Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:51, дипломная работа
Целью нашей работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
1.Проанализировать отечественный и зарубежный опыт по проблеме деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
2.Раскрыть сущность и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
3. Провести анализ практики деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
4.Разработать, обосновать модель и программу деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
5.Выявить критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………
Гл. 1. Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников как проблема исследования…………………………………………………………………...
1.1. Анализ отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………..
1.2. Сущность и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
1.3. Анализ современной практики деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
Гл. 2. Состояние деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………………………………………………………….
2.1.Характеристика модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
2.2.Критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
2.3.Программа опытно-экспериментальной работы деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………………………….
Гл.3. Пути повышения эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников………………………………………………………...
3.1.Диагностика уровня эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
3.2.Внедрение средовых технологий в деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
3.3.Совершенствование профессиональных качеств специалистов – организаторов социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………...
Приложение
Важно сформировать у младшего школьниика коммуникативные навыки для формирования основ культуры взаимоотношений.
В первую очередь имеется в виду умение ориентироваться в партнерах. Ребят надо учить восприятию окружающих людей. Они должны присматриваться к людям в различных ситуациях, учиться понимать их настроение, характер. Умение читать экспрессию поведения человека, верно его истолковывать позволяет сопереживать людям, давать им более правильную оценку. Все это помогает найти правильный стиль и тон общения в той или иной ситуации. Способность интуитивно определять состояние другого человека, его отношение к делу, судить о нем как о личности развивается по мере накопления опыта общения и сотрудничества с разными людьми, в ходе анализа и обобщения этого опыта.
Немаловажно и умение ориентироваться в ситуации общения. Оно предполагает понимание того, что правила общения в деловой ситуации общения и на отдыхе, в коллективе и дружеской компании несколько различны.
Умение ориентироваться в ситуации помогает завязывать контакты, создавать ситуацию общения в том или ином случае, входить в уже имеющуюся ситуацию, находить подходящие темы общения.
Умение ориентироваться в партнерах и в ситуации поможет научиться избегать ненужных конфликтов, а если конфликт все-таки вспыхнул - выйти из него с честью.
Развитие этих и других коммуникативных умений происходит успешнее тогда, когда педагоги, организуя те или иные коллективные дела в классе, школе, стараются целенаправленно использовать их в этом направлении.
Навыки, которые младший школьник приобретает для межличностного общения развиваются в процессе общественно-полезной работы, культурно-развлекательных мероприятий, так же школьных праздников. Важную роль для развития навыков межличностного общения играет так же ролевая игра,. Которая может быть использованна и при проведении различных мероприятий или общественно-полезных работ.
Ролевая игра способствуеь развитию навыкам общения, так как именно в ней перед ребенком ставиься коммуникативная задача, заключающпяся в налаживании контакта, в умении правтльно вести беседу. Данная коммуникативная задача решается детьмипутем импровизированного разыгрывания определенной ситуации.
Рассмотрим подробнее способ успешного формирования навыков общения у школьников. Важную роль играет обучение детей стандартизированным приемам и правилам общения, котрые могут использоваться в похожих ситуациях в реальной жизни, чтобы ребенок имел определенных шаблон поведения в ситуации общения. Например, для работы в группе, педагог должен дать тнсрукцию о правилах поведения в группе. Он включает переячень стандарьных действий необходимых для для успешной работы в группе. Данный перечень должен включать в себя информацию о виде групповой работы, задание, которое должна выполнить группа, как быстро и в каком составе должно выполняться задание, обсуждение результатов и процесса выполнения внутри группы.
За определенное время эти навыки и умения усваиваются большей частью группы. Это позволяет педагогу развивать умения дальше, то есть предложить более трудные задании перейти на следующую ступень. Например, в каких случаях лучше последовательно высказываться всем членам группы, а в каких - по желанию; в какие моменты целесообразно повторять общий вывод, а в какие это излишне и т.д. (усвоение этих умений происходит с большим трудом).
Все формы коллективной деятельности способствуют развитию навыкам общения. Важно, чтобы педагогог осознавал необходимость этой работы, иметь представление какие навыки нужну развивать для достижения результата, обозначить способы достижения поставленной цели. Фактически все формы коллективной деятельности могут служить Педагогу важно найти индивидуальных подход к участникам процесса коллективного взаимодействия и строить свою работу с учетом особеннойстей каждого школьника и группы в целом.
Выводы к Главе 3
3.1.Диагностика уровня
эффективности деятельности
Для исследованиия предпочтений детей друг к другу, определения проблем во взаимоотношениях мы использовали социометрическую методику Т.Д. Марцинковской «Два домика». Проведенное исследование показало, что проблема оптимизации межличностного общения со сверстниками посредством развития навыков культуры взаимоотношений актуальна для данной группы детей и требует своего разрешения. В группе есть дети, чьи навыки общения уже достаточно хорошо сформированы и они могут оказать определенную помощь при проведении социально-педагогических результатов мероприятий. Так же нами была проведенна диагностика уровня педагогической культуры родителей. В результате полученных данных, мы можем говорить об отсутствие у родителей знаний о психологических закономерностях того или иного возраста, отсутствие готовности к их использованию, в основном опора на знания народной педагогики.
2. Внедрение средовых технологий в деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
На основе полученных данных, нами была разработана программа «вместе весело» по повышению эффективности работы социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников. После проведения программы нами была проведена повторная диагностика. В результате мы получили положительную динамику в экспериментальной группе, что может свидетельствовать об эффективности разработанной нами программы.
3.Совершенствование профессиональных качеств специалистов – организаторов социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников
На этапе социально-педагогической работы по гармонизации взаимоотношений в коллективе социальному педагогу необходимо проводить полную диагностику отношений в коллективе, профилактику конфликтов, выявлять изгоев и лидеров. Здесь, не маловажную роль, играют учителя, с которыми младшие школьники взаимодействуют, и в частности классный руководитель. Поэтому социальному педагогу необходимо проводить работу с учителями по совершенствованию их коммуникативных навыков.
Заключение
Культура общения характеризует уровень развития духовных и поведенческих факторов, благодаря которым осуществляется связь между людьми. Она приобретается, закрепляется и развивается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (воля, темперамент, особенности восприятия, половые и возрастные свойства и т.д.), объективных (окружающие условия - стиль родительского воспитания, информатизация общества, средства массовой коммуникации, обычаи, традиции, мода, принадлежность личности к социальным группам и т.п., личность педагога и т.д.
Формирование культуры взаимоотношений у детей младшего школьного возраста является необходимым условием гармоничной социализации, формирования позитивной самооценки и повышения общей успешности в жизни.
В
нашей работе мы
Сегодня одной из главных задач воспитания является формирование у детей способности духовно общаться, находить общий язык с любым человеком, устанавливать отношения, отвечающие культурным ценностям.
В ходе работы над данным исследование мы определили теоретические и практические ориентиры для социального педагога в работе с младшими школьниками в области культуры взаимоотношений со сверстниками. Отрицательные качества ребенка в силу младшего школьного возраста определяют все дальнейшее формирование его личности. Они могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению.
Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.
В качестве основных рекомендаций следует обратить внимание на определенные контакты с семьями еще до первого «официального» дня прибытия ребенка, дальнейшие контакты и связь между родителями и персоналом, вклад родителей в обучение своего ребенка, участие родителей в принятии решений, общественную деятельность для родителей и помощь родителям. В процессе исследования была апробирована программа работы с родителями младших школьников по формированию основ их культуры взаимоотношений, предполагающая различные формы лекционно-семинарских занятий, индивидуальных, групповых, консультационных встреч с родителями и их детьми.
Совокупность методов исследования, в числе которых можно назвать анкетирование, интервьюирование, диагностическую беседу, помогли условно выделить три уровня родительской культуры (высокий, средний, низкий). В соответствии с выделенными параметрами и показателями педагогической культуры родителей были даны характеристики каждому уровню.
В ходе исследования было выявлено следующее:
1) У многих родителей
повышение уровня
2) в случае выполнения педагогических условий:
- расширяется сфера осознания родителями особенностей психического и личностного развития ребенка; обнаруживаются посторонние привнесения, мешающие родителю эффективно общаться с ребенком (личные проблемы родителей, их характерологические, психофизиологические особенности, особенности взаимодействия с другими членами семьи);
-начинает повышаться сензитивность к ребенку, нормализуется система требований и ожиданий, появляется уверенность в себе как в родителе;
- вскрываются причины
возникновения тех или иных
трудностей воспитания и
- выявляется система
Однако какое именно влияние должен оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно? Здесь возможны два пути: во-первых, организация совместной предметной деятельности детей; во-вторых, формирование их субъектного взаимодействия.
Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей в условиях начальной школы являются совместные игры, в которых малыши действуют одновременно и одинаково.
К особенно трудным ситуациям, которые приходится решать социальному педагогу и которые говорят о его профессиональном мастерстве, можно выделить две группы трудностей в общении со сверстниками и со взрослым, которые наиболее типичны для младших школьников. Это импульсивность (гиперактивность) и заторможенность (пассивность) детей. При всей их противоположности, эти особенности в одинаковой мере затрудняют общение и нуждаются в своевременной коррекции.
Общение с взрослым в младшем школьном возрасте имеет решающую роль для становления психики и личности ребенка. Именно во взаимодействии со взрослым складывается характер ребенка, его отношение к миру и к другим людям, сверстникам, его собственные интересы и самостоятельная деятельность.
Становление новых форм деятельности происходит не одномоментно, а проходит через ряд этапов. Переход от одного этапа к другому происходит как приобщение ребенка к новой для него области действительности, которую можно условно обозначить как предмет сознания, который одновременно является и предметом деятельности и ее мотивом. Предметом сознания может стать любая культурно заданная реальность - будь то произведение искусства, правило действия или моральная норма. Этот новый предмет сознания ребенок детстве открывает для себя только вместе со взрослым, при его активном соучастии. Новая реальность открывается ребенку как нечто целое, в единстве смыслового, познавательного и действенного моментов.
Значение эмоционально-теплых аффективных отношений со взрослым для развития ребенка, которое отмечалось многими психологами и педагогами, как раз и состоит в том, что в них возникает общее смысловое поле, в котором зарождается собственное отношение ребенка к новым для него областям действительности.
Очень важно, чтобы при становлении новой деятельности мотивированность и осознанность (желание и представление) выступали в неразрывном единстве. Чтобы действие стало свободным и осознанным, оно должно осуществляться в контексте значимых для ребенка мотивов и быть осмыслено как свое собственное, а не навязанное извне. С другой стороны, осмысленность действия не может возникнуть вне его осознания.
Взрослый всегда выступает перед ребенком в двух своих ипостасях. С одной стороны, это конкретная, уникальная личность со своими индивидуальными смыслами и отношениями, с другой - это носитель культурных образцов и способов человеческой деятельности. Совмещение этих двух полюсов в обращенности взрослого к ребенку необходимо для превращения культурно-заданного средства в предмет сознания и собственной деятельности ребенка.