Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:51, дипломная работа
Целью нашей работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
1.Проанализировать отечественный и зарубежный опыт по проблеме деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
2.Раскрыть сущность и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
3. Провести анализ практики деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
4.Разработать, обосновать модель и программу деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
5.Выявить критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………
Гл. 1. Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников как проблема исследования…………………………………………………………………...
1.1. Анализ отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………..
1.2. Сущность и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
1.3. Анализ современной практики деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
Гл. 2. Состояние деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………………………………………………………….
2.1.Характеристика модели деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
2.2.Критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
2.3.Программа опытно-экспериментальной работы деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………………………….
Гл.3. Пути повышения эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников………………………………………………………...
3.1.Диагностика уровня эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
3.2.Внедрение средовых технологий в деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………………………………………..
3.3.Совершенствование профессиональных качеств специалистов – организаторов социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………...
Приложение
ДЕПАРТАМЕНТ образвания ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет социальная педагогика
Кафедра социально-педагогических технологий
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
дипломная работа
«Деятельность социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников»
Специальность 050711 – «Социальная педагогика»
Специализация «Психология социально-педагогической деятельности»
«Допустить к защите»
«____»_________________ 2013 г.
Зав. кафедрой
«Процент оригинального текста составляет _____ %»
Методист учебно-производственной
лаборатории математических моделей
в психологии и педагогике ______ ______ Осокина Наталья Николаевна
Руководитель
Студент
Рецензент
Москва 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация……………………………………………………… |
3 |
Введение………………………………………………………… |
4 |
Гл. 1. Деятельность социального
педагога по формированию основ культуры
взаимоотношений младших школьников как
проблема исследования……………………………………………… |
9 |
1.1. Анализ отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической деятельности по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников…………………………………….. |
9 |
1.2. Сущность и содержание деятельн |
15 |
1.3. Анализ современной практики
деятельности социального педагога по
формированию основ культуры взаимоотношений
младших школьников…………………………………………………… |
30 |
Гл. 2. Состояние деятельности
социального педагога по формированию
основ культуры взаимоотношений младших
школьников…………………………………………………… |
38 |
2.1.Характеристика модели деят |
38 |
2.2.Критерии эффективности дея |
46 |
2.3.Программа опытно-экспериментальной работы деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников……………………………………. |
55 |
Гл.3. Пути повышения
эффективности деятельности социального
педагога по формированию основ культуры взаимоотношений
младших школьников…………………………………………………… |
62 |
3.1.Диагностика уровня
эффективности деятельности |
62 |
3.2.Внедрение средовых технологий в деятельность
социального педагога по формированию
основ культуры взаимоотношений младших
школьников…………………………………………………… |
67 |
3.3.Совершенствование |
73 |
Заключение…………………………………………………… |
85 |
Список литературы…………………………………………………… Приложение |
93 |
Аннотация
Цель нашей работы теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
Объектом нашего исследования является деятельность социального педагога в условиях школы, включающая в себя организацию социально-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста, формирование у них основ культуры взаимоотношений, умение выстраивать систему межличностных отношений в образовательном пространстве.
В ходе исследования выпускной квалификационной работы получены следующие результаты: разработана и обоснована модель деятельности социального педагога по формированию культуры взаимоотношений младших школьников; представлена программа опытно-экспериментальной работы с учащимися, которая была апробирована на базе ГБОУ СОШ №1055.
Реализация опытно-экспериментальной программы позволила получить положительную динамику взаимоотношений младших школьников, что говорит об эффективности разработанной нами модели и программы формированию культуры взаимоотношений младших школьников в условиях образовательного учреждения.
Выявлены критерии эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников: эмоциональный, познавательный, коммуникативный, поведенческий. Данные критерии могут служить результатом успешной работы в общеобразовательном учреждении.
Общий объем ВКР - 108 страниц текста компьютерного набора.
Работа представлена следующими разделами: аннотацией, введением, теоретической, аналитической и описательной частями, списком литературы и приложениями.
В состав работы включены 10 рисунков, 3 приложений на 9 листах, список использованной литературы содержит 83 источника.
Введение
В настоящее время проблема формирования культуры взаимоотношений является наиболее актуальной, так как она является неотъемлемым элементом содержания и технологии процесса обучения в современном общеобразовательном образовательном учреждении. Развитие культуры взаимоотношений имеет большое значение для подрастающего поколения. Основная цель в формировании культуры то, прежде всего, способствование нравственному и духовному становлению личности младшего школьника. Формирование культуры взаимоотношений обретает особую значимость в младшем школьном возрасте, когда происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, а логика психического развития требует активного освоения социально выработанных способов познания и поведения. Важны действия общества, направленные на укрепление формирующего потенциала общеобразовательного учреждения, семьи, где воспитывается ребенок и других социально-воспитательных и образовательных институтов как определяющих факторов социализации личности. Результативность работы в большей степени зависит от полученных человеком в школе основ мировоззрения, от направленности и содержания учебно-воспитательного процесса. Именно в семье и в школе в первую очередь формируются первичные представления ребенка о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Наиболее важную социальную роль приобретает сегодня деятельность социального педагога в школе как ведущей фигуры педагогического участия социума в формирования личности. Роль социального педагога состоит в том, чтобы обеспечить интеграцию, согласованность и целенаправленность воспитательных сил общества в содействии благополучному и гармоничному развитию личности в социальной среде. Разработкой теоретических и практических основ социальной психологии и педагогики занимались такие ученые как: Ф. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерев, Г.Боймер, СИ. Гессен, В.В. Зеньковский, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенин, СТ. Шацкий, А.С. Макаренко и др.[72; 73; 74]. Отечественные исследования современных ученых в сфере социальной педагогики развиваются в трудах В.Г. Бочаровой, Ю.В. Васильковой, Т.А. Васильковой, М.А. Галагузова, А.В. Мудрика, М.М. Плоткина, В.Д. Семенова и др. [55; 56; 57; 58; 59; 60]. Социокультурное воздействие среды выступает определяющим фактором психического развития ребенка (Дж. Брунер, А. Валлон, Ж. Пиаже, Л.С Выготский, АН.Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и др.). При этом, чем раньше начинается процесс приобщения ребенка к культуре, тем успешнее складывается его социализация (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн и др.). Особую значимость в младшем школьном возрасте обретает формированиие культуры взаимоотношений, так как именно с момента поступления в школу у ребенка происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, а логика психического развития требует активного освоения социально выработанных способов познания и поведения (Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, Л.А Венгер, АК. Маркова, B.C. Мухина, В.В.Рубцов, Г.А. Цукерман, Л.Ф. Обухова и др.). Л.С. Выготский выделял кризис 7 лет, который связан с началом осознания ребнком своего места в мире общественных отношений. По словам Л.И. Божович, кризис 7 лет- период рождения социального «Я» ребенка. К 9 годам, по мнению по мнению Д.И. Фельдштейна, у ребенка развивается потребность в получении признания других людей, требуя развертывания системы взаимоотношений с ними, новой социально признаваемой деятельности. Таким образом, происходит переход растущего человека на новый уровень развития в рамках системы «Я и общество» [48; 49; 50]. Именно младший школьный возраст является сензитивным периодом постижения моральных норм (Л.С. Выготский, Л. Кольберг, Э. Эриксон и др.), что служит основанием для их активного педагогического культивирования и формирования на данном этапе онтогенеза [51; 52; 53]. Дети в данном возрасте
склонны к совместной К сожалению, в современной системе среднего образования наибольшее внимание уделяется развитию одной стороны развития детей - познавательной, интеллектуальной. Касательно другой стороны развития и деятельности школьников, а именно по освоению человеческих взаимоотношений, то она — как отмечает Д.И. Фельдштейн - «присутствует» либо как добавка к обязательной учебной работе, либо в качестве эклектически организуемых мероприятий, либо в виде лозунгов, призывов. Несмотря на то, что воспитание всегда было заботой общества, но воспитательный процесс никогда не был предметом такой же заботы школы, как процесс учебный [48; 49; 50]. А в последние время даже на государственном уровне было заявлено, что воспитание — это дело семьи». |
Вместе с тем, примеры школьной действительности показывают, что практическая работа по формированию культуры отношений и поведения школьников сегодня ещё далека от совершенства.
В настоящее время культура взаимоотношений осознается как неотъемлемый элемент содержания и технологии образования в современной школе. Он призван сыграть важную роль в воспитании подрастающего поколения: побуждать и закреплять у учащихся интерес друг к другу, прививать любовь к труду, учить работать творчески, проявлять инициативу и ответственность, помогать в определении своих наклонностей и способностей, а главное — способствовать нравственному и духовному становлению личности ребенка. Но на практике во взаимоотношении детей проявляются негативные тенденции, показывающие недостаток культуры взаимоотношений. Одной из причин этому, служит, то школа и семья во многом утратили сою воспитательную функцию.
Противоречие между теорией и действительностью, обусловило выбор темы нашего исследования, а именно исследование деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
Предметом исследования является деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников. Социальный педагог призван обеспечить согласованность и целенаправленность процесса воспитания благополучному и гармоничному развитию личности в социальной среде.
Объект исследования — социально-педагогическая работа в школе.
Целью нашей работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
1.Проанализировать отечественный и зарубежный опыт по проблеме деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
2.Раскрыть сущность и содержание деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
3. Провести анализ практики деяте
4.Разработать, обосновать модель и программу деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников.
5.Выявить критерии
6.Выявить пути способствующие эффективности деятельности социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений дошкольников.
Методы исследования:
Ожидаемый социальный
эффект в результате выполнения работы: работы:
эффективность профессиональной деятельности
социального педагога по повышению культуры
взаимоотношений младших школьников заключается
в правильном направлении работы специалиста,
которая носит практическо - прикладной
характер, так как именно она отражает
опыт практического решения задач улучшения
деятельности социального педагога в
начальной школе.
Данный методический материал, разработанный
в правильном направлении может стать
составной частью
Данный методический материал, разработанный
в правильгном направлении будет являться
составной частью совершенствования воспитательного
процесса в начальной школе, направленного
на усовершенствование отношений младших
школьников, обеспечение благополучных
условий социализации личности ребенка
и может использоваться в целях подготовки
социальных педагогов к работе по формированию
культуры взаимоотношений младших школьников.
Ожидаемый экономический эффект заключается в том, что межличностное взаимодействие и взаимоотношения способствуют установлению эффективных отношений на экономическом рынке.
1. Деятельность социального педагога по формированию основ культуры взаимоотношений младших школьников как проблема исследования
1.1. Анализ отечественного
и зарубежного опыта социально-
Прежде чем рассматривать проблему нашего исследования, хотелось бы выделить два составных элемента, а именно проблему формирования культуры взаимоотношений и непосредственную участие педагога в этом процессе.
Проблема формирования культуры взаимоотношений возникла на стыке таких наук, как философия, социология, социальная педагогика и психологии личности. Влияние характера взаимоотношений играет важную роль в жизни детей, отражаясь на личности ребенка, что доказывает нам, что создание педагогических условий, атмосфера, которая будет способствовать развитию положительных взаимоотношений между детьми, начиная с раннего детства. Особенно важно развитие культуры взаимоотношений в младшем школьном возрасте. В педагогической и психологической науках проблема формирования культуры взаимоотношений детей развивалась в трудах многих ученых:
Проблемы педагогического общения разрабатывались такими авторами, как: С.Н. Батракова, Н.А. Березин, О.В. Дашкевич, Е.Н. Ильин, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, Т.М. Тихолаз, Г.А. Цукерман [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Вопросами взаимоотношений педагогов и учеников занимались такие ученые как: И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др. [7; 8].
Важную роль играет социокультурное воздействие среды, как один из ведущих факторов психического развития личности ребенка (Дж. Брунер, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев П.Я. Гальперин и др.). Нужно, учитывать, что чем раньше начинается процесс формирования культуры, тем складывается процесс социальной адаптации ребенка (Э. Дюркгейм, А.В. Мудрик).
М.И. Лисина, В.С. Мухина, подчеркивали, что в формировании культуры взаимоотношений младших школьников важную роль играет сотрудничество с окружающими в усвоении достижений социального опыта, овладении нравственными нормами и правилами поведения [9; 10; 11].
Выготский Л. С. утверждал, что система отношений между ребенком младшего школьного возраста и социальной действительностью и является социальной ситуацией развития.
Культура взаимоотношений младших школьников есть интегральная сущностная характеристика морально-психологического климата развития личности ребенка в условиях начальной школы. Она определяется успешностью формирования у школьников социально позитивных образцов межличностного восприятия и навыков межличностного взаимодействия. В повседневной практике воспитательной работы в начальной школе формирование культуры взаимоотношений предполагает обучение детей сотрудничеству, взаимопомощи, вниманию друг к другу, заботливости, преодолению агрессивных и деструктивных форм поведения, выработку навыков гуманных, неконфликтных способов разрешения межличностных противоречий.
По мнению отечественных психологов, взаимоотношения формируются лучше непосредственно в деятельности, которая подразумевает объединение детей, где требуется коллективная работа для получения результата, где личные желания и интересы, порожденные личными потребностями, уступают общественным мотивам, общественным правилам, коллективным интересам [12; 13].
Р. Пфютце в своих работах рассматривал детские взаимоотношения как цель и как процесс воспитания. Основная цель–формирование у детей коллективизма, умение жить в коллективе. Эти качества могут сформироваться только по средствам соместной деятельности. Важную роль он отводит совместной игре. Но, говоря о детском коллективе, надо учитывать, что он формируется только под руководством взрослых, это означает, что мы не можем говорит о коллективе в полном смысле этого слова. Характер взаимоотношений зависит от уровня развития личности ребенка, но в то же время хорошие взаимоотношения способствуют развитию. Таким образом, можно говорит, что это двусторонний процесс.