Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, дипломная работа
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.
ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………...…………...
4
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЬЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………...
8
1.1
Основные теоретические подходы ……………………………………
8
1.2
Классификация девиантного поведения………………………………
14
1.3
Теоретические основы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте ...........................................................................
27
1.4
Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. …………………………………………………………………..
37
1.5
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения……………………..………………………….
45
Глава 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………...
52
2.1
Диагностика социально-психологических факторов риска в подростковой среде, влияющих на возникновение девиантного поведения ……………………………………………………………….
53
2.2
Анализ результатов диагностики……………………………………...
63
2.3
Коррекция девиантного поведения……………………………………
67
2.4
ВЫВОДЫ ….…………………………………………………………...
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………
2)
Социальные: деградированные семьи,
неполные семьи, приемные
3)
Психологические: подростковый
Социальные факторы риска
Макросоциальные:
- Неблагополучие экономики, политическая нестабильность, снижение уровня жизни народа, расслоение общества. Отчуждение в экономической, социальной и политических сферах, неверие в государственные, политические институты, естественно вызывают у подростков потребность выработать способы, борьбы с враждебной социальной средой. Отстаивая в этих условиях право быть субъектом социального действия, молодежь невольно сбивается на путь агрессивности, насилия.
- Кризис общественного сознания, перелом в ценностных ориентациях населения. Духовные и культурные ценности (познание, творческая деятельность, искусство) утрачивает свое былое значение, перемещается в нижнюю часть ценностной иерархии. Резко снизилось значение ценности работы, труда, и совсем на последних местах оказались ценности общественной активности и общественного признания. Образовались «ножницы» между трудом и благополучием в сознании людей и в реальной жизни, и подростки видят, что обогащается отнюдь не самые трудолюбивые.
- Издержки государственной молодежной политики.
- Недостатки воспитательной системы народного образования, слабая материальная база учреждений образования.
Микросоциальные:
- Проживание в области, находящийся в экономической депрессии, где:
- высокая безработица;
- высокий уровень преступности;
-
распространено употребление
- низкий уровень образования.
- Отсутствие условий для организации свободного времени детей и подростков.
- Школа. Школьная дезадаптация проявляется в плохой успеваемости, недисциплинированности, отсутствие интереса к учебе.
- Сверстники. Особую роль при этом играют девиантные сверстники. Наличие девиантной группы:
а) облегчает совершение девиантных действий, если личность внутренне к ним готова;
б) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях;
в) уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных наклонностей.
Далее подобное поведение затягивается. Совершая девиантные поступки, подросток все больше нуждается в одобрении группы и все меньше поддается влиянию «остальных», которые в силу его «ненормального», с их точки зрения, поведения исключают его из своей сферы общения. Оставаясь наедине с группой, он вынужден увеличить девиантную активность.
Семейное окружение:
Одним из основных факторов формирования отклоняющего поведения молодежи является рост семейного неблагополучия. Признаками семейного неблагополучия являются:
- конфликты в семье;
- разводы и как следствие, неполные семьи;
- плохие бытовые условия и финансовые затруднения;
- злоупотребление родителями алкоголем, наркотиками;
- асоциальные/психически больные родители.
Типы семейных отношений и семейного воспитания:
Так
как, отклоняющееся поведение
Специалистами выделяются следующие типы семей:
- здоровая (функциональная);
-
конфликтная (
- асоциальная;
- неполная.
Для здоровой семьи характерна сильная родительская позиция с четкими семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с определенными «образцами» отношений и поведения; сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти». Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.
Для
конфликтной (дисфункциональной) семьи
типичны «запутанные отношения»
- в общении отсутствует забота, юмор, радость;
-
в межличностных отношениях
- по отношению к семейным проблемам легко возникают состояния тревоги и паники; что обуславливает тенденцию разрешать возникающие проблемы на эмоциональном уровне;
-
Постоянно проявляется
В
таких семьях дети переживают тревогу
перед неопределенностью
Для асоциальной семьи характерны:
-
сочетание затяжных, конфликтных
внутрисемейных отношений с
- нарастающая социальная изоляция с выключением семьи из доверительных или поддерживающих отношений с другими семьями в доме, микрорайоне.
Подростки,
живущие в деградирующих
В неполной семье (здесь чаще нет отца) подросток начинает чувствовать себя особенно некомфортно. Ведь именно в этот период возникает острое чувство потребности в отце, ибо половая идентификация у подростков осуществляется в соотношении себя с родителями обоих полов. Отсутствие отца ослабляет его социальную позицию.
Подросток в приемной семье – сложная проблема, особенно, если он знает, что его отец и мать не являются его биологическими родителями. В то же время его волнует и то, как оценивают лично его сверстники в связи с тем, что он не имеет кровной семьи.
Среди важнейших психологических факторов риска необходимо выделить следующие:
1)
Кризис личности в
С чрезмерной скоростью
Подростковый возраст – период отчаянных попыток пройти через табуированные или прежде невозможные стороны взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» и куража пробуют алкоголь и наркотики, что может привести к физической и психологической зависимости. На этом фоне, рефлексируя на свое «падение», подросток нередко превращает его в форму своего самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.
Подростки
часто приобретают
1)
нарушение сексуальности
2) возникновение неврозов;
3)
возникновение венерических
Глубокая
неудовлетворенность собой
2)
Следующим важным фактором
Несовершеннолетний, начинающий принимать наркотики, находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны, массовое распространение наркотиков, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией, в сочетании у подростка с мотивами любопытства и подражания; с другой – растерянность и некомпетентность педагогов, родителей.
3)
На уровне личностных факторов,
являющихся пусковым
4) Одним из главных факторов риска, приводящих чаще всего, к формированию наркотической зависимости у подростков являются акцентуации характера.
Понятие «акцентуация» было введено в психологию К. Леонгардом. Его конкуренция «акцентуированных личностей» основывалась на предположении о наличии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах они могут разрушать всю структуру личности.
Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций предложил А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. Акцентуация характерна, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Также акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте [7].
В
обычных условиях наличие той
или иной акцентуации не всегда заметно
окружающим, не проявляется в отклонениях
поведения и не препятствует благополучной
социальной адаптации. Однако под влиянием
стрессов, психотравмирующих ситуаций,
жизненных трудностей, лица с акцентуациями
могут декомпенсироваться. При этом каждый
тип акцентуации характера имеет свое
«слабое место» и оказывается наиболее
чувствительным, уязвимым.