Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:51, дипломная работа
Целью нашей работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
1.Проанализировать отечественный и зарубежный опыт по проблеме деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
2.Раскрыть сущность и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
3. Провести анализ практики деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
4.Разработать, обосновать модель и программу деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
5.Выявить критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………
Гл. 1. Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников как проблема исследования…………………………………………………………………...
1.1. Анализ отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………..
1.2. Сущность и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
1.3. Анализ современной практики деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
Гл. 2. Состояние деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………………………………………………………….
2.1.Характеристика модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
2.2.Критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
2.3.Программа опытно-экспериментальной работы деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………………………….
Гл.3. Пути повышения эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников………………………………………………………...
3.1.Диагностика уровня эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
3.2.Внедрение средовых технологий в деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
3.3.Совершенствование профессиональных качеств специалистов – организаторов социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………...
Приложение
Деятельность социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников являться связующей, организующей и ориентирующей в системе «учитель — психолог — родители» и включает следующие направления: семейное консультирование; индивидуальная работа; сказкотерапия; игротерапия; театрализация и драматизация жизненных ситуаций; тренинговая работа; творческие занятия трудовой деятельностью; организация «круглых столов» и семинаров для учителей и родителей. Содержание деятельности социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников складывается из: наблюдений конкретных ситуаций, с их последующим инсценированием в учебной и внеучебной деятельности; просмотр и обсуждение телепрограмм, кинофильмов; организация совместной творческой трудовой деятельности; активное вовлечение ученика в теоретическую и практическую работу культурно- развивающего характера; имитация в игровой деятельности культурных образцов взаимоотношений; помощь младшим школьникам в рефлексии негативных проявлений во взаимоотношениях (сатирическая театрализация негативных ситуаций взаимоотношений).
Приступая к начальному изучению детей, школа предварительно должна провести работу и с родителями и с персоналом школьных образовательных учреждений (установить тесные, заинтересованные контакты) по разъяснению своевременной школьной политики в отношении недостаточно готовых к школе и ослабленных детей, а также сущности коррекционно -развивающего образования, того, в каких формах оно реализуется, по каким показаниям будет рекомендовано детям.
Таким образом, необходима продуманная
целостная система социально-
Проблема формирования культуры взаимоотношений детей решается в совместном труде и на занятиях где, создаются благоприятные условия для установления взаимодействий со сверстниками, формирования нравственных представлений, чувств, коллективных переживаний, для осознания оценки собственных поступков и поступков сверстников.
1.3. Анализ современной практики деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников
В настоящее время на поиск эффективных педагогических и психологических средств обучения и воспитания детей направлены усилия большого числа специалистов: педагогов, психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов.
Социально - психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям.
В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально - психологическая помощь детям, родителям, учителям, проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.
Социально-педагогическая работа в школе сосредотачивает свое внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители.
В ходе социально - психологической работы с педагогами, учащимися и их семьям важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребенка реальны: семья, школа (коллектив формально определенных сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам).
Социально-педагогическая деятельность представляется как многоплановая и многоуровневая работа специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению разнообразных потребностей и интересов детей и взрослых, по их социальной защите, поддержке личностного развития, социальной адаптации, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе. Социальный педагог - сотрудник, который создает условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций.
Состояние социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников определялось по следующим направлениям:
1. Определение базы исследования.
2. Определение состава
контрольной и
3. Выбор методов и методик, направленных на изучение деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
Базой для проведения исследования является ГБОУ средняя образовательная школа №1055 г. Москвы. В исследовании участвовало 32 учащихся в возрасте от 8 - 10 лет. В контрольную и экспериментальную группы входило по 16 учащихся.
В контрольную группу входят 16 учащихся, где 8 девочек и 8 мальчиков в возрасте от 8 – 10 лет.
В экспериментальную группу входят 16 учащихся, где 8 девочек и 8 мальчиков в возрасте от 8 – 10 лет.
Организуя работу с детьми социальный педагог должен преследовать следующие цели:
1. Научить детей общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения .
2. Научить детей создавать в группе эмоционально благоприятные личные взаимоотношения .
3. Научить детей умело вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других людей.
4. Научить детей не
создавать конфликты в сфере
личных и деловых
Целью нашей опытно-экспериментальной работы является проверка модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников в образовательном учреждении.
Для нашего исследования было сформировано две группы:
- контрольная;
- экспериментальная.
Контрольная группа определяется как группа испытуемых, аналогичная экспериментальной группе, которая подвергается в исследовании всем тем же воздействиям, за исключением экспериментальной переменной, в нашем случае - деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношениймладших школьников.
На основе нашего теоретического анализа данной проблемы нами была сфорированна диагностическая программа.
Цель: выявить социометрический статус ребенка в классе, его взаимоотношения со сверстниками, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.
Проведение социометрической методики « Два домика » позволило выявить особенности эмоциональных связей среди сверстников и определить социальный статус каждого члена в группе. С целью обработки полученных результатов, мы взяли за основу следующие показатели: если у ребенка от 4 и более баллов, то мы относим его к группе «популярные», от 1 до 3 баллов к «предпочитаемым»детям, которые, в принципе могут быть лидерами, 0 баллов-это тихие и малообщительные дети, которых мы относим к группе «игнорируемые», от -1 и далее – это «отвергаемые» дети В результате проведенной методики нами были полученны следующие результаты в контрольной группе:
21 % - дети «популярные», 42 % - детей мы отнесли к группе «предпочитаемыми», 18 % самое малое количество детей «игнорируемые» и 19 % - «отвергаемые».
Полученные результаты представлены на рисунке 1.
Рис.1 Диаграмма определения особенностей взаимоотношений в контрольной группе
Социометрический статус |
Количество детей (%) |
Популярные |
21 |
Предпочитаемые |
42 |
Изолированные |
18 |
Отвергаемые |
19 |
Таблица № 1 Социометрический статус детей младшего школьного возраста контрольной группы
В экспериментальной группе, мы получили следующие результаты:
41 % детей мы отнесли к группе «предпочитаемыми», 20 % «отвергаемые» дети, 19 % наименьшее количество составила группа «популярные» и 20 % «игнорируемые» дети. Полученные результаты представлены на рисунке 2.
Рис.2 Диаграмма определения особенностей взаимоотношений в экспериментальной группе
Социометрический статус |
Количество детей (%) |
Популярные |
19 |
Предпочитаемые |
41 |
Изолированные |
20 |
Отвергаемые |
20 |
Таблица № 2 Социометрический статус детей младшего школьного возраста экспериментальной группы
В результате полученных нами данных мы можем сделать следующие выводы: уровень культуры взаимоотношений детей в группе и их эмоциональное благополучие напрямую зависит от занимаемого ими статуса в группе сверстников. «Отверженные» дети, как правило, имеют заниженную самооценку, а лидеры завышенную.
На основе проведенной нами методики можно сделать следующий вывод, что уровень культуры взаимоотношений детей в группе и их эмоциональное благополучие напрямую зависит от занимаемого ими статуса в группе сверстников. «Отверженные» дети, как правило, имеют заниженную самооценку, а «популярные» завышенную.
Родительское отношение мы понимаем, как систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Текст опросника представлен в Приложении 2.
В результате проведенной нами методики мы получили следующие результаты:
В контрольной группе высокий уровень высокий уровень педагогической культуры был выявлен у 17 % испытуемых, 41 % имеет средние показатели и самое большое количество составили низкий уровень, а именно 42 %. Полученные результаты представленны в рисунке 3.
Рис. 3 Диаграмма уровней педагогической культуры родителей (контрольной группы)
В экспериментальной группе так же высокий уровень был зафиксирован только у 16 % испытуемых, 35 %-средний уровень и большая часть, а и именно 49 % имеют низкий уровень педагогической культуры.
Полученные результаты представленны в рисунке 4.
Рис. 4 Диаграмма уровней педагогической культуры родителей (экспериментальной группы)
В результате полученных данных, мы можем сделать вывод, как в контрольной, так и в экспериментальной группе превышает низкий уровень педагогической культуры родителей 42% и 49%. Это говорит об отсутствие у родителей знаний о психологических закономерностях того или иного возраста, отсутствие готовности к их использованию, в основном опора на знания народной педагогики. То есть, родителям присущ авторитаризм в процессе взаимодействия с ребенком. Родители такого типа могут прямо не выражать недовольства ребенка, подчеркнуто игнорировать его, порождая у ребенка чувство отчужденности, одиночества.
Выводы по главе 1.
1. Изучение и анализ научной литературы по проблеме, позволил нам определить состояние практики деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений, выявить основные проблемы и перспективы развития. Сущностная характеристика развития личности ребенка в школе, определяется успешностью формирования основ культуры взаимоотношений детей, которая предполагает обучение сотрудничеству, взаимопомощи, вниманию друг к другу, заботливости, преодолению агрессивных и деструктивных форм поведения, выработку навыков гуманных, неконфликтных способов разрешения межличностных противоречий. изучение предпосылок формирования основ культуры взаимоотношений, все настойчивее осознается как неотъемлемый элемент содержания и технологии образования в современном образовательном учреждении.
2.Культура, таким образом, является особой формой жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы и созидания духовных ценностей. Существенная роль в формировании культуры взаимоотношений младших школьников принадлежит социальному педагогу в силу его профессионального назначения и компетентности в организации социально- средовых условий культурного развития личности на основе организации взаимодействия основных воспитательных институтов и прежде всего семьи и школы.