Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:33, курсовая работа
Цель исследования: Изучить гендерные особенности памяти детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме: развитие памяти в старшем дошкольном возрасте и её гендерные отличия.
Подобрать методы и методики для изучения гендерных особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Провести исследования по выявлению гендерных особенностей памяти старших дошкольников.
На основе анализа изученных результатов выявить гендерные особенности памяти детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………..2
1.Гендерные особенности памяти………………………………………………4
1.1. Память, как психический процесс: понятие, виды, структура, процессы, теории……………………………………………………………………………..4
1.2. Особенности памяти в зависимости от гендера………………………..14
2.Особенности памяти старших дошкольников………………………………21
2.1. Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте ……………………21
2.2. Гендерные отличия памяти в старшем дошкольном возрасте……….28
3.Исследование гендерных различий памяти старших дошкольников………32
3.1. Организация и методы исследования……………………………………32
3.2. Анализ результатов исследования……………………………………….38
Заключение………………………………………………………………………41
Приложения……………………………………………………………………..42
Список литературы……………………………………………………………50
2)
Анализ результатов
Сводная таблица результатов методики «Опосредованное запоминание»
(мальчики и девочки)
Слова для запоминания |
Девочки |
Мальчики | ||
Воспроиз. |
Невоспроиз. |
Воспроиз. |
Невоспроиз. | |
«пожар» |
3 |
2 |
4 |
1 |
«труд» |
4 |
1 |
4 |
1 |
«дождь» |
5 |
0 |
5 |
0 |
«ошибка» |
4 |
1 |
3 |
2 |
«горе» |
4 |
1 |
3 |
2 |
ИТОГО: |
20 |
5 |
19 |
6 |
Анализируя полученные результаты проведенной методики «Опосредованное запоминание», которые отражены в таблице №1 и Приложении №2 (таблицы №1 и №2), мы можем отметить, что количество воспроизведенных и невоспроизведенных слов и у мальчиков и у девочек примерно равны. Преимущество девочек получилось в результате наиболее лучшего воспроизведения 4 слов из 5: «труд», «дождь», «ошибка» и «горе». Но зато слово «пожар» две девочки воспроизвести не смогли. У мальчиков же были воспроизведены хорошо 3 слова из 5: «пожар», «труд», «дождь». Зато слова «ошибка» и «горе» воспроизвести не смогли двое детей.
Преимущество девочек, возможно, объясняется еще и участием в воспроизведении слов зрительной и слуховой памяти, преобладание которых мы подтвердили в первой части нашей гипотезы.
Самым легко воспроизводимым
словом оказалось слово «дождь»
При анализе результатов
Таким образом, из данных, полученных в результате проведения методики, следует, что ассоциативная (логическая) память не является характерной именно для мальчиков старшего дошкольного возраста, т.е. в изучении ассоциативной (логической) памяти не прослеживаются гендерные различия. Из чего следует, что вторая часть нашей гипотезы не нашла подтверждения.
Заключение
Изучив гендерные особенности памяти детей старшего дошкольного возраста (Черемошкина Л.В., Попова Л.В., Мухина В.С., Люблинская А.А., Еремеева В.Д., Хризман Т.П. и др.) мы пришли к выводу, что в настоящее время данная проблема является актуальной.
На сегодняшний день в науке
проблема гендерных
В литературе, изученной нами (Аткинсон
В., Блонский П.П., Бендас Т.В., Берн
Ш., Гейманс Г., Мид М.и др.) имеются
лишь незначительные
Исходя из вышесказанного, мы
предположили, что имеются гендерные
особенности памяти в старшем
дошкольном возрасте у
Работа проводилась на базе МДОУ Детский сад №9 «Теремок» с.Заозерье
с 12 декабря по 20 марта 2009г. Общая выборка детей составила 10 человек (5 девочек и 5 мальчиков). Работа проходила в три этапа. На констатирующем этапе, по результатам диагностик мы выяснили, что у девочек в отличие от мальчиков, преобладает как зрительная непроизвольная и произвольная память, так и слуховая кратковременная и долговременная память, а в изучении ассоциативной (логической) памяти гендерные различия не проявились.
Таким образом, мы можем
Приложения
Приложение №1
Результаты методик изучения зрительной и слуховой памяти (мальчики)
Таблица №1
Имя ребенка |
Количество ответов | ||||||||
Зрительная непроизвольная память |
Зрительная произвольная память |
Слуховая кратковрем. Память |
Слуховая долговрем. Память | ||||||
Количество |
уровень |
Количество |
уровень |
Количество |
уровень |
Количество |
уровень | ||
|
4 |
Ср. |
3 |
Низ. |
4 |
Ср. |
4 |
Ср. | |
|
4 |
Ср. |
4 |
Ср. |
4 |
Ср. |
5 |
Ср. | |
|
5 |
Ср. |
6 |
Выс. |
5 |
Ср. |
6 |
Выс. | |
|
4 |
Ср. |
4 |
Ср. |
3 |
Низ. |
3 |
Низ. | |
|
4 |
Ср. |
3 |
Низ. |
4 |
Ср. |
4 |
Ср. | |
Средние показатели |
4,2 |
Ср. |
4 |
Ср. |
4 |
Ср. |
4,4 |
Ср. |
Результаты методик изучения зрительной и слуховой памяти (девочки)
Таблица №2
Имя детей |
Количество ответов | ||||||||
Зрительная непроизвольная память |
Зрительная произвольная память |
Слуховая кратковрем. Память |
Слуховая долговрем. Память | ||||||
Количество |
уровень |
Количество |
уровень |
Количество |
уровень |
Количество |
уровень | ||
|
5 |
Ср. |
3 |
Низ. |
4 |
Ср. |
5 |
Ср. | |
|
6 |
Выс. |
5 |
Ср. |
5 |
Ср. |
5 |
Ср. | |
|
7 |
Выс. |
8 |
Выс. |
5 |
Ср. |
6 |
Выс. | |
|
4 |
Ср. |
5 |
Ср. |
4 |
Ср. |
6 |
Выс. | |
|
5 |
Ср. |
5 |
Ср. |
4 |
Ср. |
6 |
Выс. | |
Средние показатели |
5,2 |
Выше ср. |
5,2 |
Выще ср. |
4 |
Ср. |
5,4 |
Выше ср.у |
Результаты методик изучения зрительной и слуховой памяти (мальчики)
Таблица №3
Количество правильных ответов | |||||
Имя ребенка |
Никита Д. |
Паша С. |
Рома Г. |
Кирилл Е. |
Артем Ж. |
Зрительная непроиз.память |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
Зрительная произ.память |
3 |
4 |
6 |
4 |
3 |
Слуховая кратковр. Память |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
Слуховая долговр. Память |
4 |
5 |
6 |
3 |
4 |
Результаты методик изучения зрительной и слуховой памяти (девочки)
Таблица №4
Количество правильных ответов | |||||
Имя ребенка |
Надя С.. |
Ульяна Д. |
Саша Б. |
Юля Б. |
Арина Т. |
Зрительная непроиз.память |
5 |
6 |
7 |
4 |
5 |
Зрительная произ.память |
3 |
5 |
8 |
5 |
5 |
Слуховая кратковр. Память |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
Слуховая долговр. Память |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
Приложение №2
Протокол
№1
Исследуемый: Надя С, 6л 10м
Слова для запом. |
Выбор картинки, объяснение |
Воспр. |
«пожар» |
«солнце» (оно греет) |
- |
«труд» |
«булочная» (продают – трудятся) |
+ |
«дождь» |
«сапоги» (мокнут ноги) |
+ |
«ошибка» |
«школьная доска» (пишут – ошибаются) |
+ |
«горе» |
«забор» (могут сломать) |
+ |
Протокол №2
Исследуемый: Ульяна Д, 6л 8м
Слова для запом. |
Выбор картинки, объяснение |
Воспр. |
«пожар» |
«заводские трубы» (дым из трубы) |
+ |
«труд» |
«карандаш» (пишут – трудятся) |
+ |
«дождь» |
«сапоги» (сыро ногам) |
+ |
«ошибка» |
«школьная доска» (пишут – ошибаются) |
+ |
«горе» |
«кувшин» (может разбиться) |
- |
Протокол №3
Исследуемый: Арина Т,6л 2м
Слова для запом. |
Выбор картинки, объяснение |
Воспр. |
«пожар» |
«заводские трубы» (дым) |
+ |
«труд» |
Нет ответа |
- |
«дождь» |
«сапоги» (сыро ногам) |
+ |
«ошибка» |
«кувшин» (нет объяснения) |
- |
«горе» |
«забор» (ломают) |
+ |
Протокол №4
Исследуемый: Саша К., 5л 11м
Слова для запом. |
Выбор картинки, объяснение |
Воспр. |
«пожар» |
«солнце» (светит – жарко) |
- |
«труд» |
«забор» (строят - трудятся) |
+ |
«дождь» |
«сапоги» (сыро ногам) |
+ |
«ошибка» |
«школьная доска» (пишут – ошибаются) |
+ |
«горе» |
«кувшин» (может разбиться) |
- |
Протокол №5
Исследуемый: Юля Б., 5л 11м
Слова для запом. |
Выбор картинки, объяснение |
Воспр. |
«пожар» |
«забор» (может сгореть – огонь) |
+ |
«труд» |
«детские штанишки» (шьют – трудятся) |
+ |
«дождь» |
«графин» (дождь – это вода) |
+ |
«ошибка» |
«школьная доска» (пишут – ошибаются) |
+ |
«горе» |
«часы» (могут разбиться) |
+ |
Протокол
№6
Исследуемый: Никита Д., 6л 8м
Информация о работе Гендерные особенности памяти старших дошкольников