Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, дипломная работа

Краткое описание

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………...…………...
4
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЬЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………...
8

1.1
Основные теоретические подходы ……………………………………
8

1.2
Классификация девиантного поведения………………………………
14

1.3
Теоретические основы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте ...........................................................................
27

1.4
Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. …………………………………………………………………..
37

1.5
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения……………………..………………………….
45
Глава 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………...
52

2.1
Диагностика социально-психологических факторов риска в подростковой среде, влияющих на возникновение девиантного поведения ……………………………………………………………….
53

2.2
Анализ результатов диагностики……………………………………...
63

2.3
Коррекция девиантного поведения……………………………………
67

2.4
ВЫВОДЫ ….…………………………………………………………...
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Девиантное поведение.doc

— 966.50 Кб (Скачать файл)

     Борьбе  с наркоманией могут способствовать меры социального, экономического, культурного  характера, в том числе и те, которые применяются для искоренения алкоголизма. Но, учитывая специфику развития наркомании, в борьбе с этим типом делинквентного поведения следует использовать и специальные меры – медицинские, правовые и др.

     Суицид - одним из наиболее трагичных типов девиантного поведения является самоубийство или суицид. Как было показано выше, суицид (от англ. suicide – самоубийство) – действие, преднамеренно направленное на лишение себя жизни. К суицидам не могут быть причислены случаи гибели по неосторожности, а также в состоянии невменяемости. В основе любых суицидальных проявлений лежит социально-психологическая дезадаптация.

     В разные эпохи и в разных культурах  существовали свои оценки этого явления: часто самоубийство осуждали ( с  точки зрения христианской морали самоубийство считается тяжким грехом), иногда же допускали и считали в определенных ситуациях обязательным (например, самосожжение вдов в Индии или харакири самураев). При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов и обстоятельств, особенностей личности. Исследования свидетельствуют, что фактором, провоцирующим суицидное поведение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение.

     Следовательно, под суицидальным поведением понимают все формы суицидной активности - мысли, высказывания, намерения, установки, покушения, угрозы, поступки и т.д. Молодежному возрасту присущи свои особенности суицидального поведения. Для суицидентов молодежного возраста характерно стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть. При осуществлении суицида смерть не планируется детьми и подростками с такой определенностью, как взрослыми. Отсутствие у молодежи знаний о самоубийствах создает повышенную угрозу смерти вне зависимости от формы самовоздействия. Опасность также повышают возрастные особенности биологической реактивности организма на такие последствия суицидальной попытки, как интоксикация, травмы или асфиксия. В отличие от взрослых, у молодежи картина предсуицидального состояния не имеет единого признака. Это создает особые затруднения в распознании угрозы самоубийства. Выделение молодежи с риском суицида – одна из главных задач профилактики. В предупредительной деятельности важно также помочь ребенку гармонизировать межличностные отношения в семье, учебном заведении, референтной группе, шире использовать возможности суицидологической службы, «телефонов доверия». [20]

     Проституция как социальное явление, присущее историческим формам общественной организации, возникнув в древнейшие времена, сохраняется до наших дней. При социализме была попытка ликвидировать эту форму “социального зла”, с которым безуспешно боролись во все эпохи во многих странах мира. Однако удалось лишь загнать проституцию в подполье, и она продолжала существовать в латентной форме в течение всего периода советского общества. Переход к рыночной экономике вывел проституцию на поверхность, и она активно заявляет о себе объявлениями, звонками в гостиничных номерах, материалами в печатных изданиях, в сводках милиции и т.д.

     Сам термин «проституция» происходит от латинского слова «выставляться  публично» (prostituere). Обычно под проституцией понимают внебрачные половые отношения  за плату, не имеющие в своей основе чувственного влечения. Проституция  не тождественна ни корыстным супружеским отношениям, ни внебрачным сексуальным связям, если они основаны на личных симпатиях.

     К числу факторов, оказывающихся влияние  на распространение проституции  среди несовершеннолетних, следует  отнести все более резко обозначающиеся в молодежной среде социальное и материальное неравенство, быстро укоренившийся миф о престижности занятия проституции. Побудительными мотивами для занятия проституции могут послужить любопытство, подражание, желание самоутвердиться, протест, стремление к красивой, обеспеченной жизни, совращение, половое влечение.

     Занятие проституции в молодежном возрасте, как правило, способствует приобщению молодежи к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ; сопровождается различными правонарушающими действиями (кражи, хулиганство), а порой и преступлениями. Проституирующие молодые люди отчуждаются от занятий социально-полезной деятельностью, дезадаптируются. Многие из них страдают венерическими заболеваниями, неврозами, серьезными соматическими и психическими расстройствами. Они обладают повышенным риском стать объектом преступления, быть инфицированным СПИДом.

     Профилактика  проституции молодежи должна включать в себя комплекс социальных, психолого-педагогических, медицинских, административно-правовых мер. Особое внимание следует уделить отработке механизмов, обеспечивающих защиту прав и интересов ребенка и несовершенствованию полового воспитания.

     Делинквентное (преступное) поведение молодежи не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступности, прежде всего профессиональной, опирается на теорию асоциальных субкультур. Чаще бывает, например, молодежь, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который в принципе не отвергает.

     Следовательно, молодежь стремится бессознательно как бы расширить в отношении себя действие смягчающих обстоятельств, оправдать свои действия, даже внести в них элемент рациональности. Так, опросы показывают, что большинство подростков видят причину своего преступления во внешних обстоятельствах, четвертая часть опрошенных убеждена: в аналогичной ситуации каждый совершил бы подобное. Характерна также неадекватная оценка степени нанесенного вреда.

     В основе же всех отклонений подросткового  поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но молодежная девиация есть слепок с социальных отношений в обществе.

     В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я.И. Гилинского, считающего источником делинквентности наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для социальных групп. Каждая из позиций имеет право на существование, так как дает срез реально действующих общественных отношений. В то же время их авторов объединяет стремление найти единый источник причинности для различных форм девиаций.

     В России на состояние делинквентности  большое влияние оказывает переход  к рыночным отношениям и появление  таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция. Следовательно, коренная причина делинквентности – это условия, изначально продуцирующие социальное неравенство и социальную несправедливость. [21]

     Делинквентность – отражение пороков человечества. И до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу. Следовательно, нам необходимо отказаться от утопических на сегодняшний день представлений о «полном искоренении» социальной патологии и сосредоточиться на реальной задаче – снижении темпов прироста и удержании преступности под контролем на социально терпимом уровне. 

    1.3 Теоритические основы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте 

     Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения, он может обрести чувство личности [3].

     Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л.С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У современного ребенка все линии развития разошлись. Наблюдается сначала половое созревание, затем органическое, и спустя некоторое время - социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста [4, с. 338].

     Ст. Холл по праву назвал этот период «бури  и натиска». Содержание подросткового  периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности» [4, с. 338].

     Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую  концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, - это возраст врастания в культуру. Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпангеру, - открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание совей индивидуальности [4, с. 343].

     Подросток учится заново – теперь уже на уровне возрастной отчужденности – строить  новые отношения со своей семьей, с теми, кто растил и заботился о нем, - по своему разумению. Конечно же, к этим простым открытиям подросток приходит не вдруг. Но он начинает накапливать опыт и учиться пониманию и компромиссам [3].

     Подростковый  возраст – это время развития самосознания. Именно в отрочестве развивающееся самосознание делает человека тревожным и неуверенным в себе.

     Благодаря рефлексии на себя и других подросток  продвигается в направлении самосознания. Он стремится понять самого себя. «Кто я?» - основной вопрос этого возраста.

     Самосознание  подростка уже включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности. В отрочестве формируется  стремление быть и считаться взрослым. Это стремление является одной из форм проявления самосознания.

     Особенность самосознания и самооценки в отрочестве непосредственно отражается на поведении. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, что также негативно сказывается на развитии его личности [5].

     Построение  и переоценка системы ценностей  – основной процесс морального развития в подростково-юношеском возрасте.

     Переоценка  ценностей ведет к переоценке риска, в связи с чем некоторые молодые люди участвуют во многих рискованных затеях. Важно иметь в виду, что лишь незначительной части тинэйджеров свойственно рискованное поведение с деструктивными намерениями. Когда тинэйджеры ведут себя рискованно, они делают это по разным причинам. Они могут попасть в беду, потому что не осознают степень риска своего поведения. Им может не хватать информации – предупреждения взрослых либо не эффективны, либо подростки не обращают на них внимания.

     Многие  исследователи считают, что рискующие тинэйджеры недооценивают вероятность печального исхода; другими словами, они считают себя неуязвимыми [6].

     Подростковый  возраст – это прежде всего, стремление к успеху. Непонимание окружающих, непризнание воспринимаются как  личная неудача. Однако механизмы социальной поддержки и поощрения в педагогической практике представлены весьма слабо, и их отсутствие компенсируется техникой наказания. В этой связи детям остается либо переходить на позицию избегания неудач, т. е. становится на путь конформистского поведения, либо протестовать и искать условия для проявления творческих способностей в асоциальных формах поведения.

     Как известно, вподростковом возрасте переживается глобальный психофизиологический и  психосоциальный возрастной кризис, связанный с ускоренным и неравномерным развитием костно-мышечной и сердечно-сосудистой системы, «эндокринной бурей», сопровождающей половое созревание, стремлению к общению со сверстниками и самоутверждению, вызванным процессом активного формирования самооценки и самосознания, автономизацией от взрослых и конфликтностью со взрослыми, повышенным интересом к вопросам пола.

       С чрезмерной скоростью происходят  изменения, связанные с ростом  организма. В этом случае подростку  трудно справиться с ситуацией.  Многие подростки, попадая под зависимость от физического состояния, сильно нервничают, обвиняют себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться.

     Одни  из самых распространенных форм рискованного поведения в подростковом возрасте – употребление наркотиков, табакокурение и употребление алкоголя.

     Многолетние исследования различных ученых показали, что существуют различные факторы, вызывающие девиантное поведение, в частности, наркоманию, алкоголизм, преступность. проституцию, суицид : биологические, социальные, психологические.

     1) Биологические: патология беременности, осложненные роды (затяжные, с родовой  травмой или гипоксией новорожденного),тяжело  протекающие или хронические  заболевания детского возраста (не исключаются простудные, воспаления легких, ангины), сотрясения головного мозга, особенно многократные, алкоголизм или наркомания у близких родственников, резидуальноорганическое поражение головного мозга, хронические болезни печени с различными нарушениями.

Информация о работе Девиантное поведение