Гендерные особенности памяти старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить гендерные особенности памяти детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:
Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме: развитие памяти в старшем дошкольном возрасте и её гендерные отличия.
Подобрать методы и методики для изучения гендерных особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Провести исследования по выявлению гендерных особенностей памяти старших дошкольников.
На основе анализа изученных результатов выявить гендерные особенности памяти детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1.Гендерные особенности памяти………………………………………………4
1.1. Память, как психический процесс: понятие, виды, структура, процессы, теории……………………………………………………………………………..4
1.2. Особенности памяти в зависимости от гендера………………………..14

2.Особенности памяти старших дошкольников………………………………21
2.1. Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте ……………………21
2.2. Гендерные отличия памяти в старшем дошкольном возрасте……….28

3.Исследование гендерных различий памяти старших дошкольников………32
3.1. Организация и методы исследования……………………………………32
3.2. Анализ результатов исследования……………………………………….38

Заключение………………………………………………………………………41
Приложения……………………………………………………………………..42
Список литературы……………………………………………………………50

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 109.68 Кб (Скачать файл)

     Одной из основных задач психологической  науки с самого начала было  измерить доступный человеку объем памяти, быстроту с которой он может запомнить данный материал, и время, в течение которого он может удерживать этот материал. Задача измерения объема памяти в его наиболее чистом виде была разрешена известным немецким психологом Эбингаузом.[3,стр.250]

    Успех  запоминания зависит также от  того, в какой степени материал  осмысливается человеком. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную близость объектов запоминания. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений. Осмысленное запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени и более действенно.[28, стр.251]

     Прочность запоминания во многом  зависит от факторов, влияющих  на  продуктивность запоминания:

  • Мотивация;
  • Установка на запоминание (готовность что-либо запомнить);
  • Уровень бодрствования;
  • Характер запоминаемого материала;
  • Эмоциональная окраска материала;
  • Использование мнемических приемов ( группировка, выделение опорных пунктов, составление планов, классификация, структурирование, схематизация, аналогия, мнемотехника, перекодирование, достраивание материала, сериация, ассоциация, повторение).

    То, что человек запоминает, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.[28, стр.254]

        Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в обобщении его.[28, стр.254]

     Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений (представление памяти) или на основе словесных описаний (представление воображения).[28, стр.254]

     Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание.

     Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это – активный волевой процесс. Припоминание у человека происходит по законам ассоциации, сокращенно.[28, стр.255]

Различают воспроизведение непосредственное и опосредованное. Непосредственное воспроизведение протекает без промежуточных ассоциаций (так воспроизводится, например, заученная таблица умножения). При опосредованном воспроизведении человек опирается на промежуточные ассоциации – слова, образы, чувства, действия, с которыми связан объект воспроизведения.[28, стр.256]

      Забывание, выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации (оживлению) временных нервных связей. Чаще всего это угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.[28, стр.256]

      Забывание протекает во времени  неравномерно. Наибольшая потеря  материала происходит сразу же  после восприятия, а в дальнейшем  забывание идет медленнее. Весьма  важно своевременно организовать  повторение воспринятого, не откладывая  надолго эту работу.[28,стр.257]

      Забытое сразу же после восприятия  может восстанавливаться через  некоторое время. Это явление  носит название реминисценции (смутное воспоминание).[28, стр.258]

     Забывание протекает быстрее,  если материал недостаточно понятен  человеком; если материал неинтересен  человеку. Скорость забывания находится  в прямой зависимости от объема  материала и степени трудности его усвоения.[28, стр.258]

     Обычно память определяется через  ее процессы: как отражение прошлого  опыта человека путем запоминания,  сохранения и воспроизведения.  Процессы памяти изучаются разными  науками; очевидно, понять из закономерности  можно исходя из рассмотрения  их психологических, физиологических  и биохимических механизмов.

Теории, представляющие психологический подход, можно классифицировать в зависимости  от того, какую роль в осуществлении  процессов памяти они отводили активности запоминающего субъекта, и как  рассматривалась ими природа  этой активности.

Ассоциативная теория памяти. Представители этого направления Эббингауз, Мюллер, Мюнстенберг в качестве центрального понятия и объяснительного принципа теории рассматривали ассоциацию – соединение, связь двух или нескольких психических элементов. В 80-90 годы XIX века ими проводились исследования, целью которых было выявление условий возникновения, закрепления и актуализации ассоциаций.[3, стр.139]

Основной  принцип возникновения ассоциаций сводился к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно  друг с другом, то между ними образуется ассоциативная связь. Повторение какого-либо элемента этой связи с необходимостью вызывает в сознании представление всех других ее элементов.[3,стр.139]

Было  выявлено три типа условий для  продуктивного запечатления: пространственно-временная  смежность раздражителей; их подобие; их различие или противоположность. [3, стр.140]

В соответствии с условиями запоминания возможны три типа ассоциаций: по смежности; по сходству; по контрасту.

Ассоциативный эксперимент требовал от испытуемых как можно более быстрой реакции  на предъявляемое слово первым пришедшим  на ум словом. Заторможенность этой реакции, непонимание слова-раздражителя, эмоциональное реагирование или  измененное поведение испытуемого  рассматривалось как наличие у него на данное слово эмоционально окрашенных ассоциативных представлений.

Однако  в экспериментах не удалось зафиксировать  какого-либо совпадения ассоциаций на те же слова через два-три месяца. Ассоциации были избирательными, индивидуальными, нестабильными.[2, стр.140]

Особенно  активно критиковали ассоцианизм  гештальтпсихологии, которые в 30-е  годы предложили свое понимание проблем  психологии памяти в «Теории гештальтпсихологии». Поскольку, по мнению гештальтпсихологов, целое не сводится к простой сумме элементов, решающее значение для запоминания имеет не смежность стимулов, а организация всего материала. Важно выявить закономерности такой организации материала, которая приводит к эффективному запоминанию, т.е. структурировать материал.[3, стр.140]

Так же существовали и другие теории памяти. Например «Теория бихевиоризма», которая схожа с «Ассоциативной теорией памяти», но единственное различие заключается в том, что большое значение в ней  придается подкреплениям памяти. Зигмунт Фрейд и представители  психоанализа тоже рассматривали память в своей « Теории психоанализа», ими изучалась роль положительных и отрицательных эмоций в процессах памяти.

В «Теории деятельности» советские психологи А..Леонтьева, П.И.Зинченко, А.Р.Лурия и А.А.Смирнова начиная с 30-х годов, экспериментально доказывали и подчеркивали роль активности запоминающей личности как субъекта деятельности.

По их мнению, память – это система  практических и теоретических действий, подчиненных решению мнемической  задачи (запомнить). Наиболее продуктивные связи при запоминании образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели деятельности субъекта. Характеристика этих связей, например, их прочность, подвижность, оперативность определяется тем, какова степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова их значимость для достижения предстоящих целей.[3, стр.142]

Объяснения  механизмов памяти давались представителями разных наук. Физическое объяснение механизмов памяти вплотную примыкает к физиологическому. Его сторонники утверждают, что прохождение нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя в собственном смысле слова физический след. Физическая материализация следа выражается в электрических и механических изменениях синапсов – мест соприкосновения нервных клеток. Наличие такого следа облегчает вторичное прохождение импульса по знакомому пути.

Биохимические исследования способствовали возникновению еще одного объяснения механизмов памяти. В нервных клетках под воздействием внешних раздражителей происходят химические изменения белковых молекул нуклеиновых кислот, содержащихся в нейронах. Было установлено, например, что раздражение нервной клетки увеличивает содержание РНК (рибонуклеиновой кислоты), которое достаточно длительное время оставляет клетку в состоянии готовности реагировать на повторное раздражение. Поскольку РНК может удержать огромное количество кодов информации, биохимические возможности организации такой клеточной готовности, лежащей в основе памяти, практически безграничны.

В современной  психологии проблема памяти продолжает оставаться одной из центральных, поскольку  от её разработки в значительной степени  зависит прогресс самых различных  областей знания. В настоящее время  трудно говорить о какой-то единой законченной  теории памяти. Существует большое  количество подходов к проблемам, поскольку  память с позиции современных  наук можно понимать как совокупность разноуровневых деятельностей всего  организма, включающую в себя как  биофизические, так и психические  компоненты.

        Память связывает прошлое человека с его будущим и настоящим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения человека. Без памяти человек не мог бы развиваться как полноценная личность.

 

    1. Особенности памяти в зависимости от гендера

      Рассмотрев память, как психический процесс, перед нами встает вопрос: какой вид памяти преобладает у мужчин, а какой у женщин, т.е. каковы особенности памяти в зависимости от гендера.

      Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к исследованиям, которые проводили Зарубежные психологи по различию памяти в зависимости от пола.

        Настоящим пионером новой отрасли - гендерной психологии можно считать голландского ученого Г. Гейманса. В своей книге «Психология женщины» (1911) на основании проведенных экспериментов он делает выводы:

1)  Лучшая память — у женщин. Но следует учитывать степень развития памяти. Более высокий процент исключительной памяти отмечен у мужчин, а хорошей и плохой — у женщин. Отсутствие интереса снижает память женщин (это касается, к примеру, правил орфографии, арифметических действий, железнодорожных путеводителей и исторических дат). 
2) У женщин ассоциации смежности преобладают над ассоциациями сходства. Были также получены противоречивые данные: одни из них говорят о том, что мужчины предпочитают ассоциации от части к целому, а женщины — от целого к части, от предмета к качеству, но в то же время были получены противоположные результаты, свидетельствующие, что мужчины склонны к звуковым ассоциациям от целого к части, от объекта к действию, а женщины — от части к целому.

3) Представление и воображение. У женщин — более живая фантазия ввиду их большей эмоциональности. Они обладают более отчетливыми и красочными образами. У них чаще бывают самопроизвольные галлюцинации (особенно у русских и бразильских женщин — по сравнению с англичанками). Женщины лучше мужчин воображают предстоящие разговоры и споры с собеседником — во всех подробностях. Они склонны преувеличивать свои страдания, опасения, надежды и разочарования. 
4) При сравнении умственных способностей мужчин и женщин важны критерии оценки:

■ Критерий способности к получению высшего  образования. Как среди мужчин, так  и среди женщин есть более и  менее способные к получению  образования, в связи с чем  необходимо уравнять возможности доступа  к высшему образованию для  обоих полов. По данным Гейманса, в  Нидерландах, где женщины в то время составляли седьмую часть  студенчества, они отличались более  высокой академической успеваемостью. Немецкие профессора выделяли у студенток  прежде всего прилежание и старательность, быстроту усвоения материала и способность  к обучению, но в то же время и  отсутствие способности к абстракции, связь умственной деятельности с  чувствами и отсутствие собственных  научных трудов. 
■ Критерий высших достижений в области науки, техники и искусства. По данным Гейманса, в некоторых указателях имен по истории науки женщин 
было всего от 4 до 8%. Из 54 тысяч патентов на изобретения только 6 были получены женщинами. Нет ни одного крупного изобретения или открытия, которое бы принадлежало женщинам. Однако Софи Герман и Софья Ковалевская сделали в области математики больше, чем многие мужчины. Но эти факты не свидетельствуют ни против, ни в пользу женского ума. Высокому развитию женщин препятствуют неблагоприятные социальные условия: характер воспитания девочек, невозможность сделать карьеру и связанная с этим низкая мотивация, предубеждения против ученых-женщин (удивительно, что почти все эти факторы сохранились до сих пор!). Приведем красноречивую цитату из Гейманса (1911, с. 91): «Делать выводы о способности женщин и мужчин к науке сейчас можно с таким же правом, как заключать о физическом превосходстве мужчин на основании состязания в беге, в котором принимали бы участие тысяча мальчиков и одна девочка, причем последняя была бы к тому же стеснена в своих движениях непрактичной одеждой, и в котором победу одержал бы один из мальчиков».[12]

Информация о работе Гендерные особенности памяти старших дошкольников