Деятельность социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью нашей работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
1.Проанализировать отечественный и зарубежный опыт по проблеме деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
2.Раскрыть сущность и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
3. Провести анализ практики деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
4.Разработать, обосновать модель и программу деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
5.Выявить критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Гл. 1. Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников как проблема исследования…………………………………………………………………...
1.1. Анализ отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………..
1.2. Сущность и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
1.3. Анализ современной практики деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
Гл. 2. Состояние деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………………………………………………………….
2.1.Характеристика модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
2.2.Критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
2.3.Программа опытно-экспериментальной работы деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………………………….
Гл.3. Пути повышения эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников………………………………………………………...
3.1.Диагностика уровня эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
3.2.Внедрение средовых технологий в деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
3.3.Совершенствование профессиональных качеств специалистов – организаторов социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………...
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

EE.doc

— 960.00 Кб (Скачать файл)

3. Программа опытно-экспериментальной работы деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников

Программа опытно - экспериментальной работы включает следующие этапы: 1) Подготовительный: определение базы исследования 2)констатирующий  этап: диагностика, где с помощью отобранных методик позволяет  рассмотреть уровень культуры взаимоотношений младших школьников. 3) формирующий этап: реализация  различных мероприятий по повышению основ культуры взаимоотношений младших школьников 4) Заключительный этап: повторная диагностика по методикам, выбранным нами для оценки результата. Перечисленные критерии оценки эффективности деятельности социального педагога позволяет применять разработанную программу в условиях  любого образовательного учреждения с высокой долей эффективности.

 

Глава 3. Пути повышения эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников

3.1.Диагностика  уровня эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников

 

Первый этап опытно – экспериментальной работы включает в себя диагностику эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников. Диагностика – общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе. Социальная диагностика – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов.

Диагностический этап включал в себя проведение вводной беседы, наблюдения, анкетирования. Целью диагностики является изучение особенностей взаимоотношений между детьми для дальнейшей коррекции.

Для исследованиия предпочтений детей  друг к другу, определения проблем во взаимоотношениях мы использовали социометрическую  методику   Т.Д. Марцинковской «Два домика». Текст методики представлен в Приложении 1.

Тест «Два дома»

Каждый ребенок «распределяет по двум домам» всех детей своего классав зависимости от симпатии (красный дом) или антипатии (серый дом).

С помощью этой методики определяются: отношение каждого ребенка ко всем детям группы, представление ребенка о том, нравится ли он сам каждому из детей его группы, каким является каждый ребенок в глазах всех остальных детей. Можно также узнать, какие дети пользуются особой симпатией или антипатией каждого из сверстников, что именно нравится или не нравится детям друг в друге.

Обследование по этой методике проводится индивидуально.

После проведения обследования в протоколе фиксируется:

. Кого из детей в  классе данный ребенок больше  всех любит, кого больше всего  не любит. К кому из детей  просто хорошо относится, а к кому плохо. Причины симпатий и антипатий;

. Как относятся все  остальные дети группы к данному  ребенку. Есть ли дети, которые  относятся к этому ребенку  особенно хорошо или особенно  плохо, кто эти дети;

. Как ребенок оценивает  себя в глазах других;

. Сколько у ребенка взаимных выборов;

. Насколько оправдываются  предположения ребенка о том, что другие дети его выберут;

. Насколько совпадает  собственный выбор ребенка с  его предположениями о том, кто  выберет его;

. Совпадение всех трех  параметров: кого ребенок выбирает сам, кто его выбирает, кто должен был бы его выбрать по его собственному предположению.

Анализируя протоколы, можно сделать выводы о реальном положении ребенка среди сверстников, выделить наиболее благополучных и наиболее неблагополучных детей, наметить характеристики каждого ребенка, выявить случаи неудачно или неполно сложившихся взаимоотношений для любого ребенка.

В результате проведенной методики нами были полученны следующие результаты в контрольной группе:

21 % - дети «популярные», 42 % - детей мы отнесли к группе «предпочитаемыми», 18  % самое малое количество детей «игнорируемые» и 19 % - «отвергаемые». 

Полученные результаты представлены на рисунке 6.

 

Рис.6  Диаграмма определения особенностей взаимоотношений в контрольной группе

В экспериментальной группе, мы получили следующие результаты:

41 % детей мы отнесли  к группе  «предпочитаемыми», 20 % «отвергаемые» дети, 20 %  наименьшее количество составила группа «популярные» и 21 % «игнорируемые» дети. Полученные результаты представлены на рисунке 7. 

 

Рис.7  Диаграмма определения особенностей взаимоотношений в экспериментальной группе

 

В результате полученных нами данных мы можем сделать следующие выводы: уровень культуры взаимоотношений детей в группе и их эмоциональное благополучие напрямую зависит от занимаемого ими  статуса в группе сверстников. «Отверженные» дети, как правило, имеют заниженную самооценку, а лидеры завышенную.

На основе проведенной нами методики можно сделать следующий вывод, что уровень культуры взаимоотношений детей в группе и их эмоциональное благополучие напрямую зависит от занимаемого ими  статуса в группе сверстников. «Отверженные» дети, как правило, имеют заниженную самооценку, а  «популярные» завышенную.

Проведенное исследование показало, что проблема оптимизации межличностного общения со сверстниками посредством развития навыков культуры взаимоотношений актуальна для данной группы детей и требует своего разрешения. В группе есть дети, чьи навыки общения уже достаточно хорошо сформированы и они могут оказать определенную помощь при проведении социально-педагогических результатов мероприятий.

 

 Анкетирование  родителей

Для  определения уровня сформированности педагогической культуры родителей

Родительское отношение мы понимаем, как систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Текст опросника представлен в Приложении 2.

В результате проведенной нами методики мы получили следующие результаты:

В контрольной группе высокий уровень высокий уровень педагогической культуры был выявлен у  17 %  испытуемых, 41 % имеет средние показатели и самое большое колличество составили низкий уровень, а именно 42 %. Полученные результаты представленны в рисунке 8.

 

Рис.8  Диаграмма уровней педагогической культуры родителей (контрольной группы)

 

В экспериментальной группе  так же  высокий уровень был зафиксирован только у 16 % испытуемых, 35 %-средний уровень  и большая часть, а и именно 49 % имеют низкий уровень педагогической культуры.

Полученные результаты представленны в рисунке 9.

Рис.9  Диаграмма уровней педагогической культуры родителей (экспериментальной группы)

 

В результате полученных данных, мы можем сделать вывод, как в контрольной, так и в экспериментальной группе превышает низкий уровень педагогической культуры родителей 42% и 49%. Это говорит об отсутствие у родителей знаний о психологических закономерностях того или иного возраста, отсутствие готовности к их использованию, в основном опора на знания народной педагогики. То есть, родителям присущ авторитаризм в процессе взаимодействия с ребенком. Родители такого типа могут прямо не выражать недовольства ребенка, подчеркнуто игнорировать его, порождая у ребенка чувство отчужденности, одиночества.

Проведенное на данном этапе исследование позволило нам выявить проблемы в формирования основ культуры взаимоотношений младших школьников и на основе полученных данных разработать программу по развитию основ культуры.

 

3.2.Внедрение средовых  технологий в деятельность социального  педагога по формированию основ  культуры взаимоотношений младших  школьников.

Средовой подход в воспитании включает теорию и технологию осуществляемого через среду управления процессами формирования и развития личности ребенка. В основе лежат идеи теории социализации.

Процессуально средовой подход представляет собой систему действий субъекта управления со средой, обеспечивающих диагностику, проектирование и продуцирование воспитательного результата.

К технологиям средового подхода можно отнести создание клубов родительской грамотности, кружков и объединений и т.д.

В рамках средового подхода на базе ГБОУ СОШ № 1055 в рамках нашей работы был создан детский клуб «Талантия» для детей 1-4 классов. В данном клубе нами была реализована средовая программа «Вместе весело».

Настоящая программа создана нами на базе научно-методических разработок Е. Яковлевой и Н. Трофимовой.

Цель программы: формирование культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского клуба.

Задачи программы:

. Создать детям условия  для формирования взаимоотношений  со сверстниками.

. Привить навыки культуры  общения и поведения в разнообразных игровых и жизненных ситуациях.

. Стимулировать дальнейшее  развитие культуры взаимоотношений  путем оптимизации навыков общения, формирования позитивной самооценки  и проч. условий.

По завершении программы ребенок должен:

научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками;

овладеть навыками, необходимыми для обычных игр;

усвоить понятия, необходимые для повседневной жизни;

достичь личностной независимости.

В программе используются принципы педагогики сотворчества, а также принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность, индивидуализация.

Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия:

Занятия проводятся по необходимости с группой детей или по подгруппам (по 10 чел.) один раз в неделю по 30 мин.

Программа состоит из 26 занятий.

При проведении занятий соблюдаются условия безоценочности, принятия, безопасности, поддержки.

Для этого нужно:

позитивно подкреплять идеи, ответы и действия ребенка;

использовать ошибку как возможность для нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;

максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям детей;

создавать климат взаимного доверия;

обеспечивать ребенку независимость в выборе и принятии решений с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение.

Непременным условием проведения занятий является положительная поддержка деятельности детей: исключается всякая ее критика, психолог принимает и выслушивает все, что говорят дети.

Занятия проводятся в игровой форме.

Ведущий при обращении к детям должен:

часто употреблять слова: молодец, прекрасно, хорошо, очень приятно, умница, красиво, отлично, блестяще, восхитительно и др.;

если что-то раздражает, то обращаться к правилам ведения этих занятий, а не к личности ребенка;

в каждом занятии находить что-то позитивное и называть это вслух.

На занятиях обязательно используется повседневный опыт детей. Это позволяет ребенку почувствовать: то, что с ним происходит сейчас, - это важно. Ребенок еще не способен спрогнозировать свою жизнь, сосредоточиться на том, что пригодится в будущем. Он живет здесь и сейчас, и все разговоры взрослых о будущем не затрагивают малыша. А вот то, что происходит с ним сейчас, - это и есть самое важное.

Если дети на первых занятиях не хотят высказываться, то нужно оставить их в покое и признать их право пока не выполнять задания.

Может случиться так, что на первых занятиях для некоторых детей формой принятия и поддержки станут объятие ведущего, поглаживание по плечу, голове, руке, возможно, иногда надо будет брать ребенка на колени. Но у некоторых детей прикосновение чужого взрослого может вызвать резко отрицательное отношение. Это также принимается ведущим.

Кадровое обеспечение реализации программы: психолог/социальный педагог, педагоги дополнительного образования.

Материально-технические ресурсы: наличие помещения, канцелярских принадлежностей.

 

Тематический план (таблица 1):

№№ п/п

Тема

Цель

1

Знакомство

Научить детей правилам знакомства. Установить контакт в общении

2

Познакомимся поближе

Представить способы знакомства. Научить вести разговор при знакомстве

3

Знакомство с моей семьей

Научить детей рассказывать о себе и своей семье

4

Любимое животное

Развивать коммуникативные навыки

5 - 6

Правила вокруг нас

Формировать систему правил поведения в различных ситуациях

7

Наши чувства внутри или наружу

Научить ребенка скрывать и правильно показывать свои чувства и эмоции

8

Новый состав актеров

Стимулировать творческое общение детей

9

Исследуем себя

Помочь детям определять свое психоэмоциональное состояние

10

Ссоры дома

Научиться вести себя грамотно в конфликтной ситуации

11

Конфликт в группе

Научиться вести себя грамотно в конфликтной ситуации

12

Мальчики и девочки

Совершенствовать навыки общения

13

Настроение

Научиться показывать и скрывать свои чувства и эмоции

14

Мои планы на лето

Совершенствовать коммуникативную культуру

Информация о работе Деятельность социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников