Влияние стиля семейного воспитания на детско-родительские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 04:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности отношений между родителями и детьми в семьях с разным стилем воспитания.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме взаимоотношений между родителями и детьми при разных стилях семейного воспитания;
2. Изучить особенности стилей семейного воспитания и их влияние на детско-родительские отношения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………………..……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………………………...…..5
1.1. Детско-родительские отношения: определение, типы, возрастная дина-мика……………………………..……….…………………………..………...5
1.2. Особенности детско-родительских отношений при различных стилях
семейного воспита-ния……………………………………..…….……......………13
1.3. Выводы ………………………………………………………...……………..28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ ВОСПИТАНИЯ…………………………………………..…………...…….…….29
2.1. База, методы и этапы исследова-ния………………………………………...29
2.2. Анализ результатов исследова-ния………………………….…….…......….32
2.3. Выводы …………………………………..…..………………………………44
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОПТИМИЗАЦИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ …………………………………...…………46
3.1. Подходы к организации коррекционной работы по оптимизации
детско-родительских отношений ………………………………………..….…..46
3.2. Примерная программа коррекции детско-родительских отноше-ний........51
3.3. Выводы .......................…………………..………..…………………….……58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….…………….…………………………………………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние стиля семейного воспитания на детско-родительские отношения.doc

— 729.00 Кб (Скачать файл)
  1. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.,1996.

  1. Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг.- Ярославль.: 2002.
  2. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.,  1998.
  3. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.
  4. Коломинский Я.Л. Человек среди людей. – М., 1970.
  5. Кон И. С. Ребенок и общество. -  М., 1988.
  6. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д, 1998.
  7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
  8. Люблинская А.А. Детская  психология. – М., 1971.
  9. Макаренко А.С. Книга для родителей. – М., 2001.
  10. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1995.
  11. Мухина В.С. Детская психология./Под ред. Л.А. Венгера. – М.,  1983.
  12. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Т.2. Психология образования. – М., 1994.
  13. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.
  14. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М., 2003.
  15. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. – М.,  1996.
  16. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога – М.,  1996.
  17. Петровский  А.В.,  Ярошевский  М.Г.  Психология. – М.,  2000.
  18. Практическая психология образования/ред. Дубровиной И.В. - М., 1997.
  19. Психологический словарь./Под ред.А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.
  20. Психология. Словарь. – М.,  1990.
  21. Романова Е.С., О.Ф.Потемкина Графические методы в психологической диагностике.- М.,1992.
  22. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.,  1992.
  23. Семейное воспитание: краткий словарь. - М.: Политиздат, 1990.
  24. Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М., 2002.
  25. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения//Вопросы психологии. 2000.№3.
  26. Спиваковская А. С. Как быть родителями. -  М., 1986.
  27. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., 1998.
  28. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. -  М., 1987.
  29. Урунтаева Г.А. Дошкольная  психология. – М.,  2001..
  30. Хрестоматия по общей психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В.Петухова. – М., 1981.
  31. Шнейберг  Л.Б. Психология семейных отношений. – М.,  2000.
  32. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В.Психология и психотерапия семьи. – СПб., 2000.
  33. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1996.
  34. Эльконин Д.Б. Психология развития в детских возрастах. – М.; Воронеж, 1995.

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опросник АСВ

(автор Э.Г.Эйдемиллер)

  1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (моей дочери).
  2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) – пообщаться, поиграть.
  3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.
  4. Не люблю, когда сын (дочь) приходят ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам.
  5. Наш ребенок имеет больше обязанностей – в уходе за собой, поддержании порядка, чем большинство детей его возраста.
  6. Моего ребенка очень трудно заставить что-нибудь сделать, чего он не любит.
  7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их родители.
  8. Мой сын (дочь) легко нарушают запреты.
  9. Если хочешь, чтобы твой сын (дочь) стал (стала) хорошим человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.
  10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).
  11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал бы.
  12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.
  13. Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.
  14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил(а) по отношению к нему  (к ней) неправильно.
  15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.
  16. Общение с детьми в общем-то – утомительное дело.
  17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.
  18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой муж (моя жена) не мешали бы мне.
  19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.
  20. Большинство мужчин легкомысленнее, чем мужчины.
  21. Мой сын (дочь) – для меня самое главное в жизни.
  22. Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.
  23. Если игрушка ребенку нравиться, я куплю ее, сколько бы она не стоила.
  24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснять ему (ей).
  25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось ранее) присматривать за младшим братом (сестрой).
  26. Нередко бывает так: напоминаю-напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сама.
  27. Родитель ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.
  28. Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.
  29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их. 
  30. Я очень редко ругаю сына (дочь).
  31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания.  Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.
  32. Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с супругом.
  33. Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быстро становиться взрослым.
  34. Если ребенок упрямиться, потому что плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет.
  35. Мой ребенок растет слабым и болезненным.
  36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.
  37. У моего сына  (дочери) есть недостатки, которые не исправляются, хотя я упорно с ними борюсь.
  38. Нередко бывает, что когда я наказываю моего сына  (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).
  39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.
  40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем  мужчины.
  41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.
  42. Мне много раз пришлось пропустить родительские собрания.
  43. Стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обеспечен, лучше, чес другие дети.
  44. Если побыть в обществе моего сына  (дочери), можно сильно устать.
  45. Мне часто приходилось давать моему сыну (дочери) трудные для его (ее) возраста поручения.
  46. Мой ребенок никогда не убирает за собой игрушки.
  47. Главное, чему родители могут научить своих детей – это слушаться.
  48. Мой ребенок сам решает, сколько, чего и когда ему есть.
  49. Чем строже родитель к ребенку, тем лучше для него.
  50. По характеру я – мягкий человек.
  51. Если моему сыну (дочери) что-то от меня понадобиться, он старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.
  52. Когда я думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет  и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.
  53. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.
  54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители  не  умеют к нему подойти.
  55. Я постоянно переживаю за здоровье сына  (дочери).
  56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.
  57. Некоторые очень важные недостатки моего сына  (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.
  58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа.
  59. Мужчина хуже умет понимать чувства другого человека, чем женщина.
  60. Женщина хуже умет понимать чувства другого человека, чем мужчина.
  61. Ради моего сына  (дочери) мне от многого в жизни пришлось и приходится отказываться.
  62. Родитель, которые слишком много суетятся вокруг своих детей, вызывают у меня раздражение.
  63. Я трачу на моего сына  (дочь) значительно больше денег, чем на себя.
  64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам(а)лучше знаю, чего ему (ей) больше надо.
  65. У моего сына  (дочери) болеет рудное детство, чем у большинства его (ее) товарищей.
  66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей), хочется, а не то, что надо.
  67. Дети должны уважать родителей, больше, чем всех других людей.
  68. Если мой ребенок не спит, когда ему положено, я не настаиваю.
  69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим детям.
  70. От наказаний мало проку.
  71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие наоборот – очень строги.
  72. Мне очень бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил никого, кроме меня.
  73. Мне нравятся маленькие дети, поэтому не хотел(а) бы, чтобы он(а) слишком быстро взрослел(а).
  74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).
  75. В связи с плохим здоровьем сына  (дочери) нам приходится ему (ей) многое позволять.
  76. Воспитание детей – тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.
  77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него действует – это постоянные строгие наказания.
  78. Мой муж (жена) старается настроить сына  (дочь) против меня.
  79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
  80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.
  81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его делах, здоровье и т.д.
  82. Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он что-нибудь натворил или с ним что-нибудь случилось.
  83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего он хочет.
  84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.
  85. Стараюсь, как можно раньше приучить ребенка помогать по дому.
  86. У моего сына  (дочери) мало обязанностей по дому.
  87. Даже если дети уверены, что родители неправы, они должны делать то, что говорят родители.
  88. В нашей семье так принято, что ребенок делает что хочет.
  89. Бывают случаи, когда лучшее наказание – ремень.
  90. Многие недостатки в поведении моего ребенка пройдут сами собой с  возрастом.
  91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы беремся за него (нее). Если все тихо, мы опят оставляем его (ее) в покое.
  92. Если бы мой сын не был моим сыном, а я была бы помоложе, то наверняка бы влюбилась в него.
  93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.
  94. В недостатках моего сына  (дочери)  виноват(а) я сам(а), потому что не сумел(а) его (ее) воспитать.
  95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался жить.
  96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.
  97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он(а) немедленно использует это во вред себе или окружающим.
  98. Нередко бывает, что если я говорю сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот.
  99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.
  100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.
  101. Я трачу на сына  (дочь) больше сил и времени, чем на себя.
  102. Я довольно мало знаю о делах сына  (дочери).
  103. Желание моего сына  (дочери) – для меня закон.
  104. Мой сын очень любит спать со мной.
  105. У моего сына  (дочери) плохой желудок.
  106. Родители нужны ребенку лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает и них.
  107. Ради сына  (дочери) я пошел бы на любую жертву.
  108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.
  109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему все прощаю.
  110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.
  111. Руки и ноги моего сына  (дочери) часто бывают очень холодными.
  112. Большинство детей – маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.
  113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.
  114. Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами сына  (дочери).
  115. Мне очень трудно сказать своему ребенку “Нет”.
  116. Меня огорчает, что мой сын все меньше нуждается в о мне.
  117. Здоровье моего сына  (дочери) хуже, чем у большинства других детей.
  118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.
  119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.
  120. Большую часть своего времени сын (дочь) проводит вне дома – в яслях, детском саду, у родственников.
  121. У моего сына  (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.
  122. Кроме моего сына, мне больше никто на свете не нужен.
  123. У моего сына  (дочери) прерывистый и беспокойный сон.
  124. Нередко думаю, что я слишком  рано женился (вышла замуж).
  125. Всему, чему научился мой ребенок к настоящему времени, произошло только благодаря моей постоянной помощи.
  126. Делами сына  (дочери) в основном занимается мой муж (жена).
  127. Я не могу вспомнить, когда в последний раз отказал(а) своему ребенку  в покупке какой-нибудь вещи (мороженое, конфеты, “Пепси” и т.д.).
  128. Мой сын говорил мне: “Вырасту, женюсь на тебе, мама”.
  129. Мой сын (дочь) часто болеет.
  130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.

 

Бланк для ответов

         

ДЗ*

1

21

41

61

81

Г+7

2

22

42

62

82

Г-8

3

23

43

63

83

У+8

4

24

44

64

84

У-4

5

25

45

65

85

Т+4

6

26

46

66

86

Т-4

7

27

47

67

87

З+4

8

28

48

68

88

З-3

9

29

49

69

89

С+4

10

30

50

70

90

С+4

11

31

51

71

91

Н5

12

32

52

72

92

РРЧ6

13

33

53

73

93

ПДК4

14

34

54

74

94

ВН5

15

35

55

75

95

ФУ6

16

36

56

76

96

НРЧ7

17

37

57

77

97

ПНК4

18

38

58

78

98

ВК4

19

39

59

79

99

ПЖК4

20

40

60

80

100

ПМК4

101

107

113

119

125

Г+

102

108

   114

120

126

Г-

103

109

115

121

127

У+

104

110

116

122

128

РРЧ

105

111

117

123

129

ФУ

106

112

118

124

130

НРЧ


* эта часть бланка испытуемым  не показывается.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест- опросник родительского отношения

(авторы А. Я. Варга, В. В. Столин).

Текст опросника

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
  3. Я уважаю своего ребенка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно  отклоняется  от  нормы.
  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных  жизненных  проблем, если  они  его травмируют.
  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком. 
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые,  кроме презрения,  ничего не стоят.
  15. Для  своего  возраста  мой  ребенок  немножко незрелый.
  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.
  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я принимаю участие в своем ребенке.
  22. К моему ребенку “липнет”  все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
  30. Я  мечтаю  о  том,   чтобы  мой  ребенок  достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать  мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
  39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
  40. 40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
  41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство,
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
  44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
  45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
  46. Мой ребенок часто раздражает меня.
  47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный  характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Я разделяю интересы своего ребенка.
  54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  55. Мой  ребенок  вырастет  неприспособленным  к жизни.
  56. Мой  ребенок  нравится  мне  таким,   какой  он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего  ребенка.
  58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я  невысокого  мнения  о  способностях  моего ребенка и не скрываю этого от него.
  61. Очень  желательно,  чтобы  ребенок  дружил  с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

Обработка результатов

  1. Принятие-отвержение;  3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 33, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
  2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9,  21,  25,  31, 34, 35,  36.
  3. Симбиоз: 1,  5,  7, 28, 32, 41, 58,
  4. Авторитарная гиперсоциализация: 2,   19,  30, 48, 50, 57,  59.
  5. Маленький неудачник: 9,  11,  13,  17,  22,  28, 51, 54,  61.

 

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается  ответ    “верно”.

Высокий  тестовый  балл  по  соответствующим шкалам  интерпретируется  как:

  • отвержение,
  • социальная  желательность
  • симбиоз
  • гиперсоциализация
  • инфантилизация.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рекомендации по интерпретации результатов методики “Рисунок семьи”

I. Качественный анализ  рисунка

Качественный анализ рисунка условно можно разделить на три части:

1. Анализ структуры рисунка семьи.

2. Определение особенностей графического изображения членов семьи.

3. Анализ процесса рисования.

1. По результатам анализа структуры  рисунка необходимо ответить на следующие вопросы.

Соответствие состава нарисованной и реальной семьи (все ли члены семьи изображены на рисунке, кого ребенок не нарисовал?).

Есть изображение автора на рисунке или его нет?

Увеличен или нет состав семьи (изображение дополнительно к родителям или вместо них не связанные с семьей взрослые)?

Как расположены члены семьи на рисунке:

— расстояние между отдельными членами семьи;

— наличие объектов (линий), которые служат как бы преградой между отдельными членами семьи;

— стремление поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький домик и т.п.);

— разделение членов семьи на группы (часть семьи расположена в одной группе, а одно или несколько лиц — отдельно);

— отдельное расположение автора рисунка?

Чем занимаются члены семьи (отдых, работа, общая или раздельная деятельность)?

Случается, что вместо реальной семьи рисуется семью зверят (птиц). Психологу следует уточнить, с кем ребенок их идентифицирует.

2. При определении особенностей  графического изображения членов семьи следует обратить внимание на то:

Информация о работе Влияние стиля семейного воспитания на детско-родительские отношения