Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:33, курсовая работа
Цель исследования: Изучить гендерные особенности памяти детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме: развитие памяти в старшем дошкольном возрасте и её гендерные отличия.
Подобрать методы и методики для изучения гендерных особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Провести исследования по выявлению гендерных особенностей памяти старших дошкольников.
На основе анализа изученных результатов выявить гендерные особенности памяти детей старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………..2
1.Гендерные особенности памяти………………………………………………4
1.1. Память, как психический процесс: понятие, виды, структура, процессы, теории……………………………………………………………………………..4
1.2. Особенности памяти в зависимости от гендера………………………..14
2.Особенности памяти старших дошкольников………………………………21
2.1. Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте ……………………21
2.2. Гендерные отличия памяти в старшем дошкольном возрасте……….28
3.Исследование гендерных различий памяти старших дошкольников………32
3.1. Организация и методы исследования……………………………………32
3.2. Анализ результатов исследования……………………………………….38
Заключение………………………………………………………………………41
Приложения……………………………………………………………………..42
Список литературы……………………………………………………………50
Гейманс (1911) приводит данные о том, что женщины обладают лучшей памятью, но только в отношении того, что вызывает у них интерес, поэтому у них могут возникать проблемы с запоминанием математических и грамматических правил, исторических дат и т. п.
В исследованиях зарубежных психологов по половым различиям память изучалась, во-первых, как основной процесс – в лабораторных экспериментах с различным материалом (цифры, предметы, слова, лица, социальные ситуации), во-вторых, как способ организации информации, интереса к ней – какую информацию отбирали для себя испытуемые (о себе или других), и, в-третьих, как составляющая переменная в общей характеристике испытуемого – к примеру, по параметру его надежности как свидетеля преступления. Рассмотрим данные по каждой из категорий.
Элеонор Маккоби — наверное, самое известное имя в психологии половых различий. Ее книга «Психология половых различий», созданная вместе с Кэрол Жаклин (1974 г. и более поздние переиздания в 1978 г.), по-прежнему является наиболее цитируемой во всем мире публикацией по гендерной психологии.
На основе исследований вербальной памяти, приведенные в книге Э.Маккоби и К.Жаклин, и охватывающие испытуемых в возрасте от 2,5 до 75 лет были сделаны выводы: ни в одном возрастном периоде не было обнаружено преимущества мальчиков и мужчин. Девочки и женщины лучше запоминали материал, предъявляемый как зрительно, так и на слух, и это касалось и отдельных слов, и предложений, и целых рассказов (смысловая память), а также демонстрировали превосходство по запоминанию имен и по богатству словесных ассоциаций, причем это наблюдалось уже в 3 года [6,стр.176]
Вербальный материал – слова, предложения, рассказы – активно осваивался обоими полами, без этого невозможно существование в обществе. Несколько большая легкость запоминания этого материала, была обнаружена у девочек, возможно это было связано с их речевыми способностями. [6,стр.177]
В случае с памятью на знаки (цифры, буквы и т.п.), казалось бы, должно было обнаружиться превосходство мальчиков и мужчин – цифровая память является составляющей математических способностей, и вообще знаковая информация кажется более соответствующей интересам и склонностям мужского пола. Тем не менее, результаты исследований свидетельствовали о том, что в возрасте от 5 до 84 лет половых различий по этой характеристике нет: ни в период становления, ни в период стабилизации, ни в период инволюции ни один пол не имел преимущества по цифровой памяти. [6, стр.178]
Исследования памяти на предметы и их пространственное расположение были проведены Э.Маккоби и К.Жаклин в достаточно коротком возрастном диапазоне (от 3 месяцев до 13 лет). В большинстве случаев различий не было обнаружено, но в некоторых экспериментах мальчики превосходили девочек по запоминанию предметов и их пространственному расположению (Maccoby, Jacklin,1978).[6. Стр.179]
Там, где исследовалась только
По исследованиям кратковременной памяти (по запоминанию и цифр, и расположения предметов, и последовательности стимулов) половые различия в основном отсутствовали, причем как у детей, так и у взрослых. [6,стр.179]
В серии же экспериментов шведской исследовательницы А.Херлитц (Herlitz, 2000) продемонстрировано наличие половых различий в кратковременной памяти у взрослых. Результаты были получены по вербальным, невербальным и некоторым зрительно-пространственным показателям. При этом в группе испытуемых с низким интеллектом половые различия были выражены сильнее. Важным оказался и уровень эстрогенов (женских половых гормонов), который повышал показатели кратковременной памяти, а вербальные и зрительно-пространственные способности оказались ни при чем.[6, стр.180].
В своих исследованиях А.Херлитц (Herlitz, 2000) замечает: во-первых отсутствие связи со способностями – преимущественно мужскими (зрительно-пространственными) и преимущественно женскими (вербальными), с помощью которых часто объясняются многие другие половые различия; во-вторых, гормональная гипотеза половых различий находит еще одно подтверждение.
Следующая категория, которую рассматривали Маккоби и Жаклин (Maccoby, Jacklin, 1978),была социальная память. Как они отмечают « это понятие появилось после 1957г., когда Витрайл и Кейс обнаружили, что студентки лучше запоминают имена людей, на фотографиях, и имена тех, с кем общались короткое время. Позднее Мессик и Дамарин, повторив это исследование, не обнаружили различий по социальной памяти». Аналогичную картину можно увидеть и у других авторов. Так, все исследования, касающиеся возраста с 4 лет до 21 года, демонстрировали отсутствие половых различий по запоминанию особенностей поведения партнеров в реальном общении и по ассоциациям с именами знакомых людей.[6,стр.181]
Данные о половых различиях отчасти подытоживало исследование Дж.Грусека (цит. по: Maccoby, Jacklin, 1978). Из него следовало, что мальчики запоминали технический материал лучше, чем вербальный, а девочки одинаково хорошо усваивали и тот и другой. Дж.Грусек на основании исследования делал вывод, что ««слабым местом» мальчиков является запоминание вербального материала, чем и объясняются продемонстрированные преимущества девочек». [6,стр.181]
Зарубежными психологами также рассматривались половые различия в восприятии информации о себе и о других. Обычно считается, что человек лучше запоминает информацию о себе, чем о других. Этот феномен называется эффектом самореферентности.
Однако Джозеф и коллеги обнаружили эту связь только у мужчин с высокой самооценкой. Женщины же с высокой самооценкой запоминали гораздо больше слов, имеющих отношение к их близким друзьям, чем к другим участникам (цит. по: Maccoby, Jacklin, 1997).
На основании
Эти различия между мужчинами и женщинами объясняли и тот факт, что они по-разному организуют и кодируют информацию. Например, в эксперименте Шедидикс и коллег (цит. по: Maccoby, Jacklin, 1997) было установлено, что, воспринимая других людей, женщины старались выстроить информацию на тему супружества (т.е. кто на ком может жениться и кто за кого может выйти замуж), мужчины же оказались более сенситивны к информации о социальном доминировании и иерархии, т.е. о власти, и они, очевидно, организуют воспринимаемую информацию по этой линии.[6, стр.182]
Из исследований памяти свидетелей зарубежными психологами было установлено, что женщины являлись более надежными свидетелями, что объяснялось их лучшей способностью запоминать и описывать информацию, имеющую отношение к личности объекта восприятия, а это, в свою очередь, связано скорее всего с тем, что женщин просто больше интересует такая «личностная» информация. Так же свою роль играло преимущество женщин в кратковременной памяти, которая является существенным компонентом в свидетельских показаниях (Herlitz, 2000).
Итак, из исследований зарубежных психологов девочки обнаружили превосходство по вербальной памяти, взрослые женщины – по кратковременной (вербальной, невербальной, частично – зрительно-пространственной) памяти, у женщин лучше память на лица, и они являются более надежными свидетелями, чем мужчины.
Мальчики же было обнаружено
лучшее запоминание
В остальных случаях характер материала не оказывал влияния на различия.
Во многих странах на основе гендерных исследований (в том числе и по психологии) изменяются учебники, идет перестройка воспитания с учетом гендерного подхода. К сожалению, в нашей науке гендерная психология только начинает развиваться.
Эти исследования проводятся
по разным направлениям, пока
не объединенным ни единой
теоретической базой, ни
Дошкольное детство — особый период в развитии личности ребенка. Именно в этот период дети задают множество вопросов, им крайне необходима новая информация: мозг требует пищи.
Развитие памяти ребенка происходит в связи с его общим развитием. Уже на 1-м мес жизни обнаруживаются условные рефлексы , в которых закрепляются еще в нерасчлененном виде элементарные чувственные впечатления, движения , эмоциональные состояния. К концу 1-го полугодия появляется узнавание, а затем и воспроизведение образов отсутствующих предметов. По мере того как ребенок овладевает навыками ходьбы и речи, память начинает быстро развиваться в результате расширения его контакта с вещами и речевого общения со взрослыми. В процессе обогащения чувственного опыта, его обобщения и закрепления в речи память детей становится все более устойчивой и прочной. Если у годовалого ребенка впечатления сохраняются 1-2 нед, то к концу 3-го г. жизни они могут сохраняться до 12 мес. Переход от младенческой к взрослой памяти осуществляется в результате как биологического развития (структуры мозга), так и познавательного развития (развитие речи детей, начало обучения в школе и пр.).[14]
С точки зрения известного психолога П. П. Блонского, раньше всего дети сохраняют в памяти выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах.[5, стр.108-109]
Двигательная
память обнаруживает себя уже в младенчестве,
когда малыш начинает схватывать руками
предметы, учится ползать, ходить. В раннем
возрасте ребенок учится бегать, прыгать,
умываться, застегивать пуговицы, зашнуровывать
ботинки. В дошкольном возрасте работа
двигательной памяти становится все более
сложной. Занятия спортом, танцами, игрой
на музыкальных инструментах предполагают
умения ребенка запоминать, сохранять
и воспроизводить в определенном порядке
все более сложные движения. Это, конечно
же, требует специальной тренировки под
руководством взрослого, который сначала
показывает детям последовательность
движений, а затем следит за правильностью
их выполнения.[15]
Эмоциональная память
хранит впечатления об отношениях и контактах
с окружающим, предостерегает от возможных
опасностей или же, наоборот, подталкивает
к действиям. Например, если вдруг ребенок
обжегся о горячий утюг или был исцарапан
кошкой, то полученные впечатления могут
ограничивать его любопытство в будущем
лучше всяких запретительных слов взрослых.
Или же ребенок просит родителей о просмотре
определенного фильма, который он уже
много раз смотрел. Рассказать его содержание
малыш не может, но зато помнит, что этот
фильм очень смешной. Так действует память
чувств.
Особенно богата детская память образами
отдельных конкретных объектов, когда-то
воспринятых ребенком: вкус напитка и
торта, запах мандаринов и цветов, звуки
музыки, мягкая на ощупь шерстка кошки
и т. п. Это образная память - память
на то, что воспринимается при помощи органов
чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса,
обоняния. Поэтому образную память подразделяют
на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную. В связи
с тем, что у человека наиболее важное
значение имеют зрение и слух, лучше всего
обычно развиты зрительная и слуховая
память.
У некоторых детей дошкольного
возраста встречается особый вид зрительной
памяти - эйдетическая память. Ее называют
иногда фотографической памятью: ребенок,
словно фотографируя, очень быстро, ярко,
четко запечатлевает в памяти определенные
объекты и потом легко может их вспомнить
до мелочей, он как бы снова видит их и
может описать во всех подробностях. Эйдетическая
память - возрастная особенность дошкольников,
при переходе в младший школьный возраст
дети обычно утрачивают эту способность.[23,стр.195]
Образная память появляется значительно позже моторной и эмоциональной, но несколько раньше вербальной.[5]
Словесная память - память на информацию, представленную в словесной форме, - развивается у дошкольника параллельно с развитием речи. Задачу припоминания слов взрослые начинают ставить перед детьми уже в раннем детстве. Они спрашивают у ребенка названия отдельных предметов, имена людей, которые находятся с ним рядом. Такое припоминание важно, прежде всего, для развития общения и отношений ребенка с другими людьми. В младшем дошкольном возрасте ребенок особенно хорошо запоминает стихи, песенки и потешки, то есть те словесные формы, которые имеют определенную ритмичность, звучность. Их смысл ребенку может быть не совсем понятен, но они прекрасно запечатлеваются в памяти именно благодаря внешнему звуковому рисунку, к которому ребенок очень чувствителен. Запоминание литературных произведений - сказок, стихотворений - в старшем дошкольном возрасте происходит через развитие сопереживания их героям, а также благодаря осуществлению мысленных действий с персонажами.[15]
Информация о работе Гендерные особенности памяти старших дошкольников