Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, дипломная работа

Краткое описание

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………...…………...
4
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЬЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………...
8

1.1
Основные теоретические подходы ……………………………………
8

1.2
Классификация девиантного поведения………………………………
14

1.3
Теоретические основы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте ...........................................................................
27

1.4
Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. …………………………………………………………………..
37

1.5
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения……………………..………………………….
45
Глава 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………...
52

2.1
Диагностика социально-психологических факторов риска в подростковой среде, влияющих на возникновение девиантного поведения ……………………………………………………………….
53

2.2
Анализ результатов диагностики……………………………………...
63

2.3
Коррекция девиантного поведения……………………………………
67

2.4
ВЫВОДЫ ….…………………………………………………………...
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Девиантное поведение.doc

— 966.50 Кб (Скачать файл)

    1.5 Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. 

     Наиболее  эффективными с подростками являются групповые формы работы. Подчеркнем преимущества групповой работы, выделенные К.Рудестам:

     - групповой опыт противодействует отчуждению, которое может возникнуть при индивидуальной работе с психологом, ребенок, взаимодействуя только с консультантом, часто не может избавиться от ощущения, что его проблема – единственная в своем роде. Там за стенами кабинета – счастливые и беззаботные люди, не ведающие как ему тяжело. Оказавшись в группе, ребенок обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Он обязательно встречает в группе детей с такими проблемами, по сравнению с которыми его собственные – это просто цветочки. И они – эти другие участники живут, действуют и не теряют оптимизма. Для многих подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором;

     - Группа способна отразить общество  в миниатюре, а значит, делает  очевидными многие скрытые факторы (давление партнеров, социальное влияние, конформизм). По сути дела, в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни, а это дает участникам возможность увидеть и проанализировать в безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения, неочевидные в житейских ситуациях;

     - В группе участники имеют возможность  получения обратной связи и  поддержки от детей со сходными  проблемами;

     - В группе участники могу идентифицировать  себя с другими, «сыграть» роль  для лучшего понимания его  и себя и для знакомства  с новыми эффективными способами поведения в результате идентификации, то есть отождествление себя с другим человеком, сознательного уподобления себя ему, возникает эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия.

     - Взаимодействие в группе создает  эмоциональное напряжение, которое  помогает прояснить психологические проблемы каждого;

     - Группа в большей степени, чем  индивидуальное консультирование  помогает процессам самораскрытия,  самоисследования и самопознания.

     Работать  с подростками 12 -15 лет наиболее сложно, однако такие группы имеют высокий терапевтический потенциал, так как в этом возрасте группа сверстников играет исключительную роль в жизни подростка, а сами они испытывают значительные трудности, связанные с импульсивностью, половым созреванием, конфликтными взаимоотношениями со взрослыми.

     Многие  психотерапевты, понимая, что подростки, обнаруживающие нарушения поведения, - жертвы семейной ситуации (например, семья с алкогольными проблемами), считают, что, если в семье не произойдет терапевтически значимых изменений, подростку  трудно оказать долговременную помощь. Вместе с тем «трудный» подросток может сам многое сделать для себя. Он испытывает глубокие переживания, которыми ему трудно поделиться со своей семьей. Ему нужна поддержка, чтобы выразить чувства тревоги, одиночества, самоуничижения, страха и замешательства, связанного с сексуальными проблемами. Кроме того, подростку нужно показать, каким образом он может брать на себя ответственность за свою собственную жизнь.

     Предложенная  модель групповой психотерапии у  подростков с девиантным поведением может использоваться для профилактики и коррекции девиантного образа жизни.

     Целью групповой психотерапии у подростков с девиантным поведением является включение психодинамических процессов и достижение катарсического отреагирования инфантильных конфликтов. В ходе последнего происходит восполнение ущербного опыта и наступает гармонизация индивидуального и социального функционирования личности. Это приводит к повышению возможности продуктивного разрешения внутренних и внешних конфликтов.

     В процессе групповой психотерапии решаются следующие задачи:

     1. Осознание базовой потребности  в безопасности и принятии, формирование  базового доверия к миру, обретение  состояний психофизического комфорта  и расслабления.

     2. Осознание явлений созависимости,  идентификация собственных чувств, мыслей, потребностей, избавление от страха сильных чувств и избегания близких отношений, проработка чувства стыда. Принятие на себя ответственности за свои мысли, чувства и поведение.  

     3. Осознание собственных агрессивных  тенденций, дифференцировка приемлемых и неприемлемых способов выражения агрессии. Принятие того, что допустимые способы выражения агрессии обычно приводят к положительным результатам. Научение новым приемам разрядки агрессивности, проработка чувства вины.

     4. Избавление от хронического чувства  собственной неполноценности. Повышение самооценки, формирование чувства собственной компетенции.

     5. Принятие собственной уникальности (создание чувства собственного  Я с соответствующими границами). Получение подтверждения принятия средой сверстников, то есть обретение еще одного «Мы», помимо семейного «Мы» и «Мы» формально-школьного уровня.

     Поставленные  задачи вытекают из теории периодизации возрастного развития Э. Эриксона (1996), где каждая стадия имеет свои незавершенные эмоциональные реакции, оставляющие свой след в формировании зависимой, незрелой личности.

      Организация групповой работы

     Групповая работа состоит из последовательных взаимосвязанных шагов, которые можно разбить на три этапа.

     Этап 1. Предварительная  подготовка, включающая следующие шаги:

      - Процедура отбора участников группы.

      -Прояснение индивидуальных целей участников группы.

      - Подготовка «проекта» групповой работы.

     Этап 2. Проведение групповых  занятий.

     Этап 3. Завершение работы.

      - Проведение заключительной встречи группы.

      - Проведение заключительного акцентирования с итоговой оценкой результатов.

      - Процедура отбора участников.

     Процедура отбора может быть организована несколькими  способами. Можно провести индивидуальное собеседование или рассказать о  предстоящих занятиях на собрании потенциальных кандидатов, а затем поговорить с каждым из них в отдельности. Еще один способ, часто используемый в клиниках, заключается в обсуждении кандидатов с лечащим персоналом.

     На  наш взгляд, самый лучший метод  – это проведение индивидуальных собеседований. Во время собеседования у подростка появляется возможность рассказать о своих проблемах, а у психотерапевта – понять, насколько он подходит для групповой работы. От каждого будущего члена группы психотерапевт обязан получить согласие (осознанное высказанное желание участвовать в работе группы) на основе его полной информированности о целях и задачах терапевтического процесса, о том, что может произойти и что ожидается от него. Для участия подростка в работе группы требуется  также разрешение его родителей (кроме исключительных случаев).

     Группа  формируется по принципу однородности/неоднородности. Под однородностью понимается, прежде всего, схожесть жизненных ситуаций у разных детей. Например, в группу можно включать подростков из семей с алкогольными проблемами (где имели место бытовое пьянство и/или патологическая алкогольная зависимость у родителей).

     Помимо  принципа однородности/неоднородности, мы придерживаемся еще нескольких общих правил отбора кандидатов.

     Исходя из нашего опыта, в группу рекомендуется включать:

      - Подростков с девиантными формами поведения и подростков с невротическими расстройствами без нарушений поведения.

      - Подростков с разницей в возрасте не более 2-х лет.

      - Подростков, приблизительно одинаковых с точки зрения их интеллектуального и физического развития.

      - Подростков, способных к сотрудничеству и коллективной работе.

      - Подростков мужского и женского пола.

      - За редким исключением, в группу не рекомендуется включать:

      - Близких родственников, которые не смогли бы быть откровенными, опасаясь нарушения конфедециальности.

      - Подростков, склонных к серийным суицидальным попыткам или очень агрессивных.

      - Подростков, имеющих стойкий криминальный «опыт» (во избежание «обмена» им с другими участниками группы).

         Прояснение индивидуальных целей участников группы

     Иногда  поведение подростка вступает в  противоречие с групповыми нормами, и такую ситуацию можно использовать в качестве наглядного примера для  всей группы. Например, если одна из целей  группы – научиться выражать свою агрессию приемлемым образом, а во время занятий между подростками вспыхивает ссора, вы можете на примере показать им, что они могут не соглашаться друг с другом, сердиться и открыто высказывать свои чувства, но в тоже время совершенно не допустимо выражать свою ярость физическим насилием или выбегать из комнаты.

     Кроме того, осознавание целей своей  работы в группе дает подросткам определенное чувство комфорта и безопасности, позволяет не чувствовать себя «неудачниками».

     Наконец, осознание своих целей помогает подросткам ставить те задачи, которые реально могут быть выполнены за короткое время, учит оценивать свои достижения и быть ответственным за планирование своей деятельности и после окончания групповой работы.

     На  предварительном собеседовании  совместно с подростком можно определить, чему бы ему хотелось научиться в группе, например:

      - «Я хочу научиться быть спокойным».

      - «Я хочу перестать все время ссориться с окружающими».

      - «Я хотел/хотела бы завести новых друзей/подруг, потому что меня никто не любит».

      - «Мне хотелось бы научиться быть более сдержанным и не лезть в драку».

      - «Я устал/устала от того, что постоянно попадаю в неприятности и учителя все время жалуются на меня».

     Когда подростки  на первом занятии рассказывают о своих ожиданиях, они нередко формулируют цели иначе, чем на предварительном собеседовании, поскольку к этому времени они пересматривают и уточняют свои цели.

         Создание  «проекта» групповой  работы

       Предлагаемая модель групповой  психотерапии подростков с девиантным поведением основывается на интегрированном подходе, который позволяет осуществлять коррекцию поведения за счет изменения функционирования «зависимой» личности. Применение приемов гештальттерапии, когниттивно-бихевиорального подхода, Эриксоновского гипноза, арттерапии, телесно-ориентированной терапии позволяет осуществлять изменения на трех уровнях функционирования личности: сознательном, бессознательном и телесном.

     Такая трехмерность онтогенетически ориентированной  психотерапии позволяет укрепить личность, обеспечить ее необходимым опытом удовлетворения и субординации потребностей (Шевченко, Добридень, 1998). Расширяются и гармонизируются отношения, личность подготавливается к успешному приспособлению к социально-психологическим изменениям в жизни.

     Примерный сценарий групповых занятий

     Размер  группы. Для работы с подростками обычно рекомендуется составлять группы в количестве от шести до восьми человек. Продолжительность каждого занятия составляет 1,5 – 3 часа.

     Для выполнения основного условия групповой  работы, конфиденциальности, важно выбрать полностью изолированное, просторное помещение, оснащенное звуковой аппаратурой, ковровым покрытием (для выполнения телесно-ориентированных упражнений) и стульями, так, чтобы все могли сесть в круг, и плоской поверхностью для рисования.

     План занятий предусматривает три основные части:

  1. Вводная часть (разогрев).
  2. рабочее время.
  3. Обсуждение (шеринг).

     Вводная часть и обсуждение должны составлять примерно по четверти всего времени  занятия. Оставшаяся половина времени  должна быть уделена активной психотерапевтической работе.

     Вводная часть служит для включения участников группы в работу, повышения комфортности нахождения в группе и установления возможности взаимодействия участников друг с другом, а также поддерживания преемственности между всеми занятиями.

Информация о работе Девиантное поведение