Гендерные особенности памяти старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить гендерные особенности памяти детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:
Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме: развитие памяти в старшем дошкольном возрасте и её гендерные отличия.
Подобрать методы и методики для изучения гендерных особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Провести исследования по выявлению гендерных особенностей памяти старших дошкольников.
На основе анализа изученных результатов выявить гендерные особенности памяти детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1.Гендерные особенности памяти………………………………………………4
1.1. Память, как психический процесс: понятие, виды, структура, процессы, теории……………………………………………………………………………..4
1.2. Особенности памяти в зависимости от гендера………………………..14

2.Особенности памяти старших дошкольников………………………………21
2.1. Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте ……………………21
2.2. Гендерные отличия памяти в старшем дошкольном возрасте……….28

3.Исследование гендерных различий памяти старших дошкольников………32
3.1. Организация и методы исследования……………………………………32
3.2. Анализ результатов исследования……………………………………….38

Заключение………………………………………………………………………41
Приложения……………………………………………………………………..42
Список литературы……………………………………………………………50

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 109.68 Кб (Скачать файл)

      При исследовании образной памяти, Элеонор Маккоби и Кэрол Жаклин.

половые различия либо не обнаруживали, либо наблюдали превосходство мальчиков. Но как только, наряду с изображением, необходимо было запомнить и его название (или даже просто название), преимущество имели девочки.[6, стр.178]

      По исследованиям кратковременной памяти (по запоминанию и цифр, и расположения предметов, и последовательности стимулов) половые различия у детей отсутствовали. [6,стр.179]

      Рассматривая следующая категорию – социальную память Маккоби и Жаклин (Maccoby, Jacklin, 1978) отментили, что « исследования, касающиеся дошкольного возраста демонстрируют отсутствие половых различий по запоминанию особенностей поведения партнеров в реальном общении и по ассоциациям с именами знакомых людей».[6,стр.181]

     Из исследований  Элеонор Маккоби и Кэрол Жаклин следует, что девочки обнаруживали превосходство только по вербальной памяти, а в остальных случаях характер материала не оказывал влияния на различия.

     Данные о половых различиях  отчасти подытоживает исследование  Дж.Грусека (цит. по: Maccoby, Jacklin, 1978): «мальчики запоминают технический материал лучше, чем вербальный, а девочки одинаково хорошо усваивают и тот и другой. Отсюда следует вывод, что «слабым местом» мальчиков является запоминание вербального материала, чем и объясняются продемонстрированные преимущества девочек».  [6,стр.181]

3.  Исследование гендерных особенностей  памяти в старшем дошкольном возрасте

3.1. Организация и методы исследования

Как было уже упомянуто выше, целью данного  исследования является выявление гендерных  особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста. Была выдвинута гипотеза: в которой предполагалось, что в дошкольном возрасте у девочек преобладает зрительная и слуховая память, а у мальчиков – логическая.

Были  сформулированы следующие задачи настоящего исследования:

1.        Определить выборку испытуемых.

2.        Подобрать методики и провести исследования гендерных особенностей памяти старших дошкольников.

3.        На основе анализа результатов исследований определить гендерные особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста.

      Исследование проводилось  на базе МДОУ Детский сад  №9 «Теремок» с.Заозерье с 12 декабря по 20 марта 2009г.

     В экспериментальную группу вошли 10 детей старшего дошкольного возраста (5 девочек и 5 мальчиков) одной из групп детского сада. Возраст детей: от 5 л. 2 мес. до 6 л. 2 мес.

     На первом этапе исследования использовалась методика, направленная на изучение непроизвольной и произвольной зрительной памяти .

Методика  состоит из двух серий экспериментов.

В первой серии испытуемым предлагалось внимательно  рассмотреть по очереди 10 цветных  предметов-картинок и после назвать  те из них, которые запомнили. Эта  серия была направлена на изучение зрительной непроизвольной памяти. Во второй серии эксперимента испытуемым предлагалось запомнить 10 картинок, которые  показывались по очереди, и после  показа испытуемым также предлагалось назвать те картинки, которые они  запомнили. Эта серия была направлена на изучение произвольной зрительной памяти.

На втором этапе исследования детей среднего дошкольного возраста применялась  методика, направленная на оценку слуховой памяти – кратковременной и долговременной. Испытуемым предлагалось запомнить 10 слов в одном предъявлении (на слух). Далее испытуемые называли слова, которые  они запомнили – это был  показатель кратковременной памяти. Затем испытуемым зачитывали эти 10 слов еще 3 раза, потом делался перерыв  в 1 час и испытуемых (не называя  слов) просили вспомнить опять  все 10 слов – это показатель долговременной памяти.

Тестирование  проводилось индивидуально, после  предварительного получасового знакомства ребенка с экспериментатором. Выяснялась возможность описания ребенком свойств  и назначения каждого из предметов, изображенных на всех картинках. После  пятнадцатиминутного перерыва, во время  которого ребенок был занят рисованием, приступали к первой серии опытов.

На третьем  этапе исследования детей среднего дошкольного возраста применялась методика « Опосредованное запоминание» Лурия А.Р., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., направленная на оценку логической памяти.  Испытуемым предлагалось внимательно рассмотреть по очереди 16 цветных картинок, уточнив знакомы ли они им.  Затем давались 5 слов в одном предъявлении (на слух). Для запоминания слов испытуемые должны были выбрать соответствующую картинку (ассоциации). Если ребенок в течении 15 секунд не начинал работать, то инструкция давалась повторно (в уточненном варианте).

Между экспериментами делались небольшие (5-6 минут) перерывы.

После проведения экспериментов сопоставлялись средние  показатели по результатам, полученным в каждом эксперименте. Устанавливались  соотношения показателей, полученных у одних и тех же детей при  разных видах запоминания.

Характеристика  методик исследования

  1. Методика исследования непроизвольной и произвольной памяти

Материал  для проведения эксперимента: 20 цветных картинок размером 6,5 × 10 см.

1 набор: ромашка, стол, кровать, диван, капуста, лук,  свекла, слон, заяц, еж.

2 набор: коза, собака, лошадь, груша, яблоко, апельсин, сушки, печенье,  сосиски, ель.

Проведение  исследования:

Проводятся две серии  эксперимента, индивидуально с каждым ребенком. В каждой серии исследуется  новый набор картинок из 10 штук, участвуют  одни и те же дети.

 

 

1 серия : Исследование  зрительной непроизвольной памяти

 

Ребенку показывают по очереди  картинки – 1 набор из 10 штук (они  должны быть знакомы ребенку). При  этом экспериментатор не ставит перед  малышом задачу на запоминание. Он говорит: «Я сейчас покажу тебе картинки, а ты внимательно посмотри на них». Картинки экспонируются последовательно  одна за другой. Расстояние от изображения  до уровня глаз испытуемого 25-30 см. Время  демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После демонстрации десяти картинок ребенка просят: «Назови картинки, которые ты запомнил». Учитывается, сколько предметов из общего числа  названо ребенком по памяти, повторы  не учитываются, также как и названные  предметы, которых на картинках не было.

Хорошей непроизвольной памятью  считается, если ребенок назвал 7-8 картинок, 5-6 – это средний уровень, а 4 и  меньше – низкий уровень развития непроизвольной памяти.

2 серия: Исследование зрительной произвольной памяти

Ребенку показывают второй набор картинок и  предлагают запомнить как можно  больше картинок для того, чтобы  затем их припомнить. Средства и  приемы запоминания не указывают. Каждая картинка экспонируется в течение 3 секунд. Расстояние от изображения  до уровня глаз испытуемого 25-30 см. После  показа всех картинок дети воспроизводят  по памяти предметы, изображенные на них.

  1. Методика исследования слуховой памяти – кратковременной и долговременной

Материал для исследования: 10 слов: стол, книга, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.

 

Проведение исследования:

Перед тем  как зачитывать ребенку слова, ему  дается инструкция: «Я назову тебе 10 слов, а ты постарайся их запомнить». Зачитывать материал необходимо громко, отчетливо  и однотонно, не выделяя отдельные  элементы. При этом следует соблюдать  временной интервал между ними в 1 секунду.

После предъявления материала ребенка просят повторить  те слова, которые он запомнил в любом  порядке. Обычно дошкольник повторяет 5-6 слов. Это показатель хорошей кратковременной  памяти.

После воспроизведения  зачитывается инструкция: «Ты запомнил не все слова. Я прочту их еще раз. Постарайся запомнить больше слов». Ребенок вновь воспроизводит  – и так следует сделать  еще 3 раза.

Далее делается перерыв в 1 час и, не называя слов, малыша просят вспомнить все слова  – это показатель долговременной слуховой памяти. Долговременная память считается хорошей, если дошкольник припомнил 7-8 слов.

  1. Диагностика ассоциативной памяти: Методика «Опосредованное запоминание» Лурия А.Р., Выготский Л.С.,Леонтьев А.Н.

Цель: исследование логической памяти.

Материал для исследования: карточка с написанными в ряд-строчку словами:  пожар, труд, дождь, ошибка, горе (5 слов).

Карточки с изображением предметов (5х5 см): 1 – столовый прибор, 2 – школьная доска, 3 – булочная, 4 – расческа, 5 – солнце, 6 – глобус, 7 – кувшин, 8 – петух, 9 – забор, 10 – детские штанишки, 11 – лошадь, 12 – уличный фонарь, 13 – сапоги, 14 – часы, 15 – заводские трубы, 16 – карандаш. 

 Проведение исследования: При помощи ребенка разложить на стык картинки. Уточнить, знакомы ли они ему. Затем дать ребенку инструкцию: «Сейчас тебе нужно будет запомнить слова. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы было легче запомнить, будешь выбирать какую-нибудь одну из картинок, но такую, которая потом поможет тебе вспомнить это слово.

Слова, которые я буду тебе говорить, нигде здесь не нарисованы, но всегда можно найти картинку, которая  сможет тебе напомнить это слово».

Первым дается слово «пожар». Если ребенок в течение 15 секунд не начинает работать, то инструкция дается повторно (в уточненном варианте). «Тебе надо запомнить слово «пожар». Посмотри внимательно, какая картинка сможет тебе напомнить «пожар». Если ребенок  не сможет сделать выбор, то ему дается урок на примере слова «пожар». Экспериментатор  берет картинку заводских труб, и  поясняет: «Видишь, здесь нарисованы заводские трубы. Из них идет дым. Этот дым тебе и напомнит потом  слово «пожар», потому что при  пожаре всегда идет дым».

Затем последовательно даются слова  «дождь», «труд», «ошибка», «горе». На выбор  картинки дается до 1 минуты, и если не смог, то дается следующее слово. Никакой обучающей помощи больше не оказывается. Время фиксируется. На проведение эксперимента отводится 10-12 минут.

Оцениваются: 
1) способность к нахождению опосредующих символов; 
2)       продуктивность опосредования в целях запоминания. 

 

 

3.2. Анализ результатов исследований

1) Анализ результатов исследования зрительной (произвольной и непроизвольной) и слуховой (кратковременной и долговременной) памяти

Сводная таблица результатов мальчиков  и девочек по изучению зрительной и слуховой памяти.

 

Средний показатель ответов

мальчики

девочки

Зрительная непроизвольная память

4,2

5,2

Зрительная произвольная память

4

5,2

Слуховая кратковременная память

4

4,4

Слуховая  долговременная память

4,4

5,4

Средние показатели

4,15

5,05


 

      Из данных сводной  таблицы мальчиков и девочек по оценке зрительной и слуховой памяти и таблиц №3 и №4 (Приложение №1)  следует, что средний показатель ответов у девочек выше по всем видам зрительной и слуховой памяти.

      По результатам  методик исследования зрительной и слуховой (Приложение №1: таблицы №1 и №2) было выявлено, что уровень зрительной непроизвольной и произвольной памяти у девочек выше среднего уровня, а у мальчиков уровень средний. Причем средние показатели высокого  уровня у девочек были получены за счет данных двух девочек (Ульяны Д.. и Саши Б.) с высоким уровнем как произвольной, так и непроизвольной зрительной памяти. А у мальчиков средний показатель получился в результате данных двух мальчиков (Никита Д. и Артем Ж.) с низким уровнем произвольной зрительной памяти.

       Уровень же слуховой кратковременной памяти у девочек средний, а долговременной памяти выше среднего полученный за счет данных трех девочек (Саши Б., Юли Б., Арины Т.).  У мальчиков же уровень средний и по кратковременной и по долговременной памяти. Результаты среднего уровня у мальчиков были получены за счет низкого уровня слуховой памяти Кирилла Е. и высокого уровня слуховой памяти Ромы Г.

       В исследовании прослеживается  переход от непроизвольного запоминания  к произвольному, что является  одним из основных условий  развития памяти в старшем  дошкольном возрасте, и наряду  с кратковременной памятью идет  развитие долговременной памяти.

       Из данных, полученных в результате проведения методик, следует, что у девочек в отличие от мальчиков, преобладает как зрительная непроизвольная и произвольная память, так и слуховая кратковременная и долговременная память. Эти данные подтверждает первую часть нашей гипотезы.

Информация о работе Гендерные особенности памяти старших дошкольников