, что будет делать, когда, с кем, где. Отразить исключение  из правил, на случай возникновения непредвиденных обстоятельств.

               5. Умение самоизменяться. Осознание  собственной неправоты, желание  измениться – первый шаг в решении этой проблемы. Овладение данным умением не одноразовое умение, а длительный процесс.

               6. Умение помогать ребенку изменяться  к лучшему. К желаемому поведению следует относиться как к процессу преодоления, достойному уважения.

               7. Закрепление и обобщение знаний.

Усвоение умений – процесс постепенный. Для глубокого усвоения нужна практика. По мере накопления опыта и тренировок умения становятся сутью родителей.

               8. Чтобы приобретенные умения  автоматизировались , родители должны  соблюдать следующие правила:

Наблюдение за качеством и совершенствованием умений. Для этого надо пользоваться “сравнительным воображением”: чтобы вы подумали о себе, если бы стали открыто обвинять ребенка? Чтобы сказал в ответ ребенок?  Как это могло бы повлиять на ваши дальнейшие отношения?

Проигрывать предстоящую ситуацию (“ предвосхищающее воображение”). Проигрывая ситуацию, представляя мысли и чувства  как свои, так и ребенка.

Репетируя мысленно ситуацию, применять все свои знания и умения. Можно попросить других понаблюдать, заметить ошибки, указать, в чем они проявляются.

Негармоничное  семейное воспитание связано с нарушениями  внутрисемейных отношений. Одна из главнейших задач коррекции семейного воспитания – изменение межличностных отношений в семье. Для работы в этом направлении мы предлагаем: осознание  родителями стереотипов воспитания и преодоление их; обучение специфическим приемам общения с ребенком. Основными умениями взаимодействия родителей с детьми следует  считать: эмпатические умения, экспрессивные умения, умения вести диалог с ребенком, умение разрешать проблемы и конфликты, желание и умение самоизменяться, умение помогать ребенку изменяться к лучшему [5,21,34,42,44,52].

Итак, установление оптимальных отношений между родителями и детьми, овладение умениями, необходимыми для гармонизации процесса семейного воспитания позволяет решить основные задачи психолого - педагогической коррекции. Ээффективная коммуникация с ребенком должна покоится на трех китах: безусловное принятие; признание того, что ребенок чувствует; предоставление ему выбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Примерная программа коррекции детско-родительских отношений

 

Коррекционная работа школьного психолога в данном случае должна включать в себя коррекцию межличностных отношений в семье, преодоление основных стереотипов семейного воспитания, упрочение воспитательного потенциала семьи. Это будет способствовать стабилизации и улучшению общего психологического состояния ребенка.

Кроме непосредственных задач коррекции воспитательного процесса в семье, предлагаемая программа будет способствовать осуществлению принципов единства школы и семьи, гуманизации семейного воспитания, а также общему психологическому просвещению родителей.

Программа составлена на основе материалов Овчаровой Р. В., Перервус Н. Э., Столина С. С., Спиваковской А. С. [34,44,46,47].

 Основной целью  программы является оптимизация внутрисемейной атмосферы и стабилизация детско-родительских отношений.

Задачи коррекционной программы:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей, т. е. выработка адекватных представлений о психологических особенностях ребенка, а так же особенностях протекания воспитательного процесса в семьях.
  2. Обучение приемам конструктивного общения в семье между родителями, между родителями и детьми.
  3. Упрочение воспитательного потенциала семьи.

При реализации программы учитываются следующие принципы.

Принцип добровольности. Данный принцип включает в себя недопустимость участия в группе людей по желанию кого-либо третьего. Каждый участник программы посещает занятия только по собственной воле, осознавая необходимость занятий для себя лично, своей семьи, своего ребенка.

Принцип активности участников, т. е. в ходе занятий участники постоянно вовлекаются в различные действия: обсуждение и проигрывание ролевых ситуаций, выполнение упражнений и др.

Принцип исследовательской позиции. В процессе работы участники пытаются самостоятельно находить какие-либо ответы на поставленные вопросы, разрешать поставленные проблемы и др.

Принцип объективизации поведения. Поведение участников переводится с импульсивного на объективизированный уровень и поддерживается на этом уровне в ходе работы.

Принцип партнерского общения предполагает признание личности другого человека, его мнений, интересов, а также принятия решений с максимально возможным учетом интересов всех участников общения, а не достижение одной стороной своих целей за счет интересов других.   

 Оптимальной для  проведения занятий является  родительская группа из 8-9 человек. Занятие длится 1,5 часа. Программа  состоит из 6 занятий.

Основные методы и приемы коррекции включают в себя:

  1. Беседы для родителей на различные темы.
  2. Групповые дискуссии. Главной задачей групповой дискуссии является повышение мотивации и вовлеченности участников группы в решение определенных проблем. Дискуссия может проводиться в двух формах: тематическая дискуссия и дискуссия по типу анализа конкретных ситуаций. Целью таких дискуссий является выработка оптимального подхода к той или иной жизненной ситуации, пониманию ее психологического смысла.
  3. Групповой анализ анонимных  трудных ситуаций. Этот прием используется для разрешения знакомых проблемных ситуаций новыми способами и направлен на активизацию творческого подхода в воспитании детей. Для группового анализа ситуации предлагаются анонимно через заранее переданные записки. В процессе рассмотрения подобных ситуаций происходит обучение родителей наиболее эффективному способу взаимодействия с ребенком.
  4. Библиотерапия. Этот прием состоит в обсуждении содержания специально подобранных книг.
  5. Игровые приемы. Разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, принятия ребенка, отрабатываются некоторые приемы общения с детьми; демонстрируются способы невербального взаимодействия.

Реализация программы предполагает работу в три основных этапа: ориентировочный, реконструктивный и закрепляющий.

На первом этапе происходит ознакомление родителей с задачами работы; определение основных проблем; знакомство с принципами работы  в группе. Родители на этом этапе рассказывают о себе и своих трудностях, проблемах и целях участия в группе.

Целью этого этапа работы является активизация и сближение участников группы.

На втором этапе работа ведется по направлениям, выбранным руководителем  в соответствии с проблемами группы. Работа ведется по следующим основным направлениям: повышение уверенности в своих воспитательных возможностях, коррекция авторитарного отношения к ребенку.  

На третьем, заключительном  этапе подводятся итоги работы, участники  обмениваются внутренними чувствами, впечатлениями от занятий, об изменении в отношениях “родитель – ребенок”.

По нашему мнению, проведение подобной программы позволит лучше осуществить на практике принципы единства воспитания в школе и семье, формирование гармонично развитой личности.

Коррекционная работа, имеющая своей целью минимизацию недостатков в сфере семейного воспитания, должна включать в себя коррекцию межличностных отношений в семье, преодоление основных стереотипов семейного воспитания, упрочение воспитательного потенциала семьи.

Решение этих задач возможно в ходе реализации программы коррекции детско-родительских отношений. Реализация поставленных задач будет способствовать осуществлению принципа единства работы школы и семьи, гуманизации семейного воспитания, ликвидации психолого-педагогической безграмотности родителей, улучшению взаимоотношений родителей и детей и, следовательно, формированию гармонически развитой личности.

Ниже представлены краткие конспекты занятий, направленных на реконструкцию детско-родительских отношений, полный конспект одного из занятий дан в приложении 3.

Блок 1. Ориентировочный.

Цель: создать благоприятные условия для работы в группе, способствовать самоанализу участников, раскрыть качества, необходимые для эффективных межличностных отношений в семье.

Задачи:

  1. Эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения.
  2. Снятие негативизма.
  3. Развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров.
  4. Эмоциональное осознание своего поведения.

Занятие 1.

Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, сплочение группы.

  1. Имя-движение. Цель: знакомство, сближение членов группы.
  2. Надувная кукла. Цель: преодоление скованности и напряженности участников группы, тренировка мышечного расслабления.
  3. Внутренне состояние. Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое, коррекция эмоциональной сферы.
  4. Ищу друга. Цель: формирование коммуникативных навыков, развитие социальной сензитивности.
  5. День рождения. Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.
  6. До свидания, мы. Цель: развитие групповой сплоченности, закрепление положительных эмоций.

Занятие 2.

Цель: повышение уверенности в себе, снятие негативизма, диагностика детско-родительских отношений.

Информация о работе Влияние стиля семейного воспитания на детско-родительские отношения