Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:58, дипломная работа
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.
ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………...…………...
4
Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЬЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ…………….………………………...
8
1.1
Основные теоретические подходы ……………………………………
8
1.2
Классификация девиантного поведения………………………………
14
1.3
Теоретические основы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте ...........................................................................
27
1.4
Основы групповой психокоррекции девиантного поведения подростков, ее преимущества по сравнению с другими методами работы. …………………………………………………………………..
37
1.5
Организация культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения……………………..………………………….
45
Глава 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ………………………………………...
52
2.1
Диагностика социально-психологических факторов риска в подростковой среде, влияющих на возникновение девиантного поведения ……………………………………………………………….
53
2.2
Анализ результатов диагностики……………………………………...
63
2.3
Коррекция девиантного поведения……………………………………
67
2.4
ВЫВОДЫ ….…………………………………………………………...
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………
Борьбе
с наркоманией могут
Суицид - одним из наиболее трагичных типов девиантного поведения является самоубийство или суицид. Как было показано выше, суицид (от англ. suicide – самоубийство) – действие, преднамеренно направленное на лишение себя жизни. К суицидам не могут быть причислены случаи гибели по неосторожности, а также в состоянии невменяемости. В основе любых суицидальных проявлений лежит социально-психологическая дезадаптация.
В разные эпохи и в разных культурах существовали свои оценки этого явления: часто самоубийство осуждали ( с точки зрения христианской морали самоубийство считается тяжким грехом), иногда же допускали и считали в определенных ситуациях обязательным (например, самосожжение вдов в Индии или харакири самураев). При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов и обстоятельств, особенностей личности. Исследования свидетельствуют, что фактором, провоцирующим суицидное поведение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение.
Следовательно, под суицидальным поведением понимают все формы суицидной активности - мысли, высказывания, намерения, установки, покушения, угрозы, поступки и т.д. Молодежному возрасту присущи свои особенности суицидального поведения. Для суицидентов молодежного возраста характерно стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть. При осуществлении суицида смерть не планируется детьми и подростками с такой определенностью, как взрослыми. Отсутствие у молодежи знаний о самоубийствах создает повышенную угрозу смерти вне зависимости от формы самовоздействия. Опасность также повышают возрастные особенности биологической реактивности организма на такие последствия суицидальной попытки, как интоксикация, травмы или асфиксия. В отличие от взрослых, у молодежи картина предсуицидального состояния не имеет единого признака. Это создает особые затруднения в распознании угрозы самоубийства. Выделение молодежи с риском суицида – одна из главных задач профилактики. В предупредительной деятельности важно также помочь ребенку гармонизировать межличностные отношения в семье, учебном заведении, референтной группе, шире использовать возможности суицидологической службы, «телефонов доверия». [20]
Проституция как социальное явление, присущее историческим формам общественной организации, возникнув в древнейшие времена, сохраняется до наших дней. При социализме была попытка ликвидировать эту форму “социального зла”, с которым безуспешно боролись во все эпохи во многих странах мира. Однако удалось лишь загнать проституцию в подполье, и она продолжала существовать в латентной форме в течение всего периода советского общества. Переход к рыночной экономике вывел проституцию на поверхность, и она активно заявляет о себе объявлениями, звонками в гостиничных номерах, материалами в печатных изданиях, в сводках милиции и т.д.
Сам термин «проституция» происходит от латинского слова «выставляться публично» (prostituere). Обычно под проституцией понимают внебрачные половые отношения за плату, не имеющие в своей основе чувственного влечения. Проституция не тождественна ни корыстным супружеским отношениям, ни внебрачным сексуальным связям, если они основаны на личных симпатиях.
К
числу факторов, оказывающихся влияние
на распространение проституции
среди несовершеннолетних, следует
отнести все более резко
Занятие проституции в молодежном возрасте, как правило, способствует приобщению молодежи к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ; сопровождается различными правонарушающими действиями (кражи, хулиганство), а порой и преступлениями. Проституирующие молодые люди отчуждаются от занятий социально-полезной деятельностью, дезадаптируются. Многие из них страдают венерическими заболеваниями, неврозами, серьезными соматическими и психическими расстройствами. Они обладают повышенным риском стать объектом преступления, быть инфицированным СПИДом.
Профилактика проституции молодежи должна включать в себя комплекс социальных, психолого-педагогических, медицинских, административно-правовых мер. Особое внимание следует уделить отработке механизмов, обеспечивающих защиту прав и интересов ребенка и несовершенствованию полового воспитания.
Делинквентное (преступное) поведение молодежи не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступности, прежде всего профессиональной, опирается на теорию асоциальных субкультур. Чаще бывает, например, молодежь, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который в принципе не отвергает.
Следовательно, молодежь стремится бессознательно как бы расширить в отношении себя действие смягчающих обстоятельств, оправдать свои действия, даже внести в них элемент рациональности. Так, опросы показывают, что большинство подростков видят причину своего преступления во внешних обстоятельствах, четвертая часть опрошенных убеждена: в аналогичной ситуации каждый совершил бы подобное. Характерна также неадекватная оценка степени нанесенного вреда.
В основе же всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но молодежная девиация есть слепок с социальных отношений в обществе.
В
современной отечественной
В
России на состояние делинквентности
большое влияние оказывает
Делинквентность
– отражение пороков человечества. И до
сих пор искоренить ее не удалось ни одному
обществу. Следовательно, нам необходимо
отказаться от утопических на сегодняшний
день представлений о «полном искоренении»
социальной патологии и сосредоточиться
на реальной задаче – снижении темпов
прироста и удержании преступности под
контролем на социально терпимом уровне.
1.3
Теоритические основы
формирования девиантного
поведения в подростковом
возрасте
Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения, он может обрести чувство личности [3].
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л.С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У современного ребенка все линии развития разошлись. Наблюдается сначала половое созревание, затем органическое, и спустя некоторое время - социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста [4, с. 338].
Ст. Холл по праву назвал этот период «бури и натиска». Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности» [4, с. 338].
Э.
Шпрангер разработал культурно-психологическую
концепцию подросткового
Подросток учится заново – теперь уже на уровне возрастной отчужденности – строить новые отношения со своей семьей, с теми, кто растил и заботился о нем, - по своему разумению. Конечно же, к этим простым открытиям подросток приходит не вдруг. Но он начинает накапливать опыт и учиться пониманию и компромиссам [3].
Подростковый возраст – это время развития самосознания. Именно в отрочестве развивающееся самосознание делает человека тревожным и неуверенным в себе.
Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самосознания. Он стремится понять самого себя. «Кто я?» - основной вопрос этого возраста.
Самосознание подростка уже включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности. В отрочестве формируется стремление быть и считаться взрослым. Это стремление является одной из форм проявления самосознания.
Особенность самосознания и самооценки в отрочестве непосредственно отражается на поведении. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, что также негативно сказывается на развитии его личности [5].
Построение
и переоценка системы ценностей
– основной процесс морального развития
в подростково-юношеском
Переоценка ценностей ведет к переоценке риска, в связи с чем некоторые молодые люди участвуют во многих рискованных затеях. Важно иметь в виду, что лишь незначительной части тинэйджеров свойственно рискованное поведение с деструктивными намерениями. Когда тинэйджеры ведут себя рискованно, они делают это по разным причинам. Они могут попасть в беду, потому что не осознают степень риска своего поведения. Им может не хватать информации – предупреждения взрослых либо не эффективны, либо подростки не обращают на них внимания.
Многие исследователи считают, что рискующие тинэйджеры недооценивают вероятность печального исхода; другими словами, они считают себя неуязвимыми [6].
Подростковый возраст – это прежде всего, стремление к успеху. Непонимание окружающих, непризнание воспринимаются как личная неудача. Однако механизмы социальной поддержки и поощрения в педагогической практике представлены весьма слабо, и их отсутствие компенсируется техникой наказания. В этой связи детям остается либо переходить на позицию избегания неудач, т. е. становится на путь конформистского поведения, либо протестовать и искать условия для проявления творческих способностей в асоциальных формах поведения.
Как известно, вподростковом возрасте переживается глобальный психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис, связанный с ускоренным и неравномерным развитием костно-мышечной и сердечно-сосудистой системы, «эндокринной бурей», сопровождающей половое созревание, стремлению к общению со сверстниками и самоутверждению, вызванным процессом активного формирования самооценки и самосознания, автономизацией от взрослых и конфликтностью со взрослыми, повышенным интересом к вопросам пола.
С чрезмерной скоростью
Одни из самых распространенных форм рискованного поведения в подростковом возрасте – употребление наркотиков, табакокурение и употребление алкоголя.
Многолетние исследования различных ученых показали, что существуют различные факторы, вызывающие девиантное поведение, в частности, наркоманию, алкоголизм, преступность. проституцию, суицид : биологические, социальные, психологические.
1)
Биологические: патология