Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, дипломная работа

Краткое описание

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………...…………...
4
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЬЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………...
8

1.1
Основные теоретические подходы ……………………………………
8

1.2
Классификация девиантного поведения………………………………
14

1.3
Теоретические основы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте ...........................................................................
27

1.4
Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. …………………………………………………………………..
37

1.5
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения……………………..………………………….
45
Глава 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………...
52

2.1
Диагностика социально-психологических факторов риска в подростковой среде, влияющих на возникновение девиантного поведения ……………………………………………………………….
53

2.2
Анализ результатов диагностики……………………………………...
63

2.3
Коррекция девиантного поведения……………………………………
67

2.4
ВЫВОДЫ ….…………………………………………………………...
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Девиантное поведение.doc

— 966.50 Кб (Скачать файл)

     Тип девиантного поведения зависти  от разновидности взаимодействия человека с окружающей действительностью (реальностью) и, исходя из этого, выделяют типы и формы девиантного поведения:

         Типы девиантного поведения:

         1. Делинквентный: асоциальное и  антисоциальное поведение.

         2. Аддиктивный.

         3. Патохарактерологический: в основе отклоняющегося поведения лежат патологические изменения характера – психопатии.

         4. Психопатологический: на первое  место выступают психопатологические  симптомы и синдромы – например, саморазрушающее поведение.

         5.  Девиации, обусловленные гиперспособностями человека (например, гениальность в  различных проявлениях).

     Формы девиантного поведения: агрессия, суицидальное поведение, злоупотребление ПАВ, нарушение пищевого поведения, аномалии  сексуального поведения, сверхценные психологические увлечения, сверхценные психопатологические увлечения, характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.), коммуникативные девиации, безнравственное и аморальное поведение, неэстетическое поведение, или девиации стиля поведения.

     Психологический подход

     Психологический подход к классификации расстройств  поведения основан на выделении  психологических различий отдельных  видов отклоняющегося поведения, проявляющихся в следующих характеристиках: вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результаты данного поведения и причиняемый им ущерб; индивидуально-стилевые характеристики поведения.

         Все расстройства поведения подразделяются  на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение.

         Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном развитии общества. Примером нестандартного поведения может быть деятельность первооткрывателей в какой-либо сфере знаний. Следует заметить, что данные виды поведения не соответствуют вышеуказанным критериям «девиантности» и не могут быть признаны собственно отклоняющимся поведением.[13]

         Деструктивное поведение  классифицируется в зависимости от его целей. В одном случае это внешнедеструктивные цели, когда действия направлены на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных ценностей) – соответственно, имеет место внешнедеструктивное поведение. Во втором – если человек ориентирован на дезинтеграцию непосредственно личностной организации, ее регресс – внутридеструктивные цели и внутредеструктивное поведение. Отклоняющееся поведение рассматривается как деструктивное по своей сути, то есть причиняющее вред человеку и обществу, разрушающее их.

     В структуре внешнедеструктивного поведения  выделяют аддиктивное и антисоциальное поведение.

     Аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получение желаемых эмоций.

     Антисоциальное  поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы а права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения.

         Среди вариантов внутридеструктивного  поведения рассматривают: суицидальное, конформиское, нарциссическое, фанатическое  и аутическое поведение.

     Суицидальное  поведение характеризуется повышенным риском самоубийства – «осознанного лишения себя жизни».

     Конформистское  поведение  лишено индивидуальности, его носитель ориентирован исключительно на внешние авторитеты.

     Нарциссическое  поведение обусловлено чувством собственной грандиозности.

     Фанатическое  поведение отличается слепой приверженностью к какой-либо идее, взглядам.

     Аутистическое поведение проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.

     Все перечисленные формы деструктивного поведения отвечают основным критериям  девиантности, поскольку они сопровождаются: ухудшением качества жизни, уменьшением  критичности к своему поведению, когнитивными искажениями (восприятия и понимания происходящего), снижением самооценки и эмоциональными нарушениями.

     Таким образом, к основным типам девиантного  поведения в современных условиях можно отнести преступность (делинквентность), алкоголизм, проституция, наркомания, суицид. Каждый тип девиантного поведения имеет свою специфику.

     Алкоголизм - достаточно часто встречается такой вид девиантного поведения, как алкоголизм. Понятие алкоголизм употребляется минимумом в двух аспектах. В медицинском алкоголизм – это хроническое заболевание, характеризующееся патологическим (неодолимым) влечением к спиртным напиткам. В социально-правовом алкоголизм – форма девиантного поведения, выражающаяся в злоупотреблении спиртными напитками.

     Алкоголизм  характеризуется тем, что возникает  привыкание, а в дальнейшем психическая и физиологическая зависимость от этилового алкоголя, употребляемого в виде водки, спирта, коньяка, виски, вин, пива и др. По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения, алкоголиками являются неумеренно пьющие лица, чья зависимость от алкоголя достигает такой степени, что она приводит к нарушениям соматического и психического здоровья, вызывает конфликт с другими людьми, ухудшение социального и экономического положения и требует лечения. [17]

     Особенность пьянства и алкоголизма как отклоняющегося поведения состоит также в  том, что эти явления выступают  в качестве катализатора, способствующего  проявлению иных видов социальных отклонений: преступности, административных правонарушений, самоубийств, аморального поведения и др.

     Алкоголь  отрицательно сказывается на течении  психических процессов, дезорганизует  важнейший для поведения процесс  возбуждения и торможения, расстраивает сознание и волю. В состоянии опьянения человек утрачивает адекватную реакцию на различные внешние раздражители, становится навязчивым, грубым, развязным. Все это, проявляясь в поведении, предопределяет исход борьбы мотивов в сознании пьяного человека в пользу антисоциальных стремлений и желаний, подавляет голос совести, чувство долга, уважение к закону и, в конечном счете, приводит к другим видам отклоняющегося поведения.

     Причины алкоголизма включают в себя, как  минимум, два фактора: с одной  стороны, это предрасполагающие  особенности личности (конформные, незрелые, зависимые, внушаемые, склонные к подражанию психопатические личности и невротики с наклонностью к дистимиям), с другой – обычай употреблять алкоголь в определенном обществе, группе, среде и главным образом – в семье. Большое значение имеет возраст, в котором человек начал употреблять алкоголь: в молодом возрасте легче возникает привычка к выпивке и возникает зависимость от алкоголя.

     Как уже отмечалось, девиантное поведение, обусловленное употреблением алкоголя, нравственно не менее ущербно, чем  самоубийство. Известный американский психолог Э. Берн пишет, что хронический алкоголизм есть самоубийство даже в том случае, если пьющий считает свое стремление к смерти «подсознательным» [4].

     Важно отметить, что в молодом возрасте основным мотивом употребления алкоголя является подражание, основанное на стремлении доказать свою принадлежность мотивами употребления алкоголя могут стать также стремление «забыться», уйти от травмирующей ситуации, освободиться от комплексов, снять стресс. Иногда демонстративное употребление алкоголя может быть проявлением «бунта» при реакции эмансипации. Уточнить алкогольную ситуацию можно изучая последствия употребления алкоголя: количество преступлений, связанных с выпивкой, и их долю несчастных случаев на почве пьянства, число доставленных в медвытрезвитель, хронических алкоголиков и т.п. Последствиям пьянства и алкоголизма являются экономический, материальный ущерб от преступлений и от несчастных случаев, издержки на лечение больных алкоголизмом, содержание правоохранительных органов. Не поддается материальному учету ущерб духовным и нравственным отношениям в обществе, семье.

     Конечно, проблема преодоления пьянства и  алкоголизма является сложнейшей, она  включает экономический, социальный, культурный, психологический, демографический, юридический  и медицинский аспекты. Только с учетом всех этих аспектов, возможно, ее успешное решение.

     В последние годы в стране лавинообразно  нарастает в числе девиантных отклонений в поведении людей такое трагическое увлечение и последующее болезненное пристрастие, как наркомании.

     Наркомания (греч. narke - оцепенение и mania – беззумие) – это группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических лекарственных средств и наркотических веществ, вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием абстиненции при прекращении их приема.

     Результаты  социологических исследований показывают, что главные мотивы потребления  наркотиков - жажда удовольствий, желание  испытать острые ощущения, эйфория. А  поскольку речь в большинстве случаев идет о молодых людях, эти мотивы усиливаются социальной незрелостью, беспечностью, легкомыслием. Большинство опрошенных наркоманов (77,1 %) пристрастились к зелью под воздействием других лиц, главным образом потребителей наркотиков из числа друзей, знакомых, причем нередко приобщение происходило в компании гедонистически настроенной молодежи. Потребление наркотиков в молодежной среде очень часто носит именно групповой характер. Многие наркоманы принимают наркотики в общественных местах (на улицах, во дворах, в кинотеатрах, в кафе, на пляжах), некоторые могут это сделать в «любом месте». [16, стр. 12-17]

     У молодежи, в отличие от взрослых наркоманов, наблюдается быстрый  темп зависимости от наркотика, наступление  амнестических опьянений (эйфории) от небольших по величине доз, тяжелое протекание процесса абстиненции. Все эти явления происходят параллельно с дезадаптацией и аморализацией молодежи, поэтому часто выступает в роли субъекта или объекта противоправного поведения.

     Главная опасность наркомании – не столько в причинении физиологического вреда лицу, потребляющему наркотики, сколько в последующей деградации личности, которая наступает в 10-20 раз быстрее, чем при алкоголизме. Наркоманы перестают интересоваться своей работой, а затем и вовсе оставляют ее. Постепенно ослабляются и прекращаются полезные социальные связи с коллегами на работе или учебе, друзьями, возникают осложнения в семье, развиваются эгоистические черты характера, лицемерие, лживость, внимание концентрируется лишь на собственной личности и на проблеме приобретения наркотиков.

     Необходимо  отметить, что серьезную озабоченность  вызывает вовлечение подростков в наркобизнес. Кстати, наркодельцы уже давно  определили для себя школы, ПТУ, интернаты  и лицеи как рынки сбыта всякого зелья. С учащимися ведется целенаправленная работа, чтобы вовлечь как можно больше детей, расширить круг потребителей. Особенно часто малолеток привлекают к торговле наркотиками – они еще не достигли возраста наступления уголовной ответственности. Вовлекают путем угроз и избиений, за денежное вознаграждение, обещание защиты перед одноклассниками. Крайне редко привлекаются к уголовной ответственности взрослые, вовлекающие детей в наркоманию. Как правило, составляются рапорта-отписки о невозможности их установления.

     Исследователи отмечают, что еще одним немаловажным фактором является социальное окружение. Шанс стать наркоманом выше у тех, кто общается с людьми, употребляющими наркотики (алкоголиком – со злоупотребляющими  алкоголем и т.д.). Так как тенденция к подражанию является объективной особенностью процесса социализации формирующейся личности, то нельзя не учитывать и явление наркомании как одну из моделей социального поведения. Но подражание, далеко не главный фактор риска. Подходя к организации профилактической работы, исследователи решили выяснить, каковы же причины, толкающие подростка на экспериментирование с наркотиками. Как видим, наиболее часто отличаются причины, связанные с главными возрастными особенностями: стремлением к активному познанию окружающего мира (первые два варианта ответов, представленных в таблице) и себя (четвертый вариант), а также с самим процессом социализации, адаптации к новым жизненным условиям, утверждением себя в среде (третий вариант) и возникающими в связи с этим проблемами (пятый вариант). Среди прочих причин, назывались такие, как стремление вызвать сочувствие к себе, действие «назло», «от нечего делать» и др. [18]

Информация о работе Девиантное поведение