Деятельность социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашей работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
1.Проанализировать отечественный и зарубежный опыт по проблеме деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
2.Раскрыть сущность и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
3. Провести анализ практики деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
4.Разработать, обосновать модель и программу деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
5.Выявить критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Гл. 1. Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников как проблема исследования…………………………………………………………………...
1.1. Анализ отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………..
1.2. Сущность и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
1.3. Анализ современной практики деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
Гл. 2. Состояние деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………………………………………………………….
2.1.Характеристика модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
2.2.Критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
2.3.Программа опытно-экспериментальной работы деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………………………….
Гл.3. Пути повышения эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников………………………………………………………...
3.1.Диагностика уровня эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
3.2.Внедрение средовых технологий в деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
3.3.Совершенствование профессиональных качеств специалистов – организаторов социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………...
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

EE.doc

— 960.00 Кб (Скачать файл)

Отношение взрослого к ребенку дает ему возможность почувствовать и осознать себя, свое действие. Вне опоры на выраженное отношение другого вообще никакое самостоятельное действие невозможно.

Младший школьный возраст – это только начало отношений с другими. В это время еще возможно открыть ребенку другого человека, сверстника, не как соперника и конкурентно, а как самоценную и значимую личность со своими радостями и трудностями, которые легче приумножать и с которыми легче бороться при поддержке социального педагога.

Проведенный анализ результатов диагностической и опытно-экспериментальной работы дает основание полагать, что цель работы достигнута, и гипотеза исследования нашла свое подтверждение.

Наиболее существенные результаты следующие:

  • Раскрыта сущность понятия «формирование основ культуры взаимоотношений младших школьников», выражающаяся в ценностно-гуманном отношении ребенка к сверстникам.
  • Разработана системная модель деятельности социального педагога по  формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников;
  • Выявлены основные пути способствующие эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников;
  • Апробирована программа деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников;

Перспективы данного исследования видятся в повышение уровня формирования основ культуры взаимоотношений младших школьников, а также работы социального педагога с педагогическим коллективом и родителями с целью преодоления низкого показателя во взаимоотношениях детей в образовательном учреждении. А так же проектирование  целостной системы поддержки детей младшего школьного возраста на уровне учебного заведения, социума и семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Батракова С. Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся: Учебное пособие. - Ярославль, 1982.
  2. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьника. -1994. -№2.
  3. Дашкевич О. В Опыт регуляции отрицательных эмоций // Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. - М., 1969. - С. 114-120.
  4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
  5. леонтьев А. н. Деятельность, сознание, личность. М., Политиздат, 1975.
  6. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984.
  7. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М.; Белгород, 1993. - 217 с. 
    254
  8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 512 с.
  9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под редакцией Рузской А.Г. — М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1997. — 384 с.
  10. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
  11. Мухина В.С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях /Воспитание и развитие детей в детском доме. - М., 1996.
  12. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
  13. Развитие общения у дошкольников и младших школьников / Под ред. А. В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М., 1974.
  14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  15. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.
  16. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990
  17. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  18. Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития спонтанных понятий детей в условиях учебного диалога (первый этап) // Психологическая наука и образование. 2007. № 2.
  19. Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития спонтанных понятий детей в условиях учебного диалога (второй этап)// Психологическая наука и образование. 2008. № 2. 
  20. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола,1995
  21. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М., 1996.
  22. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 334 с.
  23. Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии. - 1984. - № 7.
  24. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М: Педагогика, 1989. - 216 с.
  25. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 1995. - 271 с.
  26. Педагогическое взаимодействие: психологический аспект / Отв. ред. А.В. Петровский. - М., 1990. 287
  27. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. М., 1997.
  28. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1983.
  29. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989. 
  30. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. - М., 1998.
  31. Ионин Л.Г. Социология культуры - путь в новое тысячелетие. - М., 1996.
  32. Культурология в вопросах и ответах»под ред Г.В.Драча.,-М.,1999
  33. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.
  34. Каган М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. - 1988. - № 4.
  35. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986. - 420 с.
  36. КоломинскийЯ.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. - Минск, 1969. - С. 74-75.
  37. Раттер М. Помощь трудным детям - М.: Педагогика, 1987.
  38. Бабич Н.И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников.// Вопросы психологии. 1990. - №2 - С.57-62
  39. Общение и формирование личности школьника, (под редакцией Бодалева и др.), педагогика,1987г.
  40. Додокина, Н., Кудрявцева, Е.А. Детский сад и семья. Методика работы с родителями / Н. Додокина, Е.А. Кудрявцева. – М.: «Мозаика-Синтез», 2008.
  41. Диалоги о культуре. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  42. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  43. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2007.
  44. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2010.
  45. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 2005.
  46. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: «Просвещение», 2008.
  47. Торохтий В.С., Разумова А.В. Психология социальной работы с семьей : учебно-методическое пособие /. – М.: «Смысл» : Московский городской психолого-педагогический университет, 2007.
  48. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. - М.: МПСИ, Флинта, 1999.
  49. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности.- М.: Воронеж, 1996.
  50. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.
  51. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1983.
  52. Пауэр Ф. К., Хиггинс Э., Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию / Психол. Журн. 1992. Т. 13. № 3, с. 175 – 1992. 76 стр. 
  53. Эриксон Э. Детство и общество.
  54. Божович Л. И., Славина Л.С. , Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального исследования произвольного поведения // Вопр. психол. 1976. № 4.
  55. Бочарова В.Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание. – М., 2005.
  56. Василькова, Ю.В. Методика и опыт  работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  57. Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М.: «Издательский центр «Академия», 2009.
  58. Галагузова М.А. Социальная педагогика. Курс лекций. Учебное пособие. – М.: «ВЛАДОС», 2011.
  59. Галагузова М.А., Мардахаева Л.В. Методика и технология работы социального педагога. Учебное пособие. – М.: «Академия», 2006.
  60. Галагузова М.А., Мардахаева Л.В. Методика и технология работы социального педагога. Учебное пособие. – М.: «Академия», 2006.
  61. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 2005.
  62. Морозов Н.В. О формировании толерантного поведения учащихся//Преподавание истории в школе.-2005.-№9
  63. Овчарова Р.В. Справочник социального педагога. – М., 2005.
  64. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2007.
  65. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/Авт.-сост.: Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. – 3-е изд., испр.и доп. – М.:АРКТИ, 2005.
  66. Винников Д.В. Разговор с родителями: Пер. с англ. М.: 2006.
  67. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста: из опыта работы ДОУ г. Магнитогорска / М-во образования и науки Рос. Федерации. Г. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2007.
  68. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  69. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 2005
  70. Караковский В.А. Моделирование воспитательной системы «школы общечеловеческих ценностей» //Моделирование воспитательных систем: теория и практика: Cб. науч. ст. – М., 2005.
  71. Додокина, Н., Кудрявцева, Е.А. Детский сад и семья. Методика работы с родителями / Н. Додокина, Е.А. Кудрявцева. – М.: «Мозаика-Синтез», 2008.
  72. Доронова Н., Глушкова Г.В. Гризик Т.И. Вместе с семьей: пособие по взаимодейсвтвию дошкольных образовательных учреждений и родителей. – (Детский сад и семья). Изд-во: Просвещение. – М.: 2005.
  73. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. - М.; Воронеж, 2005.
  74. Мержанов В.Ю.,Селиванова И.Н., СтукановА.А. Проблемы толерантных отношений в общеобразовательной школе Санкт-Петербурга: Социологический анализ /  - СПб.: СПб АППО, 2007.
  75. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М., 2004.
  76. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2010.
  77. Щекина О. Взаимодействие семьи и школы в современной социально-образовательной ситуации // Социальная педагогика. – М.: Нар. Образование, 2012.
  78. Щербакова Е.И.  Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пединститутов по спец. – М.: «Просвещение», 2004.
  79. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. М.: «ЮВЕНТА»- 2005.
  80. Бутенко В.Н. Особенности отношений дошкольников в разновозрастных группах детского сада. – М.: 2007.
  81. Галагузова М.А., Мардахаева Л.В. Методика и технология работы социального педагога. Учебное пособие. – М.: «Академия», 2006.
  82. Гамидова С.Д. Формирование коммуникативной компетентности у воспитанников кадетского корпуса : автореферат дисс. кандидата педагогических наук, Карачаевск, 2010
  83. Торохтий В.С. Социально-педагогические технологии в деятельности образовательного учреждения М.: СОТИС, 2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№№ п/п

Тема

Цель

1

Знакомство

Научить детей правилам знакомства. Установить контакт в общении

2

Познакомимся поближе

Представить способы знакомства. Научить вести разговор при знакомстве

3

Знакомство с моей семьей

Научить детей рассказывать о себе и своей семье

4

Любимое животное

Развивать коммуникативные навыки

5 - 6

Правила вокруг нас

Формировать систему правил поведения в различных ситуациях

7

Наши чувства внутри или наружу

Научить ребенка скрывать и правильно показывать свои чувства и эмоции

8

Новый состав актеров

Стимулировать творческое общение детей

9

Исследуем себя

Помочь детям определять свое психоэмоциональное состояние

10

Ссоры дома

Научиться вести себя грамотно в конфликтной ситуации

11

Конфликт в группе

Научиться вести себя грамотно в конфликтной ситуации

12

Мальчики и девочки

Совершенствовать навыки общения

13

Настроение

Научиться показывать и скрывать свои чувства и эмоции

14

Мои планы на лето

Совершенствовать коммуникативную культуру


 

Занятие 1:

Цель упраженения: познакомиться друг с другом, размяться перед началом занятия,  научиться слышать друг друга.

ИГРА 1.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ИЛИ ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ.

Для первого упражнения понадобится маленький мячик, который легко катать в ладонях ( шишка, камешек и пр. )

ЗАДАНИЕ: каждый из участников должен рассказать о себе. Но задача усложняется тем, каждая новая " визитная карточка " кроме повторения информации, которая уже прозвучала, должна добавлять что-то новое. Например:

1-ый участник: Меня зовут Антон, мне 10 лет.

2-ой участник: Меня зовут Аня, мне 9 лет, я люблю оладьи.

3-ий участник: Меня зовут Лена, мне 9 лет, я не люблю оладьи, зато мне нравиться танцевать...И т.д.

В игре формируется первичное восприятие группы в целом. Участники учатся вычленить основную информацию, " примерить" ее, включаться в процесс кругового общения.

Занятие 2. Познакомиться поближе.

Теоретический блок. Зачем люди знакомяться. Что интереснее узнавать или рассказывать? Как можно познакомиться?

Упраженение:

Цель упражнения: умения слышать другого, проявлять интерес к другой личности, представить себя, узнать новое о других.

Каждый участник, рассказывает о себе, его увлечениях и семье краткую информация, каждый последующий должен повторить предъидущего и рассказать о себе. В конце упражения, каждый участник рассказывает то, что ему было очень интересно узнать о другом, задает дополнительные вопросы.

Занятие 3. Теоретический блок. Что такое семья? Зачем она нужна? Почему важно знать о своей семье и рассказать другим? Что кажется вам наиболее интересным узнавать о семье другого или рассказывать о своей?

Упражнение :

Цель упражнения: умения слышать другого, проявлять интерес к другой личности, представитьсвою семью, узнать новое о других.

Каждый участник о своей семье и показывает иллюстрацию (дается время на рисунок) , каждый последующий должен повторить предъидущего и рассказать о своей семье. В конце упражения, каждый участник рассказывает то, что ему было очень интересно узнать осемье другого участника, задает дополнительные вопросы.

Занятие 4: Теоретический блок. Кто для нас наше домашнее животное? Почему оно нам важно? Как надо общаться с ним?

Упражнение:

Цель: развитие воображение, умение держать нить разговора, больше узнать о других участниках.

РАССКАЖИ СКАЗКУ.

Игра, которая будет интересна людям любого возраста. Сказки любимы всеми, многие с удовольствием придумывают свои сказочно-современные сюжеты.

ФОРМА ИГРЫ: по цепочке (чем больше участников, тем длиннее сказка ).

Участник расскаазывает сказку о своем домашнем животном, следующий участник продолжает сказку с участием своего животного и далее по цепочке.

Занятие 5 и 6. Теоретический блок. Зачем нам нужны правила? Кае бы было бы если бы не было правил? Кто их придумал?

Упраднение:

Цель: Формировать систему правил поведения в различных ситуациях.

Учатники разделяются на группы 2-3 человека и придумывают сценку на тему «как вести себя неправильно», каждая минигруппа показываает сценку, другие участники должны выявить нарушения и сценка переигрывается вновь, после общего обсуждения группы.

Упражнение:

Цель: Формировать систему правил поведения в различных ситуациях.

Каждый уччастник рисует на бумаге ситуацию неправильного поведения и каждый участник показывает группе картинку, другие участники подходят по очереи и дорисовывают-перерисовывают ошибки. Далее идет групповое обсуждение.

Занятие 7: Что такое эмоции и зачем она нужны? Кому надо видеть ваши эмоции? Зачем их скрывать и зачем показывать?

Упражнение:

Цель: Научиться показывать и скрывать свои чувства и эмоции

Теоретический блок: Обсуждения понятия, что такое эмоции. Зачем они нужны. Кому надо их показвать и в какой ситуации.

Игра: Каждый участник рисует человека с определенной эмоцией и показывает группе и рассказывает рассказ о нем. Почему он проявляет такую эмоции и правильно ли он делает. Как бы сам учасник поступил в такой ситуации. Далее идет групповое обсуждение.

Занятие 8. Что такое творчество и зачем оно нужно? Как интересней вместе или по одному?

Упражнение: Разбиться на группы и придумать сценку, показать ее другим. Групповое обсуждение.

Занятие 9. Что такое чувствовать себя? Почему это важно?

Упражнение: Сидя в кругу каждому участнику дается игрушка, он называет 3 своих чувства, которые наиболее сильно испытывает в данный момент и предает игрушку другому. Групповое обсуждение.

Занятие 10: Что такое ссора? Хорошо это или плохо? Нужны ли ссоры? Почему дома мы ссоримся?

Упражнение: Дети разбиваются по 3 человека и придумывают ситуацию ссоры и разрешение ссоры в семье. (мама, папа, ребенок). Далее групповое обсуждение.

Занятие 11. Чем отличается конфликт от ссоры? Почему в группе бывают конфликты?

Групповое обсуждение: Было ли трудно найти пример конфликта, в котором вы сами участвовали? Почему?

·        Подходил ли ваш конфликт под данное определение конфликта? Почему?

·        Вы согласны с приведенным определением конфликта?

·        Являются ли некоторые конфликты необходимыми? Почему?

·        Являются ли некоторые конфликты излишними? Почему?

·        Вы можете найти примеры разногласий, не являющихся конфликтами? Почему такое разногласие нельзя назвать конфликтом?

·        Верно ли, что мы решаем конфликты каждый день?

·        Почему может быть важно напоминать нам о том, что мы можем разрешать конфликты?

 

Занятие 12. Чем отличаются мальчики и девочки? Чем отличается общение с мальчиками и девочками?

Упражнение: Разделяемся по 4 человека. 2 мальчика 2 девочки и разыгрываем 3 похожих ситуации, в положении девочка-девочка, мальчик-девочка и мальчик-девочка. Групповое обсуждение.

Занятие 13. Теоретический блок. Что такое настроение? Кому важно занть какое у нас настроение?

Групповое обсуждение темы.

Упраженение: Нарисовать свое настроение и группа должна угадать какое настроение нарисованно.

Занятие 14:  Упражнение: подготовить рассказ о своих планах на лето с рисунками.

 

 

 


Информация о работе Деятельность социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников