Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, дипломная работа

Краткое описание

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………...…………...
4
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЬЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………...
8

1.1
Основные теоретические подходы ……………………………………
8

1.2
Классификация девиантного поведения………………………………
14

1.3
Теоретические основы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте ...........................................................................
27

1.4
Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. …………………………………………………………………..
37

1.5
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения……………………..………………………….
45
Глава 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………...
52

2.1
Диагностика социально-психологических факторов риска в подростковой среде, влияющих на возникновение девиантного поведения ……………………………………………………………….
53

2.2
Анализ результатов диагностики……………………………………...
63

2.3
Коррекция девиантного поведения……………………………………
67

2.4
ВЫВОДЫ ….…………………………………………………………...
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Девиантное поведение.doc

— 966.50 Кб (Скачать файл)

     2) Социальные: деградированные семьи,  неполные семьи, приемные семьи,  семьи с попустительским стилем воспитания, экономические проблемы, алкоголизм и наркомания родителей, искажения семейных отношений, приводящие к неправильному освоению социальных ролей; доступность ПАВ, влияние группы сверстников, эмоциональное отвержение ребенка родителями, мода на употребление ПАВ, негативное влияние СМИ.

     3) Психологические: подростковый кризис, снижение у большинства подростков  превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер, индивидуально-психологические особенности человека, акцентуации характера, низкая самооценка, внушаемость, неспособность идентифицировать или выразить свои чувства, экстремальное мышление, низкая стрессоустойчивость, повышенная тревожность, эмоционально-волевая нестабильность, низкий самоконтроль, завышенная самооценка, деформированная система ценностей, болезненная впечатлительность, повышенная конфликтность, низкий социальный интеллект.

     Социальные  факторы риска

     Макросоциальные:

      - Неблагополучие экономики, политическая нестабильность, снижение уровня жизни народа, расслоение общества. Отчуждение в экономической, социальной и политических сферах, неверие в государственные, политические институты, естественно вызывают у подростков потребность выработать способы, борьбы с враждебной социальной средой. Отстаивая в этих условиях право быть субъектом социального действия, молодежь невольно сбивается на путь агрессивности, насилия.

      - Кризис общественного сознания, перелом в ценностных ориентациях населения. Духовные и культурные ценности (познание, творческая деятельность, искусство) утрачивает свое былое значение, перемещается в нижнюю часть ценностной иерархии. Резко снизилось значение ценности работы, труда, и совсем на последних местах оказались ценности общественной активности и общественного признания. Образовались «ножницы» между трудом и благополучием в сознании людей и в реальной жизни, и подростки видят, что обогащается отнюдь не самые трудолюбивые.

      - Издержки государственной молодежной политики.

      - Недостатки воспитательной системы народного образования, слабая материальная база учреждений образования.

     Микросоциальные:

      - Проживание в области, находящийся в экономической депрессии, где:

         - высокая безработица;

         - высокий уровень преступности;

         - распространено употребление алкоголя  и наркотиков;

         - низкий уровень образования.

      - Отсутствие условий для организации свободного времени детей и подростков.

      - Школа. Школьная дезадаптация проявляется в плохой успеваемости, недисциплинированности, отсутствие интереса к учебе.

      - Сверстники. Особую роль при этом играют девиантные сверстники. Наличие девиантной группы:

     а) облегчает совершение девиантных действий, если личность внутренне к ним готова;

     б) обеспечивает психологическую поддержку  и поощрение за участие в таких  действиях;

     в) уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить  проявление девиантных наклонностей.

     Далее подобное поведение затягивается. Совершая девиантные поступки, подросток все больше нуждается в одобрении группы и все меньше поддается влиянию «остальных», которые в силу его «ненормального», с их точки зрения, поведения исключают его из своей сферы общения. Оставаясь наедине с группой, он вынужден увеличить девиантную активность.

      Семейное  окружение:

     Одним из основных факторов формирования отклоняющего поведения молодежи является рост семейного неблагополучия. Признаками семейного неблагополучия являются:

      - конфликты в семье;

      - разводы и как следствие, неполные семьи;

      - плохие бытовые условия и финансовые затруднения;

      - злоупотребление родителями алкоголем, наркотиками;

      - асоциальные/психически больные родители.

     Типы  семейных отношений  и семейного воспитания:

     Так как, отклоняющееся поведение подростков часто свидетельствует о ненормальной обстановке в семье, то при работе с таким человеком важно учитывать характер отношений, сложившийся в семье и тип семейного воспитания.

     Специалистами выделяются следующие типы семей:

     - здоровая (функциональная);

     - конфликтная (дисфункциональная);

     - асоциальная;

     - неполная.

     Для здоровой семьи характерна сильная родительская позиция с четкими семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с определенными «образцами» отношений и поведения; сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти». Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.

     Для конфликтной (дисфункциональной) семьи  типичны «запутанные отношения». Это семья с отцом (отчимом), который находится на периферии семейного поля; семья с разъединенными, конфликтно существующими родителями; семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, родственниками по материнской и отцовской линиями. В таких семьях часто наблюдаются проблемы с алкоголем, «хронические трудно излечимые заболевания». Характерные черты поведения взрослых и детей в такой семье:

     - в общении отсутствует забота, юмор, радость;

     - в межличностных отношениях доминируют  разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины; активное нежелание членов семьи обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-нибудь из окружающих, поэтому семья активно избегает поддержки со стороны школы, служб социальной защиты, соседей;

     - по отношению к семейным проблемам легко возникают состояния тревоги и паники; что обуславливает тенденцию разрешать возникающие проблемы на эмоциональном уровне;

     - Постоянно проявляется несоответствие  между словами и действиями; между  одними посланиями со стороны  родителей типа: «Я тебя люблю и другими отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешайся», что вызывает противоречивость чувств со стороны ребенка.

     В таких семьях дети переживают тревогу  перед неопределенностью будущего, они могут тяготиться домом, стремятся  больше времени проводить на улице. У детей отмечается заниженная самооценка, так как они часто проецируют причину ссор на себя.

     Для асоциальной семьи характерны:

     - сочетание затяжных, конфликтных  внутрисемейных отношений с криминологической и наркологической отягощенностью;

     - нарастающая социальная изоляция с выключением семьи из доверительных или поддерживающих отношений с другими семьями в доме, микрорайоне.

     Подростки, живущие в деградирующих семьях, где родители дерутся, принимают  алкоголь, наркотики, распутничают, обычно заражаются этими недугами еще в детстве. Для подростка, еще не вкусившего запретного зелья, мотивационная готовность к употреблению алкоголя или наркотиков чрезвычайно велика [5].

     В неполной семье (здесь чаще нет отца) подросток начинает чувствовать  себя особенно некомфортно. Ведь именно в этот период возникает острое чувство потребности в отце, ибо половая идентификация у подростков осуществляется в соотношении себя с родителями обоих полов. Отсутствие отца ослабляет его социальную позицию.

     Подросток в приемной семье – сложная проблема, особенно, если он знает, что его отец и мать не являются его биологическими родителями. В то же время его волнует и то, как оценивают лично его сверстники в связи с тем, что он не имеет кровной семьи.

     Среди важнейших психологических факторов риска необходимо выделить следующие:

     1) Кризис личности в подростковом  возрасте.

       С чрезмерной скоростью происходят  изменения, связанные с ростом  организма. В этом случае подростку  трудно справиться с ситуацией.  Многие подростки, попадая под зависимость от физического состояния, сильно нервничают, обвиняют себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться.

       Подростковый возраст – период  отчаянных попыток пройти через табуированные или прежде невозможные стороны взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» и куража пробуют алкоголь и наркотики, что может привести к физической и психологической зависимости. На этом фоне, рефлексируя на свое «падение», подросток нередко превращает его в форму своего самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.

     Подростки часто приобретают неблагоприятный  опыт сексуальных отношений, что  может оказать влияние на:

     1) нарушение сексуальности взрослого человека;

     2) возникновение неврозов;

     3) возникновение венерических заболеваний.

     Глубокая  неудовлетворенность собой может  быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые  угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка.

     2) Следующим важным фактором возникновения  девиантного поведения является снижение у большинства подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер.

     Несовершеннолетний, начинающий принимать наркотики, находится  в своеобразной социально-психологической  ситуации: с одной стороны, массовое распространение наркотиков, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией, в сочетании у подростка с мотивами любопытства и подражания; с другой – растерянность и некомпетентность педагогов, родителей.

     3) На уровне личностных факторов, являющихся пусковым механизмом  возникновения девиантного поведения,  выделяются индивидуальная дисгармоничность, наследственная генетическая дефицитарность, врожденные аномалии характера, проявляющихся в виде негативных аффективных и поведенческих расстройств, неадекватная самооценка, внушаемость, неспособность идентифицировать или выразить свои чувства, экстремальное мышление, низкая стрессоустойчивость, повышенная тревожность, импульсивность, как качество характера, низкий самоконтроль, болезненная впечатлительность, повышенная конфликтность.

     4) Одним из главных факторов  риска, приводящих чаще всего, к формированию наркотической зависимости у подростков являются акцентуации характера.

     Понятие «акцентуация» было введено в  психологию К. Леонгардом. Его конкуренция  «акцентуированных личностей» основывалась на предположении о наличии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах они могут разрушать всю структуру личности.

     Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций предложил А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. Акцентуация характерна, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Также акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте [7].

     В обычных условиях наличие той  или иной акцентуации не всегда заметно  окружающим, не проявляется в отклонениях  поведения и не препятствует благополучной  социальной адаптации. Однако под влиянием стрессов, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей, лица с акцентуациями могут декомпенсироваться. При этом каждый тип акцентуации характера имеет свое «слабое место» и оказывается наиболее чувствительным, уязвимым. 
 

Информация о работе Девиантное поведение