Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, дипломная работа
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.
ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………...…………...
4
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЬЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………...
8
1.1
Основные теоретические подходы ……………………………………
8
1.2
Классификация девиантного поведения………………………………
14
1.3
Теоретические основы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте ...........................................................................
27
1.4
Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. …………………………………………………………………..
37
1.5
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения……………………..………………………….
45
Глава 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………...
52
2.1
Диагностика социально-психологических факторов риска в подростковой среде, влияющих на возникновение девиантного поведения ……………………………………………………………….
53
2.2
Анализ результатов диагностики……………………………………...
63
2.3
Коррекция девиантного поведения……………………………………
67
2.4
ВЫВОДЫ ….…………………………………………………………...
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………
1.5
Основы групповой психокоррекции
девиантного поведения
подростков, ее преимущества
по сравнению с другими
методами работы.
Наиболее эффективными с подростками являются групповые формы работы. Подчеркнем преимущества групповой работы, выделенные К.Рудестам:
-
групповой опыт
-
Группа способна отразить
-
В группе участники имеют
-
В группе участники могу
-
Взаимодействие в группе
-
Группа в большей степени, чем
индивидуальное
Работать с подростками 12 -15 лет наиболее сложно, однако такие группы имеют высокий терапевтический потенциал, так как в этом возрасте группа сверстников играет исключительную роль в жизни подростка, а сами они испытывают значительные трудности, связанные с импульсивностью, половым созреванием, конфликтными взаимоотношениями со взрослыми.
Многие психотерапевты, понимая, что подростки, обнаруживающие нарушения поведения, - жертвы семейной ситуации (например, семья с алкогольными проблемами), считают, что, если в семье не произойдет терапевтически значимых изменений, подростку трудно оказать долговременную помощь. Вместе с тем «трудный» подросток может сам многое сделать для себя. Он испытывает глубокие переживания, которыми ему трудно поделиться со своей семьей. Ему нужна поддержка, чтобы выразить чувства тревоги, одиночества, самоуничижения, страха и замешательства, связанного с сексуальными проблемами. Кроме того, подростку нужно показать, каким образом он может брать на себя ответственность за свою собственную жизнь.
Предложенная модель групповой психотерапии у подростков с девиантным поведением может использоваться для профилактики и коррекции девиантного образа жизни.
Целью групповой психотерапии у подростков с девиантным поведением является включение психодинамических процессов и достижение катарсического отреагирования инфантильных конфликтов. В ходе последнего происходит восполнение ущербного опыта и наступает гармонизация индивидуального и социального функционирования личности. Это приводит к повышению возможности продуктивного разрешения внутренних и внешних конфликтов.
В процессе групповой психотерапии решаются следующие задачи:
1.
Осознание базовой потребности
в безопасности и принятии, формирование
базового доверия к миру, обретение
состояний психофизического
2.
Осознание явлений
3.
Осознание собственных
4.
Избавление от хронического
5.
Принятие собственной
Поставленные задачи вытекают из теории периодизации возрастного развития Э. Эриксона (1996), где каждая стадия имеет свои незавершенные эмоциональные реакции, оставляющие свой след в формировании зависимой, незрелой личности.
Организация групповой работы
Групповая работа состоит из последовательных взаимосвязанных шагов, которые можно разбить на три этапа.
Этап 1. Предварительная подготовка, включающая следующие шаги:
- Процедура отбора участников группы.
-Прояснение индивидуальных целей участников группы.
- Подготовка «проекта» групповой работы.
Этап 2. Проведение групповых занятий.
Этап 3. Завершение работы.
- Проведение заключительной встречи группы.
- Проведение заключительного акцентирования с итоговой оценкой результатов.
- Процедура отбора участников.
Процедура отбора может быть организована несколькими способами. Можно провести индивидуальное собеседование или рассказать о предстоящих занятиях на собрании потенциальных кандидатов, а затем поговорить с каждым из них в отдельности. Еще один способ, часто используемый в клиниках, заключается в обсуждении кандидатов с лечащим персоналом.
На наш взгляд, самый лучший метод – это проведение индивидуальных собеседований. Во время собеседования у подростка появляется возможность рассказать о своих проблемах, а у психотерапевта – понять, насколько он подходит для групповой работы. От каждого будущего члена группы психотерапевт обязан получить согласие (осознанное высказанное желание участвовать в работе группы) на основе его полной информированности о целях и задачах терапевтического процесса, о том, что может произойти и что ожидается от него. Для участия подростка в работе группы требуется также разрешение его родителей (кроме исключительных случаев).
Группа формируется по принципу однородности/неоднородности. Под однородностью понимается, прежде всего, схожесть жизненных ситуаций у разных детей. Например, в группу можно включать подростков из семей с алкогольными проблемами (где имели место бытовое пьянство и/или патологическая алкогольная зависимость у родителей).
Помимо принципа однородности/неоднородности, мы придерживаемся еще нескольких общих правил отбора кандидатов.
Исходя из нашего опыта, в группу рекомендуется включать:
- Подростков с девиантными формами поведения и подростков с невротическими расстройствами без нарушений поведения.
- Подростков с разницей в возрасте не более 2-х лет.
- Подростков, приблизительно одинаковых с точки зрения их интеллектуального и физического развития.
- Подростков, способных к сотрудничеству и коллективной работе.
- Подростков мужского и женского пола.
- За редким исключением, в группу не рекомендуется включать:
- Близких родственников, которые не смогли бы быть откровенными, опасаясь нарушения конфедециальности.
- Подростков, склонных к серийным суицидальным попыткам или очень агрессивных.
- Подростков, имеющих стойкий криминальный «опыт» (во избежание «обмена» им с другими участниками группы).
Прояснение индивидуальных целей участников группы
Иногда поведение подростка вступает в противоречие с групповыми нормами, и такую ситуацию можно использовать в качестве наглядного примера для всей группы. Например, если одна из целей группы – научиться выражать свою агрессию приемлемым образом, а во время занятий между подростками вспыхивает ссора, вы можете на примере показать им, что они могут не соглашаться друг с другом, сердиться и открыто высказывать свои чувства, но в тоже время совершенно не допустимо выражать свою ярость физическим насилием или выбегать из комнаты.
Кроме того, осознавание целей своей работы в группе дает подросткам определенное чувство комфорта и безопасности, позволяет не чувствовать себя «неудачниками».
Наконец, осознание своих целей помогает подросткам ставить те задачи, которые реально могут быть выполнены за короткое время, учит оценивать свои достижения и быть ответственным за планирование своей деятельности и после окончания групповой работы.
На предварительном собеседовании совместно с подростком можно определить, чему бы ему хотелось научиться в группе, например:
- «Я хочу научиться быть спокойным».
- «Я хочу перестать все время ссориться с окружающими».
- «Я хотел/хотела бы завести новых друзей/подруг, потому что меня никто не любит».
- «Мне хотелось бы научиться быть более сдержанным и не лезть в драку».
- «Я устал/устала от того, что постоянно попадаю в неприятности и учителя все время жалуются на меня».
Когда подростки на первом занятии рассказывают о своих ожиданиях, они нередко формулируют цели иначе, чем на предварительном собеседовании, поскольку к этому времени они пересматривают и уточняют свои цели.
Создание «проекта» групповой работы
Предлагаемая модель групповой
психотерапии подростков с
Такая
трехмерность онтогенетически
Примерный сценарий групповых занятий
Размер группы. Для работы с подростками обычно рекомендуется составлять группы в количестве от шести до восьми человек. Продолжительность каждого занятия составляет 1,5 – 3 часа.
Для выполнения основного условия групповой работы, конфиденциальности, важно выбрать полностью изолированное, просторное помещение, оснащенное звуковой аппаратурой, ковровым покрытием (для выполнения телесно-ориентированных упражнений) и стульями, так, чтобы все могли сесть в круг, и плоской поверхностью для рисования.
План занятий предусматривает три основные части:
Вводная часть и обсуждение должны составлять примерно по четверти всего времени занятия. Оставшаяся половина времени должна быть уделена активной психотерапевтической работе.
Вводная часть служит для включения участников группы в работу, повышения комфортности нахождения в группе и установления возможности взаимодействия участников друг с другом, а также поддерживания преемственности между всеми занятиями.