Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, дипломная работа

Краткое описание

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………...…………...
4
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЬЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………...
8

1.1
Основные теоретические подходы ……………………………………
8

1.2
Классификация девиантного поведения………………………………
14

1.3
Теоретические основы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте ...........................................................................
27

1.4
Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. …………………………………………………………………..
37

1.5
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения……………………..………………………….
45
Глава 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………...
52

2.1
Диагностика социально-психологических факторов риска в подростковой среде, влияющих на возникновение девиантного поведения ……………………………………………………………….
53

2.2
Анализ результатов диагностики……………………………………...
63

2.3
Коррекция девиантного поведения……………………………………
67

2.4
ВЫВОДЫ ….…………………………………………………………...
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Девиантное поведение.doc

— 966.50 Кб (Скачать файл)

     Все занятия необходимо начинать с краткого обзора предыдущей встречи. Очень важно  спросить подростков, не хотят ли они  что-нибудь «высказать» (любые чувства, мысли или вопросы) по поводу последнего занятия. Особое внимание следует уделять  обсуждению того, что подростки попробовали сделать сами между занятиями (например, новые способы поведения).

     Рабочее время направлено на выполнение намеченной цели (темы) занятия и зависит от динамики группы.

     Обсуждение  является важнейшей частью каждого занятия, поскольку позволяет членам группы сконцентрироваться на том, что они узнали во время занятия. Обсуждение затрагивает внутриличностные процессы и межличностные взаимодействия, возможности применения новых знаний.

     Внутриличностные  процессы включают в себя все, что происходило с подростком на занятии: его мысли, чувства, физические реакции и т.д. этому уровню отвечают следующие вопросы:

      - Что ты чувствовал, когда рассказывал об этом?

      - Какие мысли возникали у тебя, когда кто-то рассказывал о своих проблемах?

      - Межличностные взаимодействия включают в себя все, что происходило между членами группы. К этому уровню обращены следующие вопросы:

      - Как ты считаешь, что происходило сегодня в группе?

      - Что нового ты узнал о других членах группы?

      - На какие новые мысли, чувства, и поведение других участников группы ты обратил внимание?

      - Какие новые идеи возникли у тебя сегодня в группе?

      - Что нового ты почувствовал по сравнению с тем, что ты чувствовал перед началом занятия?

      - Что тебя удивило?

      - Для того чтобы узнать, как подростки собираются применять новые знания, следует задать следующие вопросы:

      - Над чем бы вы хотели поработать на этой неделе (например, стать более уверенным в себе)?

      - Что вы можете попробовать предпринять, чтобы изменить свое поведение (чувства, негативные мысли)?

     Обсуждение  следует проводить после выполнения каждого упражнения и в конце  занятия. Если не уделять должного времени  обсуждению, все предыдущие этапы  психотерапевтической работы могут  утратить смысл. Обсуждение помогает структурировать  все достигнутое в процессе занятия. Это дает возможность точно и ясно понять, что произошло, помогает закрепить приобретенный опыт. Выйдя за дверь, подростки должны быть способны сказать: «Я узнал это, это и это, и собираюсь сделать то, то и то».

     Обсуждение предполагает также составление плана домашнего задания.

     Групповая работа должна помочь подросткам в  их стремлении изменить свою жизнь. В  этом смысле имеет значение не только содержание групповых занятий, но и  все, что происходит вне них. Работа между занятиями дает возможность закрепить в реальной жизни тот опыт и те навыки, которые подростки получили в процессе работы на занятиях.

     Предполагается, что подростки выполняют домашнее занятие в перерывах между занятиями, а на встречах группы рассказывают о результатах своей работы. Содержание домашнего задания ведущий группы (психотерапевт) и участники группы обговаривают вместе. Обычно такая работа заключается в выполнении ряда когнитивных, поведенческих и/или эмоциональных задач и упражнений.

     Конкретные  цели домашнего задания заключаются в том, чтобы:

      - Научить подростка контролировать свое поведение и ответственно относится к работе над собой;

      - Ускорить достижение результатов групповой психотерапии;

      - Выработать уверенность в собственных силах (то есть дать почувствовать, что они могут работать над своими проблемами самостоятельно так же успешно, как и на занятиях).

     Очень важно отчетливо и понятно  объяснить подросткам необходимость  выполнения домашней работы. Домашняя работа должна обязательно перекликаться  с содержанием занятия. Задания должны быть понятны и должны соответствовать возможностям участников группы.

     Важно не забыть обсудить результаты домашней работы на занятии группы. 

    1.6 Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения 

     Культурно-досуговая  деятельность является одним из важнейших  средств сущностных сил человека и оптимизации социо-культурной среды, окружающей его. Процесс функционирования КДД можно представить как  взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться.

     Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессе социальной деятельности.

     Такая деятельность представляет собой двуединый процесс, где с одной стороны субъект в результате деятельности, "отдавая свои сущностные силы" и способности, объективирует себя в них, с другой стороны – само это объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств "объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него".

     Такое присваивание "социальных связей, знаний, умений и навыков успешно и самым активным образом осуществляется в условиях культурно-досуговой деятельности. Именно в досуговой деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Как известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И ее коррекция возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.

     При рассмотрении культурно-досуговой  деятельности как педагогического  процесса, важное значение имеет определение  наиболее эффективных форм и методов  воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с подростками отклоняющегося поведения – объекта педагогического влияния.

     Прежде  всего, эффективность воспитательного  воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражения содержания деятельности. Форма – это сочетание способа и средств организации процесса культурно-досуговой деятельности, обусловленное его содержанием.

     Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Одна из таких форм – художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия.

     К данной форме можно отнести –  массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.

     Вышеперечисленные формы как вечера отдыха, шоу-представления  вызовут особый интерес у подростков в двух случаях: если пронизаны духом  соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом. Ведь нереализованная нежность души и стремление во всем соревноваться со сверстниками являются особенностями трудных подростков.

     Яркой формой организации зрелищных представления  являются балы и карнавалы. Они посвящаются  важнейшим событиям в жизни подростков, но, к сожалению, эти формы сейчас применяются редко, так как для таких праздников нужны красивые костюмы, чего не могут дать многие досуговые учреждения.

     Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. Так, например, в процессе участия в  диспуте, дискуссии подросток познает не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.

     Так, например, в подростковом возрасте очень волнуют ребенка проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой  интерес.

     В практике культурно-досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно-развлекательная. Она имеет большое значение для подросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой деятельности, можно сказать, игра теряет свою "сказочность", "таинственность". На первый план выступает познавательная значимость игры.

     Наибольший  эффект дают формы, заимствованные с  телевизионного экрана, например познавательно-развлекательные  игры "Брейн-ринг", "Что? Где? Когда?".

     Наибольший  интерес у подростков вызывает такая форма организации досуга, как дискотека – клуб. Существует два вида дискотеки – просветительно-образовательные (дискотека-клуб) и танцевально-развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случае преследуется четкая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального вкуса.

     Особую  роль в развитии духовных начал личности подростка, ее специализации играют социально-практические формы. Учитывая социальные и практические интересы подростков, можно создавать комнаты психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения шитью, техническому творчеству.

     Таким образом. Сложившиеся в настоящее  время формы культурно-досуговой деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом.

     Рассмотрим  основные направления культурно-досуговой  деятельности, необходимые для воспитания и самовоспитания подростков. В педагогическом процессе одним из основных направлений деятельности культурно-досуговых учреждений является гражданское воспитание, формирующее научное мировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В гражданском воспитании можно использовать такие формы, как лекции, беседы, диспуты. Примерная тематика лекций: "Отечество на рубеже веков", "Историческое прошлое нашей Родины"; тематика дискуссий: "Какой он – герой нашего времени" и т.д.

     В данном случае привлечение наглядных  технических средств смогут придать эмоциональную окраску и выразительность, которые вызовут наибольший интерес у подростков

     Другим  важным направлением культурно-досуговой  деятельности является трудовое воспитание. Цель трудового воспитания заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение имеют встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных профессий, технические кружки моделирования.

     Следующее направление культурно-досуговой  деятельности – формирование личности с высоким нравственным сознанием  и поведением – нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания – это принцип воспитания на положительных  примерах. Нравственное воспитание в клубе осуществляется в сфере общения со сверстниками, через систему нравственного просвещения (этические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми). Развивая личность, важно учитывать ее способность правильно понимать прекрасное во всем многообразии его проявлений.

     Поэтому, одной из основных сторон культурно-досуговой  деятельности является эстетическое воспитание. Его цель – развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия. Педагогическая задача учреждений культуры состоит в том, чтобы вовлечь подростков в свою деятельность с помощью организаций шоу-представлений, творческих конкурсов красоты ("мисс-лето", "джентльмен-шоу"), встречи с музыкантами, модельерами, поэтами, посещение выставок и многое другое. Направление на физическое воспитание обуславливает развитие и укрепления здоровья, физических способностей детей и подростков. Одной из задач физического воспитания является воспитание воли и характера, его моральных качеств и эстетических вкусов. Таким образом осуществляется связь физического с нравственным и эстетическим воспитанием.

Информация о работе Девиантное поведение