Влияние стиля семейного воспитания на детско-родительские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 04:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности отношений между родителями и детьми в семьях с разным стилем воспитания.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме взаимоотношений между родителями и детьми при разных стилях семейного воспитания;
2. Изучить особенности стилей семейного воспитания и их влияние на детско-родительские отношения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………………..……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………...…..5
1.1. Детско-родительские отношения: определение, типы, возрастная дина-мика……………………………..……….…………………………..………...5
1.2. Особенности детско-родительских отношений при различных стилях
семейного воспита-ния……………………………………..…….……......………13
1.3. Выводы ………………………………………………………...……………..28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ ВОСПИТАНИЯ…………………………………………..…………...…….…….29
2.1. База, методы и этапы исследова-ния………………………………………...29
2.2. Анализ результатов исследова-ния………………………….…….…......….32
2.3. Выводы …………………………………..…..………………………………44
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ …………………………………...…………46
3.1. Подходы к организации коррекционной работы по оптимизации
детско-родительских отношений ………………………………………..….…..46
3.2. Примерная программа коррекции детско-родительских отноше-ний........51
3.3. Выводы .......................…………………..………..…………………….……58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….…………….…………………………………………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние стиля семейного воспитания на детско-родительские отношения.doc

— 729.00 Кб (Скачать файл)

 

Примечание: 1- уровень протекции; 2 - степень удовлетворения потребностей ребенка; 3 – количество требований; 4 – количество требований-запретов; 5 – строгость санкций; 6 – неустойчивость стиля воспитания; 7 – расширение сферы родительских чувств; 8– предпочтение детских качеств; 9 – воспитательная неуверенность родителя; 10 – фобия утраты ребенка; 11 – неразвитость родительских чувств; 12 – проекция на ребенка собственных нежелательных качеств; 13 – вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания; 14 – предпочтение мужских качеств, 13 - предпочтение женских качеств.

В исследовании приняли участие 28 родителей обследуемых детей.

При интерпретации опросника мы выявили нарушения семейного воспитания у 10 родителей, что составляет 36% от числа обследуемых.  Представленность типов неправильного семейного воспитания выглядит следующим образом:

1. Доминирующая гиперпротекция (Г+, У+-, Т+-, З+-, С+-). Ребенок также в  центре внимания родителей, которые  отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психостеническом), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты. По результатам исследования к этому типу отнесен 1 родитель, что составляет 4% от числа обследуемых.

2. Эмоциональное отвержение (Г+-, У-, С+). В крайнем варианте это  воспитание по типу “Золушки”. Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилепсидной психопатии, ведет к декомпенсации  и формированию невротических расстройств у детей с эмоционально-лабильной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера. К этому типу отнесены 3 родителей, что составляет 11% от числа обследуемых.

3. Повышенная моральная ответственность (Г-,У-,Т+). Этот тип воспитания характеризуется  сочетанием высоких требований  к ребенку с недостатком внимания  к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулируется развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера. К этому типу отнесены 6 родителей, что составляет 21% от числа обследуемых.

4. У большинства родителей (18чел./64%) не выявлен какой-либо неправильный стиль семейного воспитания, что может свидетельствовать о благоприятной семейной атмосфере, наличии верной воспитательной стратегии. Родители в таких семьях любят своих детей, понимают их, предпочитают не наказывать, а объяснять, что плохо, что хорошо; не опасаются лишний раз похвалить; требуют осмысленного поведения от детей, стараются помочь им, чутко относятся к их запросам; проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами. Дети в таких семьях любознательны, умеют обосновать свою точку зрения, ответственно относятся к своим обязанностям, в отношениях со сверстниками они более уверены в себе, энергичны, к родителям относятся уважительно, помогают им, опираются на их точку зрения, при этом могут иметь свою собственную.

Графически результаты представлены на рисунке 1 (приложение 4).

2. Далее проведено изучение типов  семейного воспитания по тесту-опроснику  родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.

Количественные результаты представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Количественные результаты изучения

типа родительского отношения к учащимся 3а класса

ФИО учащихся

Тип родительского отношения

принятие

кооперация

симбиоз

автор.

гиперс.

мал.

неуд.

1

Б. Р.

         

2

Б. Т.

         

3

В. К.

         

4

В. Ю.

         

5

Г. С.

         

6

Г.А.

         

7

Г. С.

         

8

Г. В.

         

9

Г.Л.

         

10

Д. В.

         

11

К. С.

         

12

К.Т.

         

13

К. А (м)

         

14

К. А.(д)

         

15

Л. Ж.

         

16

Л. Т.

         

17

М. К.

         

18

П. Р.

         

19

П. М.

         

20

П. В.

         

21

С. Ж.

         

22

С. А.

         

23

С. К.

         

24

М.З.

         

25

Т. А.

         

26

Ф.К.

         

27

Ф. В.

         

28

Х. А.

         

Итого:

12

человек

5

человек

1

человек

7

человек

3

человека


 

По результатам обследования у 12 человек диагностирован тип родительского отношения “принятие”, что составило 43% от числа обследуемых. Этот тип отражает эмоциональное интегральное отношение к ребенку. Родителю нравится ребенок таким, каким он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.

У 5 человек  выявлен тип родительского отношения “кооперация”, что составило 17% от числа обследуемых. Данный тип представляет социально-желательный образ родительского отношения. Родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

У 1 человека диагностирован тип детско-родительских отношений “симбиоз”, что составляет 4% от числа обследуемых. При таком типе отношений родитель ощущает себя с ребенком единым целом, стремится удовлетворить все  потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, как так по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

 «Авторитарная гиперсоциализация», выявленная у 7 человек (25%), – отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не  в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.

У 3 человек диагностирован тип родительского отношения “маленький неудачник”, что составило 11% от числа обследуемых. Данный тип характеризуется отражением особенностей восприятия и понимание ребенка родителя. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградитель ребенка от трудностей жизни строго контролировать его действия.

Графически результаты  обследования с помощью методики А.Я.Варга, В.В.Столина представлены на рисунке 2 (приложение 5)

  1. Результаты исследования восприятия детьми отношений в семье с помощью методики “Рисунок семьи” представлен в табл. 2.3.

Таблица 2.3

Результаты исследования отношений в семье (Методика “Рисунок семьи”)

№ п/п

Ф.И. учащихся

Диагностические показатели

1

2

3

4

5

6

1

Б. Р.

Не соотв.

-

-

+

+

+

2

Б.Т.

Соотв.

+

-

-

-

-

3

В. К.

Соотв.

+

-

-

-

-

4

В. Ю.

Соотв.

+

+

-

-

-

5

Г. С.

Соотв.

+

-

-

-

-

6

Г.А.

Не соотв.

-

+

+

-

-

7

Г. С.

Не соотв.

-

-

+

+

+

8

Г. В.

Соотв.

+

-

-

-

-

9

Г.Л.

Соотв.

+

-

-

-

-

10

Д. В.

Не соотв.

+

-

+

+

-

11

К. С.

Не соотв.

+

-

+

+

+

12

К.Т.

Соотв.

+

-

-

-

-

13

К. А (м)

Соотв.

-

-

+

+

-

14

К. А.(д)

Соотв.

-

-

+

+

-

15

Л.Ж.

Соотв.

-

+

-

+

-

16

Л. Т.

Соотв.

+

-

-

-

-

17

М.К.

Не соотв.

+

-

-

-

-

18

П.Р.

Соотв.

+

-

-

-

-

19

П. М.

Соотв.

-

-

+

-

-

20

П. В.

Не соотв.

-

-

+

+

+

21

С. Ж.

Соотв.

+

-

+

-

-

22

С. А.

Соотв.

+

-

-

-

-

23

С.К.

Соотв.

+

-

-

-

-

24

М.З.

Соотв.

+

-

+

-

+

25

Т.А.

Не соотв.

-

-

+

-

-

26

Ф.К.

Соотв.

+

-

+

+

-

27

Ф. В.

Не соотв.

-

-

+

+

-

28

Х. А.

Не соотв.

-

-

+

-

-


 

Примечание: 1- соответствие/несоответствие реальному количеству членов семьи; 2 – благоприятная семейная обстановка; 3- сверхтесные контакты; 4 – нарушения эмоциональных отношений; 5 – конфликтная ситуация в семье; 6 – агрессия в семейных отношениях.

Таким образом, результаты методики “Рисунок семьи” показали, что  17 (61%) учащихся 3 класса А воспринимают семейную обстановку как благоприятную. На рисунках этих детей члены семьи расположены близко друг к другу, повернуты лицом к зрителю или друг к другу. На большинстве рисунков у изображенных прорисованы кисти рук, что тоже является признаком благоприятной семейной обстановки. Иерархические отношения на рисунках адекватны и не слишком сильно выражены.

У 3 человек (11%) диагностирован такой признак отклонений в построении семейных взаимоотношений как сверхтесный контакт между членами семьи. На рисунках это изображается следующим образом: члены семьи располагаются вплотную друг к другу, у В.Ю. члены семьи даже обведены рамкой. Этот признак особенно неблагоприятен для учащихся, скоро заканчивающих начальную школу, т.к. в настоящее время для ребенка должно большое значение приобрести общение со сверстниками, а тесная связь в семье не позволяет выйти за ее рамки.

У 14 человек (50%) анализ рисунков позволяет говорить о наличии такого негативного признака как нарушения эмоциональных контактов. Показателями данной характеристики служат такие особенности рисунков, как подчеркнуто небрежное изображение всех членов семьи или некоторых из них; взаимная удаленность, разделение членов семьи перегородками, изображение со спины либо отвернутыми друг от друга.  Б.Р. сначала даже отказывался вообще работать, в процессе рисования часто пользовался стирательной резинкой. К.С. нарисовала себя отдельно от всех на оборотной стороне листа, объяснив, что она в этот момент гуляет.

На рисунках 9 чел. (31%) присутствуют признаки конфликтных отношений в семье. Таковыми являются резкое уменьшение собственных размеров, сильная штриховка фигур или отдельных их частей, на отдельных рисунках имеются выраженные признаки агрессии (оскаленные зубы, кулаки).

У 5 чел. (18%) диагностируются признаки агрессивных отношений в семье. Это агрессивные позы отдельных членов семьи, чаще родителей, зубы, кулаки. Хотя при обсуждении рисунков   4 ребят не дают описание агрессии, что, тем не менее, не позволяет нам говорить об отсутствии агрессивных проявлений в семье.

Сравнительный анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы.

Анализ стилей семейного воспитания с помощью опросника “АСВ” и характеристика отношения родителя к ребенку представлена в таблице 2.4, в целом сравнительные результаты даны в таблице 2.5.

Информация о работе Влияние стиля семейного воспитания на детско-родительские отношения