Деятельность социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашей работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
1.Проанализировать отечественный и зарубежный опыт по проблеме деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
2.Раскрыть сущность и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
3. Провести анализ практики деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
4.Разработать, обосновать модель и программу деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
5.Выявить критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Гл. 1. Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников как проблема исследования…………………………………………………………………...
1.1. Анализ отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………..
1.2. Сущность и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
1.3. Анализ современной практики деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
Гл. 2. Состояние деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………………………………………………………….
2.1.Характеристика модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
2.2.Критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
2.3.Программа опытно-экспериментальной работы деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………………………….
Гл.3. Пути повышения эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников………………………………………………………...
3.1.Диагностика уровня эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
3.2.Внедрение средовых технологий в деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
3.3.Совершенствование профессиональных качеств специалистов – организаторов социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………...
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

EE.doc

— 960.00 Кб (Скачать файл)

 

Эффективность проводимых мероприятий отслеживается с помощью устных и письменных рефлексивных высказываний детей и их родителей.

По результатам проведенной работы и реализованной программы «Вместе весело» нами была проведена повторная диагностика по методикам.

После реализации программы 49 % детей мы отнесли к группе «предпочитаемыми», 9 % «отвергаемые» дети, 26 %  составила группа «популярные» и 16 % «игнорируемые» дети, как видно, в группе появились значительные улучшения.

Социометрический статус

Количество детей (%)

Популярные

26

Предпочитаемые

49

Изолированные 

16

Отвергаемые

9




Таблица 3.  Социометрический  статус детей младшего школьного возраста экспериментальной группы ( полное описание программы представленно в приложении)

В контрольной группе положение осталось без изменений.

Так же мы провели повторную диагностику уровня сформированности педагогической культуры родителей.

В экспериментальной группе высокий уровень сформированности педагогической культуры был зафиксирован у 25 %  испытуемый, по сравненению с предъидущими  16 %, 37 %-средний уровень тоже повысился с 35  %,  и  38 % имеют низкий уровень педагогической культуры, в изначальном варианте он составлял 49 %.


 

 

Рис.10 Диаграмма уровней педагогической культуры родителей (экспериментальной группы

В контрольной группе положение осталось без изменений.

Данная диаграмма с результатами свидетельствует об эффективности программы по формированию культуры взаимоотношений младших школьников «Вместе весело».

 

3.3. Совершенствование профессиональных качеств специалистов – организаторов социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников

 

Из проведенного исследования видно, что отношения в коллективе играют важную роль в формировании основ культуры взаимоотношений младших школьников. На этапе социально-педагогической работы по гармонизации взаимоотношений в коллективе социальному педагогу необходимо проводить полную диагностику отношений в коллективе, профилактику конфликтов, выявлять изгоев и лидеров.

Здесь, не маловажную роль, играют учителя, с которыми младшие школьники взаимодействуют, и в частности классный руководитель. Поэтому социальному педагогу необходимо проводить работу с учителями по совершенствованию их коммуникативных навыков.

В первую очередь необходимо привить педагогам демократический стиль взаимоотношений. Он предполагает, что учитель опирается на ученический коллектив, поощряет и воспитывает самостоятельность у ребят. Проблемы учащихся он обсуждает совместно с ними и при этом не навязывает свою точку зрения, а стремится убедить в ее правильности. Он терпим к критическим замечаниям учеников, стремится понять их.

Учителю необходимо уметь беседовать с учениками на самые разные темы в самых различных ситуациях: и с коллективом в целом, и отдельно с мальчиками и девочками, и с группами ребят, и, наконец, индивидуально. Общаясь с классом в целом педагогу важно уметь увлечь всех темой, которую он намерен обсудить. К сожалению, нередко он этого делать не умеет.

Большую трудность представляют разговоры с отдельными группами. Во-первых, потому что у разных групп могут быть весьма своеобразные интересы.

Во-вторых, потому что каждая группа занимает свою позицию в классе, но отношению к классу и к другим группам. В-третьих, если одну и ту же тему надо обсудить порознь с несколькими группами, то особенно важно и порой трудно найти в каждом случае свою интонацию, стиль, особые слова для каждого разговора.

Чтобы вступать в контакт с коллективом учащихся, учителю просто необходимо время от времени подобным образом говорить с самим собой. Тогда он сможет вести с учениками диалог, а не быть нудным «монологистом», которого ребята если даже и слушают, то зачастую не слышат.

Сегодня учителю особенно важно искать лучшие пути к детскому сердцу и уму. Это возможно тогда, когда у него сформирована установка на личность каждого ученика как уникальное явление. Наличие такой установки необходимо для того, чтобы учитель мог реализовать в своей работе личностный подход к учащимся, изучал и учитывал половые, возрастные и индивидуальные особенности ребят, особенности их жизнедеятельности, общения и взаимоотношений. Развитое умение познавать учащихся – совершенно необходимое условие успешного контакта с ними. Исследования показывают, во-первых, что учителя, у которых оно не развито в достаточной степени, бессознательно подменяют изучение ученика сложившимися у них стереотипными представлениями. Во-вторых, чем больше такой учитель работает в школе, тем хуже он знает своих учеников, тем более шаблонно он их оценивает, тем слабее у него контакт с ними.

Но стремиться постоянно вновь и вновь узнавать своих учеников - необходимо. Важнейшее условие контакта с учениками умение учителя, преодолевая любые стереотипы, правильно воспринимать и оценивать общение в детском коллективе, трудности и конфликты, глубоко видеть породившие их причины, ориентироваться в быстро меняющихся педагогических ситуациях и принимать решения в условиях хронического цейтнота.

Поскольку школьники активно стремятся к контактам и последние играют важную роль в их жизни, постольку их общение нельзя пускать на самотек. Но нельзя бросаться в другую крайность - пытаться «заорганизовать» все контакты детей. Необходимо создать в коллективе условия, которые способствуют общению. Условия, позволяющие интегрировать часть общения школьников в рамках коллектива. Условия, при которых жизнедеятельность коллектива оказывает непосредственное влияние на свободное общение ребят.

Содержание общения в коллективе должно быть проблемным. Оно становится таковым, если отражает проблемы становления личности на каждом возрастном этапе, если в нем ставятся мировоззренческие вопросы.

Другое условие — социально-ориентирующий характер общения в коллективе. Имеются в виду расширение видения мира школьниками, познание различных сторон действительности, человеческих отношений в их многообразии, определение собственной позиции в мире. Оба эти условия с неизбежностью приводят к третьему - насыщенности общения в коллективе доступной ученикам информацией: социально-политической, научно-технической, философско-этической.

Основной путь - организация разнообразной жизнедеятельности в коллективе. Она становится базой и содержанием общения школьников, если строится на основе сочетания педагогического управления и самоуправления учащихся; если учитываются процессы самоорганизации в среде детей; если жизнедеятельность предоставляет большие возможности для коллективной, групповой и индивидуальной самодеятельности и творчества; если в ней сочетаются одновозрастные (по классам и параллелям) и межвозрастные (всего школьного коллектива и с коллективами взрослых) формы организации.

Однако этого недостаточно. Важно, чтобы в процессе познавательной, трудовой, социальной деятельности ученики сталкивались с необходимостью решать различные проблемы и задачи, связанные с достижением цели деятельности. Поиск решения требует от ребят вступать в общение друг с другом, с педагогами, с другими взрослыми, актуализирует потребность в эмоциональном контакте, позволяет получить опыт сотрудничества и общения в коллективе и группе.

Коллективное общение становится интенсивным и привлекательным для школьников, если их жизнедеятельность оказывается субъективно значимой для конкретного коллектива, составляющих его групп, каждого школьника. Субъективно значимой она станет тогда, когда её содержание и форма организации будут учитывать возрастные особенности ребят, их интересы и увлечения. Так, организуя общение в коллективах младших школьников, важно максимально использовать практические дела, коллективные формы их организации, поменьше - «чистой словесности».

Жизнедеятельность коллектива необходимо строить так, чтобы в ее процессе ребята побуждались к осознанию мировоззренческих вопросов, доступных их возрасту, к дискуссиям по возникшим проблемам - и на уроках, и во внеурочной работе. Это могут быть проблемные ситуации в процессе обучения. Это может быть просмотр спектакля, если он сопровождался предварительным разговором и последующим обсуждением.

Необходимо, чтобы она была информационно насыщенной. Это достигается различными путями: привлечением дополнительного внепрограммного материала, научно-популярной, художественной литературы, материалов газет, общественно-политических журналов в процессе преподавания, обращением внимания учащихся на соответствующие передачи радио и телевидения, сообщением учащимся различной неординарной информации, которая в соответствии с их половозрастными особенностями и интересами должна привлечь ребят. Сообщать ее можно на уроках, на классных часах, а также в беседах с группами или отдельными учениками.

Как уже говорилось, привлекательность коллективного общения зависит не только от его содержательности. Еще большую роль играет то, насколько каждый член коллектива сумеет найти удовлетворяющую его и социально ценную позицию в системе общения в классе, отряде, кружке; найдет ли школьник в коллективе не только товарищей по общему делу, но и приятельскую группу, в которой он будет ощущать себя принятым и защищенным, друзей или друга, с которым сможет разделить свои интимные чувства и переживания.

Помочь школьнику в этом педагоги могут в том случае, если жизнедеятельность коллектива позволяет каждому проявить свои сильные стороны, индивидуальные интересы и увлечения. Для того чтобы ребята увидели друг в друге, в каждом члене коллектива нечто особенное, интересное, привлекательное, надо широко использовать коллективные и групповые формы организации жизнедеятельности. Эти формы сами по себе предполагают и в определенной мере программируют общение учащихся. Полезной и эффективной является продуманная система длительных или относительно кратковременных заданий отдельным группам, выполнение которых требует от ребят общения и в школе, и во внеучебное время. Эффективна также система конкурсов познавательного, спортивного, практического характера. Они стимулируют образование и укрепление групп ребят с близкими интересами и программируют в определенной мере их общение.

Педагогу полезно иметь в виду и те реальные и дружеские группы, которые уже существуют в классе. Надо знать, учитывать и использовать особенности этих групп, их направленность, интересы, умения. Так, достаточно авторитетная группа, обладающая коллективистической направленностью, может возглавить подготовку и проведение дела, интересного для всего класса. Это заставит членов группы общаться с другими членами коллектива, увидеть их несколько по-другому, осознать свою нужность коллективу. В то же время и все увидят эту группу в новом для себя ракурсе. Попутно заметим, что очень важно вовлекать в жизнь коллектива внеклассных и внешкольных приятелей и друзей учащихся. В практике ряда школ это стало системой.

Человек может быть счастлив лишь тогда, когда он ощущает благополучие в отношениях с окружающими людьми. Но достигнуть этого, как показывает опыт (подчас довольно горький), не так просто. Человек может эффективно сотрудничать в различных областях деятельности, только если у него развиты соответствующие умения. Практика свидетельствует, что и это есть далеко не у всех. Оба эти обстоятельства свидетельствуют о необходимости уже в школе уделять специальное внимание подготовке ребят к общению. Как показывают исследования, если до наступления зрелого возраста человек не приобрел определенных умений и опыта общения и сотрудничества - с товарищами по классу, с друзьями своего и противоположного пола, со старшими и младшими ребятами, потом компенсировать это бывает очень трудно.

Необходимо прививать школьникам навыки речевого общения. Это предполагает: наличие большого запаса слов, образность и правильность речи; точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами; умение выделять из услышанного существо дела; корректную постановку вопросов; краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров; логичность построения и изложения высказывания.

Отсутствие подобных навыков приводит к тому, что у учащихся не вырабатываются та уверенность, та раскованность, которые необходимы в деловых беседах, на собраниях, в компании в свободное время. Свободное владение речью формируется согласно учебным программам во всех классах в процессе обучения. Особую роль в этом могут сыграть уроки внеклассного чтения и анализ учебных экскурсий, а также коллективные формы организации познавательной деятельности. Эффективными способами развития речи могут стать коллективное планирование и анализ классных и школьных мероприятий, а также творческие дела, требующие импровизации.

Важнейшей частью подготовки школьников к общению можно считать формирование у них социально ценных установок. Важно, чтобы ребенок относился к своему партнеру по общению как к цели, а не как к средству удовлетворения своих потребностей. Важно сформировать у ребенка интерес к самому процессу общения, ане только к результату. Важно дать понять ребенку, что общение-это диалог, то есть важно уметь слушать партнера, проявлять терпимость, не превращать диалог в монолог. Важно дать понять ребенку, что в общении важно не только получать , но и давать что то другим. Правильное формированиие установок может происходить только при определенном стиле отношениий в группе. Формировать у школьников эти установки в сфере общения возможно лишь тогда, когда в коллективе установлен определенный стиль отношений.

Информация о работе Деятельность социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников