Влияние стиля семейного воспитания на детско-родительские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 04:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности отношений между родителями и детьми в семьях с разным стилем воспитания.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме взаимоотношений между родителями и детьми при разных стилях семейного воспитания;
2. Изучить особенности стилей семейного воспитания и их влияние на детско-родительские отношения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………………..……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………...…..5
1.1. Детско-родительские отношения: определение, типы, возрастная дина-мика……………………………..……….…………………………..………...5
1.2. Особенности детско-родительских отношений при различных стилях
семейного воспита-ния……………………………………..…….……......………13
1.3. Выводы ………………………………………………………...……………..28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ ВОСПИТАНИЯ…………………………………………..…………...…….…….29
2.1. База, методы и этапы исследова-ния………………………………………...29
2.2. Анализ результатов исследова-ния………………………….…….…......….32
2.3. Выводы …………………………………..…..………………………………44
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ …………………………………...…………46
3.1. Подходы к организации коррекционной работы по оптимизации
детско-родительских отношений ………………………………………..….…..46
3.2. Примерная программа коррекции детско-родительских отноше-ний........51
3.3. Выводы .......................…………………..………..…………………….……58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….…………….…………………………………………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние стиля семейного воспитания на детско-родительские отношения.doc

— 729.00 Кб (Скачать файл)
  1. Здравствуй, ты. Цель: развитие групповой сплоченности.
  2. Слепой и поводырь. Цель: развитие социального доверия.
  3. Ролевые игры. Цель: обсуждение ситуаций.
  4. Упражнение на самоанализ. Цель: открытие своего “Я”, формирование стремления к самосовершенствованию.
  5. Домашнее задание. Цель: формировать стремления к самосовершенствованию.

Занятие 3.

Цель: создание положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе, отреагирование внутриличностных конфликтов.

  1. Привет, ты представляешь… Цель: создание положительного эмоционального фона.
  2. Доверяющее падение. Цель: развитие социального доверия.
  3. Я – икс. Цель:  отреагирование внутриличностных конфликтов.
  4. Лишний стул. Цель: формирование групповой сплоченности, снятие напряжения.
  5. Покажи пальцем. Цель: развитие уверенности в себе, социальной сензитивности.
  6. До свидания, мы. Цель: развитие групповой сплоченности, закрепление положительных эмоций.

Блок реконструктивный.

Цель: разрушение внутрисемейных стереотипов, обучение навыкам адаптивного взаимодействия, гуманизация детско-родительских отношений.

Задачи:

        1. Продуктивная реорганизация арсенала средств общения в семье.
        2. Оптимизация общения детей с членами своей семьи.

Занятие  1. Цель: реконструкция эмоциональных аспектов семейного взаимодействия.

              1. Унисон. Цель: активизация и сближение группы, уменьшение напряжения.
              2. Угадай. Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать свое.
              3. Пословицы. Цель: осознание и свободное принятие новых способов взаимодействия.
              4. Живой кокон. Цель: развитие социальной сензитивности, социального доверия.
              5. Откровенно говоря. Цель: отреагирование эмоций.

Занятие 2.

Цель: закрепление новых способов общения в семье.

  1. Пожелания на день. Цель: активизация и сближение группы, саздание положительного эмоционального фона.
  2. Маленькому – защита. Цель: обучение приемам релаксации.
  3. Семейная проблема. Цель: закрепление новых способов общения в семье.
  4. Дискуссия на тему: “мои родителя и я, мой ребенок и я”. Цель: осознание проблемы, реконструкция детско-родительских отношений.
  5. До свидания, мы. Цель: достичь взаимопонимания и сплоченности в группе.

Занятие 3.

Цель: гуманизация детско-родительских отношений.

  1. Я хочу тебе подарить. Цель: создание положительного эмоционального фона, раскрытие групповых отношений, развитие социальной сензитивности.
  2. Ожившие картины. Цель: осознание семейных проблем.
  3. Нас с тобой объединяет… Цель: создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе.
  4. Больше всего мне понравилось… Цель: отреагирование эмоций.

Занятие 4.

Цель:  продолжить работу по реконструкции детско-родительских отношений.

  1. Здравствуй, мне очень нравиться… Цель: активизация и сближение группы, создание положительного эмоционального фона.
  2. Список претензий. Цель: осознание причин нарушения детско-родительских отношений.
  3. Дискуссия на тему “Нужна ли человеку семья?”. Цель: коррекция детско-родительских отношений.
  4. Хиппи. Цель: развитие социальной сензитивности.
  5. До свидания, мы…

Занятие 5.

Цель: продолжить работу по реконструкции детско-родительских отношений.

  1. Здравствуй, ты представляешь… Цель: создание положительного эмоционального фона.
  2. Какой я родитель? (Какой я ребенок?) Цель: саморефлексия.
  3. Ассоциации. Цель: развитие социальной готовности.
  4. Картина. Цель: дать детям и родителям почувствовать радость совместного творчества, ощутить себя чес-то целым.
  5. Откровенно говоря…

 

Блок закрепляющий.

Цель: закрепить новые способы общения  в семье, подвести итоги групповой работы; отрефлексировать, какие изменения произошли в процессе занятий.

Задачи:

  1. Закрепить новые формы эмоционального реагирования и стереотипы поведения в семье.
  2. Оказать необходимую психологическую поддержку, настроить на будущее.

Занятие 1.

Цель: закрепление новых форм общения в семье.

  1. Унисон. Цель: развитие социальной сензитивности.
  2. Доверяющее падение. Цель: закрепление доверительного отношения.
  3. Цветное настроение. Цель:  отрефлексировать, какие изменения произошли в группе.
  4. Стул откровений. Цель: закрепление новых форм общения.
  5. Больше всего мне понравилось… Цель: отреагирование эмоций.

Занятие 2.

Цель:  закрепление новых форм общения в семье, настрой на будущее, оказание психологической поддержки.

  1. Пожелание на день. Цель: активизация группы, создание положительногго эмоционального настроя.
  2. Просьба. Цель: закрепление новых стереотипов поведения.
  3. Родиться вновь. Цель: формирование установки на будущее, на активное участие в жизни.
  4. Похвала по кругу. Цель: закрепление положительных эмоций.
  5. До свидания, мы… Цель: развитие социального доверия, уверенности в себе.

Занятие 3.

Цель: отрефлексировать, какие изменения произошли в процессе занятий, подвести итоги групповой работы.

  1. Здравствуй, мне очень нравиться… Цель: создание положительного эмоционального фона, закрепление доверительного отношения.
  2. Чемодан. Цель: осознание слабых и сильных сторон своей личности.
  3. Больше всего мне понравилось… Цель: отреагирование эмоций.

Итак, подводя итоги, можно отметить следующее:

- семья это целостная система, поэтому проблемы диады “родитель-ребенок”  не могут быть решены благодаря психокоррекции только ребенка или только родителя. Наиболее эффективной формой работы будет групповая, когда занятия посещают родители и дети одновременно. Основным методом групповой коррекции детско-родительских отношений является когнитивно-поведенческий тренинг. При этом используются такие вспомогательные методы психокоррекции: дискуссия, психодрама, анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникации в решении проблем, проба на совместную деятельность, а также специальные упражнения на развитие навыков общения.

3.3. Выводы

        1. Основными задачами коррекции  межличностных отношений в семье считаются: изменение ориентаций семейного воспитания в сторону самосовершенствования и совершенствования семейных отношений, сведение к минимуму дефектов семейного воспитания.
        2. Одной из наиболее эффективных коррекционной форм работы с родителями является такой метод групповой коррекции отношений как когнитивно-поведенческий тренинг.
        3. В родительских группах необходимо использовать такие вспомогательные средства коррекции как дискуссия, психодрама, анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в решении проблем, проба на совместную деятельность, специальные игры и упражнения, направленные на развитие навыков мышления.
        4. Коррекционная работа, направленная на реконструкцию детско-родительских отношений, должна реализовываться при условии совместного участия как родителей, так и детей, при этом необходимо организовывать занятия отдельно для детей, родителей, и совместные занятия.
        5. В коррекционную работу желательно одновременно включать родителей, демонстрирующих разные стили семейного воспитания, т.к. в такой ситуации будет происходить взаимообогащение опытом построения отношений в собственной семье, анализ разнообразных путей реагирования позволит родителям выявить оптимальный, осознать достоинства и недостатки предлагаемых способов взаимодействия между родителями и детьми.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучению семьи как воспитательного института посвящено большое количество исследований – как в отечественной психологической науке, так и за рубежом. В всех исследованиях подчеркивается, что семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями и отклонениями в поведении.

К семейной атмосфере, ее состоянию и перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Семейное воспитание индивидуально, и потому его невозможно заменить никакими суррогатами анонимного воспитания. Его отсутствие или изъяны с большим трудом восполняются в последующей жизни человека.

Наибольшее значение для формирования личности имеет морально-психологический климат семьи, который определяет и опосредует все другие факторы. В свою очередь, сам микроклимат семьи зависит от характера супружеских и детско-родительских отношений, которые тесно связаны с такой характеристикой как стиль семейного воспитания.

Основной целью исследования определялось выявление  особенностей  отношений между родителями и детьми в семьях с разным стилем воспитания.

Для достижения поставленной цели нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, а также спланировано и проведено исследование, по окончанию которого были сделаны следующие выводы:

-64% семей учащихся, принимавших  участие в диагностическом обследовании, характеризуются наличием благоприятной семейной атмосферы. В таких семьях детско-родительские отношения строятся на основе любви и уважения, родители апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегают к словесному объяснению, полагая ребенка равным себе и способным к пониманию обращенных к нему разъяснений; ребенку не навязывает решения, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребенка за проявление этих качеств. Дети в свою очередь ощущают себя в семье как любимые, чувствуют доброжелательное отношение к себе и демонстрируют его по отношению к своим родителям.

- стиль семейного воспитания  “эмоциональное отвержение” характеризуется  прежде всего отношением “маленький неудачник” со стороны родителя к ребенку, дети в таких семьях эмоционально далеки от родителей, семейную обстановку они воспринимают как холодную, отстраняются от родителей, нарушены контакты между родителями и детьми. При этом внешне родителя могут демонстрировать внимание к своему ребенку, чаще проявляющееся как увеличение количества санкций по отношению к нему.

- стиль семейного воспитания  “повышенная моральная ответственность”  характеризуется таким типом отношения как “авторитарная гиперсоциализация”, проявляющимся холодным типом отношений, высоким уровнем контроля и увеличением количества применяемых к ребенку санкций.  Ребенок при данном стиле семейного воспитания демонстрирует негативное отношение к семейной обстановке, часто уже к 9-10 годам они оказывают сопротивление родителям в виде обмана, грубости.

Использование такого статистического метода как корреляционный анализ позволил выявить наличие связи между вышеназванными стилями семейного воспитания и характеристиками детско-родительских отношений.

- стиль семейного воспитания  “доминирующая гиперпротекция”. Родитель  в данной семье демонстрирует  очень близкие эмоциональные  связи со своим ребенком, отношения в семье характеризуются малой дистанцией, теплыми взаимоотношениями, стремлением удовлетворить потребности ребенка. Ребенок в этой семье инфантилен, не умеет решать трудности, возникающие в его жизни, при этом отношение к матери у него уважительное, он очень любит ее, не тяготиться ее сверхопекой.

Другие стили семейного воспитания в семьях учащихся 3 класса А не были диагностированы.

При этом мы подразумевали, что родители, принимавшие участие в диагностической работе, демонстрируют в семье ведущую роль, и их стиль воспитания является доминирующим, т.к. они в большей степени занимаются воспитанием ребенка, что также подтверждается учителем класса в ходе беседы после использования в работе вышеуказанных стандартизированных методик.

Анализ существующих подходов к организации работы с родителями в целях коррекции межличностных отношений между родителями и детьми, показал, что существуют разнообразные методологические подходы к построению работы по воспитанию родителей. Одним из эффективных средств реализации психологической помощи родителям, демонстрирующим неблагоприятные стили семейного воспитания, является когнитивно-поведенческий тренинг. Описание работы в рамках этого направления дано в параграфе 3.1.

Таким образом, мы считаем, что цель нашего исследования достигнута, а гипотеза исследования, в которой мы предполагали, что стиль семейного воспитания определяет специфику отношений между родителями и детьми, подтверждена.

 

СПИСОК ИСПОЛЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998.
  2. Александрова Т. А. Родительский дом. -  М., 1987.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.,  1998.
  4. Бардиан А. М. Воспитание детей в семье. -  М., 1972.
  5. Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации. – М., 1997.
  6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Фельдштецна Д.И. – М., 1995.
  7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1986.
  8. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. -  М., 1988.
  9. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. – СПб,.2001.
  10. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. – М.,1986.
  11. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М.,2004
  12. Вилюпас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.
  13. Владиславский В. Все начинается с детства. Минск, 1989.
  14. Выготский  Л.С.  Педагогическая  психология. – М.,  1991.
  15. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1976.
  16. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.
  17. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. – М.: Просвещение, 1991.
  18. Детская  психология/Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1998.
  19. Джайнотт Х. Родители и дети. - М., 1986.

Информация о работе Влияние стиля семейного воспитания на детско-родительские отношения